Проект урока по русскому языку: «Безударные гласные в корне слова с использованием технологий морфемного письма и морфемного чтения»
план-конспект урока (русский язык, 3 класс) по теме

Сергиенко Елена Владимировна

Среди многих проблем, встающих при обучении русскому языку, одной из главных и нерешенных остается проблема формирования грамотной письменной речи. Низкий уровень орфографической грамотности школьников - факт настолько общеизвестный, что само его обсуждение является педагогическим трюизмом. Однако при всей банальности проблемы она не может не вызывать тревоги. Ее решение важно еще и потому, что она не замыкается на самой себе: активное владение человеком всеми формами устной и письменной речи связано с механизмами мышления и понимания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Проект урока по русскому языку91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 148 г. о. Самара

Проект урока по русскому языку

«Использование современных технологий при обучении орфографии»

Тема урока:

«Безударные гласные в корне слова с использованием технологий морфемного письма и морфемного чтения».

Работу выполнил:

Е.В. Сергиенко,

учитель начальных классов.

Самара 2012

Содержание работы:

  1. Обоснование необходимости использования морфемного письма и чтения на уроках русского языка.
  2. Разработка урока на тему: «Безударные гласные в корне слова с использованием технологий морфемного письма и морфемного чтения».
  3. Используемая литература.

I. Среди многих проблем, встающих при обучении русскому языку, одной из главных и нерешенных остается проблема формирования грамотной письменной речи. Низкий уровень орфографической грамотности школьников - факт настолько общеизвестный, что само его обсуждение является педагогическим трюизмом. Однако при всей банальности проблемы она не может не вызывать тревоги. Ее решение важно еще и потому, что она не замыкается на самой себе: активное владение человеком всеми формами устной и письменной речи связано с механизмами мышления и понимания.

  1. Трудности изучения орфографии.

Основные трудности при изучении данной темы лежат не в разделе орфографии, а в других разделах. Они лежат в освоении состава слова и в освоении частей речи. Выделяется несколько особенностей:

  • Нужно знать всё;
  • Знание других отделов должны быть качественно иными, дети должны мгновенно слово по составу и определять часть речи.
  1. Модель изучения состава слова в традиционном изучении темы.
  • Сообщение понятий (что такое приставка, корень, суффикс, окончание).
  • Несколько уроков обучения детей в нахождение морфем в слове.
  • Самостоятельный поиск.

Данная модель противоречит лингвистической теории обучения. Правила, которое дают  в учебнике, что корень это общая часть родственных слов, в которых заключено общее значение всех родственных слов.

Первый ориентир – при общности значения, допускается полное несовпадение в графике. (Например: взять, взимать, принимать, взаймы, вынуть.)

 Второй ориентир – ориентир на семантику.

Вместе с тем, лингвисты пишут, что семантика корня по-разному проявляется в значении целого слова. Выделяют несколько групп:

  • Где корень совпадает или близок к значению целого слова. (Например: сад-садик)
  • Значение корня ослаблено. (Например: поглощение - глотка)
  • Корень выветрен, и обнаружить его вне слова невозможно.

Вывод: по правилу обучить нельзя. Данная модель обучения противоречит психологической теории формирования навыка разбора слова по составу. Об этом пишет Д.Н.Богоявленский в своей книге «Психология освоения орфографии». Он считает основной задачей обучить письменной форме речи. С чем же связано 100% усвоение устной формы речи?

Этапы закономерности усвоения устной речи:

  • Ребёнок осваивает целое слово.
  • Усвоение речи на уровне морфем. Дети начинают изменять слова, то есть выделять окончания, творят свои слова – словотворчество.

Д.Н.Богоявленский делает вывод – основные события, происходящие в речи ребёнка, связаны с освоением морфем. Автор проводит опыт, он рассказывает детям сказку: «Жил-был Ларь. У Ларя был Ларёнок. Ларь и Ларёнок пошли в лес гулять. И встретили они Ларище…» После прочтения сказки детям задаются вопросы: Кто или что такое Ларь, Ларёнок, Ларище? Из ответов детей автор делает вывод, что ребёнок понимает значение морфемы в составе целого слова, а извлечь морфему из слова не в состоянии. То есть слово освоено на низком уровне абстракции. Для освоения устной речи этот уровень абстракции достаточен, а для освоения письменной речи – нет. Опираясь на свой вывод, Д.Н.Богоявленский формирует задачу: перевести ребёнка с низкого уровня абстракции на высокий, который предполагает умение извлекать морфему из слова и понимать её значение. Автор выявил два условия, когда это происходит:

  • Сообщение понятия (приставка, корень, суффикс, окончание).
  • Сообщение понятия автоматически не приводит к верному выделению морфем. Для того чтобы ребёнок вычислил морфему из слова, необходимо сформировать индивидуально-ассоциативные связи между значением морфемы и двумя формами выражения данного значения (устная, письменная).

А каким образом реализуется данная модель обучения?

1 группа – получает слова со знакомыми приставками + корень, при выделении которого могут сделать ошибку.

2 группа – приставки незнакомые + знакомый корень.

3 группа – вообще нет приставок.

Обобщая результаты, полученные в ходе реализации данной модели обучения, автор делает вывод: дети работаю не по правилу, а что знают, то и выделяют. Если дети встречаются с ситуацией, когда нужно найти морфему - учащиеся бессильны, но в помощь им приходят словари, составленные учёными. Учитель должен научить детей пользоваться словарями и убедить их не выделять самостоятельно морфемы.

Д.Н. Богоявленский предлагает ввести на уроках морфемное чтение.

Плюсы морфемного чтения:

  • Позволяет разобрать на уроке большое количество слов;
  • Не мешает теме урока, а идёт в параллели с ним;
  • Сразу отслеживаются ошибки;

Минусы морфемного чтения:

  • Искусственное чтение.

При морфемном проговаривании слово не должно распадаться на слоги, иначе оно потеряет цельность, индивидуальность и не останется в памяти движений речевого аппарата. Многолетняя практика ряда учителей показала высокую эффективность метода морфемного чтения, которым охватывается успешное обучение детей широкому кругу орфографических правил.

II. Тема урока: «Безударные гласные в корне слова с использованием технологий морфемного письма и морфемного чтения».

Тип урока: комбинированный.

  1. Цель: создать условия для осознания, осмысления и закрепления изучаемой темы с использованием морфемного письма и чтения.
  2. Задачи:
  • формирование представления о способах проверки безударных гласных в корне  слова;
  • познакомить с моделью слова, выделяя другим цветом морфему слова. Отрабатывать навык разбора слова по составу с использованием морфемного письма и чтения;
  • формировать универсальные учебные действия: личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные;
  • развивать внимание и мышление, обогащать речь учащихся, формировать корневое морфемное чтение и письмо;
  • воспитывать уважение к родному языку, культуру общения.
  1. Основной дидактический метод:
  • частично-поисковый.
  1. Оборудование: учебник «Русского языка» Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина; таблицы; раздаточный материал (карточки на каждого ученика с заданием); З.А. Потиха: «Школьный словарь строения слов русского языка».
  2. План урока:

План урока.

Этап урока

Формируемые УУД

I. Организация класса.

Личностные: действие смыслообразования, то есть установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Познавательные: анализ объектов с выделением их признаков, постановка и формулирование проблемы.

Коммуникативные: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

II. Минутка чистописания.

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов.

Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли, умение общаться, включающее умения слушать собеседника и строить своё поведение с учётом позиции других людей.

III. Словарно-орфографическая работа.

Личностные: формирование ценностных ориентаций (саморегуляция, стимулирование, достижение)

Познавательные: умение подводить под понятие, применять новые знания на практике.

Коммуникативные: объективно оценивать себя и других.

Регулятивные: умение работать по алгоритму, овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного.

IV. Актуализация знаний. Постановка целей урока.

Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи.

Познавательные: умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, анализировать объект с выделением существенных признаков, умение сравнивать и устанавливать аналогии, умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.

Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли, умение общаться, включающее умения слушать собеседника и строить своё поведение с учётом позиции других людей.

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно, саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии.

V. Закрепление изученного.

Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи.

Познавательные: умение подводить под понятие, применять новые знания на практике.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли, объективно оценивать себя и других, совершенствовать навыки работы в группе, проявлять толерантность.

Регулятивные: умение запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени, выбирать средства для организации своего поведения, умение планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу (алгоритму), правилу, с использование норм, саморегуляция.

VI. Самостоятельная работа.

Личностные: формирование ценностных ориентаций (саморегуляция, стимулирование, достижение)

Познавательные: умение подводить под понятие, применять новые знания на практике.

Коммуникативные: объективно оценивать себя и других.

Регулятивные: умение работать по алгоритму, овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного.

VII. «Открытие» нового знания.

Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, моделирование, анализ и синтез, выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепочки рассуждений, умение аргументировать свою точку зрения и делать выводы.

Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли, слушать и слышать других, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка.

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, коррекция продукта.

VIII. Итог урока.

Регулятивные: оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, а что ещё подлежит усвоению, осознание уровня и качества усвоения.

IX. Домашнее задание.

Познавательные: умение подводить под понятие, применять новые знания на практике.

Коммуникативные: объективно оценивать себя.

Регулятивные: умение работать по алгоритму, с памятками, правилами,  овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного.

 

  1. Ход урока.
  1. Орг. момент.

А сейчас проверь дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте?

Всё ль в порядке?

Ручки, книжки и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку….5!

  1.  Чистописание.

Тетрадь наклонно положу,

Ручку правильно держу,

За посадкою слежу,

С чистотою я дружу

На отлично напишу!

На доску вывешивается картинка с изображением ГОРОХА.

- На какую букву похожи горошины в стручке? (Это буква О).

- Как вы думаете, какую букву мы будем писать на минутке чистописания?

Дети прописывают в тетрадях заглавную и строчную буквы О с нижним соединением.

  1. Словарная работа.

а) - А теперь познакомимся, как пишется слово ГОРОХ и откуда оно пришло.

Горох - древнейшее культурное растение, известное уже в каменном и бронзовом веках. Не случайно говорят: «Это было при царе Горохе», - имея в виду события глубокой древности.

Горох назвали так не случайно – горох значит «лущеный», «тертый»

- Как проверить безударную гласную О в слове горох? (Проверить нельзя, нужно запомнить).

б) -  А теперь ребята давайте с вами составим и запишем корневое гнездо, проявляя корневую морфему зеленым цветом.

Дети записывают слова:

ГОРОХ, ГОРОХовый, ГОРОШек, ГОРОШинка.

- Ребята, кто увидел чередование в корне? (чередование ш/х)

в) Заранее подготовленный ученик читает поговорку орфоэпически, затем читает ее, выделяя голосом корневые морфемы.

СЫПлет СЛОВами, как ГОРОХ об СТЕНу.

  1. Работа над темой.

а) Трое учеников работают у доски остальные работают с таким же заданием по карточкам.

Задание № 1: вставьте в корневую морфему безударную гласную.

М…Ря                                   ЦВ…Тной                                   Л…Жит

СЛ…Ды                                ГР…Бной                                    расП…Лил

Т…Шина                              В…Дянистый                              заТ…Пила

Р…Ды                                   Р…Довой                                    ГЛ…Деть

б) Взаимопроверка.

У доски работают трое других учеников. При нахождении ошибки идет коллективное исправление с объяснением. Повторяется правило проверки безударной гласной в корне. Далее, читаются слов хором, выделяя голосом корневые морфемы.

ФИЗМИНУТКА

  1. Работа с упражнением 4 в учебнике на странице 85.

 Задания:

а) читаем текст орфоэпически. Вставляем пропущенные буквы, объясняя написание;

б) выделяем во всех словах корень под морфемное чтение учителя;

в) повторное чтение учащимися по корневым морфемам;

г) списать, выделяя корни зеленым цветом.  

Жила – была на СВЕТе КОРОВа. ЗВали ее КРАСотка.

КРАСотка П…Слась на ЛУГу. А по В…Ч…Рам, когда Т…Мнело, она уже не Щ…Пало ТР…Ву. Она СМ…ТРела на ЗВЕЗДное НЕБо.

г) Разобрать третье предложение по членам предложения и подписать части речи.

Задание № 2: упражнение с созвучными корнями.

- Найдите на карточке задание № 2.

- Вставьте корни СЕД и СИД в слова, объясните употребление нужного корня.

Дедушка по……ел от старости.

Коля по……ел на пенечке.

- Прочитайте, выделяя голосом корневую морфему.

- В предложения впишите нужное слово поСЕДел или поСИДел.

Он………….. минуты две, перевел дух и двинулся дальше.

Мои волосы…………., я почти старик.

6) Игра: «Отгадай слово».

- Составь ряд слов по модели:

корень – суффикс (ость) – нулевое окончание.

МОЛОДость, СТАРость, ГЛУПость, РАДость, МУДРость, ТУПость.

- Запишите слова в тетрадь, зеленым цветом выделяя корневую морфему.

- Найдите слово с безударной проверяемой гласной в корне? Какую гласную написали, объясните.

ФИЗМИНУТКА

   7) Введение новой морфемы.

 Найдите на карточке задание № 3.

- Запомним! В русском языке есть приставка ПРО -

- Впиши в слова приставку ПРО -

                     ПРОводить,           …...грыз,               ……плыла,

ПРО -            ……сидеть,           ……мерзнуть,      ……ползти,

                     ……слушали,        ……щебетали,      ……читали.

- Прочитай слова с выделением голосом всех морфем. 

- В каких словах нужно проверять безударную гласную в корне? Устно подберите проверочные слова.

- Как проверить безударную гласную в корне?

8) Подведение итогов (Рефлексия).

- Что нового вы узнали на уроке?

- Какое задание было выполнять трудно, а с каким заданием справились легко?

9) Домашнее задание.

- Прочитайте упражнение 106 на стр. 78 и вставьте пропущенные буквы.

Учитель читает упражнение, выделяя голосом морфемы корня, а дети хором проговаривают корень и выделяют его карандашом в учебнике.

ТОНкий В…Л…Сок, Л…Б…Диный КРИК, СТРАШный ВЕЛ…Кан, К…Л…Со МАШИНы, УЗкий В…Р…Тник, Н…Чное ПЕнье С…Л…Вья, Х…Р…Шо ЗНАет.

III. Используемая литература.

  1. Д.Н. Богоявленский: «Психология усвоения орфографии» М.,1966 г.
  2. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина: «Русской язык» 3 класс. БАЛАСС, 2010 г.
  3. В.И. Даль: «Иллюстрированный толковый словарь русского языка». Современная версия. Москва, ЭКСМО, 2007г.
  4. Т.И. Куропаткина: «Теория и практика обучения орфографии в школе» Самара, 2006г.
  5. Е.Н. Петрова: «Работа над словом», - РЯШ 1937г. - № 4;5 стр. 12-20.
  6. З.А. Потиха: «Школьный словарь строения слов русского языка». Москва, Просвещение.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Безударная гласная в корне слова. Закрепление." 3 класс

Конспект урока по русскому языку пригодиться  при закреплении темы "Правописание безударной гласной в корне слова"....

Открытый урок по русскому языку "Безударные гласные в корне слова" 3 класс

Урок интересный. На протяжении всего урока учащиеся повторяют и обобщают правописание слов с безударной гласной в корне слова. Учатся распознавать на слух безударные гласные.Основные моменты урока и з...

Конспект урока по русскому языку. Безударная гласная в корне слова

Цели урока:  уточнение знаний учащихся о правописании безударной гласной в корне слова; развитие умения распознавать слова с безударной гласной: обогощение словарного запаса; развитие логического...

Презентация к уроку по русскому языку «Безударная гласная в корне слова»

Презентация к уроку по русскому языку «Безударная гласная в корне слова»...

Конспект урока по русскому языку : "Безударные гласные в корне слова"

Цель: познакомить учащихся с правилом проверки безударных гласных в корне слова.Задачи:формировать умение видеть орфограмму в корне слова;познакомить с особенностями проверяемых и проверочных сло...

Открытый урок по русскому языку "Безударная гласная в корне слова"

Презентация и конспект открытого урока по русскому языку для 2 класса по теме "Безударная гласная в корне слова"...