Урок – исследование по русскому языку «Кто? и Что?» (понятие об имени существительном) в 3 классе.
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс) по теме

Казакова Марина Вячеславовна

 

Урок – исследование по русскому языку «Кто? и Что?» (понятие об имени существительном) в 3 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

             Нестандартные уроки в начальной школе. Урок – исследование.

         Младший школьный возраст является наиболее благоприятным этапом развития творческих способностей ребёнка, его самореализации. Ребёнку гораздо легче изучать науку, действуя подобно учёному,- проводя собственные исследования, чем получать кем – то добытые знания. Формирование у учащихся готовности и способности самостоятельно и творчески осваивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры формируется на уроках русского языка. Именно поэтому ученические исследования рассматриваются как средство активизации процесса обучения. Дети вовлечены в интересную поисково – исследовательскую деятельность. В результате вовлечения ребёнка в исследовательскую деятельность происходит развитие познавательной потребности в творческой деятельности, повышается уровень самостоятельности при поиске и усвоении новых знаний, т. е. формируются общие умения и навыки учебной работы: познавательные, практические, организационные. Учащиеся учатся наблюдать, давать определения и понятия, пользоваться различными источниками для нахождения информации, планировать, делать вывод, самостоятельно обрабатывать отобранный материал, представлять результаты своей работы.

    Исследования представлены в различных формах.

Такая форма работы создаёт особое позитивное отношение школьника к учебному процессу, повышается эффективность обучения, предполагает творческий подход к решению любого вопроса. Многолетний личный опыт преподавания в начальной школе показывает, что русский язык содержит немало «изюминок», методических находок, помогающих активизировать познавательную деятельность учащихся, развивать их творческие способности.

    Нестандартные уроки – одно из важных средств обучения, т.к. они формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, помогают формировать навыки учебной деятельности, оказывают эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания.

Урок – исследование по русскому языку «Кто? и Что?» (понятие об имени существительном)  в 3 классе.

 Цель: ознакомить детей с обобщённым лексическим значением имён существительных, формировать грамматическое понятие «имя существительное»

развитие коммуникативных умений; умений анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать;

развитие умения оценивать свои достижения по изучаемой теме;

воспитание позитивного отношения к учёбе.

Оборудование: презентация.

                                     Ход урока.

1. Введение в тему урока (слайд 1)

- Угадайте, кто это?

                    Есть один седой старик,

                    Превращаться он привык

                    В шляпу, в бабушку, в котлеты,

                    В кактус, в зонтик, в сигареты,

                    В тапочки, в слова, в конфеты-

                    Словом, в разные ПРЕДМЕТЫ.

                                                        Т. Рик

- Имя существительное – тема нашего сегодняшнего урока.

- Как мы отличаем существительные от других частей речи? (по вопросам)

-На какие вопросы отвечают имена существительные и что обозначают?

2. Чистописание.

Сс Сс Сл См Ся Се Си Ст

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

- Объясните значение  пословицы.

3. Наблюдение над значением имён существительных.

- Давайте проведём исследование: только ли предметы обозначают имена существительные?

- Вслушайтесь в слово: существительное – то есть обозначающее всё, что существует.

- Прочитайте строки из стихотворения К. Рылеева: (слайд2)

                Ревела буря,

                Дождь шумел,

                Во мраке молнии блистали,

                Беспрерывно гром гремел,

                И ветры в дебрях бушевали.

-Выпишите существительные, которые отвечают на вопрос что?

-Что обозначают эти существительные?  (явления природы)

- Значит, существительные обозначают ещё и явления природы.

- Запишите предложения(под диктовку)

Желтизна листьев радовала глаз. Надо мной раскинулась неба синева.  (слайд 3)

-Проверка  написанного.

-Какой  частью речи являются подчёркнутые слова?

-А что обозначают эти существительные?  (признак)

-Значит, какой вывод можно сделать?

(Существительные могут обозначать и признак)

-Каким членом предложения являются подчёркнутые существительные?(подлежащим)

-Есть ли другие существительные в предложении? Какую роль в предложении они выполняют?  (второстепенные члены)

-Сделайте вывод о роли существительных в предложении.

(4 слайд) Существительные в предложении могут быть главным членом предложения – подлежащим или второстепенным членом предложения.

-Запишите предложение (5 слайд)

Бег лошадей становился всё быстрее. Мне нравится быстрая езда.

-Какой частью речи являются подчёркнутые слова?

-Что они обозначают?  (действие)

-Значит, какой вывод напрашивается?

(существительные могут обозначать и действия)

-Давайте обобщим, что такое существительное, на какие вопросы отвечает и что оно обозначает?

(слайд 6) Существительные – это слова, которые в начальной форме отвечают на вопрос кто? или что? Они обозначают предмет, явление природы, действие или признак.

 4.Физминутка (слайд 7)

     Груша грушу потрясла,

    Груши Поле понесла,

    А её подружка Поля

   Сорняки полола в поле. ( имитация действий)

-  Найдите существительные. На какие вопросы они отвечают в начальной форме? Почему одинаково звучащие существительные отвечают на разные вопросы?

(Потому что они имеют разное значение. Груша – имя девочки, и груша – название дерева. Поля – имя девочки, поле – участок обработанной земли.)

5. Игра.

Наблюдение над словами, отвечающими на вопросы кто? и что?

- Я называю существительные, если слово отвечает на вопрос кто?, вы встаёте, если на вопрос что?, то сидите.

     Кот, чебурек, тётя, арбуз, дерево, Фёдор, трава, Иванов, печенье, Семён, метель, учитель, Рыжик.

- Почему, когда я назвала слово Рыжик, одни ребята встали, а другие нет? (Потому что слово Рыжик может обозначать кличку животных, и слово рыжик – название гриба)

-Какие существительные отвечают на вопрос кто?, а какие – на вопрос что?

(слайд 8) О людях и животных мы спрашиваем: кто? Все остальные существительные отвечают на вопрос что?

6. Итог урока.

- Что нового узнали об имени существительном?

- Что понравилось на уроке?

- Разгадайте кроссворд, ключевое слово – это оценка вашей работы на уроке.

(слайд 9)

1 Столица России.

2 На какой вопрос отвечают слова Ваня, Иванов, Лена?

3 Какой частью речи является слово весёлый?

4 На какой вопрос отвечает слово смех?

5 Что обозначает существительное ходьба?

6 Слово с непроизносимой согласной, обозначающее ряд ступенек, идущих вверх.

7 Существительное  берёза во множественном числе.

- Молодцы, ребята! Спасибо за хорошую работу на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Род и число имен существительных" 3 класс

Предлагаю вашему вниманию урок русского языка по теме "Род и число имен существительных". На уроке дети знакомятся с грамматической сказкой, учатся определять род имен существительных, услышат голос с...

Конспект урока по русскому языку на тему "Общее понятие об имени существительном". 2 класс.

Конспект урока разработан по программе Школа России для учащихся 2 класса....

Урок -исследование по русскому языку "Кто? и "Что?" (понятие об имени существительном)

Урок-исследование по теме: "Понятие об имени существительном"...

Конспект урока русского языка по теме: «Обобщение знаний об имени существительном». 2 класс. Программа «Школа России»

  Тема: Обобщение знаний об имени существительном.Тип:  Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности) Цели:Деятельностная: создание условий для проявления позн...

Презентация к проекту урока русского языка по теме Общее понятие об имени существительном

Презентация к проекту урока русского языка по теме Общее понятие об имени существительном...