конспект урока русского языка в 4 классе
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

личные местоимения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka.docx26.14 КБ

Предварительный просмотр:

Бурдастова Вера Вячеславовна

учитель начальных классов

МБОУ ЧСОШ им. Н.К.Аносова

Тема: Личные местоимения. 4 класс

Цель: На основе наблюдений учащихся вывести понятие новой  части речи- местоимение.

Задачи:

Дидактические: 

- познакомиться с личными местоимениями;

- наблюдение за ролью местоимений в предложении, тексте;

- формирование умения распознавать личные местоимения и правильно их употреблять в речи.

Коррекционно-развивающие:  - развитие полноты состава действий обучающихся по постановке, решению и оценке результатов решения учебной задачи;

-развитие логической последовательности действий обучающихся на уроке с точки зрения поэтапного формирования умственных действий.

Воспитательные: - воспитание навыка самостоятельности;

- формирование чувства языка;         

- воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством, совершенствовать устную и письменную речь, делать её более точной и богатой.

Содержание

Примечание

1.   Организационный момент.(учитель)

-Здравствуйте, ребята. Улыбнитесь друг другу и поприветствуйте улыбкой наших гостей.

             Начинается урок,

           Он пойдёт ребятам впрок.

           Соберёте много знаний,

           Если приложить старанье.

-Ребята, а вы любите тайны, приключения, открытие нового?

Давайте сегодня побудем исследователями…  И начнём мы с того, что найдём ту букву, которую будем писать на минутке чистописания.

- Прежде всего, как положено, запишем в тетради дату и место нашего исследования

2. Чистописание.

- Перед вами слова, которые нужно разделить на две группы. Какие это будут две группы?

- Какую будем писать букву сегодня? (ЯЯЯЯ)

3.   Словарная работа

- Пприготовьте ручку и простой карандаш.

Ваша задача прочитать слово, вставить пропущенные буквы, записать его в тетрадь и подчеркнуть вставленные буквы.

(после написания каждого слова, дети сверяют с образцом на экране)

- Кто выполнил работу без ошибок, поднимите руку. Молодцы.

- Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом. Его вы составите самостоятельно, соединив первые буквы имен существительных в данной группе слов.

- Какое слово получилось? (ГАЗЕТА)

-Назовите ударную гласную, безударную гласную. Прочитаем слово все вместе. Запишите это слово.

- Подумайте, что обозначает слово ГАЗЕТА.

В этимологическом словаре написано, что слово ГАЗЕТА произошло От итальянского gazzetta буквально "( маленькая) сорока, болтунья". Также венецианское gazeta - название старинной венецианской монеты, которую платили за газету, издававшуюся в Венеции в середине XVI века,

а в толковом словаре Ожегова ГАЗЕТА- это  печатное периодическое издание, в котором публикуются новости о самых разнообразных событиях текущей жизни.….

- К какой части речи относится это слово? Назовите морфологические признаки слова. (им.существительное, неодушевленное, ж.р., ед.ч.)

- Ребята, где издается газета? (в издательстве, редакции)

- Кто является главным человеком в редакции, который проверяет и исправляет ошибки в материалах для публикации? (редактор)

- Правильно, РЕДАКТОР – это лицо, которое редактирует что-нибудь, редактировать значит проверять и исправлять при подготовке к печати.

-Я составила предложение, но в нем пропущены слова ГАЗЕТА и РЕДАКТОР. Вставьте эти слова в предложение. Прочитайте предложение, которое получилось.

(Редактор проверил статью для газеты).

- Запишите, подчеркните главные члены предложения. Какое из новых двух слов является подлежащим?   Молодцы!

4.    Постановка и решение проблемной ситуации.

- Сегодня мы с вами попробуем создать свою газету и побываем в роли редактора. Какое название будет у нашей газеты? (Семейка)

А вот и первый материал, который нужно отредактировать. Это стихотворение Е.Н.Леоновича, послушайте:

Утром так заведено,

  Разомкнешь ресницы

  И к  тебе идет ОНО

  Розовой жар-птицей…

  А стемнеет – ОН придет,

  Тоненький, смущённый,

  Он на цыпочках войдет

  Долькою лимонной…

   Срок прошел-плывет ОНА

   В пелене тумана,

   Круглолица и грустна,

   Будто Несмеяна

   Кто же ОН, ОНО, ОНА?

- Какие слова отгадки спрятались под словами-указателями он, оно, она?

(МЕСЯЦ, СОЛНЦЕ, ЛУНА)

- К какой части речи они относятся? ( к им.существительному)

- Значит слова ОН, ОНО, ОНА  заняли место имени существительного!

- Как вы думаете, как можно было бы  назвать новую часть речи, к которой относятся слова-указатели ОН, ОНО,ОНА?  (местоимение)

5.      Сообщение темы и постановка целей:

- Кто  догадался, с какой частью речи мы будем работать?

- А точнее: Местоимение как часть речи. Личные местоимения.

- Какие бы вы поставили перед собой задачи, исходя из темы урока?

1) познакомиться с личными местоимениями;

2) узнавать личные местоимения на слух и в тексте;

3) знать на какие вопросы отвечает;

4) сравнить личные местоимения и имена существительные;

5) подумать, для чего нам нужны местоимения в речи.

- Ребята, если мы справимся со всеми поставленными задачами, то в конце урока у нас должна получиться интересная газета.

- Так что такое местоимение? (Местоимение – это часть речи)

- Какую часть речи заменяет местоимение? (Местоимение заменяет имя существительное)

6.    Открытие нового.

6.1   - Не случайно, в начале урока я сказала, что мы сегодня редакторы. И теперь нам предстоит разобраться с определенной группой местоимений, но для этого необходимо ответить на вопросы:

     - Когда вы начинаете разговор, как называете себя? (Я). Запишите.

     - Когда обращаетесь к товарищу не по имени? (ТЫ). Запишите.

     - Как бы вы назвали себя и товарища одним словом? (МЫ). Запишите.

     - Как бы вы обратились к группе детей? (ВЫ). Запишите.

     - А как вы обратитесь ко мне? (Вы). Так обращаются вежливо ко взрослому человеку. Значит, местоимение ВЫ может указывать и на одно лицо и тогда оно будет писаться с большой буквы.  Запишите – Вы.

     - Когда разговор идет о мальчике, то мы говорим… (ОН), о девочке … (ОНА), а если о ребятах…(ОНИ).

     - А каким словом заменить слово ЖИВОТНОЕ? (ОНО)

- Надя, прочитай, что мы записали. (Я, ТЫ, МЫ, ВЫ, ОН, ОНА, ОНИ, ОНО)

- Местоимения Я, ТЫ, МЫ, ВЫ, ОН, ОНА, ОНИ, ОНО- называют личными. Они указывают на лицо или лица.

6.2  Актуализация знаний.

- Раз мы с вами редакторы, значит должны знать, что Мир местоимений широк и многообразен. Без местоимений нет языков.

  • Для чего существуют местоимения в речи? (Они создают нам речевое
    удобство, так как экономят время). Они - как запасные игроки на футболе, как
    дублёры в театре.

- Чтобы легче запомнить личные местоимения, я предлагаю прочитать стихотворение:

     Я и мы,

     Ты и вы,

     Он, она, оно, они -

     Все слова отличные,

     Важные и личные.

     Это, без сомнения,

Всё местоимения.

Уч-ся (хором читают стих)

- С какой задачей урока мы справились? (с первой)

- Теперь я проверю, как вы их запомнили. Хлопните в ладоши если услышите личные местоимения:

            Цветы.

       Если я сорву цветок,

       Если ты сорвёшь цветок,

       Если он, и я, и ты -

       Если мы сорвём цветы,

       То окажутся пусты

       И деревья, и кусты.

       И не будет красоты,

       и не будет доброты,

       Если только я и ты -

       Если мы сорвём цветы. (Т.Собакин)

Посмотрите, какая красота! Разве поднимется рука уничтожить её? Необходимо бережно относиться к природе.

6.3 Физминутка для глаз.

Чтобы глазки не уставали, понаблюдайте за цветами не отрывая глаз.

6.4    Сравнение местоимения и им.существительного.

- Ребята, к этой иллюстрации еще есть текст. Так как мы редакторы, то не можем оставить данный текст непрочитанным. Артем читай вслух:

Антон купил букет роз. Антон подарил цветы маме.

- Что не так в этих предложениях? (Повторяется слово АНТОН)

- Как это исправить? (заменить личным местоимением ОН)

- Прочитайте теперь правильно предложения.

Антон купил букет роз.  Он подарил цветы маме.

6.5  Работа в тетради.

- На какой вопрос отвечает существительное АНТОН? (Кто?). Запишите это предложение с вопросом. Подчеркните существительное.

(Кто? ) Антон купил букет роз.  

- На какой вопрос отвечает личное местоимение ОН? (Кто?). Запишите это предложение с вопросом. Подчеркните местоимение.

(Кто? ) Он  подарил цветы маме.

- Какой вывод отсюда следует? (Личные местоимения отвечают на те же вопросы, на которые отвечают имена существительные)

- Существительное АНТОН называет лицо? (Да)

- А личное местоимение ОН? (Нет, только указывает)

 

- Посмотрите, справились мы с третьей задачей урока? (Читают задачу)

- Чем похожи личные местоимения и имена существительные? (Отвечают на одни и те же вопросы)

- Чем отличаются личное местоимение от имени существительного? (Имя существительное называет предмет, а местоимение указывает на предмет, не называя его).

- С какой задачей урока мы справились?

Физкультминутка:

Я иду и ты идёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей),

Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

Я пою и ты поёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей) -

Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

Мы идём и мы поём (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей) -

Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

Очень дружно мы живём (ладонь в кулак, большой палец вверх) -

Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

7.    Применение новых знаний на практике.

7.1   Работа с текстом   

- Вот теперь я уверена, что вы готовы к самому ответственному заданию.

Сейчас вы будете работать в группах-редакциях: один будет главным редактором, другие – помощники главного редактора. Не забываем, что каждый в группе имеет право голоса, а главный редактор в группе решает, чей ответ принять.

   Задание на карточках, которые лежат у вас на парте:

1 группа: Замените выделенные имена существительные подходящими по смыслу личными местоимениями.

 2 группа: вместо точек вставьте подходящие по смыслу личные местоимения.

1 группа:

В последний день лета мы ездили в Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь. В тот день солнце было яркое и весёлое. Солнце  хорошо пригревало . Деревья были, как в сказке. Деревья стояли ещё в зелёных нарядах. Наконец – то  я  увидел реку Дон.  Река  была широкая и очень красивая. Домой мы  поехали очень довольные.

Они, оно, она, вы.

2 группа:

 В последний день лета ….. ездили в Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь. В тот день солнце было яркое и весёлое. …..  хорошо пригревало . Деревья были, как в сказке. ….. стояли ещё в зелёных нарядах. Наконец – то  я  увидел реку Дон.  Она  была широкая и очень красивая. Домой …..  поехали очень довольные.

Мы, она, я, они, оно, мы, вы

- Проверяем вашу работу в группах.

-Послушаем текст первой группы. Второй группы.

- Сравните свои тексты с текстом на экране. (учитель читает текст, дети проверяют). Какое местоимение оказалось лишним? (вы)

- Поднимите руку у кого работа выполнена без ошибок? Молодцы.

Исправьте у кого не так.

-Как вы думаете для чего нам нужны местоимения в речи?

- Вот мы справились со следующей задачей.

6.2.   «Найди лишнее»   

- Вы знаете, что редактор должен уметь видеть в тексте лишнюю, ненужную информацию. И сейчас, я проверю, сможете ли вы найти «четвертый лишний»

Работать будем в парах. ПОМОЩНИКИ гл.редактора  выполнят задание, а ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР в случае необходимости помогает, потом проверяет и  исправляет.

Найдите лишнее слово в каждом ряду и объясните, почему.

Я, они, на, ты (предлог)

Но, оно, она, они (союз)

Я, Яна, ты, вы (существительное, имя)

Он, она, они, оно (мн.ч.)

- Проверяем работу.(Каждая пара читает по строчке, называет лишнее слово и объясняет почему)

МОЛОДЦЫ!

8.   Итог урока.

- Ребята, выполнили ли мы поставленные задачи?

- С какой частью речи мы познакомились?

- Какие местоимения вы узнали?

- Чем похожи личные местоимения и им. существительные?

- Чем отличаются?

-Вам понравилось быть редактором?

-Оцените свои знания: (выбрать смайлик и повесить на доску)

- Все поставленные задачи мы выполнили и результатом нашего труда стала газета «СЕМЕЙКА».

9. Домашнее задание.

- Домашнее задание: Придумать и записать статью из 5 предложений с личными местоимениями.

Спасибо за урок.

Слайд 2

Слайд 3-4

Яма, мясо, оляпка, ягода, яблоко, сегодня.

Слайд 5- 21

г.р.зонт, а(л,лл)ея, пр.красный, з.вод, еж.вика, ж.лтый, тр.(л,лл)ейбус, а.тобус.

Слайд 22

ГАЗЕТА

Хоровое чтение.

Слайд 23-25

Запись слова.

Словарь Ожегова, этимологический.

Слайд 26-29

На слайде признаки

Слайд 30

РЕДАКТОР

У доски ученик

Слайд:31

Семейка

Слайд: 32

стихотворение Е.Н.Леоновича

Слайд: СЕМЕЙКА

Слайд:33

ОН  - месяц

ОНО - солнце

ОНА – луна.

Слайд:34-35

МЕСТО   ИМЕНИ

МЕСТОИМЕНИЕ

Слайд: 36

 тема урока

Задачи на карточках вывешиваются на доске.

Слайд: 37

Местоимение – это часть речи.

Местоимение заменяет имя существительное.

Слайд:39-47 постепенно появляются местоимения Я, ТЫ, МЫ, ВЫ, ОН, ОНА, ОНИ, ОНО

Слайд: появляется ЛИЧНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ

Слайд: 48 стихотворение.

Первая задача

Слайд:49

Картинка с цветами

Слайд 50

Физ.пауза для глаз

Слайд 51Появляется текст

Слайд 52

Появляется местоимение ОН

Ученик у доски

Слайд: 53-54

Им.сущ.         Мест.

в-сы одни и те же

назыв.           указыв

предм.           На  

                      предм...              

 

ЗАДАЧА

Слайд 55

Физкультминутка:

Работа в группах

Слайд: 56 карточка с исправл. текстом

Задача

Слайд: 57-61 карточка с заданием

Слайд 63

Газета «Семейка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка 2 класс УМК "Школа России". Урок-сказка.

Цели и задачи урока:Образовательные:- закрепить знания, умения, навыки учащихся о проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова.     2. Развивающие:- развивать...

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Конспект урока русского языка 2 класс Тема : «Звуки буквы родного языка. Природа весной.»

Урок развития речи. На уроке формируются умения рассматривать и анализировать картины, фиксировать свои наблюдения, находить нужный материал для раскрытия темы, пробуждение творческой активности и фан...

Конспект урока русского языка 1 класс и презентация к уроку

Надеюсь, что составленный мною конспект урока покажется интересным и может быть, кто-то его частично использует в своей работе...

Конспект урока русского языка 2 класс Тема урока: «Правописание суффиксов –онок-, -енок- »

Конспект урока русского языка  2 классТема урока:  "Правописание суффиксов –онок-, -енок-" Образовательная система  “Начальная школа XXI века”....

Конспект урока русского языка 4 класс по теме "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" урок изучения нового материала

Конспект урока русского языка по теме "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" в 4 классе. Это урок изучения нового материала по программе "Школа 21 век". Урок соответствует требованиям ФГОС....

Конспект урока русского языка 2 класс по теме "Русский алфавит или азбука".

Урок русского языка 2 класс по теме "Русский алфавит или азбука".Цель: создать условия для обобщения и расширения знаний обучающихся о русском алфавите (азбуке); создать условия дл...