Конспект урока по русскому языку 4 класс. Тема:"Разбор глагола по составу"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Сигналова Юлия Алексеевна

Урок с использование деятельностного метода обучения. Урок рефлексии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку, 4 класс.

Тема: «Разбор глагола по составу. »

- Урок русского языка. Приготовились, встали ровно. У нас гости. поприветствуйте их. Настройтесь на работу. Садитесь.

Запишите число, классная работа.(1.м)

Прочитайте эпиграф к нашему уроку.

На доске карточка с высказыванием:

Не на пользу книги ч.тать, когда только в.ршки с них хв.тать.

Объясните смысл этой пословицы.

Выполним чистописание. Спишите, вставляя пропущенные буквы.(2м)

-Объясните правописание пропущенных букв. (В слове читать пропущена безударная и проверочное слово - прочитанная и т.д.)

Сегодня урок самопроверки. Что вы будете проверять?( Какие знания мы умеем применять, а какие знания не умеем применять)

Сегодня вы проверите, умеете ли вы сами разбирать глагол по составу.

Чтобы работа была успешной, с чего надо начать? ( С повторения) (Повторим знания о глаголе).

Расскажите о глаголе по плану.

Ученики рассказывают по плану, на доске добавляются необходимы сведения (вопросы,  изменения по временам и числам)

Найти глаголы в пословице. Что вы можете о них рассказать?( глаг неопр формы,)

Какое домашнее задание у вас было? (Стр107№5)

Все ли у вас получалось?

Проверьте правильность выполнения домашнего задания  по эталону. (Его  на перемене подготовил ученик на доске)…    (5 мин)

-Молодцы! Теперь вы легко справитесь с заданием, которое я вам дам.

На доске размещен эталон :

На доске карточки со словами:

  1. 1.Рассказала
  2. 2.Подумать
  3. 3.Пригородный
  4. 4.сделаешь

-Запишите в тетрадь номера слов , которые подходят к данному эталону ,и обоснуйте свой выбор.( №1,2,4- это глаголы)

Какое слово лишнее? Почему?

Что нужно помнить, чтобы правильно разобрать глагол по составу?(суффиксы неопред формы ТЬ, ТИ и прошедшего времени Л, которые в основу не входят, постфиксы СЬ  и СЯ, которые входят в основу  и глагольные суффиксы.

-Каким правилом надо пользоваться, чтобы правильно разобрать глаголы по составу?(алгоритм разбора )

Повторим его

-разберите  эти слова , используя эталон.(Один учащийся выполняет задание на доске, остальные в тетрадях. «рассказала-глаг.,  прош.вр.,ж.р, ед.ч)» и т.д.) ( к доске выходит ученик)( 11 мин)

-Что вы сейчас повторили?(Правило правописания разбора глаголов).

-Для чего мы  это повторили?( чтобы использовать эти знания в самостоятельной работе)

-Что будете делать дальше? (Выполнять самостоятельную работу,чтобы понять, что мы умеем делать , а  над чем еще нужно поработать)

Задание к  самостоятельной работе №1.

Самостоятельная работа №1.

Упр 295-определить , какой из данных глаголов подходит к каждой схеме. запиши эти глаголы, разбери их по составу.

-Что вы будете использовать при выполнении самостоятельной работы? ( алгоритм, правило.)

Дети выполняют работу.(15м)

-Что вы теперь должны сделать?( Мы должны проверить ее по  образцу.)

-Как вы будете фиксировать результат?( Если все правильно, то поставим знак « +», если наш результат не совпадет с образцом, то поставим знак «?»)

На доску вывешивается карточка с эталоном выполнения работы:

Образец выполнения самостоятельной работы №1

ПОДСКАЕШЬ, УКОЛОТЬСЯ,ДЕРЖАТЬ, РАЗУЧИЛАСЬ,ВЫНЕС

-Кто зафиксировал затруднение? (…)

-Кто все слова записал правильно?

Что вы все должны сделать?(Сопоставить свою работу с эталоном для самопроверки.)

-С какой целью будете сопоставлять с эталоном для самопроверки?( Те, кто ошибся, смогут определить причину своей ошибки, а кто выполнил работу правильно, проверит правильность своих рассуждений)

3) Локализация индивидуальных затруднений.

На доске  эталоны для самопроверки:

Проверка проводится во внешней речи: учащиеся по одному проговаривают написание каждого слова.

Проговариваем: определяем форму глагола- задаем вопрос, лицо- подбираем местоимение, число.

Выделяем суффиксы и окончания.

Выделяем основу. Корень  Приставки, суффиксы.

-Те кто допустил ошибку, что должны сделать?( Подчеркнуть место ошибки, исправить ее, выяснить причину ошибки.)

-Кто ошибся в определении  формы глагола?

-Кто ошибся в выделении суффиксов, не входящих в основу?

-Кто ошибся в выделении окончания?

На доске записать количество ошибок разного вида.( 20 мин)

4)Коррекция выявленных затруднений.

-У кого задание выполнено правильно? Что вам  следует делать дальше?( мы будем учиться применять свои знания в заданиях повышенной  трудности.)

Задания для учеников, не допустивших ошибки:

Упражнение  № 301.

Задание прописано в учебнике!

-Те ребята, которые выяснили свои затруднения, какая перед вами стоит цель? (Исправить ошибки и научиться применять правило)

Учащиеся самостоятельно  выполняют тренировочные задания. В тетрадь

Те ребята, кто допустил ошибки на определение формы- выполняют задания на карточках №1, 2, 3 в тетрадь

Кто допустил ошибки только на разбор по составу, те выделение корня, суффикса, приставки- задания №2, №3 в тетрадь.

1.Определи форму  глагола:

Прощала -…..                               заговорят-…

Берёшься-…                                 проведать-…

2.Повтори правило на странице в учебнике 97,98

3. разбери глаголы по составу.

Прощала -…..                               заговорят-…

Берёшься-…                                 проведать-…

(25мин)

Учащиеся, работающие с тренировочными заданиями проверяют  свои работы по образцу:

1.Определи форму  глагола:

Прощала –глаг . прош.вр., ж.р. ед.ч.                

 заговорят- глаг. буд.вр.3-е лицо, мн.ч

Берёшься- глаг. наст. вр. 2-е.лицо, ед.ч  возврат.формы              

проведать- глаг. неопр.формы

2.Разбери глаголы по составу.

Прощала -…..                               заговорят-…

Берёшься-…                                 проведать-…

5)Обобщение затруднений  во внешней речи.

- Вы самостоятельно исправили ошибки. Каких ошибок было больше?

Проверка проводится во внешней речи: учащиеся по одному проговаривают написание каждого слова.(30мин)

-Те кто допустил ошибку, что должны сделать?( Подчеркнуть место ошибки, исправить е, выяснить причину ошибки.)

-Кто ошибся в формы глагола?

-Кто ошибся в выделении суффиксов, не входящих в основу?

-Кто ошибся в выделении окончания?

На доске записать количество ошибок разного вида.

-Проговорите правило , что нужно помнить , чтобы правильно разобрать глагол по составу.

В это время те, кто работал самостоятельно проверяют свою работу по образцу на доске

-Какие предложения вы составили?

Чем отличаются слова в каждой паре.

-Как называются такие слова?

-Кому удалось справиться с заданием без ошибок? (32мин

6) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

- Какой следующий шаг вы должны выполнить?( мы должны сделать самостоятельную работу №2)

Самостоятельная работа №2.

Выпишите глаголы.

Определите форму глаголов.

Разберите глаголы по составу.

Пожалели дети Бармалея,

Крокодилу дети говорят:

«Если он и вправду сделался добрее,

Надо отпустить его , назад!»

После работы учащиеся проводят самопроверку по эталону для самопроверки:

Эталон для самопроверки

Пожалели –глаг.,прош.вр.мн.ч.

Говорят-глаг.. наст вр., 3-е лицо, мн.ч

сделался –глаг.. прош.вр., ед.ч.,м.р.,возвр.ф

Отпустить –глаг.н.ф.г.

- Кому удалось справиться с затруднениями?(35 мин

7)Включение в систему знаний и повторение. Домашнее задание

-Вы хорошо научились разбирать глагол по составу. Теперь выполним задание №297  из «учебника

Прочитаем стих-е.

Прочитаем задание, что необходимо сделать.

Как бы вы его озаглавили?

Дома: записать заглавие.

Списать, вставляя пропущенные буквы, подготовить объяснение встреченных орфограмм

Разобрать по составу слова, отмеченные цифрой 2.

Разобрать один глагол как часть речи.

Запишем задание в дневник

8) Рефлексия деятельности на уроке.

Какова была цель этого урока?(выяснить , хорошо ли мы научились разбирать глагол по составу

-Какую цель ставили перед собой те, кто допустил ошибку в первой самостоятельной работе?( Найти ошибку, выяснить, в чём она заключалась. Научиться применять правило.)

-Как исправляли ошибки? ( Определили место, причину ошибки, потренировались на похожих заданиях).

-Над чем работали те, кто первую работу выполнил без ошибок?

-Оцените свою деятельность на уроке.( У каждого ученика карточки 3 цветов: зеленые, желтые, красные.)

-Я буду читать высказывания, если вы согласны с первым, то поднимаете зеленую карточку, если согласны со вторым утверждением- желтую, а если с третьем- красную.

  • Я все понял и могу объяснить другому.
  • Я все понял.
  • У меня остались вопросы.

Учитель анализирует самооценку учеников.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок Русского языка Разбор глагола по составу

Слайд 2

чистописание Не на пользу книги ч ? тать , когда только в ? ршки с них хв ? тать .

Слайд 3

Расскажите о глаголе по плану. Глагол - это… Обозначает… Вопросы… Изменяется по…

Слайд 4

чистописание Не на пользу книги ч и тать, когда только в е ршки с них хв а тать.

Слайд 5

¬ ^ 1.Рассказала 2.Подумать 3.Пригородный 4.Сделаешь -ТИ, -ТЬ -Л- -СЯ, -СЬ -А-,-Я-,-О-,-И-,-Я-,-У-

Слайд 6

Определить форму глагола Окончание и суффиксы, не входящие в основу Основа Корень Приставка, суффикс 1.Рассказала 2.Подумать 3.Сделаешь

Слайд 7

Эталон для самопроверки работы №1 ПОДСКАЖЕШЬ,- глаг.,буд . вр ., 2-е л.,ед.ч . УКОЛОТЬСЯ,- н.ф.г ., возврат.форма ДЕРЖАТЬ ,- н.ф.г . РАЗУЧИЛАСЬ ,- глаг ., прош.вр.,ж.р ., ед.ч., возвр.ф . ВЫНЕС - глаг , прош.вр , м.р , ед.ч.

Слайд 8

УПР. 301. Записать глаголы в указанных формах. Разобрать их по составу. ***Составить предложение с одной из групп глаголов.

Слайд 9

Тренировочное задание 1.Определи форму глагола: Прощала -….. заговорят-… Берёшься-… проведать-… 2.Повтори правило на странице в учебнике 97,98 3. разбери глаголы по составу. Прощала -….. заговорят-… Берёшься-… проведать-…

Слайд 10

самостоятельная работа №2 Выпишите глаголы. Определите форму глаголов. Разберите глаголы по составу. Пожалели дети Бармалея , Крокодилу дети говорят: «Если он и вправду сделался добрее, Надо отпустить его назад!»

Слайд 11

Домашнее задание Упр.297, правило стр. 97-98

Слайд 12

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку на тему:"Спряжение глаголов". (4 класс).

Конспект урока  по русскому языку предназначен для учителей начальной школы....

Открытый урок по русскому языку по теме: «Разбор слова по составу» 2 класс

Сценарий урока по русскому языку по теме:«Разбор слова по составу» 2 класс...

Конспект урока по русскому языку на тему: Анализ глагола как части речи. 3 класс

В конспекте урока показана работа со словарными словами. Составление с этими словами предложений. Дальнейшая работа с предложениями: нахождение глаголов, их разбор как часть речи....

Конспект урока по русскому языку на тему "Жизнь корня в составе разных частей речи" 3 класс

Конспект урока по русскому языку на тему "Жизнь корня в составе разных частей речи" 3 класс...

Конспект урока по русскому языку по теме «Разбор глагола по составу»

Урок русского языка по теме "Разбор глагола по составу" в соответствии с ФГОС....

Конспект урока по русскому языку на тему: «Число глаголов», учебник (УМК «Русский язык» 3 класс, Школа России)

Цели деятельности учителя: Создание условий для усвоения нового знания; выявление качества и уровня овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках; формирование умения изменять г...

Конспект урока по русскому языку на тему "Времена глаголов. 2-е лицо глаголов" (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: знакомство с написанием глаголов в форме 2-го лица единственного числа; формирование умения распознавать глаголы в прошедшем времени по суффиксу -л-; развитие навыка определ...