Разработка урока по теме «Понятие об имени существительном»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Разработка урока по теме «Понятие об имени существительном»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok3.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 3 классе.
Тема : «Понятие об имени существительном».
Цели: 1.Формировать у учащихся умение определять в речи им. существительные;
2.дать общее представление о том , на основе каких признаков слова объединяются в части речи;
3.знакомить с обобщённым лексическим значением им. сущ.
4.Способствовать развитию фонематического слуха, орфографической зоркости, внимания, речи.
Оборудование: карточки с понятиями, плакат с игрой, карточки-стихотворения, карточки для индивидуальной работы.
Ход урока.
- Организационный момент.
Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки хорошо открыты,
Слушаем, запоминаем,
Ни минутки не теряем.
2.Введение в тему.
Сегодня на уроке нас ждёт интересная и разноплановая работа. И как всегда мы начинаем её с минутки чистописания.
а) Запишите задание в строчку.
-назовите и запишите парную согласную буквы ф;(в)
-какая буква в алфавите стоит перед буквой п, запишите её 2 раза; (о)
-запишите букву, которая обозначает звуки(л,л)
-какой звук чаще звучит в скороговорке? Обозначьте его буквой.
Семь суток сорока старалась, спешила, себе сапоги сыромятные сшила.(с)
А теперь соберите эти буквы вместе. Что получилось? (слово)
Всему название дано- и зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным –полно,
А безымянных нету.
И всё, что может видеть глаз,-
Над нами и под нами,
И всё, что в памяти у нас,-
Означено словами.
Слова мы пишем, словами общаемся. У каждого слова своя работа: одни слова называют предметы, другие- признаки, третьи- действия. Великое множество слов в языке- сотни тысяч. Как же разобраться и справиться с такой армией слов? К счастью, есть строгий командир у слов- Морфология. Подаст , к примеру, команду: «Части речи, становись!»Вмиг все слова построятся в чёткие колонны. И первым будет стоять… имя существительное.
-Что вы знаете об этой части речи? (ответы детей)
3. Работа над темой урока.
-Действительно ли имя существительное такое важное в русском языке? Проведём эксперимент. Из стихотворения вычеркните все им.сущ. и прочитайте.
-Понятно ли, что происходит в тексте?
-Назовите одушевлённые им. сущ. из стихотворения. (хозяйка, пёс, кот, мышка)
-А теперь неодушевлённые? (конура, чердак, стул, щёлочка)
-Назовите предметы, которые вас окружают. Докажите, что названные слова являются именами существительными.
Словарная работа.
Упр. 2. на стр. 53
Объяснить написание орфограмм по всему тексту. Выполните задания к данному упражнению.
-А сейчас я буду говорить загадки, и вы продолжите записывать отгадки в два столбика: кто? что?
1На ромашку у ворот 2 Я румяную Матрёшку 3 Волосата, зелена,
Опустился вертолёт- от подруг не оторву, В листьях прячется она.
Золотистые глаза. Подожду, когда Матрёшка Хоть и много ножек,
Кто же это?... (стрекоза) Упадёт сама в траву. (яблоко) Бегать всё равно не может.
4 Белым шариком пушистым 5 Клейкие почки, 6 Не огонь- а жжётся,
Я красуюсь в поле чистом. Зелёные листочки. В руки не даётся.
Дунул лёгкий ветерок- С белой корой Выросла под ивой.
И остался стебелёк. (одуванчик) Стоит под горой. (берёза) Звать её … (крапивой)
7 Подрастала- хвост растила, 8 Бегает среди камней,
Платье тёмное носила. Не угонишься за ней.
Подросла- зелёной стала, Ухватил за хвост, но – ах!-
Хвост на вёсла поменяла. (лягушка) Удрала, а хвост в руках. (ящерица)
-Что объединяет сущ. первого столбика? Второго столбика?
- Что объединяет эти две группы сущ.? (Насекомые не могут существовать без растительного мира).
Мы называли конкретные предметы, которые называли одуш. и неодуш. предметы окружающего мира. Прочитайте выписанные на доску пословицы.
Без совести и при большом уме не проживёшь.
Знания в юности- это мудрость в старости.
Добрый человек и после смерти оставляет добрую память.
- К какой группе вы бы отнесли имена сущ., которые подчёркнуты?
Эти подчёркнутые слова называют отвлечёнными именами сущ., которые нельзя представить предметно, они живут только в мыслях. И таких слов в русском языке великое множество.
4. Физминутка.
Если слово будет отвечать на вопрос кто?, поднимайте руки вверх, если на вопрос что?- руки в стороны, а если услышите другие части речи- нужно присесть.
Мальчик, гроза, карась, окно, белый, сторож, рисует, мороз, туча, они.
Продолжаем нашу работу. Упражнение 4 (сначала устный разбор, затем два ученика работают у доски ). Выборочное письмо. Дополните каждую группу ещё 2-3 словами.
Игра «Слова играют в прятки».
Найдите спрятавшиеся слова и запишите их в два столбика кто? что?
Волкосастолбмракременьхле. (слова расположены по кругу)
(волк, вол, оса, рак, лев; хлев, коса, стол, столб, мрак, крем, ремень)
Дополнительное задание.
Образуйте имена существительные от имён прилагательных.
Дружный - ….. (дружба), радостный- ….. (радость), храбрый- ….. (храбрость), добрый - ….. (доброта), холодный- ….. (холод), правдивый- ….. (правда).
-К каким лексическим (смысловым) группам им. сущ. вы бы отнесли эти слова?
Какие новые лексические группы им. сущ. вам встретились на уроке?
-Попробуйте ответить ещё раз на вопрос: «Всё ли вам было до сегодняшнего урока известно об им. сущ.?»
5. Итог урока.
-Что мы называем им. сущ.?
-Что могут обозначать им. сущ.?
-Как могут изменяться им. сущ.?
-Кто смог запомнить, на какие группы мы можем поделить все им. сущ.?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока на тему"Именительный падеж имен существительных" 4 класс
План-конспект урока русского языка в 4 классе на тему "Именительный падеж имен существительных" учебник Рамзаева...
Методическая разработка урока русского языка "Способы образования имен существительных" 3-й класс
Система учебников "Начальная школа ХХI века"Раздел « Как устроен наш язык»Тема «Суффикс как часть слова»Формирование универсальных учебных действий:Личностные УУД Формирование положительной...
Разработка урока на тему: «Именительный падеж имен существительных» 4 класс
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках...
конспект урока русского языка : " Понятие об имени существительном"
Форма проведения урока: деловая игра «Детективное агентство»....
Разработка урока по русскому языку "Склонение имен существительных" 3 класс УМК"Школа России"
Разработка урока по русскому языку "Склонение имен существительных" 3 класс УМК"Школа России"...
Методическая разработка урока по теме "Дательный падеж имен существительных"
Урок русского языка в 4 классе по программе "Начальная школа XXI века", разработанный по ФГОС...
Презентация по русскому языку по теме "Понятие об имени существительном"
Презентация к уроку во 2 классе по новой теме по программе А.В Поляковой. Включает все этапы современного урока. Поможет вспомнить изученный материал, определить название новой темы, применить новое з...