Урок по теме: "Глагол"
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему

Кокова Любовь Валерьевна

Урок русского языка в 4 классе.

Тема урока. Обобщение по теме «Глагол».

Цель: обобщить и систематизировать знания обучающихся по теме «Глагол».

Задачи:

I.  Дидактические:

- учить применять на практике полученные знания;

- совершенствовать навыки правописания глаголов.

II. Коррекционные:

- корригировать познавательную деятельность на основе упражнений в анализе и синтезе, сравнении, обобщении, установлении причинно-следственных связей;

- корригировать память на основе упражнений на запоминание, припоминание, воспроизведение;

- корригировать связную устную речь через пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса при работе с пословицами и фразеологизмами;

- корригировать связную письменную речь при работе над деформированным предложением, текстом.

III. Воспитательные:

- воспитывать интерес к УНТ, нравственные качества личности.

 

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект урока84.5 КБ
Office presentation icon Презентация к уроку2.27 МБ

Предварительный просмотр:

Кокова Любовь Валерьевна, учитель начальных классов,

МБОУ Сорская ООШ №2 им. Толстихиной Ю. Н.

Урок русского языка в 4 классе.

Тема урока. Обобщение по теме «Глагол».

Цель: обобщить и систематизировать знания обучающихся по теме «Глагол».

Задачи:

I.  Дидактические:

- учить применять на практике полученные знания;

- совершенствовать навыки правописания глаголов.

II. Коррекционные:

- корригировать познавательную деятельность на основе упражнений в анализе и синтезе, сравнении, обобщении, установлении причинно-следственных связей;

- корригировать память на основе упражнений на запоминание, припоминание, воспроизведение;

- корригировать связную устную речь через пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса при работе с пословицами и фразеологизмами;

- корригировать связную письменную речь при работе над деформированным предложением, текстом.

III. Воспитательные:

- воспитывать интерес к УНТ, нравственные качества личности.

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний.

Программа: УМК «Перспектива»

Оборудование:

- презентация, ноутбук, экран, проектор;

- таблицы по теме, схема разбора глагола;

- карточки для игры, для самостоятельной  работы, индивидуальные задания.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Организационный момент.

Цель:

положительная мотивация учащихся к учебной деятельности, активизация мыслительной деятельности учащихся.

Слайд 2

Проверка готовности класса к уроку. Эмоциональный настрой на урок.

Учитель предлагает обучающимся составить из данных на слайде букв слово, которое является темой урока.

Обучающиеся составляют из данных на слайде букв слово «глагол».

2. Проверка домашнего задания:

с. 165 № 304

Цель:

установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания.

Слайд 3 (без текста)

1. Опрос.                                                  

 - В какой форме вы должны были поставить глаголы из скобок в домашнем задании?

- Что обозначают глаголы в повелительной форме?

2. Проверка домашней работы.

- Сравните, так ли вы написали глаголы в домашнем задании.

- Чем отличаются эти глаголы?

- Что общего в их правописании?

Во время фронтального опроса двое  обучающихся у доски выполняют задание на карточках:                                                                                 - записать глаголы из домашнего задания в повелительной форме:

1) ты (попариться)

2) вы (верить)

Обучающиеся сравнивают глаголы и делают вывод об их правописании.

3. Словарная работа.                                                                  

Цель: повторить изученные словарные слова, совершенствовать умение подбирать однокоренные слова, определять часть речи.

Слайд 3 (без текста)

1. Назовите слово с удвоенной согласной (коллега).

- Запишите его, объясните правописание.

- Определите часть речи.

2. Назовите слово с 3-мя одинаковыми гласными (катастрофа).

- Образуйте от него однокоренное прилагательное.

- Запишите, объясните правописание, укажите часть речи.

3. Назовите 3-е изученное слово (компенсация).

- Образуйте от него глагол.

- Запишите, объясните правописание,  укажите часть речи.

- Назовите слово, которое является изучаемой частью речи.

Обучающиеся записывают слова на доске и в тетрадях в соответствии с заданиями учителя, объясняют их правописание, определяют части речи; затем называют слово, которое является изучаемой частью речи - глаголом.

4. Обобщение по теме.

Цель: обобщить и систематизировать знания обучающихся по теме «Глагол»;

учить применять на практике полученные знания,

совершенствовать навыки правописания глаголов.

1. Сообщение темы и цели.

- Сегодня на уроке мы обобщим изученное по теме «Глагол» и подготовимся к контрольной работе, а помогут нам в этом произведения УНТ.

2. Опрос.

- Что обозначает глагол?

- На какие вопросы он отвечает?

- Приведите примеры.

3. «Что лишнее?»                                     Слайд 4                                                        - Давайте вспомним грамматические категории глагола и найдем среди перечисленных лишние:

лицо, число, падеж, род, склонение, спряжение, время.

 

4. «Отгадайте».                                  Слайды 5 - 7                                                                        

- Отгадайте, к каким метким народным выражениям нарисованы эти картинки.

Работать спустя рукава.                                                                  

Опустить руки.                                                    

Ждать у моря погоды.

- Запишите выражения.

- Объясните их значение.

- Сравните их: о положительных или отрицательных поступках человека они говорят нам?

- Назовите  в этих выражениях глаголы, подчеркните их.

- Определите, в какой форме употреблены глаголы.

- Что общего в их правописании?

- Когда еще глаголы в неопределенной форме пишутся с Ь? Приведите примеры.

5. «Кто внимательней?» (устно).              Слайд 8

- Внимательно прочитайте слова и скажите, чем все они похожи.

- Назовите «лишнее» слово. Объясните, почему вы так думаете.

- Что общего во всех этих словах?

- Кто внимательно читал сказки, тот вспомнит, как говорили в сказках и правильно дополнит следующее словосочетание: «сказку (что делать?) … »

- Скажите, чем отличаются глаголы?

- Назовите глагол с приставкой из 2 букв.

- Эти глаголы - в нашем следующем задании.

6. «Доскажите словечко».                     Слайд 9

Скоро сказка сказывает-ся, да не скоро дело…(делает-ся).

- Вспомните сказки и закончите данное предложение глаголом.

- Спишите его.  

- Объясните правописание глаголов.

7. Самостоятельная работа.                                                                               

- Прочитайте текст на карточках и определите, какая его часть пропущена.

- Как вы думаете, о чем нужно рассказать в главной части?

- Посмотрите на экран и назовите сказочные чудеса.

                                                                         Слайд 10

- Какие еще чудеса бывают в волшебных сказках?  

- О чем мечтал народ в сказках?  

- Докажите, используя данные иллюстрации.                                              

- Спишите, дополнив главную часть описанием сказочных чудес.

- Подчеркните в главной части все глаголы.

8. Проверка.

- Давайте послушаем, какие у вас получились рассказы.

- Чей рассказ вам больше понравился?

- Приведите примеры глаголов из основной части.

- Какими членами предложения они являются?

- Как вы думаете, какие черты характера нужны положительным героям сказок, чтобы одержать победу?

- А в реальной жизни вам пригодятся названные черты характера? Докажите свое мнение.

8. «Составляйте».                                    Слайд  11

- Из данных слов составьте пословицу.

Еще никто не знал удачи без труда.

- Запишите по памяти: как напишете НЕ с глаголом?

- Проверка:

- поднимите руки те ученики, которые считают, что правильно выполнили задание;

- сравните записанную вами пословицу с текстом на слайде;

- поднимите руки те, у кого задание выполнено так же.                                                                                            

- Объясните значение пословицы.

- Укажите в пословице глагол.

- Объясните, почему он пишется без окончания.

9. «Подбирайте» (устно).                       Слайд 12

- Это была грузинская пословица.

- Подберите соответствующую ей среди данных русских пословиц:

Каков мастер, такова и работа.                                                          

Без труда не вынешь рыбку из пруда.

Шила в мешке не утаишь.

- Назовите глаголы, которые употреблены в этих пословицах.

- Объясните правописание глаголов.

10. Игра «Выбирайте».                             Слайд 13

- На столе разложены карточки с глаголами.                                                                            

- Правила игры: из разложенных карточек нужно выбрать те, на которых напечатаны глаголы 1спряжения – 1 команда, 2спряжения – 2 команда;

- выходить к столу участники одной команды должны по эстафете;

- время – 3 минуты.

- Учитель подсчитывает количество правильно выбранных глаголов и сравнивает результаты команд.

11. «Объясняйте»                            Слайды 14 - 17

- С помощью картинки отгадайте меткие народные выражения.

Заруб-т на носу.                                                          

Вод-т за нос.    

Когда рак свистн-т.

Броса-т камень в чужой огород.

- Как вы понимаете значение этих выражений?

- Запишите их, объясняя правописание личных окончаний глаголов: что для этого нужно сделать?                                                                               (При затруднении учитель использует таблицу).

- Укажите спряжение глаголов.                                                                      

- Назовите глаголы в настоящем времени.

6. «Разбирайте»                  Слайд 18 (без текста)                                                                                  - Назовите из последнего задания глагол с ударной гласной А (бросает).

- Выполняем его разбор по эстафете.

(При затруднении учитель использует схему грамматического разбора глагола).

10. «Лишняя буква».                              Слайд  19

- Посмотрите внимательно и скажите, какая буква чаще всего повторяется в этой записи – она лишняя!                                                                        

- Прочитайте, пропуская букву.

- Спишите пословицу, пропуская букву «В».

- Проверка – прочитайте записанную пословицу:

Не спеши языком, торопись делом.  (на слайде)                                                      

- Объясните ее значение.

- Укажите глаголы.

- В какой  они форме?

- Что обозначают эти глаголы в повелительной форме?

- Поскольку мы сегодня готовились к контрольной работе, я надеюсь, что вы не только на следующем уроке, но и далее, будете следовать совету этой пословицы.

Обучающиеся  отвечают на поставленные вопросы, приводят примеры глаголов с различными значениями.

Обучающиеся самостоятельно читают текст на слайде и выделяют «лишние» грамматические категории (падеж, склонение), обосновывают свой выбор.

Обучающиеся, объясняя значение отгаданных выражений, делают вывод о том, что они употребляются в переносном значении; затем определяют форму глаголов и объясняют их правописание в неопределенной форме.

Обучающиеся самостоятельно читают текст на слайде и определяют, что все слова – глаголы; затем выделяют «лишнее» слово: глагол не стоит в неопределенной форме.

Затем обучающиеся сравнивают глаголы, находя общее (корень) и отличие (приставки); называют глаголы в соответствии с заданием учителя.

Обучающиеся заканчивают и объясняют правописание -тся и -ться в глаголах.

Обучающиеся определяют, что в данном тексте есть вступление и заключение, а отсутствует главная часть; высказывают свои мысли по поводу того, о чем нужно рассказать в главной части текста,  называют по картинкам и вспоминают сказочные чудеса.

Обучающиеся 1-2 группы выполняют задание самостоятельно, а 3 группа получает индивидуальное задание на карточках.

Обучающиеся (по желанию) читают свои работы; затем приводят примеры глаголов, объясняют, какими членами предложения они являются; анализируют поступки героев, определяют черты характера, которые помогают им одержать победу над отрицательными персонажами, и приводят примеры ситуаций, когда им пригодились бы названные черты характера.

Обучающиеся из данных слов составляют пословицу, затем повторяют ее по памяти и самостоятельно записывают (3 группа – индивидуальное задание на карточках).

При проверке оценивают правильность выполнения задания, объясняют правописание окончаний глаголов прошедшего времени.

Обучающиеся анализируют смысл русских народных пословиц и выбирают из них ту, которая подходит к пословице из предыдущего задания. Затем объясняют правописание глаголов.

Обучающиеся по эстафете выходят к столу и выполняют задание.

Проверка: учащиеся каждой команды так же по эстафете читают на карточках глаголы и доказывают, что они относятся к указанному спряжению.

Обучающиеся объясняют значение отгаданных выражений, вспоминают правило правописания личных окончаний глаголов и применяют его на практике, затем выделяют глаголы настоящего времени.

Обучающиеся выполняют грамматический разбор по эстафете, т.е. сами называют следующего ученика, который продолжает разбор.

Обучающиеся, внимательно прочитав запись, определяют, что лишней является буква «В». Затем они самостоятельно списывают пословицу, пропуская «лишнюю» букву, и сравнивают пословицу  с записью на слайде. Далее выделяют в пословице глаголы, определяют их форму (повелительная форма) и значение (совет).

5. Итог.        

Цель: подвести итог, оценить результат деятельности  обучающихся на уроке.                                                                                         

- Итак, о какой части речи мы говорили на уроке?

- Какое задание вам показалось особенно трудным?

- Какое – самым интересным?

- Сегодня на уроке вы называли много различных черт характера. Назовите те черты, которые, по вашему мнению, вам присущи.

- Скажите, а какие черты вы бы хотели воспитать в себе?            

- Оценивание ответов обучающихся.   Слайд    20

Обучающиеся отмечают наиболее сложные для них задания и те, которые были для них интересны и вызвали эмоциональный отклик; оценивают свой характер.

6. Домашнее задание.

Цель: сообщить учащимся о домашнем задании 

Готовясь к контрольной работе по теме, повторите правила правописания глаголов.

Запись домашнего задания.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обобщение по теме «Глагол» 4 класс Урок русского языка МБОУ Сорская ООШ №2 им. Толстихиной Ю. Н. Учитель: Кокова Любовь Валерьевна.

Слайд 2

л л г г о а

Слайд 4

Что лишнее? лицо число род падеж склонение спряжение время

Слайд 5

Работать спустя рукава. Отгадайте

Слайд 6

Опустить руки.

Слайд 7

Ждать у моря погоды.

Слайд 8

рассказывает пересказать Кто внимательней? сказывать сказать досказать рассказывать

Слайд 9

Доскажи словечко Скоро сказка сказывает_ся, да не скоро дело … делает_ся.

Слайд 11

. Составляйте без Еще не труда никто удачи Еще никто не знал удачи без труда. знал

Слайд 12

Подбирайте Каков мастер, такова и работа. Без труда не вынешь рыбку из пруда. Шила в мешке не утаишь .

Слайд 13

Выбирайте 1 команда – глаголы 1 спряжения 2 команда – глаголы 2 спряжения

Слайд 14

Заруб_т на носу. е - Объясняйте и

Слайд 15

Вод_т за нос. е - и

Слайд 16

- и Когда рак свистн_т. е

Слайд 17

- и Броса_т камни в чужой огород. е

Слайд 19

Вне спевшив вязывком, втовропись вдевлом. Не спеши языком, торопись делом. Лишняя буква в

Слайд 20

Молодцы!

Слайд 21

Источники изображений 1. Картинки к фразеологизмам: Работать спустя рукава – http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/7/97/212/97212113_large_ Kukuhkin11.jpg Опустить руки – http://lookomorie.com/upload/iblock/972/978-5-9555-1440-6002.jpg Ждать у моря погоды - http://rudocs.exdat.com/pars_docs/tw_refs/126/125184/125184_html_m739a6671.jpg Зарубить на носу – http://wiki.tgl.net.ru/images/8/8c/IDz451.jpg Водить за нос – https://sphotos-a.xx.fbcdn.net/hphotos-frc1/p480x480/601139_494106283983496_345345751_n.jpg Когда рак свистнет – http://cdn.imhonet.ru/0/tmp_user_files/40/6f/406f75217ba7 ca3ab83158fe8256698d/xlarge/18ea9c5a92e7696239c38f2789e9b209.jpg Бросать камень в чужой огород - http://i47.fastpic.ru/big/2013/0503/47/b36a7292ddc02c1a236855532f416347.jpg 2. Картинки к сказкам: Баба Яга - http://crosti.ru/patterns/00/00/14/af899a4832/preview.jpg Избушка на курьих ножках - http://bms.24open.ru/images/f4dc9c65f2e9a417fbbd01a68d6f0d1b Жар-птица - http://www.proza.ru/pics/2012/07/03/759.jpg Гуси – лебеди - http://chadochki.ru/images/skazki/gusi-lebedi2.jpg Конек-горбунок - http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/2//72/907/72907907_1301651988_c0654d16462dt.jpg Змей Горыныч - http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/0//47/87/47087778_photo_9.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме: "Глагол. Закрепление знаний о глаголе"

Цель урока: закрепить и обобщить знания о глаголе...

Конспект урока "Обобщающий урок по теме "Глагол"

Обобщающий урок по теме "Глагол" с использованием современных педагогических технологий:игровые, здоровьесберегающие, обучение в сотрудничестве, ИКТ-технологии,...

Обобщающий урок по теме "Глагол". Этот урок проводится в 4 классе.

Урок русского языка в 4 классе по теме "Глагол" построен в соответствии современными требованиями в условиях ФГОС. На уроке дети размышляют, обобщают и делают выводы, с помощью маленьких исс...

Конспект урока "Обобщающий урок по теме "Глагол"

Работа, проводимая на уроке, позволяет обучающимся проверить свои знания по теме "Глагол" и узнать о чудесных свойствах каши....

Конспект урока по теме «Глагол. Значение и употребление глаголов в речи».

Конспект урока по теме «Глагол. Значение и употребление глаголов в речи»....

Конспект урока по теме «Глаголы – синонимы и глаголы - антонимы»

Цели деятельности учителя: развитие умения употреблять в речи близкие и противоположные по смыслу глаголы. Планируемые результаты Предметные:знать: что такое глагол-синоним, глагол-антоним;у...