Проект урока по русскому языку: «Безударные гласные в корне слова с использованием технологий морфемного письма и морфемного чтения»
план-конспект урока (русский язык, 3 класс) по теме
Среди многих проблем, встающих при обучении русскому языку, одной из главных и нерешенных остается проблема формирования грамотной письменной речи. Низкий уровень орфографической грамотности школьников - факт настолько общеизвестный, что само его обсуждение является педагогическим трюизмом. Однако при всей банальности проблемы она не может не вызывать тревоги. Ее решение важно еще и потому, что она не замыкается на самой себе: активное владение человеком всеми формами устной и письменной речи связано с механизмами мышления и понимания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект урока по русскому языку | 91 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 148 г. о. Самара
Проект урока по русскому языку
«Использование современных технологий при обучении орфографии»
Тема урока:
«Безударные гласные в корне слова с использованием технологий морфемного письма и морфемного чтения».
Работу выполнил:
Е.В. Сергиенко,
учитель начальных классов.
Самара 2012
Содержание работы:
- Обоснование необходимости использования морфемного письма и чтения на уроках русского языка.
- Разработка урока на тему: «Безударные гласные в корне слова с использованием технологий морфемного письма и морфемного чтения».
- Используемая литература.
I. Среди многих проблем, встающих при обучении русскому языку, одной из главных и нерешенных остается проблема формирования грамотной письменной речи. Низкий уровень орфографической грамотности школьников - факт настолько общеизвестный, что само его обсуждение является педагогическим трюизмом. Однако при всей банальности проблемы она не может не вызывать тревоги. Ее решение важно еще и потому, что она не замыкается на самой себе: активное владение человеком всеми формами устной и письменной речи связано с механизмами мышления и понимания.
- Трудности изучения орфографии.
Основные трудности при изучении данной темы лежат не в разделе орфографии, а в других разделах. Они лежат в освоении состава слова и в освоении частей речи. Выделяется несколько особенностей:
- Нужно знать всё;
- Знание других отделов должны быть качественно иными, дети должны мгновенно слово по составу и определять часть речи.
- Модель изучения состава слова в традиционном изучении темы.
- Сообщение понятий (что такое приставка, корень, суффикс, окончание).
- Несколько уроков обучения детей в нахождение морфем в слове.
- Самостоятельный поиск.
Данная модель противоречит лингвистической теории обучения. Правила, которое дают в учебнике, что корень это общая часть родственных слов, в которых заключено общее значение всех родственных слов.
Первый ориентир – при общности значения, допускается полное несовпадение в графике. (Например: взять, взимать, принимать, взаймы, вынуть.)
Второй ориентир – ориентир на семантику.
Вместе с тем, лингвисты пишут, что семантика корня по-разному проявляется в значении целого слова. Выделяют несколько групп:
- Где корень совпадает или близок к значению целого слова. (Например: сад-садик)
- Значение корня ослаблено. (Например: поглощение - глотка)
- Корень выветрен, и обнаружить его вне слова невозможно.
Вывод: по правилу обучить нельзя. Данная модель обучения противоречит психологической теории формирования навыка разбора слова по составу. Об этом пишет Д.Н.Богоявленский в своей книге «Психология освоения орфографии». Он считает основной задачей обучить письменной форме речи. С чем же связано 100% усвоение устной формы речи?
Этапы закономерности усвоения устной речи:
- Ребёнок осваивает целое слово.
- Усвоение речи на уровне морфем. Дети начинают изменять слова, то есть выделять окончания, творят свои слова – словотворчество.
Д.Н.Богоявленский делает вывод – основные события, происходящие в речи ребёнка, связаны с освоением морфем. Автор проводит опыт, он рассказывает детям сказку: «Жил-был Ларь. У Ларя был Ларёнок. Ларь и Ларёнок пошли в лес гулять. И встретили они Ларище…» После прочтения сказки детям задаются вопросы: Кто или что такое Ларь, Ларёнок, Ларище? Из ответов детей автор делает вывод, что ребёнок понимает значение морфемы в составе целого слова, а извлечь морфему из слова не в состоянии. То есть слово освоено на низком уровне абстракции. Для освоения устной речи этот уровень абстракции достаточен, а для освоения письменной речи – нет. Опираясь на свой вывод, Д.Н.Богоявленский формирует задачу: перевести ребёнка с низкого уровня абстракции на высокий, который предполагает умение извлекать морфему из слова и понимать её значение. Автор выявил два условия, когда это происходит:
- Сообщение понятия (приставка, корень, суффикс, окончание).
- Сообщение понятия автоматически не приводит к верному выделению морфем. Для того чтобы ребёнок вычислил морфему из слова, необходимо сформировать индивидуально-ассоциативные связи между значением морфемы и двумя формами выражения данного значения (устная, письменная).
А каким образом реализуется данная модель обучения?
1 группа – получает слова со знакомыми приставками + корень, при выделении которого могут сделать ошибку.
2 группа – приставки незнакомые + знакомый корень.
3 группа – вообще нет приставок.
Обобщая результаты, полученные в ходе реализации данной модели обучения, автор делает вывод: дети работаю не по правилу, а что знают, то и выделяют. Если дети встречаются с ситуацией, когда нужно найти морфему - учащиеся бессильны, но в помощь им приходят словари, составленные учёными. Учитель должен научить детей пользоваться словарями и убедить их не выделять самостоятельно морфемы.
Д.Н. Богоявленский предлагает ввести на уроках морфемное чтение.
Плюсы морфемного чтения:
- Позволяет разобрать на уроке большое количество слов;
- Не мешает теме урока, а идёт в параллели с ним;
- Сразу отслеживаются ошибки;
Минусы морфемного чтения:
- Искусственное чтение.
При морфемном проговаривании слово не должно распадаться на слоги, иначе оно потеряет цельность, индивидуальность и не останется в памяти движений речевого аппарата. Многолетняя практика ряда учителей показала высокую эффективность метода морфемного чтения, которым охватывается успешное обучение детей широкому кругу орфографических правил.
II. Тема урока: «Безударные гласные в корне слова с использованием технологий морфемного письма и морфемного чтения».
Тип урока: комбинированный.
- Цель: создать условия для осознания, осмысления и закрепления изучаемой темы с использованием морфемного письма и чтения.
- Задачи:
- формирование представления о способах проверки безударных гласных в корне слова;
- познакомить с моделью слова, выделяя другим цветом морфему слова. Отрабатывать навык разбора слова по составу с использованием морфемного письма и чтения;
- формировать универсальные учебные действия: личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные;
- развивать внимание и мышление, обогащать речь учащихся, формировать корневое морфемное чтение и письмо;
- воспитывать уважение к родному языку, культуру общения.
- Основной дидактический метод:
- частично-поисковый.
- Оборудование: учебник «Русского языка» Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина; таблицы; раздаточный материал (карточки на каждого ученика с заданием); З.А. Потиха: «Школьный словарь строения слов русского языка».
- План урока:
План урока.
Этап урока | Формируемые УУД |
I. Организация класса. | Личностные: действие смыслообразования, то есть установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Познавательные: анализ объектов с выделением их признаков, постановка и формулирование проблемы. Коммуникативные: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. |
II. Минутка чистописания. | Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов. Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли, умение общаться, включающее умения слушать собеседника и строить своё поведение с учётом позиции других людей. |
III. Словарно-орфографическая работа. | Личностные: формирование ценностных ориентаций (саморегуляция, стимулирование, достижение) Познавательные: умение подводить под понятие, применять новые знания на практике. Коммуникативные: объективно оценивать себя и других. Регулятивные: умение работать по алгоритму, овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного. |
IV. Актуализация знаний. Постановка целей урока. | Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи. Познавательные: умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, анализировать объект с выделением существенных признаков, умение сравнивать и устанавливать аналогии, умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте. Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли, умение общаться, включающее умения слушать собеседника и строить своё поведение с учётом позиции других людей. Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно, саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии. |
V. Закрепление изученного. | Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи. Познавательные: умение подводить под понятие, применять новые знания на практике. Коммуникативные: умение выражать свои мысли, объективно оценивать себя и других, совершенствовать навыки работы в группе, проявлять толерантность. Регулятивные: умение запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени, выбирать средства для организации своего поведения, умение планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу (алгоритму), правилу, с использование норм, саморегуляция. |
VI. Самостоятельная работа. | Личностные: формирование ценностных ориентаций (саморегуляция, стимулирование, достижение) Познавательные: умение подводить под понятие, применять новые знания на практике. Коммуникативные: объективно оценивать себя и других. Регулятивные: умение работать по алгоритму, овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного. |
VII. «Открытие» нового знания. | Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, моделирование, анализ и синтез, выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепочки рассуждений, умение аргументировать свою точку зрения и делать выводы. Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли, слушать и слышать других, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка. Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, коррекция продукта. |
VIII. Итог урока. | Регулятивные: оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, а что ещё подлежит усвоению, осознание уровня и качества усвоения. |
IX. Домашнее задание. | Познавательные: умение подводить под понятие, применять новые знания на практике. Коммуникативные: объективно оценивать себя. Регулятивные: умение работать по алгоритму, с памятками, правилами, овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного. |
- Ход урока.
- Орг. момент.
А сейчас проверь дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте?
Всё ль в порядке?
Ручки, книжки и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку….5!
- Чистописание.
Тетрадь наклонно положу,
Ручку правильно держу,
За посадкою слежу,
С чистотою я дружу
На отлично напишу!
На доску вывешивается картинка с изображением ГОРОХА.
- На какую букву похожи горошины в стручке? (Это буква О).
- Как вы думаете, какую букву мы будем писать на минутке чистописания?
Дети прописывают в тетрадях заглавную и строчную буквы О с нижним соединением.
- Словарная работа.
а) - А теперь познакомимся, как пишется слово ГОРОХ и откуда оно пришло.
Горох - древнейшее культурное растение, известное уже в каменном и бронзовом веках. Не случайно говорят: «Это было при царе Горохе», - имея в виду события глубокой древности.
Горох назвали так не случайно – горох значит «лущеный», «тертый»
- Как проверить безударную гласную О в слове горох? (Проверить нельзя, нужно запомнить).
б) - А теперь ребята давайте с вами составим и запишем корневое гнездо, проявляя корневую морфему зеленым цветом.
Дети записывают слова:
ГОРОХ, ГОРОХовый, ГОРОШек, ГОРОШинка.
- Ребята, кто увидел чередование в корне? (чередование ш/х)
в) Заранее подготовленный ученик читает поговорку орфоэпически, затем читает ее, выделяя голосом корневые морфемы.
СЫПлет СЛОВами, как ГОРОХ об СТЕНу.
- Работа над темой.
а) Трое учеников работают у доски остальные работают с таким же заданием по карточкам.
Задание № 1: вставьте в корневую морфему безударную гласную.
М…Ря ЦВ…Тной Л…Жит
СЛ…Ды ГР…Бной расП…Лил
Т…Шина В…Дянистый заТ…Пила
Р…Ды Р…Довой ГЛ…Деть
б) Взаимопроверка.
У доски работают трое других учеников. При нахождении ошибки идет коллективное исправление с объяснением. Повторяется правило проверки безударной гласной в корне. Далее, читаются слов хором, выделяя голосом корневые морфемы.
ФИЗМИНУТКА
- Работа с упражнением 4 в учебнике на странице 85.
Задания:
а) читаем текст орфоэпически. Вставляем пропущенные буквы, объясняя написание;
б) выделяем во всех словах корень под морфемное чтение учителя;
в) повторное чтение учащимися по корневым морфемам;
г) списать, выделяя корни зеленым цветом.
Жила – была на СВЕТе КОРОВа. ЗВали ее КРАСотка.
КРАСотка П…Слась на ЛУГу. А по В…Ч…Рам, когда Т…Мнело, она уже не Щ…Пало ТР…Ву. Она СМ…ТРела на ЗВЕЗДное НЕБо.
г) Разобрать третье предложение по членам предложения и подписать части речи.
Задание № 2: упражнение с созвучными корнями.
- Найдите на карточке задание № 2.
- Вставьте корни СЕД и СИД в слова, объясните употребление нужного корня.
Дедушка по……ел от старости.
Коля по……ел на пенечке.
- Прочитайте, выделяя голосом корневую морфему.
- В предложения впишите нужное слово поСЕДел или поСИДел.
Он………….. минуты две, перевел дух и двинулся дальше.
Мои волосы…………., я почти старик.
6) Игра: «Отгадай слово».
- Составь ряд слов по модели:
корень – суффикс (ость) – нулевое окончание.
МОЛОДость, СТАРость, ГЛУПость, РАДость, МУДРость, ТУПость.
- Запишите слова в тетрадь, зеленым цветом выделяя корневую морфему.
- Найдите слово с безударной проверяемой гласной в корне? Какую гласную написали, объясните.
ФИЗМИНУТКА
7) Введение новой морфемы.
Найдите на карточке задание № 3.
- Запомним! В русском языке есть приставка ПРО -
- Впиши в слова приставку ПРО -
ПРОводить, …...грыз, ……плыла,
ПРО - ……сидеть, ……мерзнуть, ……ползти,
……слушали, ……щебетали, ……читали.
- Прочитай слова с выделением голосом всех морфем.
- В каких словах нужно проверять безударную гласную в корне? Устно подберите проверочные слова.
- Как проверить безударную гласную в корне?
8) Подведение итогов (Рефлексия).
- Что нового вы узнали на уроке?
- Какое задание было выполнять трудно, а с каким заданием справились легко?
9) Домашнее задание.
- Прочитайте упражнение 106 на стр. 78 и вставьте пропущенные буквы.
Учитель читает упражнение, выделяя голосом морфемы корня, а дети хором проговаривают корень и выделяют его карандашом в учебнике.
ТОНкий В…Л…Сок, Л…Б…Диный КРИК, СТРАШный ВЕЛ…Кан, К…Л…Со МАШИНы, УЗкий В…Р…Тник, Н…Чное ПЕнье С…Л…Вья, Х…Р…Шо ЗНАет.
III. Используемая литература.
- Д.Н. Богоявленский: «Психология усвоения орфографии» М.,1966 г.
- Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина: «Русской язык» 3 класс. БАЛАСС, 2010 г.
- В.И. Даль: «Иллюстрированный толковый словарь русского языка». Современная версия. Москва, ЭКСМО, 2007г.
- Т.И. Куропаткина: «Теория и практика обучения орфографии в школе» Самара, 2006г.
- Е.Н. Петрова: «Работа над словом», - РЯШ 1937г. - № 4;5 стр. 12-20.
- З.А. Потиха: «Школьный словарь строения слов русского языка». Москва, Просвещение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
открытый урок по русскому языку "Безударная гласная в корне слова" 2 класс
Урок составлен к аттестации....
Конспект урока по русскому языку "Безударная гласная в корне слова. Закрепление." 3 класс
Конспект урока по русскому языку пригодиться при закреплении темы "Правописание безударной гласной в корне слова"....
Открытый урок по русскому языку "Безударные гласные в корне слова" 3 класс
Урок интересный. На протяжении всего урока учащиеся повторяют и обобщают правописание слов с безударной гласной в корне слова. Учатся распознавать на слух безударные гласные.Основные моменты урока и з...
Конспект урока по русскому языку. Безударная гласная в корне слова
Цели урока: уточнение знаний учащихся о правописании безударной гласной в корне слова; развитие умения распознавать слова с безударной гласной: обогощение словарного запаса; развитие логического...
Презентация к уроку по русскому языку «Безударная гласная в корне слова»
Презентация к уроку по русскому языку «Безударная гласная в корне слова»...
Конспект урока по русскому языку : "Безударные гласные в корне слова"
Цель: познакомить учащихся с правилом проверки безударных гласных в корне слова.Задачи:формировать умение видеть орфограмму в корне слова;познакомить с особенностями проверяемых и проверочных сло...
Открытый урок по русскому языку "Безударная гласная в корне слова"
Презентация и конспект открытого урока по русскому языку для 2 класса по теме "Безударная гласная в корне слова"...