Разработка урока "Правописание слов с сочетаниями жи- ши"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Правописание ЖИ-ШИ в словах. Чтение слов и предложений с сочетаниями ЖИ-ШИ. Письмо слов и предложений с изученными буквами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx21.34 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Правописание ЖИ-ШИ в словах. Чтение слов и предложений с сочетаниями ЖИ-ШИ. Письмо слов и предложений с изученными буквами.

Цель:

  • закреплять знания написания и чтения буквосочетаний ЖИ-ШИ; написание заглавной буквы в начале предложения и точки в конце предложения;
  • Совершенствовать навык письма заглавных и строчных букв отдельно и в соединении;
  • Учить правильно соединять буквы в словах;
  • Закреплять умение анализировать, сопоставлять формы букв, делать звуковой и слоговой анализы слов;
  • Развивать фонематический слух, внимание, умение слушать;
  • Прививать интерес к чтению художественной литературы.
  • Ввести детей в сложный мир добра и зла, опираясь на содержание сказки О.Уайльда «Звёздный мальчик»
  • Прививать детям сочувствие, стремление совершать добрые поступки, чувствовать боль и радость других людей.

Тип урока: практическое применение знаний, умений

Форма урока: интегрированный урок

1.Вступительная беседа.

Дети, давайте встанем с мест и возьмёмся за руки. Как приятно держать за руку друга. Улыбнитесь друг другу. Улыбнитесь всем присутствующим на нашем уроке гостям. С каким настроением вы встали утром с постели и пришли сегодня в наш класс?

(Ответы детей - радостным, весёлым, спокойным).

Давайте с таким прекрасным настроением проведём наш урок. (Дети садятся на места)

2.Сообщение темы и целей урока.

Темой нашего сегодняшнего урока будет правописание сочетаний «ЖИ», «ШИ». Мы вместе будем читать и писать слова с этими сочетаниями, будем учиться правильно соединять буквы в словах, а также познакомимся с новой сказкой.

Артикуляционная гимнастика

-Для начала подготовим наш язычок и голосовые связки к работе.

Давайте пропоём гласные звуки: АОУЫИЭ

Игра. Я буду называть различные звуки, если я назову гласный звук – вы хлопаете в ладоши, а если согласный – вы топаете ножками (и, к,н,ы,г,м,ф,и.еи т.д.)

Работа над выразительностью речи

- Какие эмоции может выражать человек?

Давайте произнесём стихотворение с разными эмоциями.

Шорох,

Шептание,

Шумок под окном,

Шлёпанье лёгкое...Кто это - гном?

Ш! Там за шторами, возле окна

Шустрым мышонком

Шуршит тишина

Чтение слогов и слов, записанных на доске.

Ша шо шу ши

Аж ож уж иж

Жак шут жис шик

Шкт лшс жрм кжс

Жка жта жса

Шта шма шра

уши -жил

шили -жила

шишки -ужин

малыши -ножи

- Что общего в написании слов 1-го столбика?

- Что общего в написании слов 2-го столбика?

(буквосочетание ЖИ, ШИ)

- Что можно сказать о звуках Ж и Ш? (твёрдые согласные)

Как вы думаете, почему после звуков [Ш] и [Ж] пишется буква И?

(Ответы детей)

Сколько хороших дел можно сделать за короткий урок. И чтобы начать делать хорошие дела я приглашаю вас в путешествие по сказке «Звёздный мальчик» английского писателя Оскара Уайльда.

3. Введение игрового момента.

О чём-то скрипит половица,

Ребятам опять не сидится,

Присев, они навострили ушки

И сразу меняются лица,

Меняются звуки и краски…

Тихонько скрипит половица,

По комнате ходят сказки.

Как грустно было бы жить людям на свете, если бы в мире не было книг. И как счастливы мы, имея возможность читать их.

- О чём можно прочитать в книгах? (о народных героях, путешествиях, животных)

-Правильно. Но ещё есть и волшебные книги, в них написаны сказки.

Я сегодня хочу вас познакомить со сказкой о звёздном мальчике.

… В одной деревне, которая ближе всех находится к небу, жил лесник (егерь) с женой и детьми. Это были хорошие люди. Жители деревни уважали и любили их. Однажды, когда лесник собирал хворост (сучья для топки печи), с неба упала звезда. Лесник нашёл это место, но вместо звезды там лежал обёрнутый в золотой плащ… маленький мальчик…….

- Хотите узнать, что было дальше? Тогда давайте выполним несколько заданий.

4. Основная часть.

- Давайте вспомним с какой гласной не дружат [Ш] и [Ж]?

(Ответы детей)

- Да, правильно, в сказочном городе, где живут все звуки и буквы, Ж и Ш поссорились со звуком Ы. Только звук И решил стать другом этих букв. Поэтому всегда после букв Ж и Ш будем писать букву ……(И)

Работа на карточках

- Самостоятельно прочитайте на карточках, которые лежат у вас на партах, слова и ручкой впишите пропущенную букву.

  1. ш_повник, ш_ны, камыш_ (карточки по цветам)
  2. маш_ны и карандаш_
  3. круж_ть, служ_ть, друж_ть и ж_ть
  4. спеш_ть, ш_петь, смеш_ть и ш_ть

Проверка.

- Почему вставили И?

ПРАВИЛО!!!

Все сочетанья ЖИ и ШИ

Ты только с буквой И пиши.

Звукобуквенный анализ слова (работа с интерактивной доской. Использование электронного приложения к учебнику)

- Приготовьте карточки для составления звуковых схем.

- Давайте разберём слово.

Шиповник

- Сколько слогов в слове?

- Назовите их.

- На какой слог падает ударение?

- Почему в 1-м слоге слышим звук Ы, а обозначаем его буквой И?

- Составьте звуковую схему этого слога.

- Самостоятельно разберите слово ЛЕСНИК

Ну что же, перелистнём ещё страницу нашей книги.

… Добрый лесник и его жена взяли звёздного мальчика к себе. Мальчик рос вместе с детьми лесника. Он ел с ними за одним столом, играл с ними в игры. Его любили в этом доме.

Но мальчик рос и с каждым годом он становился краше и краше. Жители деревни восхищались его красотой. Белое лицо, золотые волосы, губы как лепестки розы, а глаза как фиалки.

Но его красота принесла ему только зло. Он любил только себя, был гордым и жестоким. Бросал камни в собак, прогонял из деревни бродячих, нищих и больных людей.

Он был зачарован своей красотой и смеялся с тех, кто был слабым, жалким и несчастным.

- Сделаем паузу и выполним ещё несколько заданий.

Пальчиковая гимнастика

Письмо в тетради.

  • По образцам - Жж, Шш
  • Сочетаний - ЖИ, ШИ

Игра «Выбери слова с сочетаниями ЖИ, ШИ»

Нос, сон, ужи, крыша, лужи, лист, тушил, сорт, тишина.

Комментированное письмо этих слов

Ужи, лужи, тушили, тишина

Физминутка

Молодцы дети! Вы много успели сделать за урок хороших дел. Найдите на ваших партах красные сердечки, возьмите их и держите в руках.

Вернёмся к нашей сказке.

… Однажды в деревню пришла бедная женщина. Одежда её была разорвана, ноги босые, изрезанные острыми камнями дорог. …(Фрагмент фильма)

… Звёздный мальчик увидел её и стал смеяться над ней. Лесник увидел это ы сказал «У тебя каменное сердце. Что сделала тебе эта несчастная женщина?» Тогда мальчик покраснел от злости, топнул ногою6 «Да кто ты такой, чтобы говорить мне это? Я не твой сын и пусть она убирается с нашей деревни»

Бедная женщина расплакалась, услышав такие слова. Лесник отвёл её в дом. Накормил, напоил и рассказал историю, как 10 лет назад он нашёл мальчика в лесу. У женщины замерло сердце, она поняла, что это её сын, которого украли у неё разбойники и она ищет его уже 10 лет.

Звёздный мальчик стал ещё злее, когда услышал этот разговор. Тогда он прокричал: «Я не твой сын, посмотри на себя, оборванка Меня нашли в золотом плаще, убирайся вон из нашей деревни, нищенка». Женщина встала, и горько плача, скрылась в лесу….

Значение слов.

- Дети, говорят: доброе сердце…, а как ещё можно сказать о сердце? (Ответы детей: злое, мягкое, великое, горячее, каменное, одинокое, прекрасное)

- Да, какой человек, такое у него и сердце.

Подарите свои бумажные сердечки тому герою, который вам больше всего понравился.

- Почему вы сделали такой выбор? (Ответы детей)

Работа с рассыпанными словами.

- Прочитайте слова, соедините их в одно предложение и скажите нам, кого можно назвать хорошим человеком.

…Спешите делать добрые дела…

- Вы снова сделали хорошее дело. Вы показали нам, чему научились в школе. Вы уже умеете читать, писать, высказывать свои мысли. Герои этой сказки дарят вам подарки. Под портретом Лесника – коробочка с простыми серыми квадратиками. Под портретом – звёздного мальчика – в вазе шоколадные конфеты. Возьмите себе подарок у того героя, который вам понравился, у того человека, который вам приятен.

Итог урока.

– Какие правила мы сегодня повторили?

(Заглавная буква в начале предложения, правописание ЖИ, ШИ, точка в конце предложения)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку: Правописание слов с сочетаниями жи,ши,ча,ща,чу,щу.

УРОК ЗАКРЕПЛЕНИЯ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА ПРОВОДИТСЯ В ВИДЕ ПУТЕШЕСТВИЯ ПО СТАНЦИЯМ, СОДЕРЖИТ ЗНАКОМСТВО С НОВЫМИ СЛОВАМИ ИЗ СЛОВАРЯ, ЗАДАНИЯ ПО УРОВНЯМ, САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ И КОЛЛЕКТИВНУЮ РАБОТУ....

Урок русского языка во 2 классе. Тема урока. Правописание слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Данный урок построен в форме игры путешествия на остров Доброты. В занимательной форме дети закрепляют правописание "жи-ши, ча-ща, чу-щу"...

Разработка урока во 2 классе.Правописание слов с сочетаниями «жи», «ши»

Тема урока во 2 классе: Правописание слов с сочетаниями «жи», «ши». Полякова...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА "Правописание слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу".

План-конспект урока с использованием ЭОР по русскому языку во 2 классе. "Правописание слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу"....

Методическая разработка урока русского языка "Правописание слов с сочетаниями жи и ши"

Конспект открытого урока русского языка в 1 классе.Тема: Правописание слов с сочетаниями  жи и ши.Цели: 1. Уточнить представление учащихся о звуках /ш/ и /ж/, как твёрдых согласных, сформировать ...

Методическая разработка урока (урок-закрепление) для 1 класса "Правописание слов с сочетаниями жи-ши"

Методическая разработка урока (урок-закрепление) для учеников 1 класса "Правописание слов с сочетаниями жи-ши"...

Конспект урока во 2 классе: Тема урока: Правописание слов в сочетаниях жи-ши,ча-ща, чу-щу.

Тема  урока: Правописание слов в сочетаниях жи-ши,ча-ща,                       чу-щу....