Понятие об имени существительном
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс) на тему

Рохлина Екатерина Александровна

Конспект урока по русскому языку 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ponyatie_ob_imeni_sushchestvitelnom.doc52.5 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_k_uroku.ppt2.08 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №69

«Центр развития образования»

Конспект урока

по русскому языку

Тема:

 «Понятие об имени существительном»

Рохлина Е.А.,

учитель начальных классов

Рязань, 2015

Тема урока: понятие об имени существительном.

Тип урока: ознакомление с новым материалом с опорой на знания детей.

Цель урока: введение понятия «группы» имён существительных

Задачи урока:

Образовательные:

  1. сформировать устойчивое представление об имени существительном как части речи
  2. познакомить с делением имён существительных на группы
  3. тренировать начальные навыки деления имен существительных на группы

Воспитательные:

  1. воспитывать умение работать в паре
  2. развивать адекватную самооценку

Задачи развития:

  1. способствовать развитию орфографической зоркости, фонематического слуха, развитию речи, внимания

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер для учителя, презентация «Имя существительное – часть речи», карточки для индивидуальной работы

Ход урока:

1. Мотивация к учебной деятельности.

Меня зовут Екатерина Александровна. Сегодня урок русского языка у вас проведу я. Ребята, я работаю в другой школе и у меня такие же третьеклассники. Я думаю, что на уроке у нас с вами все получится.

Я прошу вас открыть тетради и записать число, классная работа.

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

За окном -  зима. Я предлагаю Вам перенестись в лето. Давайте вместе со мной прочитаем стихотворение, которое я подготовила для вас.

УТРО. РОЩА. ЛУГ. РЕКА.

ВОЗДУХ. НЕБО. ОБЛАКА.

ИВА. ТРЕЛИ. СОЛОВЬИ.

СОЛНЦЕ. ОТБЛЕСКИ ЗАРИ.

ОДУВАНЧИК. ВАСИЛЁК.

ЖУК. БУКАШКА. МОТЫЛЁК.

СТАДО. ПЕСНЯ ПАСТУХА.

ЛЕТО.ТРАВКА. СТЕПЬ. ОЛЬХА.

- Какие картины у вас возникли после прочтения?

Ответы детей.

Вы молодцы – тонко подметили красоту окружающей природы.

Ребята, что необычного вы заметили в тексте стихотворения?

-Текст состоит из имени существительного 

- Верно. А что вы уже знаете об имени существительном?

 -Имя существительное – самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет, отвечает на вопрос кто? что?

Ваше правило можно представить в виде шагов. Они помогут нам определить какая часть речи перед нами.

3. Выявление места и причины затруднения.

На доске слова. Попробуем определить часть речи, используя шаги.

Работа по алгоритму

  1. Травка
  2. Что?
  3. Предмет

Травка – имя существительное?

Да. Отвечает на вопрос что?, обозначает предмет

Следующее слово

  1. Пение
  2. что?
  3.  не предмет

Пение – это предмет? У нас возникло затруднение – с помощью нашего алгоритма мы не можем определить часть речи

Аналогично работа ведется со словами гроза и одуванчик.

Ребята, вы молодцы. Затруднение вас не смутило.

Что мы встретили?

Мы встретили затруднение

В чем оно заключалось?

Наших знаний недостаточно для того, чтобы уверенно говорить об имени существительном.

Ребята, какую цель мы поставим на уроке?

Дополнить наши знания об имени существительном.

Хорошо. Мы дополним наши знания. Что будем делать после этого?

Потренируемся на практике, используя новые знания.

Так чему будет посвящен наш урок?

Мы будем говорить об имени существительном.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Давайте спланируем дальнейшие шаги по получению новых знаний. Откуда мы можем получить новые знания?

Мы можем обратиться к учебнику.

А я предлагаю вам попробовать себя в роли исследователя. Мы сами откроем новые знания об имени существительном.

5. Реализация построенного проекта.

Пред вами на доске имена существительные. Я предлагаю вам распределить слова по группам. Небольшая подсказка: Слова, которые я выделила разным цветом, относятся к разным группам. Сколько групп?

У нас 4 группы

Слова мы будем записывать в 4 столбика. Мысленно поделите лист тетради на 4 части.

Запишем первое слово.

Продолжаем выполнять задание на доске.

Записывают первые 4 слова.

Распределите оставшиеся имена существительные по группам. Мы работаем с доской. Вы можете обсудить с соседом по парте возникшие у вас вопросы.

Обратите внимание, все мы выполнили правильно.

Сравнение с образцом

Ребята, рассмотрим группы

Первая группа нам уже известна. Что это?

Имена существительные, обозначающие предмет.

Что объединяет слова 2 группы?

Имена существительные обозначают действие.

Ребята, вы можете сразу назвать, что обозначают имена существительные 3 группы?

Это признак.

А в 4 группе уже знакомые нам понятия. На каком уроке мы их встречали?

На уроке окружающего мира.

Что они обозначают?

Имена существительные обозначают явления природы.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Какие новые группы имен существительных мы узнали?

Мы узнали, что имена существительные могут обозначать не только предмет, но и действие, признак, явления природы.

Обратите внимание. В результате исследования вы сами открыли это правило.

Нам необходимо уточнить – правильно ли мы сформулировали определение имени существительного. А как нам это сделать?

Посмотреть определение в учебнике.

Откройте учебник на странице 52. Хором читаем правило.

Верно мы сформулировали правило

Да, мы дали определение имени существительного правильно.

Ребята, проверим – работает ли наше правило. Поможет ли оно снять наше затруднение. Вернемся к нашим словам.

Первое слово.

  1. Гроза
  2. что?
  3. явление природы

Гроза – это имя существительное?

Да, это имя существительное.

Мы решили наше затруднение?

Да, мы сняли вопрос.

Аналогично работа со словом пение.

Вернемся к целым урока. Что мы планировали

Дополнить наши знания об имени существительном

Мы дополнили знания?

Да, дополнили.

Перейдем ко 2 цели. Что нам необходимо сделать?

Нам нужно потренироваться.

Как мы можем потренироваться?

Выполнить задания.

Физкульминутка

Я предлагаю вам задание: подберите по одному существительному в каждую группу. Мы с вами только тренируемся, чтобы нам не ошибиться работу будем выполнять в парах. У каждой пары должно получиться по одному общему слову к каждой группе существительных.

Помните, в паре вы работаете на общий результат. Услышьте своего товарища. Когда работа будет выполнена – поднимите руки.

Фронтальная проверка.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Что ж, ребята, мы с вами потренировались?

Да, мы потренировались.

Как нам проверить – научились мы применять новое правило или нет?

Необходимо выполнить самостоятельную работу

У вас на партах лежат листки. Переверните их. Распределите слова по группам, соединив стрелкой.

Я уверена, что вы справитесь с этим заданием за 1 минуту.

Выполнение задания.

Ребята, сравните свою работу с образцом. Попробуйте ее оценить.

Если  у вас все правильно – поставьте себе «плюс»

Если вы допустили ошибки – поставьте себе «минус»

Значит, нам еще есть над чем поработать.

Я предлагаю вам задание на дом с правом выбора. Вы можете поработать с текстом упр 6 на стр 52. А можете обратиться к словарю в конце учебника и выписать в каждую группу еще по 2 слова.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Мы проделали большую работу. Но на этом она не заканчивается. Мы рассмотрели не все категории имени существительного. Этим вы займетесь на последующем уроке.

Ребята вы молодцы. Мне было приятно работать с вами на уроке. А что вы можете сказать про наш урок?  Продолжите предложения.

Ответы детей.

Несмотря на то, что мы с вами встречались впервые, я считаю, что наш урок удался. На память о нашей встрече я дарю вам веселые картинки. Выберете, ту которая вам больше понравиться. Спасибо за урок. До новых встреч.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

11 февраля. Классная работа.

Слайд 2

*** Утро. Роща. Луг. Река. Воздух. Небо. Облака. Ива. Трели. Соловьи. Солнце. Отблески зари. Одуванчик. Василек. Жук. Букашка. Мотылек. Стадо. Песня пастуха. Лето. Травка. Степь. Ольха.

Слайд 3

Алгоритм определения часть речи: Прочитай слово Задай вопрос (что? кто?) Определи значение (предмет) - ? - ? травка пение одуванчики гроза ?

Слайд 5

Цели урока: Дополнить … Научиться … Тема урока: Имя существительное знания об имени существительном применять новые знания

Слайд 6

Помидор , гроза , ягоды, осина, дождь, чистота , езда , бег, рисование, радость, метель, восторг.

Слайд 7

. помидор ягоды осина езда бег рисование чистота радость восторг гроза дождь метель Предмет Действие Признак Явление природы

Слайд 9

Цели урока: Дополнить … Научиться … знания об имени существительном применять новые знания

Слайд 11

травка пение одуванчики гроза - ? - ? Алгоритм определения часть речи: Прочитай слово Задай вопрос (что? кто?) Определи значение (предмет, действие, признак, явление природы)

Слайд 12

. Предмет Действие Признак Явление природы помидор ягоды осина езда бег рисование чистота радость восторг гроза дождь метель … … … …

Слайд 13

ПРЕДМЕТ ДЕЙСТВИЕ ПРИЗНАК ЯВЛЕНИЕ ПРИРОДЫ Ходьба Топор Красота Стук Свежесть Оттепель Заяц Молния

Слайд 15

На уроке мне было ... На уроке я узнал …. Я научился …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык. 3 класс. Понятие об имени существительном.

Первый урок по теме. На уроке рассматриваются признаки существительных: одушевленные, неодушевленные, обозначение названий предметов, явлений природы, признаков, действий, изменение по числам, род сущ...

Проект урока в соответствии ФГОС "Общее понятие об имени существительном"

Самоанализ урокаТема урока: Общее понятие об имени существительном.Была поставлена цель урока: Формирование осознанного определения имени существительного по признакам (одушевлённое или нео...

Урок – исследование по русскому языку «Кто? и Что?» (понятие об имени существительном) в 3 классе.

Урок – исследование по русскому языку «Кто? и Что?» (понятие об имени существительном) в 3 классе....

Разработка урока по русскому языку "Понятие об имени существительном" 3 класс.Школа России.

Разработка урока по русскому языку "Понятие об имени существительном" 3 класс.Школа России....

Конспект урока русского языка .Тема. Общее понятие об имени существительном как части речи.

Предмет русский языкТема. Общее понятие об имени существительном как части речи.Класс 2Цель: способствовать ознакомлению с существительным как частью речи, его значением и употреблением в речи; ...

Разработка урока по теме «Понятие об имени существительном»

Разработка урока по теме «Понятие об имени существительном»...

Конспект урока по русскому языку на тему "Общее понятие об имени существительном". 2 класс.

Конспект урока разработан по программе Школа России для учащихся 2 класса....