Конспект открытого урока по русскому языку УМК "Школа 2100" по теме "Правописание ь после шипящих на конце имён существительных"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Конспект данного урока разработан для учащихся 4 класса и соответствует требованиям ФГОС НОО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по русскому языку в 4 классе составила Подольская Светлана Анатольевна, учитель начальных классов Муниципального казённого образовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная с углубленным изучением отдельных предметов школа № 5»

городского округа город Фролово

Тема: Правописание  ь после шипящих на конце имён существительных.

Тип урока: комбинированный

Цель:

 познакомить учащихся  с орфограммой - буква ь после шипящих в конце имён существительных.

Задачи:

личностные                  1) создать условия для готовности и способности учащихся к открытию новых знаний и саморазвитию;

метапредметные          2) способствовать самостоятельному выделению и формулированию учащимися познавательной цели, учить проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, выполнять задания в соответствии с поставленной целью;

предметные                  3) учить детей находить в словах орфограмму буква ь после шипящих в конце имён существительных и графически обозначать её.

Оборудование: карточки со словами имён существительных 1, 2, 3 склонений, карточки с дифференцированными  заданиями, карточки с алгоритмом, презентация по теме:  «Правописание  ь после шипящих на конце имён существительных».

Ход урока.

Структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

  1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания.

- Здравствуйте, ребята.

Ну-ка, проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке:

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

 - Откройте тетради, запишите дату и вид работы.

- Сегодня 15 января (раздвигаю цифры).  Я предлагаю вам сложить эти числа и разделить их на 2.

- Как вы считаете, какое отношение имеет число 3 к русскому языку?

- Расскажите, что вы знаете о склонении.

- Приведите примеры имён существительных, относящихся к 1 склонению? Ко 2 склонению? К 3 склонению?

Учащиеся проверяют свою подготовку к уроку.

Учащиеся записывают дату и вид работы.

1 + 5 = 6

6 : 2 = 3

В русском языке 3 склонения.

К 1 скл. относятся имена сущ-ые ж.р. и м.р. с окончаниями –а, или –я.

Ко 2 скл. относятся имена сущ-ые с.р. с окончаниями –о, -е и м.р. с нулевым окончанием и ь на конце.

К 3 скл. относятся имена сущ-ые ж.р. . с нулевым окончанием и ь на конце.

Учащиеся приводят примеры имён существительных, относящихся к 1 склонению, ко 2 склонению, к 3 склонению.

Личностные: используют возможности для готовности и способности учащихся к открытию новых знаний и саморазвитию.

Коммуникативные: развивают умение слушать и понимать других, строят речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформляют свои мысли в устной форме.

  1. Актуализация опорных знаний. Словарная работа.

- Запишите под диктовку следующие слова, разделив их на три группы по склонениям (судья, раздолье, пальто, ателье, семья, сельдь, ширь, польза, топь)

- Что вы заметили?

- А для чего в словах употребляется ь?

- Ребята, я предлагаю вам разгадать кроссворд.

1. Без него не откроешь замок  (ключ)

2. Футбольное соревнование (матч)

3. Мелкие деньги (мелочь)

4. Под полом таится, кошки боится (мышь)

5. Тихая безветренная погода (тишь)

- Назовите словарное ключевое слово, получившееся в процессе разгадывания кроссворда.

- Что такое камыш?

- Давайте посмотрим в словаре значение этого слова.

- Запишите это слово.

- Какую работу мы должны провести с этим словом?

- Составьте и запишите предложение с этим словом.

Дети самостоятельно записывают слова по группам. Коллективная проверка.

Во всех словах встречается ь.

Мягкий знак употребляется для смягчения согласных, как разделительный и как показатель неопределённой грамматической формы слова.

Учащиеся разгадывают кроссворд, изображённый на доске.

Камыш.

Учащиеся сообщают свои мнения.

Один учащийся находит в «Толковом словаре» Ожегова  слово и зачитывает его значение.

Дети записывают слово в тетрадь.

Поставить ударение, подчеркнуть безударную гласную.

Дети составляют предложения и записывают понравившиеся в тетрадь.

Познавательные: выявляют сущность, особенности объектов, на основе анализа объектов делают выводы,  обобщают и классифицируют слова по признакам.

Регулятивные:  развиваем умение высказывать своё предположение, основываясь на имеющихся знаниях.

Регулятивные: применяют установленные правила в планировании способа решения.

  1. Стадия вызова (пробуждение интереса к материалу).

Работа с группами имён существительных.

- У вас на партах лежат карточки со словами, которые встретились нам в кроссворде. Посмотрите на карточки (карточки: ключ, матч, мелочь, мышь, тишь)

- Что общего у этих слов?

- Какие шипящие звуки вы знаете?

- Поработайте в парах и скажите, какое задание вы можете предложить к данным словам?

- Продолжите работу в парах, разбейте слова на группы и запишите их в тетради.

Коллективная проверка (в ходе проверки проверяется выполнение задания, а также работа учащихся в паре)

Учащиеся читают слова на карточках.

Все слова оканчиваются на шипящий звук.

Ч, Ш, Щ, Ж

Записать слова в две группы – 1 группа – слова м.р., 2 группа – слова ж.р.

Учащиеся разбивают слова на группы и записывают их. Одна пара детей работает у доски.

Коммуникативные: ставят вопросы, обращаются за помощью, формулируют свои мнения.

Регулятивные:  развиваем умение высказывать своё предположение, основываясь на имеющихся знаниях.

Коммуникативные: развиваем умение работать в паре.

Регулятивные: применяют свои знания  в планировании способа выполнения задания.

  1.  Формулирование темы урока.

Открытие новых знаний.

    - К какому склонению относятся  слова 1 группы? 2 группы? Почему?

- Что вы заметили? Чем отличаются группы слов?

Работа с учебником.

- Сравните свой вывод с авторским выводом на стр.4 учебника.

     - А можно ли  в один из столбиков записать слова дверь и столб?

   - Сформулируйте тему нашего урока.

- А какую цель мы поставим сегодня на уроке перед собой? Что  мы должны уметь для достижения этой цели?

Физминутка

- Мы устали чуточку,

Отдохнём минуточку.

Поворот, наклон, прыжок!

Улыбнись,  давай дружок!

Прямо спину ты держи,

На соседа посмотри,

Руки вверх и сразу вниз,

И за парту вновь садись.

Слова 1 группы относятся ко 2 склонению, а слова 2 группы к 3 склонению.

У существительных ж.р. на конце пишется ь, а у существительных м.р. не пишется.

Учащиеся читают вывод автора.

Нет, потому что на конце этих слов нет шипящих звуков.

Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных.

Определять род имени существительного, правильно писать орфограмму ь знак после шипящих на конце слова.

Учащиеся выполняют движения, о которых говорится в физминутке.

Познавательные: выделяют и обобщённо фиксируют существенные признаки объектов.

Личностные: формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют тему урока и познавательную цель.

Личностные: формирование навыков здорового образа жизни.

  1. Осмысление и закрепление материала.

- Что является главным в выборе написания ь на конце слова?

- Я предлагаю вам составить алгоритм, который поможет нам для выполнения следующих заданий. Приведите примеры имён существительных и,  работая по алгоритму, объясните написание орфограммы.

Работа с карточками по выбору.

- Выберите задание, которое будет вам по силам и, используя составленный алгоритм, выполните его.

Вопросы  для самооценки:

  1. Какое было задание?
  2. Удалось ли получить результат?
  3. Правильно или с ошибками?
  4. Самостоятельно или с чьей-то помощью?
  5. Какую отметку ты себе поставишь?

Род имени существительных.

Учащиеся составляют алгоритм. Приводят свои примеры, объясняя по алгоритму написание орфограммы.

Двое учеников  выполняет задание на доске.

Учащиеся после выполнения задания оценивают себя по алгоритму.

Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные: оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

  1. Рефлексия. Итог урока.

- Какое открытие вы сегодня сделали для себя на уроке? Приведите свои примеры.

- Так запомним – род мужской

Гонит мягкий знак метлой.

Женский род – наоборот,

Мягкий знак в друзья берёт.

- Достигли  ли мы поставленной цели?

- Оцените свою работу на уроке: если вы считает, что хорошо усвоили тему урока, можете чётко проговорить правило и не допустили ошибок в самостоятельной работе  - нарисуйте                      

если вам ещё нужно время, что поработать над данной темой, нарисуйте  

У существительных ж.р. на конце пишется ь, а у существительных м.р. не пишется.

Учащиеся высказывают свои мнения.

Учащиеся оценивают свою работу и изображают рожицу на полях.

Регулятивные: выделяют и формулируют, что усвоено и что нужно усвоить по данной теме.

Регулятивные: оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей, осуществляют  познавательную и личностную рефлексию.

  1. Домашнее задание.

- Сегодня вас ожидает задание по выбору:

1. творческое задание: необходимо составить кроссворд, состоящий из 5-6 существительных, оканчивающихся на шипящий;

2. задание по карточке, где необходимо подобрать синонимы (имеющие шипящий на конце) к существительным данным в задании


- На что надо обратить внимание при выполнении домашнего задания?

Учащиеся записывают  задание. Задают уточняющие вопросы.

Приложение 1.

Карточки для самостоятельной работы.

  1. Спиши. Укажи род имён существительных.

Ключ, тишь, ночь, карандаш, луч, мышь, рожь, помощь, малыш, дичь, шалаш, стриж, ландыш, этаж, вещь.

  1. Спиши имена существительные, распределяя их в два столбика относительно рода. Где необходимо вставь ь.

Доч.., кирпич.., мыш.., шалаш.., чуш.., калач.., суш.., ковш.., ткач.., полноч.., этаж.., помощ.., рож.., дрож.., чиж.. .

Домашнее задание (карточка)

Подбери к данным именам существительным синонимы с шипящими на конце слова, обозначь их род.

Неправда - …, граница - …, соревнование - …, трепет - …, ерунда - …, команда - …, сила - …, призыв - …, здоровяк - …  .

Слова для справок: матч, чушь, мощь, крепыш, ложь, рубеж, дрожь, экипаж, клич.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация к уроку русского языка в 4 классе по теме «Правописание ь после шипящих на конце имён существительных» Выполнила: Подольская Светлана Анатольевна, учитель начальных классов МКОУ СОШ №5 городского округа город Фролово Волгоградской области

Слайд 2

Склонение 1 скл . 3 скл . 2 скл . М.р. – а, я Ж.р. – а, я М.р. – ь , С.р. – о, е Ж.р. – ь ,

Слайд 3

судья семья польза раздолье пальто ателье сельдь ширь топь

Слайд 4

3 4 5 2 1 к л ю ч м а т ч м е л о ч ь м ы шь т и ш ь

Слайд 5

Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных

Слайд 6

Это __________________? Есть ли ________________ на конце слова? Это __________________? В ________________ форме? Это имя существительное? Это женский род? Есть ли шипящий на конце? В начальной форме? Этой орфограммы в слове нет Нет Нет Да Да Да Да Нет Нет Ь Ь

Слайд 7

Твои впечатления

Слайд 8

Спасибо за работу на уроке!

Слайд 9

источник шаблона: Ранько Елена Алексеевна учитель начальных классов МАОУ лицей №21 г. Иваново Сайт: http://elenaranko.ucoz.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода".

На уроке дети знакомятся с новой орфограммой. Для этого перед ними ставится проблемная ситуация, с которой по ходу урока ученики успешно справляются....

Конспект «открытого» урока по русскому языку в 4 – Б классе по теме «Склонение имён прилагательных женского рода»

Тема«Склонение имён прилагательных женского рода»Задачи урока   ·     формировать навык грамотного письма безударных падежных окончаний прилагательных женского рода...

Конспект открытого урока по русскому языку в 4 классе "Именительный и винительный падежи имён существительных единственного числа".

Урок с использованием информационно-коммуникационных технологий.Русский язык. 4 класс.УМК "Школа России" Канакина В.П....

Конспект по русскому языку «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода»

Конспект открытого урока в 3 классе по теме "Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода....

Открытый урок по русскому языку "МЯГКИЙ ЗНАК ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ НА КОНЦЕ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ. ПОВТОРЯЕМ И ОБОБЩАЕМ"

Данная разработка урока служит целью развивать умения у учащихся обнаруживать орфограммы, определять их разновидность и применять соответствующее правило....

Технологическая карта урока по Русскому языку "Мягкий знак (ь) после шипящих в конце имен существительных женского рода (закрепление)"

Мягкий знак (ь) после шипящих в конце имен существительных женского рода (закрепление), 3 класс...

Открытый урок в 3 классе по русскому языку на тему: "Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода". "Снова о Ь".

Задачи:Образовательная:  познакомить с новой орфограммой «Правописание мягкого     знака после шипящих на конце существительных женского рода, а также с написанием существительных...