Конспект урока по русскому языку 4 класс. Тема:"Разбор глагола по составу"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Урок с использование деятельностного метода обучения. Урок рефлексии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_razbor_glagola.docx | 29.56 КБ |
prezentatsiya_k_razboru_glagola1.pptx | 601.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку, 4 класс.
Тема: «Разбор глагола по составу. »
- Урок русского языка. Приготовились, встали ровно. У нас гости. поприветствуйте их. Настройтесь на работу. Садитесь.
Запишите число, классная работа.(1.м)
Прочитайте эпиграф к нашему уроку.
На доске карточка с высказыванием:
Не на пользу книги ч.тать, когда только в.ршки с них хв.тать. |
Объясните смысл этой пословицы.
Выполним чистописание. Спишите, вставляя пропущенные буквы.(2м)
-Объясните правописание пропущенных букв. (В слове читать пропущена безударная и проверочное слово - прочитанная и т.д.)
Сегодня урок самопроверки. Что вы будете проверять?( Какие знания мы умеем применять, а какие знания не умеем применять)
Сегодня вы проверите, умеете ли вы сами разбирать глагол по составу.
Чтобы работа была успешной, с чего надо начать? ( С повторения) (Повторим знания о глаголе).
Расскажите о глаголе по плану.
Ученики рассказывают по плану, на доске добавляются необходимы сведения (вопросы, изменения по временам и числам)
Найти глаголы в пословице. Что вы можете о них рассказать?( глаг неопр формы,)
Какое домашнее задание у вас было? (Стр107№5)
Все ли у вас получалось?
Проверьте правильность выполнения домашнего задания по эталону. (Его на перемене подготовил ученик на доске)… (5 мин)
-Молодцы! Теперь вы легко справитесь с заданием, которое я вам дам.
На доске размещен эталон :
На доске карточки со словами:
|
-Запишите в тетрадь номера слов , которые подходят к данному эталону ,и обоснуйте свой выбор.( №1,2,4- это глаголы)
Какое слово лишнее? Почему?
Что нужно помнить, чтобы правильно разобрать глагол по составу?(суффиксы неопред формы ТЬ, ТИ и прошедшего времени Л, которые в основу не входят, постфиксы СЬ и СЯ, которые входят в основу и глагольные суффиксы.
-Каким правилом надо пользоваться, чтобы правильно разобрать глаголы по составу?(алгоритм разбора )
Повторим его
-разберите эти слова , используя эталон.(Один учащийся выполняет задание на доске, остальные в тетрадях. «рассказала-глаг., прош.вр.,ж.р, ед.ч)» и т.д.) ( к доске выходит ученик)( 11 мин)
-Что вы сейчас повторили?(Правило правописания разбора глаголов).
-Для чего мы это повторили?( чтобы использовать эти знания в самостоятельной работе)
-Что будете делать дальше? (Выполнять самостоятельную работу,чтобы понять, что мы умеем делать , а над чем еще нужно поработать)
Задание к самостоятельной работе №1.
Самостоятельная работа №1. Упр 295-определить , какой из данных глаголов подходит к каждой схеме. запиши эти глаголы, разбери их по составу. |
-Что вы будете использовать при выполнении самостоятельной работы? ( алгоритм, правило.)
Дети выполняют работу.(15м)
-Что вы теперь должны сделать?( Мы должны проверить ее по образцу.)
-Как вы будете фиксировать результат?( Если все правильно, то поставим знак « +», если наш результат не совпадет с образцом, то поставим знак «?»)
На доску вывешивается карточка с эталоном выполнения работы:
Образец выполнения самостоятельной работы №1 ПОДСКАЕШЬ, УКОЛОТЬСЯ,ДЕРЖАТЬ, РАЗУЧИЛАСЬ,ВЫНЕС |
-Кто зафиксировал затруднение? (…)
-Кто все слова записал правильно?
Что вы все должны сделать?(Сопоставить свою работу с эталоном для самопроверки.)
-С какой целью будете сопоставлять с эталоном для самопроверки?( Те, кто ошибся, смогут определить причину своей ошибки, а кто выполнил работу правильно, проверит правильность своих рассуждений)
3) Локализация индивидуальных затруднений.
На доске эталоны для самопроверки:
Проверка проводится во внешней речи: учащиеся по одному проговаривают написание каждого слова.
Проговариваем: определяем форму глагола- задаем вопрос, лицо- подбираем местоимение, число.
Выделяем суффиксы и окончания.
Выделяем основу. Корень Приставки, суффиксы.
-Те кто допустил ошибку, что должны сделать?( Подчеркнуть место ошибки, исправить ее, выяснить причину ошибки.)
-Кто ошибся в определении формы глагола?
-Кто ошибся в выделении суффиксов, не входящих в основу?
-Кто ошибся в выделении окончания?
На доске записать количество ошибок разного вида.( 20 мин)
4)Коррекция выявленных затруднений.
-У кого задание выполнено правильно? Что вам следует делать дальше?( мы будем учиться применять свои знания в заданиях повышенной трудности.)
Задания для учеников, не допустивших ошибки:
Упражнение № 301. |
Задание прописано в учебнике! |
-Те ребята, которые выяснили свои затруднения, какая перед вами стоит цель? (Исправить ошибки и научиться применять правило)
Учащиеся самостоятельно выполняют тренировочные задания. В тетрадь
Те ребята, кто допустил ошибки на определение формы- выполняют задания на карточках №1, 2, 3 в тетрадь
Кто допустил ошибки только на разбор по составу, те выделение корня, суффикса, приставки- задания №2, №3 в тетрадь.
1.Определи форму глагола: Прощала -….. заговорят-… Берёшься-… проведать-… 2.Повтори правило на странице в учебнике 97,98 3. разбери глаголы по составу. Прощала -….. заговорят-… Берёшься-… проведать-… |
(25мин)
Учащиеся, работающие с тренировочными заданиями проверяют свои работы по образцу:
1.Определи форму глагола: Прощала –глаг . прош.вр., ж.р. ед.ч. заговорят- глаг. буд.вр.3-е лицо, мн.ч Берёшься- глаг. наст. вр. 2-е.лицо, ед.ч возврат.формы проведать- глаг. неопр.формы 2.Разбери глаголы по составу. Прощала -….. заговорят-… Берёшься-… проведать-… |
5)Обобщение затруднений во внешней речи.
- Вы самостоятельно исправили ошибки. Каких ошибок было больше?
Проверка проводится во внешней речи: учащиеся по одному проговаривают написание каждого слова.(30мин)
-Те кто допустил ошибку, что должны сделать?( Подчеркнуть место ошибки, исправить е, выяснить причину ошибки.)
-Кто ошибся в формы глагола?
-Кто ошибся в выделении суффиксов, не входящих в основу?
-Кто ошибся в выделении окончания?
На доске записать количество ошибок разного вида.
-Проговорите правило , что нужно помнить , чтобы правильно разобрать глагол по составу.
В это время те, кто работал самостоятельно проверяют свою работу по образцу на доске
-Какие предложения вы составили?
Чем отличаются слова в каждой паре.
-Как называются такие слова?
-Кому удалось справиться с заданием без ошибок? (32мин
6) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- Какой следующий шаг вы должны выполнить?( мы должны сделать самостоятельную работу №2)
Самостоятельная работа №2. Выпишите глаголы. Определите форму глаголов. Разберите глаголы по составу. Пожалели дети Бармалея, Крокодилу дети говорят: «Если он и вправду сделался добрее, Надо отпустить его , назад!» |
После работы учащиеся проводят самопроверку по эталону для самопроверки:
Эталон для самопроверки | |
Пожалели –глаг.,прош.вр.мн.ч. Говорят-глаг.. наст вр., 3-е лицо, мн.ч сделался –глаг.. прош.вр., ед.ч.,м.р.,возвр.ф Отпустить –глаг.н.ф.г. |
- Кому удалось справиться с затруднениями?(35 мин
7)Включение в систему знаний и повторение. Домашнее задание
-Вы хорошо научились разбирать глагол по составу. Теперь выполним задание №297 из «учебника
Прочитаем стих-е.
Прочитаем задание, что необходимо сделать.
Как бы вы его озаглавили?
Дома: записать заглавие.
Списать, вставляя пропущенные буквы, подготовить объяснение встреченных орфограмм
Разобрать по составу слова, отмеченные цифрой 2.
Разобрать один глагол как часть речи.
Запишем задание в дневник
8) Рефлексия деятельности на уроке.
Какова была цель этого урока?(выяснить , хорошо ли мы научились разбирать глагол по составу
-Какую цель ставили перед собой те, кто допустил ошибку в первой самостоятельной работе?( Найти ошибку, выяснить, в чём она заключалась. Научиться применять правило.)
-Как исправляли ошибки? ( Определили место, причину ошибки, потренировались на похожих заданиях).
-Над чем работали те, кто первую работу выполнил без ошибок?
-Оцените свою деятельность на уроке.( У каждого ученика карточки 3 цветов: зеленые, желтые, красные.)
-Я буду читать высказывания, если вы согласны с первым, то поднимаете зеленую карточку, если согласны со вторым утверждением- желтую, а если с третьем- красную.
- Я все понял и могу объяснить другому.
- Я все понял.
- У меня остались вопросы.
Учитель анализирует самооценку учеников.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
чистописание Не на пользу книги ч ? тать , когда только в ? ршки с них хв ? тать .
Расскажите о глаголе по плану. Глагол - это… Обозначает… Вопросы… Изменяется по…
чистописание Не на пользу книги ч и тать, когда только в е ршки с них хв а тать.
¬ ^ 1.Рассказала 2.Подумать 3.Пригородный 4.Сделаешь -ТИ, -ТЬ -Л- -СЯ, -СЬ -А-,-Я-,-О-,-И-,-Я-,-У-
Определить форму глагола Окончание и суффиксы, не входящие в основу Основа Корень Приставка, суффикс 1.Рассказала 2.Подумать 3.Сделаешь
Эталон для самопроверки работы №1 ПОДСКАЖЕШЬ,- глаг.,буд . вр ., 2-е л.,ед.ч . УКОЛОТЬСЯ,- н.ф.г ., возврат.форма ДЕРЖАТЬ ,- н.ф.г . РАЗУЧИЛАСЬ ,- глаг ., прош.вр.,ж.р ., ед.ч., возвр.ф . ВЫНЕС - глаг , прош.вр , м.р , ед.ч.
УПР. 301. Записать глаголы в указанных формах. Разобрать их по составу. ***Составить предложение с одной из групп глаголов.
Тренировочное задание 1.Определи форму глагола: Прощала -….. заговорят-… Берёшься-… проведать-… 2.Повтори правило на странице в учебнике 97,98 3. разбери глаголы по составу. Прощала -….. заговорят-… Берёшься-… проведать-…
самостоятельная работа №2 Выпишите глаголы. Определите форму глаголов. Разберите глаголы по составу. Пожалели дети Бармалея , Крокодилу дети говорят: «Если он и вправду сделался добрее, Надо отпустить его назад!»
Домашнее задание Упр.297, правило стр. 97-98
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку на тему:"Спряжение глаголов". (4 класс).
Конспект урока по русскому языку предназначен для учителей начальной школы....
Открытый урок по русскому языку по теме: «Разбор слова по составу» 2 класс
Сценарий урока по русскому языку по теме:«Разбор слова по составу» 2 класс...
Конспект урока по русскому языку на тему: Анализ глагола как части речи. 3 класс
В конспекте урока показана работа со словарными словами. Составление с этими словами предложений. Дальнейшая работа с предложениями: нахождение глаголов, их разбор как часть речи....
Конспект урока по русскому языку на тему "Жизнь корня в составе разных частей речи" 3 класс
Конспект урока по русскому языку на тему "Жизнь корня в составе разных частей речи" 3 класс...
Конспект урока по русскому языку по теме «Разбор глагола по составу»
Урок русского языка по теме "Разбор глагола по составу" в соответствии с ФГОС....
Конспект урока по русскому языку на тему: «Число глаголов», учебник (УМК «Русский язык» 3 класс, Школа России)
Цели деятельности учителя: Создание условий для усвоения нового знания; выявление качества и уровня овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках; формирование умения изменять г...
Конспект урока по русскому языку на тему "Времена глаголов. 2-е лицо глаголов" (УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: знакомство с написанием глаголов в форме 2-го лица единственного числа; формирование умения распознавать глаголы в прошедшем времени по суффиксу -л-; развитие навыка определ...