открытый урок по русскому языку "Безударная гласная в корне слова" 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Аттестуемый педагог Глушкова Наталья Геннадьевна
Предмет русский язык Класс 2 «Г»
Тема урока «Безударные гласные в корне слова. Проверочные и проверяемые слова»
Характеристика класса
В классе учится 26 учеников; 10 девочек и 16 мальчиков; 4 учащихся -2002 года рождения; 22 учащихся -2003 года рождения. По состоянию физического развития принадлежат к основной группе здоровья.
Социально-психологические параметры семьи и особенности семейного воспитания. В классе 4 учащихся из многодетных семей. Многие учащиеся класса живут в семьях с минимальным доходом, нуждающихся в материальной помощи. Учащийся Суховерхое Егор воспитываются в неполных семьях по потери одного из родителей. Отношения в семьях между детьми и родителями демократические; родители проявляют заинтересованность, беспокойство. Но наряду с благополучными семьям класса наблюдается совершенно противоположная картина. В семьях учащихся Сердцева Данила, Жарикова Анатолия. Родители не контролируют воспитание и учебу детей, отдалены от школы, в этих семьях просматриваются внутрисемейные проблемы, конфликты.
Мотивация учения в классе: ученики стараются запоминать новый материал, накапливать знания, применять их в своей практической деятельности.
Успеваемость: в классе большинство учеников «хорошисты», но есть ученики, которые по некоторым предметам имеют удовлетворительные оценки. Ребята в классе способны учиться, ответственно готовятся к урокам. На уроках они достаточно долгое время сохраняют повышенное внимание, способны воспринимать и хорошо запоминать учебный материал. В классе создана система поддержки и оказания помощи в учёбе слабоуспевающим ученикам.
Особенности внутри коллективных взаимоотношений учеников. Между учениками существует полностью сформированные признаки взаимопомощи, сплоченности; ученики: имеют разные ценностно-ориентационные вкусы. В классе ребята делятся интересами: увлечение компьютером, спортивные игры, чтение художественной литературы. Каждый ученик в классе уверен в себе. Знает свои достоинства. Ребята не боятся проявить себя, не боятся задавать вопросы, интересующие их. Класс очень дружный, активный, самостоятельный.
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: умение применять на практике правила правописания безударных гласных
Задачи обучения:
сформировать представление о том, что произношение ударного гласного не расходится с его обозначением на письме, а так же обозначение безударных гласных на письме может расходиться с произношением;
совершенствовать умения самопроверки.
Задачи развития:
закрепить знания о единообразном написании корня в однокоренных словах и о проверке безударных гласных в корне, учить точно, употреблять их в тексте, развивать орфографическую зоркость, выполнить тест с элементами какографии, активизировать словарь по теме “Животные”;
умение анализировать и делать выводы; интонационную выразительность речи; зрительную память с помощью наглядных пособий и слайдов;
развивать у детей связную речь, память, воображение, наблюдательность;
Задачи воспитания:
воспитывать культурную личность, любовь к русскому языку, внимание к слову, ответственность; интерес, любовь и бережное отношение к природе;
развивать мотивационную сферу учащихся посредством создания ситуации успеха в ходе выполнения практических упражнений.
Оборудование: карточки с буквами, тестовый материал,
ИКТ: компьютер, проектор для демонстрации презентации к уроку
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
Организационный момент Цель: проверить готовность учащихся к уроку (психологический настрой) | Приветствие учащихся. -Прозвенел звонок, начинается урок русского языка. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры, приветливы. Мы все здоровы. Глубоко вздохните и выдохните. Вдохните в себя свежесть раннего утра, тепло солнечных лучей. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг другу.
| Приветствие учителя. |
|
Проверка домашнего задания (актуализация знаний) Цель: актуализация ранее изученных знаний, которые будут востребованы на данном уроке. Метод: беседа | Проверка выполнения домашнего задания: 1. Фронтальный опрос | Отвечают на вопросы учителя с места. Предполагаемые ответы: | Использование ИКТ, Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Русский язык. «Рабочая тетрадь» ( для учащихся)
|
-Над какой темой работали на предыдущем уроке? | Проверка написания безударных гласных в словах. | ||
-Откройте «Рабочую тетрадь». Проверим выполнение домашнего задания. Какая общая тема связывает эти пословицы? | В пословицах пропущены безударные гласные, написание которых можно проверить ударением. | ||
-Откройте тетради. Запишите число. Классная работа (при записи проговариваю орфограммы в каждом слове). | Учащиеся записывают число, классная работа в тетрадях. | ||
- Внимание на экран! (СЛАЙД 1. Презентация) -Прочитайте слова. Поставьте ударение в каждом слове. | Отвечают на вопросы учителя с места. Предполагаемые ответы: | ||
- Как мы называем такие гласные? | Ударные. | ||
-Определите, в какой части слова пропущена буква. | Буква пропущена в корне слова.. | ||
- Вставьте пропущенные буквы. | В слове линейка вставили букву “И”, в слове лесной – “Е”, в слове водить – “О”. | ||
-Какие это буквы? | Они гласные. | ||
-Что можно сказать об этих гласных? | Гласные в корнях – безударные. | ||
Целеполагание и формирование новых знаний Цель: вызвать у учеников внутреннюю потребность включения в учебную деятельность при создании проблемной ситуации. Метод: информационно-рецептивный | СЛАЙД 2 Тема урока: “Безударные гласные в коне слов. Проверочные и проверяемые слова”. | Отвечают на вопросы учителя с места. Предполагаемые ответы: | Использование ИКТ |
СЛАЙД 3 - Для этого мы отправляемся на воздушном шаре в “Путешествие за буквами-ловушками”. Дружно подули, чтобы наш воздушный шар набрал высоту. | Учащиеся дуют. | ||
СЛАЙД 4 - На нашем пути мы встречаем первое задание. Прочитайте слова. Подумайте, какое из этих слов является проверочным для остальных. | -Слово бег является проверочным для остальных. | ||
- Почему? | -В корне слова гласная “Е” хорошо слышится, т.к. она ударная. | ||
- Запишите сначала проверочное слово, а потом остальные однокоренные слова. Вставьте пропущенные буквы. Выделите корень, подчеркните буквы на месте безударных гласных звуков. | Учащиеся выполняют задание | ||
-Какие буквы вставили? | Ответы учащихся | ||
-Чем отличаются проверочные слова от проверяемых? | -В проверочных словах гласная в корне слова ударная, а в проверяемых она безударная. | ||
Первичное усвоение материала Цель: создать ситуативный момент для совместного анализа рассуждений учащихся. Метод: репродуктивный | СЛАЙД 5 – Сейчас я вам предлагаю поработать в парах. Выполните тест. (Приложение 1) Выбери правильный ответ. Букву правильного ответа вставьте в кружочки. | Выполнение теста учащимися | Использование тестового материала |
-Какие буквы вы поместили в кружочки? | Учащиеся называют буквы, а учитель помещает их на доску | ||
- Где мы можем встретиться с этими буквами-ловушками? | -В слова с безударной гласной в корне. | ||
Физминутка для глаз Цель: снятие напряжения и усталости с глаз. | СЛАЙДЫ 6 - Проведем физминутку для. Ваша задача смотреть на экран и следить глазками за предметами. | Учащиеся следят глазами за движущимися объектами на экране. | Использование ИКТ |
Осознание и осмысление учебной информации Цель: Обобщение и систематизация знаний. Усвоение сущности усваиваемых знаний. Методы: исследовательский, частично-поисковый | СЛАЙД 7 -Подберите по смыслу словарные слова. | Учащиеся читают и дополняют предложение, на месте пропущенного слова появляется картинка | Использование ИКТ, учебник |
- Какое слово лишнее и почему? | |||
Откройте учебник и найдите на с. 126 “Словарик”. В “Словарике” найдите слова, которые соответствуют данным картинкам, запишите их в тетрадь, поставьте ударение, подчеркните буквы, которые нужно запомнить в данных словах. | Взаимопроверка (прошу учащихся выставить оценки своим одноклассникам). Записывают слова в тетрадь, предварительно записав слово «Словарь». | ||
СЛАЙД 8 -Прочитайте и озаглавьте текст. | “Пестрый ковер”, “Луг” и т.д. | ||
- Подумайте и скажите, какой это текст (повествование, описание). | Текст – описание. | ||
-Почему? | -В этом тексте использовано много прилагательных. | ||
- На какие вопросы отвечают прилагательные? | -Какой?, какая?, какая?, какое? | ||
-Найдите их в тексте. | -Пестрый, красные, синие, серых, голубые | ||
-Найдите предложения с однокоренными словами. | -Пышно цветет луг. Вот красные цветы мака. На цветочки садятся бабочки. | ||
-Назовите однокоренные слова. | -Цветет, цветы, цветочки. | ||
-Какие это слова проверочные или проверяемые? | -Проверяемые. | ||
-Подберите к ним проверочное слово. | -Цвет. | ||
-Прочитайте и запомните первое предложение. Запишите его по памяти | Учащиеся пишут, а потом проверяют. | ||
-В этом предложении определите, подчеркните главные члены предложения. | Учащиеся подчеркивают главные члены предложения. | ||
- Второе предложение спишите самостоятельно, с проговариванием. | Списывают предложение. | ||
-Третье предложение прокомментирует … | Ученик комментирует. | ||
- В третьем предложении определите, напишите часть речи слов. | Учащиеся подписывают над словами части речи. | ||
Физминутка. Цель: восстановление физических сил, снятие усталости с глаз | СЛАЙД 9 -Вы хорошо поработали. Я предлагаю вам немного отдохнуть. | Учащиеся выполняют движения. | Использование ИКТ |
Осознание и осмысление учебной информации Цель: ликвидация ошибок и неверных представлений у учащихся. Метод: исследовательский метод | Слайд 10 -Ребята, я буду называть слова, а вы должны показать карточку с нужной буквой и подобрать проверочное слово. Г…лодный, гр…бной, б…льчата, р…звиться, ул…тают, ос…нью, др…жит, кр…снеют. | Учащиеся показывают карточки с буквами, сверяясь с записями на экране. (Работают устно) | Использование ИКТ, карточек. |
Первичное закрепление учебного материала Цель: самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний Метод: объяснительно-иллюстративный | Работа с учебником Упр.25 с. 69-комментированное письмо. | Ученики работают на местах с комментированием ( вызванные ученики) | Использование: Русский язык. 2класс. Учебник |
Информация о домашнем задании Цель: реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися Метод: частично-поисковый | Прошу прочитать теоретический материал в «Рабочей тетради » и сопоставить с выполнением упр.27 с. 70 (подробно разбираю задание с учащимися) | Записывают домашнее задание в дневники | Использование: Русский язык. 2класс. Учебник Хохлова Т.Е. Русский язык. «Рабочая тетрадь» ( для учащихся) |
Рефлексия и оценка учащихся Цель: обобщение знаний по теме урока и получение учащимися информации о реальных результатах учения. Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке Метод: проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся: | Фронтальный опрос: -Какую работу выполняли на уроке? Слайд 11 | -Учились проверять безударные гласные в словах. | Использование ИКТ |
- В какой части слова проверяем написание безударной гласной? | -В основе слова ( в корне). | ||
-Как проверить написание безударной гласной в корне? | -Подобрать слово, где безударная будет находиться в сильной позиции. (под ударением) | ||
-У кого из вас вызвало затруднение написание слов с безударными гласными? Как вы справились? | Ответы учащихся. | ||
- Расскажите вместе со мной про безударные гласные в корне: Безударных гласных пять Тех, что надо проверять Вы запомните, друзья, Буквы (учитель показывает буквы, дети произносят громко): А, О, Е, И, Я! - Приведите примеры проверяемых слов, которые окружают нас в классе. Подберите к ним проверочные слова. | Учащиеся приводят свои примеры. | ||
- Вы славно потрудились. Сегодня на уроке работали все хорошо, но особенно мне хочется отметить следующих учеников … (оценка) | |||
- Спасибо всем! Урок окончен! |
Литература:
Русский язык. 2класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 частях. Ч.2 /Л.М.Зеленина, Т.Е. Хохлова.- М.: Просвещение, 2011г.
Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Русский язык. «Рабочая тетрадь» ( для учащихся) М.: Просвещение, 2011г.
Приложение 1
ТЕСТ.
Выбери правильный ответ. Букву правильного ответа вставьте в кружочки.
1. Выберите группу слов, в которых гласные пишутся не так, как слышатся.
а) норы, реки, воды
б) нора, река, вода
2. Какие буквы пропущены в словах пословицы.
В_сна красна цв_тами, а ос_нь – пл_дами.
а) е, о
б) и, а
3. К какому слову относится данная транскрипция [сава].
а) сова
б) софа
4. Какой корень в слове лесник?
а) лесн
б) лес
5. Какой ударный слог в слове ЦВЕТОК?
а) второй слог
б) первый слог
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
открытый урок 2 кл. "Безударные гласные в корне слова"
Урок русского языка по теме "Безударные гласные в корне слова" во 2 классе по учебнику Зелениной (урок- путешествие)...
План – конспект открытого урока по русскому языку, проведенного в 4 «А» классе. Тема: Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.
План – конспект открытого урока по русскому языку с применением интерактивных средств обучения....
Открытый урок по русскому языку «Неопределённая форма глагола» 4 класс. УМК «Школа России»
Интересный урок. На уроке используются разные виды работ. На протяжении всего урока детям будет интересно....
Открытый урок по русскому языку "Обобщение о глаголе" 4 класс, Школа России
Интересный урок. На протяжении всего урока учащиеся будут закреплять знания о постоянных и непостоянных грамматических признаках глагола....
Открытый урок по русскому языку "Правописание парных согласных" (2 класс)
Отработка навыков письма...
Открытый урок по русскому языку "Три склонения существительных" 4 класс
Урок по русскому языку "Три склонения существительных" 4 класс...
Открытый урок по русскому языку в 1-ом "А" классе
Правописание -ча, -ща, -чу, -щу https://cloud.mail.ru/public/7imW/wued14wz...