Урок русского языка "Имя существительное"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Обувалова Ольга Николаевна

Ввсти понятие "имя существительное",показать различие между одушевленными и неодушевленными существительными, определить тематические группы,обогатить речь детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_vo_2_klasse.docx19.98 КБ

Предварительный просмотр:

                             Урок русского языка во 2 классе.

                            Тема урока «Имя существительное».

Цели урока:

      1) знакомство с именем существительным как частью речи;

     2) развитие речи, памяти, мышления, орфографической зоркости, наблюдательности, умения работать в сотрудничестве с другими;

    3) воспитание коллективизма.

Форма проведения урока: деловая игра «Разведчик-следопыт»

Ход урока.

I. Мотивация к учебной деятельности.

 -Кто такой «Разведчик- следопыт»?

–Какими качествами должен обладать хороший разведчик-следопыт?

1) иметь зоркий глаз;

2) уметь слушать и слышать;

3) быть внимательным.

- Сегодня я предлагаю вам превратиться в следопытов.

II.Целеполагание.

  -Итак, поступило срочное сообщение: потерялась часть речи.

- Что будем делать?

- Искать.  

- С чего начнём поиск?

- Со сбора информации.

- Какие у вас возникли вопросы?

-Как называется?

-На какие вопросы отвечает?

-Что обозначает?

-Это цель нашей деятельности.

                                       План: (на доске)

1) Познакомиться с новой частью речи;

2) Узнать, на какие вопросы она отвечает;

3) Ннаучиться распознавать её среди других слов.

III. Открытие нового материала.

- Итак, пойдём по следам. Он ведёт нас на урок «Окружающего мира».

- Замени одним словом и запиши:

- Движение воздуха-…(ветер)

- Буря на море-…(шторм)

- Сильный ветер со снегом…(метель)

- Ненастье с громом и молнией…(гроза)

- Прочитайте ещё раз записанные слова.

- На какой вопрос отвечают предметы? Что обозначают? (Явления природы.)

Ветер, шторм, метель, гроза- явления природы.

-Найдите слово в котором букв больше, чем звуков.

 (На центральной части доски появляется табличка):

                                    ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ

- Следы привели нас на урок математики. Слушаем задачу:(планшет)

У лисенка 3 яблока, а у котенка в 2 раза больше. Сколько яблок у котенка? (3.2=6(яб.)

- Молодцы.

Физминутка.

- Назовите героев этой задачи.

- Лисенок, котенок. -С помощью какого суффикса образовались эти слова. Выделите суффикс.

- Как одним словам назвать эти слова?

- Животные.  Запишите названия животных.

  Лисенок, котенок- животные.

- На какой вопрос отвечают эти предметы?

- Кто?

 На доску вывешивается табличка:

                                                ЖИВОТНЫЕ

 -Следы привели нас на урок изобразительного искусства. Вы видите репродукцию картины.

-Как называется эта картина? («Аленушка»)

-Кто её автор? (Виктор Михайлович Васнецов)

-Молодцы.

-Посмотрите на главную героиню. Что она чувствует?

(Боль, печаль, страх, уныние, любовь).

Боль, печаль, страх, уныние, любовь - чувства.

-На какой вопрос отвечают эти слова?

-Отвечают на вопрос что? И обозначают чувство.

Запись на доске:

                                                  ЧУВСТВА

- Следующий урок труда. Для изготовления работ из бумаги какие инструменты нам пригодятся?

- Ножницы, кисточка.

- А какие инструменты вы знаете ещё?

- Грабли, лопата, пила, топор…

-Послушайте загадку, найдите ответ.

Самый бойкий я рабочий

В мастерской,

Колочу я что есть мочи

День-деньской. _(молоток)

Ножницы, кисточка, молоток- инструменты.

- На какой вопрос отвечают эти предметы? К какой группе предметов относятся?

                                        ИНСТРУМЕНТЫ

Урок литературного чтения.

- К видам устного народного творчества относится загадка.

Стоят в лесу сестрицы-

Платья белы,

Шапочки зелены.   (Берёзы)

- Что такое берёза?  

- Это дерево. Назовите, какие деревья вы знаете. (картинки смородины, черники)

Береза, смородина, черника-растения.

 - На какой вопрос отвечают предметы?  К какой группе предметов относятся?

                                           РАСТЕНИЯ  

- Последний след ведёт нас в будущее, кем бы вы хотели стать?

 - Составьте   предложение. Прочитайте.

- О чём говорится в вашем предложении? (о будущей профессии).

- На какой вопрос отвечает слова профессии? (что?)

                                                      ПРОФЕССИИ

-Пришло время поработать в группах. Распределите слова по столбикам. (карточки)

 

                                                     ЧАСТЬ     РЕЧИ

 

                                  ЧТО?                                                              КТО?

ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ        ЧУВСТВА        ЖИВОТНЫЕ    РАСТЕНИЯ        ЛЮДИ

ИНСТРУМЕНТЫ           ПРОФЕССИИ

-Проверка. Принесите свои работы. Прочитайте слова первого столбика, второго столбика. Почему так распределили.  

- Что обозначают эти слова? Предмет. 

-Учёные после долгих споров условились считать, что главное значение этих слов - значение предмета. Мы спрашиваем кто? о живых существах, что?  - о вещах.  Но вопрос что? Может быть задан и о буре, и о погоде, и о мысли, и о добре или злобе. Всё это тоже можно считать предметами, вещами.  

 На вопрос кто? или что? Отвечают слова, которыми люди обозначают всё то, что они могут увидеть, услышать, потрогать, или даже то, о чём они способны подумать, как о чём-то существующем. И называется эта часть речи имя существительное.

lV Работа с учебником.

- Прочитайте текст учебника(с.76).

- Нашли ли мы ответы на свои вопросы? (план)

- Для чего нам нужны эти знания?

- А сейчас очень важно запомнить их и уметь ими пользоваться.

 V. Развитие умений.

- Из данных слов выберите существительные, объясните:

Падают, дети, учительница, школа, встречает, пушистые, тихо, снежинки, спешат.

- Можно ли из этих слов составить предложения? Запишите предложение о снежинках.

-Надпишите над именами существительными вопрос.

VI.Рефлексия.

- Подведём итог работы. Работаем в парах. Задайте друг другу вопросы по теме урока.

VII.Самооценка.

- С каким настроением вы уходите с урока? Покажите свои карточки: - остались вопросы. Не все понял, + все понял, нет вопросов.

-  Мы справились со своей задачей. Благодарю всех за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 4 класс Тема: Одушевлённость и неодушевлённость имён существительных как особое грамматическое значение имён существительных.

На этом уроке русского языка ребята получат возможность разобраться с таким грамматическим значением имён существительных как одушевлённость и неодушевлённость....

Урок русский язык в 3 а классе Тема урока «Имя существительное. Число и род имен существительных».

Урок получения новых знаний. Построен в соответствии с ФГОС НОО второго поколения. Есть технологическая карта урока....

Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Твердая и мягкая основа существительных женского рода рода. Существительные мужского и женского рода с основой на ж, ш, ч, щ. Правописание существительных мужского и женского рода с основой на ж, ш, ч, щ."

Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Твердая и мягкая основа существительных женского рода рода. Существительные мужского и женского рода с основой на ж, ш, ч, щ. Правописание существительных мужс...

Сценарий урока русского языка Тема: «Уменьшительно-ласкательные формы мужских и женских имён в русском языке. Образование имён существительных от основ существительных»

Предмет: «Русский язык»Авторы учебника: Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В.ПронинаКласс:3Тема: «Уменьшительно-ласкательные формы мужских и женских имён в русском языке. Образование имён существительных от ...

Урок русского языка "Существительные первого склонения"

Конспект урока русского языка "Существмтельные первого склонения". 3 класс. УМК "Перспективная начальная школа"...