открытый урок русского языка 2 класс на тему"Слова с несколькими значениями" УМК "Перспектива"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Султангалина Чулпан Флуновна

урок русского языка 2 класс на тему"Слова с несколькими значениями"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_2_klass.docx21.05 КБ
Office presentation icon slova_s_neskolkimi_znacheniyami_2_kl._2.ppt1.92 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Мари-Суксинская средняя общеобразовательная школа»

Актанышского муниципального района РТ

Открытый урок русского языка

Тема: Слова  с несколькими значениями

(2 класс, УМК «Перспектива»)

Учитель начальных классов:

Султангалина Чулпан Флуновна

2014 г.

Тема: Слова с несколькими значениями.

Цель: дать представление о многозначных словах, о принципе сходства многозначных слов.

Задачи:

  1. Обратить внимание детей на сходство предметов как условие возникновения переносных значений у слова;
  2. Научить школьников определять конкретное значение многозначного слова в речевом употреблении;
  3. Развивать речь и мышление учащихся при объяснении значений многозначных слов.

Ход урока

  1. Организационный момент.(1 слайд)

Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Мы пришли сюда учиться, не лениться, а трудиться.
Работаем старательно, слушаем внимательно.

  1. Актуализация знаний
  1. Словарная работа

-У вас на столах сигнальные карточки,  на доске слова с пропущенными буквами. Кто мне поможет?

(У детей на столах сигнальные карточки с буквами а, о, е, и, я. На доске слова  с пропущенными буквами.)

Ст..кан, с..рока, скор.., с..пог, с..хар, сп..сибо, с..нтябрь, с..лдат.(2 слайд)

  1. Орфографическая работа (3-4 слайд)

- На прошлых уроках мы говорили об именах собственных. Я хочу вам прочитать два стихотворения Элеоноры Фарджен об английских именах.

Имена девочек

Как славно девочек зовут!

Вот Шейла – шелковый лоскут,

И Сильвия – листва лесная,

И Стелла – звездочка ночная,

И Флора – щедрая весна,

И Лола – плавная волна,

И Линда – Белл- звонок у двери:

«Дин-дон!»- «Кто там?...»

И просто Мэри.

Имена мальчиков

Как славно мальчиков зовут!

Вот Барри – пушечный салют,

И Патрик – парус средь простора,

И Роберт – ровный рев мотора,

Том- стук копыт издалека,

И Питер – пенье пастушка.

- Какие имена запомнили?

- А у русских детей есть такие имена? ( Некоторые есть, например Стелла, Лола, Роберт )

- Запишем сегодняшнее число. Классная работа. Запишем эти имена.(5 слайд)

III.  Самоопределение к деятельности

-Послушайте стихотворение.

Говорят: часы стоят,

Говорят: часы спешат,

Говорят: часы идут,

Но немного отстают.

Мы смотрели с Мишкой вместе,

А часы стоят на месте. В.Орлов

- Чему удивляются мальчики? (Тому, что часы не ходят, как люди, а о них так говорят.)

- Как вы думаете, о чём пойдет речь на уроке? (Дети , скорее всего затрудняются ответить на вопрос.)

- О чем бы вам хотелось узнать ? (Почему о часах так говорят)

- У меня в руках толковый словарь. Предположите для чего. (Будем искать значения слов.)

- Как вы думаете, может ли одно и то же слово называть два разных предмета?(Дети дают разные ответы.)

- К концу урока мы придем к единому мнению.

IV. Работа по теме урока

    Работа по учебнику

     -А теперь откройте учебник Упр. 24, стр.19

-Назовите предметы. (кисть винограда, кисть руки, малярная кисть.)

- Какое слово повторяется? (Кисть)(8 слайд)

- А похожи чем – то все эти кисти? (Да, на всех кистях несколько частей соединились в одно целое.)

- Итак, все предметы разные, а называются одним словом. Почему?(Видимо,  у этого слова несколько значений.)

- Составьте предложения со словом кисть в разных значениях. Сколько предложений получится? (три .)

- Какие предложения получаются? (  Мама купила кисть винограда.  Миша поранил кисть руки. Маляр взял кисть и начал ремонт.)

(9 слайд)

-  Запишем эти предложения .

- Как бы вы назвали слово, если оно имеет много значений?

Упр.25 , стр 19

- Как ответить на этот вопрос? (Идет – совершает движение, передвигается с места на место. Идет человек. Идет время. Идет дождь. Идет урок.)(10 слайд)

- Прочитаем сообщение Профессора Самоварова.(11 слайд)

- Какие слова называются многозначными?

- Можно ли  слово  идет назвать многозначным.?

- А слово кисть?

- Объясните почему.

V.Физкультминутка. (12слайд)

VI. Продолжение работы по теме урока

              Работа по учебнику

               Упр.26, стр. 20(Работа в паре)(13 слайд)

- Запишите словосочетания.

- Какое слово является многозначным? (Золотой)

- Что означает выражение золотой браслет? (Браслет сделан из золота.)

- А почему человека назвали золотым?(Он, наверное, очень хороший)

- Что за золотые руки- они что из золота сделаны ?(Нет, это руки, которые все умеют делать)

- На чем основана многозначность слова золотой? (На сходстве качеств- очень хороший, дорогой.)

VII. Рефлексия

- На доске видите несколько фразеологизмов.(14 слайд)

  • Язык без костей.
  • Язык прикусить.
  • Язык подвешен.
  • Язык отнялся.
  • Язык проглотишь.

- Какое слово повторяется в каждом предложении. О каком языке идет речь? (О языке, который во рту)

- Подберите подходящее по смыслу фразеологизмы к следующим словам и словосочетаниям:

1) вкусно (язык проглотишь)

2) внезапно замолчать(язык прикусить)

3)потерял способность говорить (язык отнялся)

4) очень болтливый человек (язык без костей)

5) хорошо умеет говорить(язык подвешен)

- А есть у этого слова какие – нибудь другие значения?

(У колокола есть язык. У ботинка язычок. Мы говорим на русском языке. Язык как средство общения.)

   VIII. Подведение итогов урока.(15 слайд)

- Закончите предложения.

  • Я узнал на уроке……
  • Я научился на уроке….
  • Мне понравилось….

Домашнее задание(16 слайд)

Упр. 27 стр.20 в учебнике.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОУ «Мари- Суксинская СОШ» Урок русского языка Слова с несколькими значениями 2 класс Учитель начальных классов: Султангалина Чулпан Флуновна

Слайд 2

Громко прозвенел звонок – Начинается урок. Мы пришли сюда учиться, не лениться, а трудиться. Работаем старательно, слушаем внимательно.

Слайд 3

Словарная работа Ст..кан, с..рока, скор.., с..пог, с..хар, сп..сибо, с..нтябрь, с..лдат. а о о а а а о е

Слайд 4

Орфографическая работа Как славно девочек зовут! Вот Шейла – шелковый лоскут, И Сильвия – листва лесная, И Стелла – звездочка ночная, И Флора – щедрая весна, И Лола – плавная волна, И Линда – Белл- звонок у двери: «Дин-дон!»- «Кто там?...» И просто Мэри.

Слайд 5

Как славно мальчиков зовут! Вот Барри – пушечный салют, И Патрик – парус средь простора, И Роберт – ровный рев мотора, Том- стук копыт издалека, И Питер – пенье пастушка.

Слайд 6

Третье февраля. Классная работа. Шейла, Сильвия, Стелла, Флора, Лола, Линда, Мэри, Барри, Патрик, Роберт, Питер.

Слайд 7

Говорят: часы стоят, Говорят: часы спешат, Говорят: часы идут, Но немного отстают. Мы смотрели с Мишкой вместе, А часы стоят на месте. В.Орлов

Слайд 8

кисть соединение нескольких частей (пальцев, виноградин, щетинок) в одно целое.

Слайд 9

Запишем эти предложения 1. Мама купила кисть винограда. 2. Миша поранил кисть руки. 3. Маляр взял кисть и начал ремонт

Слайд 10

Мальчик идёт по улице . На улице идёт дождь. В комнате идут часы.

Слайд 11

Многозначные слова Слова, у которых имеется два или несколько значений.

Слайд 12

Физминутка

Слайд 13

Золотая осень золотой браслет золотой человек золотые руки золотая рожь

Слайд 14

- На доске видите несколько фразеологизмов . Язык без костей хорошо умеет говорить Язык прикусить очень болтливый человек Язык подвешен внезапно замолчать Язык отнялся вкусно Язык проглотишь потерял способность говорить

Слайд 15

Я узнал научился Мне понравилось

Слайд 16

Домашняя работа Упр. 27 стр.20 в учебнике.

Слайд 17

Спасибо за урок !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок русского языка "Обощение по теме "Предложение. Текст" 4 класс

Урок проводится в форме аукциона. Групповая форма работы....

Технологическая карта урока русского языка Класс: 3 Тема: «Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»

Актуальность проекта               Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования в структуре с...

открытый урок русский язык 4класс по теме: « Родительный падеж имен прилагательных в мужском и среднем роде.»

разработка урока по теме "Родительнай падеж имен прилагательных в мужском и среднем роде" построен по технологии проблемно-диалогической. Материал содержит задания для работы в группах, паре...