открытый урок русского языка 2 класс на тему"Слова с несколькими значениями" УМК "Перспектива"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
урок русского языка 2 класс на тему"Слова с несколькими значениями"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_2_klass.docx | 21.05 КБ |
slova_s_neskolkimi_znacheniyami_2_kl._2.ppt | 1.92 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Мари-Суксинская средняя общеобразовательная школа»
Актанышского муниципального района РТ
Открытый урок русского языка
Тема: Слова с несколькими значениями
(2 класс, УМК «Перспектива»)
Учитель начальных классов:
Султангалина Чулпан Флуновна
2014 г.
Тема: Слова с несколькими значениями.
Цель: дать представление о многозначных словах, о принципе сходства многозначных слов.
Задачи:
- Обратить внимание детей на сходство предметов как условие возникновения переносных значений у слова;
- Научить школьников определять конкретное значение многозначного слова в речевом употреблении;
- Развивать речь и мышление учащихся при объяснении значений многозначных слов.
Ход урока
- Организационный момент.(1 слайд)
Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Мы пришли сюда учиться, не лениться, а трудиться.
Работаем старательно, слушаем внимательно.
- Актуализация знаний
- Словарная работа
-У вас на столах сигнальные карточки, на доске слова с пропущенными буквами. Кто мне поможет?
(У детей на столах сигнальные карточки с буквами а, о, е, и, я. На доске слова с пропущенными буквами.)
Ст..кан, с..рока, скор.., с..пог, с..хар, сп..сибо, с..нтябрь, с..лдат.(2 слайд)
- Орфографическая работа (3-4 слайд)
- На прошлых уроках мы говорили об именах собственных. Я хочу вам прочитать два стихотворения Элеоноры Фарджен об английских именах.
Имена девочек
Как славно девочек зовут!
Вот Шейла – шелковый лоскут,
И Сильвия – листва лесная,
И Стелла – звездочка ночная,
И Флора – щедрая весна,
И Лола – плавная волна,
И Линда – Белл- звонок у двери:
«Дин-дон!»- «Кто там?...»
И просто Мэри.
Имена мальчиков
Как славно мальчиков зовут!
Вот Барри – пушечный салют,
И Патрик – парус средь простора,
И Роберт – ровный рев мотора,
Том- стук копыт издалека,
И Питер – пенье пастушка.
- Какие имена запомнили?
- А у русских детей есть такие имена? ( Некоторые есть, например Стелла, Лола, Роберт )
- Запишем сегодняшнее число. Классная работа. Запишем эти имена.(5 слайд)
III. Самоопределение к деятельности
-Послушайте стихотворение.
Говорят: часы стоят,
Говорят: часы спешат,
Говорят: часы идут,
Но немного отстают.
Мы смотрели с Мишкой вместе,
А часы стоят на месте. В.Орлов
- Чему удивляются мальчики? (Тому, что часы не ходят, как люди, а о них так говорят.)
- Как вы думаете, о чём пойдет речь на уроке? (Дети , скорее всего затрудняются ответить на вопрос.)
- О чем бы вам хотелось узнать ? (Почему о часах так говорят)
- У меня в руках толковый словарь. Предположите для чего. (Будем искать значения слов.)
- Как вы думаете, может ли одно и то же слово называть два разных предмета?(Дети дают разные ответы.)
- К концу урока мы придем к единому мнению.
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
-А теперь откройте учебник Упр. 24, стр.19
-Назовите предметы. (кисть винограда, кисть руки, малярная кисть.)
- Какое слово повторяется? (Кисть)(8 слайд)
- А похожи чем – то все эти кисти? (Да, на всех кистях несколько частей соединились в одно целое.)
- Итак, все предметы разные, а называются одним словом. Почему?(Видимо, у этого слова несколько значений.)
- Составьте предложения со словом кисть в разных значениях. Сколько предложений получится? (три .)
- Какие предложения получаются? ( Мама купила кисть винограда. Миша поранил кисть руки. Маляр взял кисть и начал ремонт.)
(9 слайд)
- Запишем эти предложения .
- Как бы вы назвали слово, если оно имеет много значений?
Упр.25 , стр 19
- Как ответить на этот вопрос? (Идет – совершает движение, передвигается с места на место. Идет человек. Идет время. Идет дождь. Идет урок.)(10 слайд)
- Прочитаем сообщение Профессора Самоварова.(11 слайд)
- Какие слова называются многозначными?
- Можно ли слово идет назвать многозначным.?
- А слово кисть?
- Объясните почему.
V.Физкультминутка. (12слайд)
VI. Продолжение работы по теме урока
Работа по учебнику
Упр.26, стр. 20(Работа в паре)(13 слайд)
- Запишите словосочетания.
- Какое слово является многозначным? (Золотой)
- Что означает выражение золотой браслет? (Браслет сделан из золота.)
- А почему человека назвали золотым?(Он, наверное, очень хороший)
- Что за золотые руки- они что из золота сделаны ?(Нет, это руки, которые все умеют делать)
- На чем основана многозначность слова золотой? (На сходстве качеств- очень хороший, дорогой.)
VII. Рефлексия
- На доске видите несколько фразеологизмов.(14 слайд)
- Язык без костей.
- Язык прикусить.
- Язык подвешен.
- Язык отнялся.
- Язык проглотишь.
- Какое слово повторяется в каждом предложении. О каком языке идет речь? (О языке, который во рту)
- Подберите подходящее по смыслу фразеологизмы к следующим словам и словосочетаниям:
1) вкусно (язык проглотишь)
2) внезапно замолчать(язык прикусить)
3)потерял способность говорить (язык отнялся)
4) очень болтливый человек (язык без костей)
5) хорошо умеет говорить(язык подвешен)
- А есть у этого слова какие – нибудь другие значения?
(У колокола есть язык. У ботинка язычок. Мы говорим на русском языке. Язык как средство общения.)
VIII. Подведение итогов урока.(15 слайд)
- Закончите предложения.
- Я узнал на уроке……
- Я научился на уроке….
- Мне понравилось….
Домашнее задание(16 слайд)
Упр. 27 стр.20 в учебнике.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Громко прозвенел звонок – Начинается урок. Мы пришли сюда учиться, не лениться, а трудиться. Работаем старательно, слушаем внимательно.
Словарная работа Ст..кан, с..рока, скор.., с..пог, с..хар, сп..сибо, с..нтябрь, с..лдат. а о о а а а о е
Орфографическая работа Как славно девочек зовут! Вот Шейла – шелковый лоскут, И Сильвия – листва лесная, И Стелла – звездочка ночная, И Флора – щедрая весна, И Лола – плавная волна, И Линда – Белл- звонок у двери: «Дин-дон!»- «Кто там?...» И просто Мэри.
Как славно мальчиков зовут! Вот Барри – пушечный салют, И Патрик – парус средь простора, И Роберт – ровный рев мотора, Том- стук копыт издалека, И Питер – пенье пастушка.
Третье февраля. Классная работа. Шейла, Сильвия, Стелла, Флора, Лола, Линда, Мэри, Барри, Патрик, Роберт, Питер.
Говорят: часы стоят, Говорят: часы спешат, Говорят: часы идут, Но немного отстают. Мы смотрели с Мишкой вместе, А часы стоят на месте. В.Орлов
кисть соединение нескольких частей (пальцев, виноградин, щетинок) в одно целое.
Запишем эти предложения 1. Мама купила кисть винограда. 2. Миша поранил кисть руки. 3. Маляр взял кисть и начал ремонт
Мальчик идёт по улице . На улице идёт дождь. В комнате идут часы.
Многозначные слова Слова, у которых имеется два или несколько значений.
Физминутка
Золотая осень золотой браслет золотой человек золотые руки золотая рожь
- На доске видите несколько фразеологизмов . Язык без костей хорошо умеет говорить Язык прикусить очень болтливый человек Язык подвешен внезапно замолчать Язык отнялся вкусно Язык проглотишь потерял способность говорить
Я узнал научился Мне понравилось
Домашняя работа Упр. 27 стр.20 в учебнике.
Спасибо за урок !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок русского языка "Обощение по теме "Предложение. Текст" 4 класс
Урок проводится в форме аукциона. Групповая форма работы....
Урок русского языка 1кл по теме: Слова, которые звучат одинаково, а пишутся по-разному. Презентация к уроку
Урок разработан в системе деятельностного подхода...
Урок русского языка 1кл по теме: Слова, которые звучат одинаково, а пишутся по-разному. Презентация к уроку
Урок разработан в системе деятельностного подхода...
Технологическая карта урока русского языка Класс: 3 Тема: «Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»
Актуальность проекта Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования в структуре с...
открытый урок русский язык 4класс по теме: « Родительный падеж имен прилагательных в мужском и среднем роде.»
разработка урока по теме "Родительнай падеж имен прилагательных в мужском и среднем роде" построен по технологии проблемно-диалогической. Материал содержит задания для работы в группах, паре...