Организационный момент. Психологический настрой.
Цель: 1) создать мотивацию к учебной деятельности на уроке; 2) определить содержательные рамки урока. | -Ребята, сегодня чудесное весеннее утро! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Улыбнитесь друг другу.
Слайд 2 Девиз нашего урока: В стране родного языка Не всё известно нам пока, Но путешествовать начнём И сами до всего дойдём.
Чему были посвящены наши последние уроки? Сегодня мы продолжим наше знакомство с глаголами и откроем новые знания. Как вы будете это делать? Назовите два способа учебной деятельности?
| Готовятся к работе. Обучающиеся проверяют правильность расположения рабочих тетрадей и школьных принадлежностей.
изучаем тему «Глагол»
Сначала выясним, что мы не знаем, а потом сами построим новое знание.
| КУУД: готовность к деятельности: слушать и вести диалог; положительная эмоциональная направленность. |
Актуализация опорных знаний Цель: 1) совершенствовать навык написания безударных личных окончаний глаголов- исключений, а также трудные случаи. 2) тренировать вариативность мышления, мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение; 3) повторить разбор сущ. и прилагательного как части речи 4) мотивировать к пробному действию; организовать его самостоятельное выполнение и обоснование; 5) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения | Но сначала давайте повторим то, что вы уже знаете. Учитель проводит тестирование с использованием системы голосования. После выполнения каждого задания проверка результативности по классу. Задание 1. «Найди ошибку» А) Запишешь – записать Б) Добьёшься – добиться В) Испытываем – испытать Вывод
Задание 2. «Найди ошибку» А) Задышать – II спр. Б) Чуять – I спр. В) Клеить – II спр Г) Спать - I спр. Вывод
Задание 3. «Найди ошибку» А) Глаголы настоящего и будущего времени изменяются по лицам, числам и родам. Б) Глаголы прошедшего времени изменяются по числам и в ед. числе по родам. В) Глаголы в неопр. форме не имеют лица, числа, рода.
Вывод
1. Словарно - орфографическая работа проходит с использованием игры «Крестики, нолики» (на столах учеников поля для игры «Крестики, нолики») 1) бре…шь 2) ла…шь 3) кле…те 4)се…т 5) стро…те 6)вдыха…шь 7)дыш…те 8)стел…шь 9) ве…т Проверьте выполненную работу. Поднимите руку у кого, соответствующий рисунок.
Итог словарно - орфографической работы: повторить алгоритм проверки безударного личного окончания глагола, глаголы исключения.
Запишите число, классная работа. 2. Чистописание. Раннюю, соловья, и, чувствуешь, радость, слушаешь, песню, на, сердце. – Прочитайте, записанные слова. – А теперь составим предложение из этих слов и запишем в тетрадь. - Какие правила нужно вспомнить? Целевая установка: выполнить разбор сущ., прилагательного как части речи. 1 ряд- песню 2 ряд- на сердце 3 ряд - раннюю (песню) Вывод По какому плану выполняется разбор части речи? Учитель последовательно открывает пункты плана. - часть речи
- нач. форма
- постоянные признаки
- непостоянные признаки
- Как вы думаете, а какое следующее задание я вам предложу? - С какой целью вы будете работать с пробным заданием? Пробное задание Разобрать как часть речи глагол «слушаешь»
-Кто смог правильно выполнить разбор?
-Какой следующий шаг вы должны будете сделать?
|
Дети используют пульты.
Формулируют вывод к заданию 1. При переходе от временной формы к начальной важно сохранить вид глагола. Контролируем себя вопросами: Что делает? – что делать? Что сделает?– что сделать?
Дети используют пульты.
Формулируют вывод к заданию 2. При определении спряжения важно проверять ударное окончание или нет. Если окончание ударное, то определяем спряжение по личному окончанию глагола.
Дети используют пульты.
Формулируют вывод.
Важно помнить, что глаголы пр. времени изменяются по числам, родам в ед. числе; глаголы буд. вр. и наст. вр. – по числам, лицам; неопределённая форма глагола не показывает лицо, число, род.
Ученики заполняют поле для игры. В клетку номер, которой соответствует номеру слова, вставляется Х или 0. Если вставляем букву «е» - пишут 0, если – букву «и» - пишут Х.
Ученики проверят свою работу по образцу. Фронтальный опрос: ученики объясняют правописание безударных гласных окончаний, в которых допущены ошибки.
Ученики рассказывают алгоритм проверки безударного личного окончания глагола, глаголы исключения.
Взаимопроверка в парах по эталону.
Рассказывают общий план разбора части речи.
- Задание на пробное действие. - Для того чтобы понять, что мы не знаем.
Дети выполняют пробное задание
- Мы не можем сказать, правильно ли выполнили задание.
- Разобраться в наших затруднениях | ПУУД: Характеристика объекта по одному или нескольким признакам. Осуществлять сравнение, строить логическое рассуждение. Определять умения на основе изученного правила. Определить круг своего не знаю на этом этапе урока. ЛУУД: применять правила делового сотрудничества. РУУД: оценивать результаты деятельности.
РУУД: Определить цель выполнения заданий на уроке с помощью учителя. КУУД: оформлять свои мысли в монологической речи.
|
3. Этап постановки учебной задачи
1.Выяснить причины затруднения.
2.Постановить цель урока 3.Сформулировать тему урока. | -Какое задание вы должны были выполнить?
Почему же возникло затруднение?
-Какую цель вы поставите перед собой на уроке? (Алгоритм — набор инструкций, описывающих порядок действий исполнителя для достижения результата за конечное время).- Сформулируйте тему урока
Запись темы на доске. | Разобрать как часть речи глагол «слушаешь»
Знаем общий алгоритм разбора части речи, но глаголы ещё не разбирали. Есть неуверенность.
Вывести алгоритм разбора глагола как части речи.
Тема: «Разбор глагола как части речи» | ПУУД: классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи РУУД: определить план выполнения заданий. Контроль, коррекция и оценка выполненных действий при волевой саморегуляции. |
4.Этап построения проекта выхода из затруднения 1. Составление алгоритма «Разбор глагола как части речи» 2..Проверка открытия | -Я предлагаю вам работать в группах. Вспомните, что надо делать, если при работе у вас возникли вопросы? (Ответственный поднимает руку и задает вопрос учителю). Задания группам: Каждая группа получает набор карточек. Из данных карточек составьте алгоритм разбора глагола. Лишние карточки исключите. Глагол 1 группа
| 2 группа
| 3 группа
| 4 группа
| глагол | глагол | глагол | глагол | Н.вр | Буд. вр. | Прош. вр | Неопр. форма | Неопр. форма | Неопр. форма | Неопр. форма | Спряж. | Спряж. | Спряж. | Спряж. | лицо | лицо | лицо | лицо | число | число | число | число |
| род | род | Род в ед. числе | род |
Учитель организует представление результатов.
Одинаковые алгоритмы получились у групп?
Почему есть некоторые отличия? Что общего и чем отличаются алгоритмы?
А теперь давайте составим общий алгоритм, объединив эти 3 разных алгоритма. На доске появляется алгоритм. Глагол Неопр. форма Спряжение Время Число
прош.вр. буд.вр., наст. вр. род лицо
-Как проверить свое открытие?
-Откройте учебники на странице 108. Проверьте. В учебнике дан образец письменного разбора. -Итак, сделайте вывод. -Смогли вы преодолеть затруднения?
|
Работа в группах.
Одна из групп отвечает, остальные дополняют при необходимости
Получилось 3 различных алгоритма. Есть некоторые отличия.
Так как глаголы разных временных форм.
Анализируют алгоритмы.
Дети предлагают свои варианты.
- Нужно посмотреть в учебнике. Учащиеся читают образец разбора глагола.
Мы все открыли правильно. -Да
ФИЗМИНУТКА | РУУД: ставить учебную задачу, корректировать деятельность, осуществлять пошаговый контроль. ПУУД: анализировать с целью выделения существенных признаков, построение логической цепочки рассуждений. КУУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с заданиями и условиями коммуникации
|
5.Этап первичного закрепления во внешней речи 1. Выполнение задания, вызвавшего затруднение. 2.Коллективное выполнение заданий
| -Какой следующий шаг на уроке? - Вернёмся к нашему пробному заданию. Потренируемся применять алгоритм. Задание: разобрать глаголы как часть речи - Как будем выполнять работу
Ты выдержишь испытание Ты теряешь время Солнышко пригрело Бить баклуши (уточнить лексическое значение)
| - Научиться применять новый алгоритм.
Используя алгоритм.
Каждый ученик у доски с комментированием разбирает глаголы. | РУУД: корректировать деятельность: вносить изменения в процесс, анализировать. ЛУУД: принимать правила делового сотрудничества. ПУУД: классифицировать объекты: объединять в группы по существенному признаку. . Владение монологической и диалогической формами речи.
|
6.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
| Выполним задание по карточке. Карточка «Найди ошибки и исправь» Растеряли – глагол, н.ф. – растерять, I спр., прош. вр., мн.ч. Вдыхает – глагол, н.ф. – вдыхать, I спр., наст. вр., ед.ч., 3 л. Задержит – глагол, н.ф.- задержать, II спр., буд. вр., ед. ч., 3 л. Чуять – глагол, н.ф., I спр.
| Получают карточки и выполняют задания.
Самопроверка по эталону
| РУУД: контроль, оценка и корректирование своих действий на уроке. ПУУД: составлять устные и письменные речевые высказывания в соответствии с целью, выделять существенные признаки.
|
8.Этап рефлексии деятельности |
Сегодня на уроке: я узнал… я научился… мне было трудно… мне понравилось…
Оцените свою работу на уроке при помощи смайликов. - Я понял, как разбирать глагол как часть речи
и могу это объяснить одноклассникам. - Я понял, как разбирать глагол как часть речи, но не уверен, что объясню другому.
- Я не совсем понял, как разбирать глагол как часть речи,
- Вот и подошёл к концу наш урок. Что нового вы на нём узнали? Достигли ли мы цели нашего урока?
Спасибо за урок! |
Учащиеся прикрепляют смайлик в тетрадь и объясняют, почему они выбрали именно такой смайлик | РУУД: оценивать учебные действия, освоение начальных форм познавательной рефлексии. ЛУУД: мотивировать свои действия, выражать положительное отношение к процессу познания. |