Открытый урок по теме: "Глагол. Закрепление знаний о глаголе"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Старшова Анна Викторовна

Цель урока: закрепить и обобщить знания о глаголе

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok_russkogo_yazyka_3_klass_glagol.zip1.28 МБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Ульяновская средняя общеобразовательная школа»

 

по русскому языку в 3 классе

Подготовила:

Учитель начальных классов

МБОУ «Ульяновская СОШ»

Старшова Анна Викторовна

2014 уч.год

Русский язык

Тема: Глагол. Закрепление знаний о глаголе.

Цель: Закрепление и обобщение знаний о глаголе.

Задачи:

1. Закрепить и обобщить знания  о глаголе:  уметь  выделять глаголы в тексте,  ставить их в неопределенную форму, определять число, время, вид, лицо, род, спряжение глагола,  уметь писать безударные личные окончания  глаголов и обосновывать  их правильное написание, выполнять морфологический и фонетический  разбор глагола.

2. Развивать орфографические  навыки,  устную и письменную речь,   умение работать с книгой, активизировать словарный запас на русском  языке, раскрывать словарное богатство языков, развивать творческое воображение и  умение работать  коллективно, в группах, индивидуально.

3. Воспитывать культуру поведения, личностные качества учащихся,  дружеские отношения  в коллективе, познавательный интерес к предмету.

Оборудование: карта  путешествия,  проездные билеты, карточки со словарными словами, с глаголами,  с разноуровневыми  заданиями, учебники, тетради, эпиграф к уроку, магнитофон.

Вид урока: интегрированный урок. Путешествие в город «Глагольск».

Тип урока: урок обобщения и закрепления.

Методы: словесный, творческо- поисковый, репродуктивный, практический, наглядный.

Формы: коллективная, групповая, индивидуально- фронтальная, самостоятельная.

Приемы: игра, работа с таблицей, учебником, работа по карточкам, работа в тетрадях.

Технология обучения:  на ситуативной  (игровой) основе.

Предварительная работа:

  1. Деление учащихся на 2 группы.
  2. Группы готовят :

Первая группа - сообщение «В чем заключается необыкновенность части речи глагол».

Вторая группа - сочинить  «Сказку о глаголе».

Эпиграф к уроку: «Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи».

                                                                                                                    А. Югов.

Ход урока

I..Организационный  момент.  Психологический  настрой.

Учитель: Сегодня  у нас гости. Мы сказали им: «Здравствуйте!» Это значит, мы пожелали им здоровья, успехов, добра. Наши гости, ребята, тоже желают  вам добра, ведь они понимают, что добро – это чудо, которое всем дарит прекрасное настроение.

-А какое настроение у вас?  (учащиеся показывают символы )

-Я очень рада, что у вас у всех хорошее настроение.

Ученик читает стихотворение.

Не  привыкайте к чудесам –

Дивитесь им, дивитесь!

Не привыкайте к небесам.

Глазами к ним тянитесь!

Приглядывайтесь к облакам.

Прислушивайтесь к птицам.

Прислушивайтесь к  родникам.

Ничто не повторится!

Учитель: Каждое слово – это живое существо, со своим цветом,  звуком,  запахом, силой. «Войдем в калиточку»  слова ЧУДО.  Природа дарит нам  много чудес, которые доставляют нам  истинные удовольствия: снег, солнце,  весна.

А грамотно писать, много знать, новое для себя открывать – разве это не чудо?  Конечно, чудо! Так пусть сегодняшний урок принесет вам  чудо открытий.

II. Актуализация знаний. Минутка чистописания.

    Гг  Лл  Аа  Оо              

- Запишите буквы, данные на доске.

Здесь зашифровано слово, обозначающее часть речи.

- Кто догадался?

- Запишите его, правильно соединяя буквы. (Учитель пишет на доске)

Глагол              

III. Объявление темы и цели урока.

- Вы уже догадались, что сегодня мы будем говорить о глаголе.

Цель нашего урока: повторить  и закрепить знания о глаголе.

Эпиграфом нашего урока  будут слова А. Югова:

«Глагол – самая огнепышущая, самая  живая  часть речи».  (на доске)

И мы постараемся сегодня это доказать.

Работать сегодня мы будем по группам. Но вспомним сначала правила работы в группах:

 Не кричать!

 Не перебивать!

 Уважать чужое мнение.

 Уметь слушать ответы товарищей.

 Быть внимательным и уважительным друг к другу.

Учитель: Каждая группа получила к уроку задание. О глаголе говорят, что это необыкновенная часть речи. И первой группе нужно было  доказать, в чем же заключается  его необыкновенность

IV. Работа по теме урока. Закрепление знаний о глаголе.

1). Творческо – поисковая работа.

Выступление 1 группы.    

Глагол – это необыкновенная часть речи. Необыкновенна она уже тем, что обозначает действие.  И поэтому глагол обладает огромной силой для выражения бесчисленных действий, сопровождающих человека и многообразные стороны его деятельности – трудовой, общественной, творческой, различные явления природы.

Глагол по частоте занимает второе место после существительного и имеет среди  всех частей речи  широкие связи.

От глаголов образуются  имена существительные, прилагательные, наречия. А с помощью разнообразных приставок увеличивается  количество глаголов в нашем языке.

Глаголы в русском языке – это не только глаголы речи, но и глаголы труда,    звучания, цвета. Самыми употребляемыми глаголами  являются  мочь, сказать, говорить, знать, видеть, стать.

В русском языке очень много слов синонимов, а именно глаголов – синонимов. А   чем больше  синонимов знает человек, тем точнее он выражает свои мысли. Вот в чем заключается необыкновенность этой части речи.

Выступление 2 группы. Сказка о глаголе.  

Жил был сказочный город Грамматики. Жили там удивительные части  речи:       самостоятельные и служебные. Все они  жили  по своим микрорайонам и улицам: Имя Существительное, Имя Прилагательное, Имя Числительное, Глагол, Союзы, Предлоги   и др. Но общались они между собой  на главной улице города Глаголе.

И вот однажды между ними зашел спор: почему они собираются  именно на его улице и почему Глагол считает себя самой главной  и самой важной  частью речи.

И сказало тогда  Имя Существительное:

-  Я самая главная часть речи! Без меня нет никаких предметов!

-  А Имя Прилагательное возразило:

-  Но без меня вы некрасивые. Я делаю речь выразительной.

Но тут выступил Глагол. Нет! Я был самой главной частью речи и останусь ей!  И   встречаться мы будем продолжать на моей улице. Потому что без меня вы никто! Без меня вы не совершите никаких действий! Без меня ничего нельзя: ни начать, ни закончить, ни сказать, ни сообщить, ни сесть, ни встать, а самое  главное  ни пообщаться и ни поиграть с любимыми игрушками.

Имя Прилагательное и Имя Существительное после долгого спора все – таки согласились с Глаголом и продолжали  встречаться  с ним и решать важные вопросы на его улице.

Учитель: Спасибо, ребята. Большую работу вы проделали, готовясь к этому уроку. Вот, оказывается, какая действительно очень важная  эта часть речи Глагол.

А чтобы еще больше убедиться в этом, я вас приглашаю в увлекательное путешествие в необыкновенный страну «Глаголию»

- Прежде чем отправиться в путешествие давайте вспомним всё что мы знаем о глаголе.

2). Повторение изученного о глаголе.

Фронтальный опрос.

На этой остановке мы вспомним все, что знаем о глаголе.

- Что такое глагол? Что обозначает? На какие вопросы отвечает?

- Как изменяется глагол?

- Какого времени бывают глаголы и на какие вопросы отвечают?

- Что такое неопределенная форма глагола ?

- Назовите место глагола в предложении.

- Молодцы, ребята!  Наше путешествие продолжается.

1 остановка «Плоскогорье начальной формы»

- Начальная форма глагола подругому мы её называем ( Неопределённая форма глагола)

На доске:

Книг завеные страницы

Помогают людям жить,

И работать и учиться,

И Отчизной дорожить.

- Объясните как вы поняи главную мысль этих строк.

Подберите синонимы к слову Отчизна.

Но прежде чем вы это сделаете скажите, какие слова мы называем синонимами.

(Это слова близкие по значению но разные по написанию)

_ Спишите стихотворение , подчеркните глаголы в неопределённой форме.

 2 Станция «Числовая поляна»

- В каком числе стоит глагол, если обозначает действие одного предмета? Двух или более предметов?

- Следующее наше задание, мы с вами должны помочь лосям опуститься на поляну.  (Работа с интерактивной доской задание Лоси)

VI. Физминутка

3. Станция «Отдыхай-ка»

Электронная физминутка

V. Продолжение работы над темой.

3. Остановка Морфологическая долина.

7). Синтаксический разбор предложений.

На этой остановке мы поупражняемся в синтаксическом разборе  предложений и морфологическом разборе глагола.

(Учащиеся записывают предложения на доске и в тетрадях, выполняют синтаксический разбор)

Записываем предложения под диктовку.

 По синему небу плыли белые облака. ( Плыли – гл, (что делали?), н.ф. – плыть, Прош. Вр, мн.ч. в предложения является сказуемым.

По долине бежит весёлый, говорливый ручеёк. ( Побежал – гл, (что делает?) н.ф.- бежать, наст.вр, ед.ч. , в предложения является сказуемым

4.Остановка «Временной перевал»

Самостоятельная работа. Работа в учебнике Упр. 198.стр. 113

1 вариант первое четверостишье

2 вариант второе четверостишье

- Спишите укажите время глаголов.

Слабые ученики работают в рабочи тетрадях на стр.      упр.  

5. Остановка «Станция словарная»

- Что за слова я записала на доске?

- Вам необходимо подобрать глагол, но подобрать его так чтобы он стоял в прошедшем времени.

- но прежде чем мы приступим к заданию скажите что вы знаете о глаголе, который стоит в прошедшем времени? ( Глагол в прш.вр изменяется по родам)

- От чего зависит род глагола в прошедшем времени?

Приступаем к заданию.

На доске:

…… с..бака, …… в.р.бей, ….. д.вочка, …..  с.рень,  р.бята ….., ….. вет.р.

Укажите род глаголов, выделите окончание.

Итог урока.

Вот и подошло к концу наше путешествие по стране   «Глаголия». Много было остановок на нашем пути. Ваши ответы помогли машинисту  поезда благополучно завершить поездку.  Мы думаем, что жители страны «Глаголии» тоже вами остались довольны.

- А вам понравился наш урок?

- Так давайте подведем итог нашему уроку. Чем мы занимались сегодня на уроке?

- Что вам показалось особенно интересным?

- Как вы думаете, мы доказали слова Югова, что глагол является самой огнепышущей и самой живой частью речи?

Домашнее задание.

- Вы очень интересно сегодня поработали на уроке  и пришло время открыть дневники и записать домашнее задание.

А задание будет такое: 2 группа, готовясь к этому уроку, очень хорошо поработала творчески. Очень интересную сказку они сочинили о глаголе. Поэтому я вам предлагаю продолжить  творческую работу дома и написать мини – сочинение на тему «Что значит быть добрым?», используя опорные слова - глаголы: любить, дружить, понимать, уважать, жалеть, прощать, доверять, улыбаться, радоваться, дарить, сочувствовать.  (Раздаются детям карточки с этими глаголами)

1 группа провела большую поисковую работу. Много было использовано ими литературы. Они сегодня доказали, что глагол - это действительно необыкновенная часть речи. И я вам предлагаю продолжить поисковую работу, но дома. Мы очень много работаем с тестами. Поэтому вам дома нужно составить тест  по теме «Глагол» (5 вопросов)         

Рефлексия.

- В начале урока у вас всех было хорошее настроение. А сейчас я  хотела бы узнать, в каком настроении  вы находились в течении урока? (Дети показывают символы)

-Я  очень рада, что настроение у вас не изменилось и очень приятно, что урок вам понравился. Теперь вы убедились, что иметь знания и применять знания - это действительно большое чудо!

-  Я благодарю вас за работу.              

Глагол – это необыкновенная часть речи. Необыкновенна она уже тем, что обозначает действие.  И поэтому глагол обладает огромной силой для выражения бесчисленных действий, сопровождающих человека и многообразные стороны его деятельности – трудовой, общественной, творческой, различные явления природы.

Глагол по частоте занимает второе место после существительного и имеет среди  всех частей речи  широкие связи.

От глаголов образуются  имена существительные, прилагательные, наречия. А с помощью разнообразных приставок увеличивается  количество глаголов в нашем языке.

Глаголы в русском языке – это не только глаголы речи, но и глаголы труда,    звучания, цвета. Самыми употребляемыми глаголами  являются  мочь, сказать, говорить, знать, видеть, стать.

В русском языке очень много слов синонимов, а именно глаголов – синонимов. А   чем больше  синонимов знает человек, тем точнее он выражает свои мысли. Вот в чем заключается необыкновенность этой части речи.

Жил был сказочный город Грамматики. Жили там удивительные части  речи:       самостоятельные и служебные. Все они  жили  по своим микрорайонам и улицам: Имя Существительное, Имя Прилагательное, Имя Числительное, Глагол, Союзы, Предлоги   и др. Но общались они между собой  на главной улице города Глаголе.

И вот однажды между ними зашел спор: почему они собираются  именно на его улице и почему Глагол считает себя самой главной  и самой важной  частью речи.

И сказало тогда  Имя Существительное:

-  Я самая главная часть речи! Без меня нет никаких предметов!

  А Имя Прилагательное возразило:

-  Но без меня вы некрасивые. Я делаю речь выразительной.

Но тут выступил Глагол.

- Нет! Я был самой главной частью речи и останусь ей!  И   встречаться мы будем продолжать на моей улице. Потому что без меня вы никто! Без меня вы не совершите никаких действий! Без меня ничего нельзя: ни начать, ни закончить, ни сказать, ни сообщить, ни сесть, ни встать, а самое  главное  ни пообщаться и ни поиграть с любимыми игрушками.

Имя Прилагательное и Имя Существительное после долгого спора все – таки согласились с Глаголом и продолжали  встречаться  с ним и решать важные вопросы на его улице.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме "Глагол как часть речи"

Данный урок проведён в 4 классе по программе "Школа 21 века". Использована интерактивная доска, документ-камера....

Открытый урок по теме "Глагол как часть речи"

Открытый урок по теме "Глагол" , 4 класс, программа "Начальная школа 21 века".На уроке использована интерактивная доска, документ-камера....

Открытый урок по теме "Глагол" 2 класс"

Конспект открытого урока по русскому языку 2 класс по теме "Глагол"...

открытый урок по теме Глагол

Открытый урок по теме "Глагол" по русскому языку 4 класс...

Разработка открытого урока по русскому языку "Закрепление знаний об имени существительном"

Разработка открытого урока-соревнования  по русскому языку "Закрепление знаний об имени существительном". Урок для 3 класса, презентация. Тема посвящена Дню Защитника Отечества....