Открытый урок по теме: "Глагол. Закрепление знаний о глаголе"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Цель урока: закрепить и обобщить знания о глаголе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_3_klass_glagol.zip | 1.28 МБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Ульяновская средняя общеобразовательная школа»
по русскому языку в 3 классе
Подготовила:
Учитель начальных классов
МБОУ «Ульяновская СОШ»
Старшова Анна Викторовна
2014 уч.год
Русский язык
Тема: Глагол. Закрепление знаний о глаголе.
Цель: Закрепление и обобщение знаний о глаголе.
Задачи:
1. Закрепить и обобщить знания о глаголе: уметь выделять глаголы в тексте, ставить их в неопределенную форму, определять число, время, вид, лицо, род, спряжение глагола, уметь писать безударные личные окончания глаголов и обосновывать их правильное написание, выполнять морфологический и фонетический разбор глагола.
2. Развивать орфографические навыки, устную и письменную речь, умение работать с книгой, активизировать словарный запас на русском языке, раскрывать словарное богатство языков, развивать творческое воображение и умение работать коллективно, в группах, индивидуально.
3. Воспитывать культуру поведения, личностные качества учащихся, дружеские отношения в коллективе, познавательный интерес к предмету.
Оборудование: карта путешествия, проездные билеты, карточки со словарными словами, с глаголами, с разноуровневыми заданиями, учебники, тетради, эпиграф к уроку, магнитофон.
Вид урока: интегрированный урок. Путешествие в город «Глагольск».
Тип урока: урок обобщения и закрепления.
Методы: словесный, творческо- поисковый, репродуктивный, практический, наглядный.
Формы: коллективная, групповая, индивидуально- фронтальная, самостоятельная.
Приемы: игра, работа с таблицей, учебником, работа по карточкам, работа в тетрадях.
Технология обучения: на ситуативной (игровой) основе.
Предварительная работа:
- Деление учащихся на 2 группы.
- Группы готовят :
Первая группа - сообщение «В чем заключается необыкновенность части речи глагол».
Вторая группа - сочинить «Сказку о глаголе».
Эпиграф к уроку: «Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи».
А. Югов.
Ход урока
I..Организационный момент. Психологический настрой.
Учитель: Сегодня у нас гости. Мы сказали им: «Здравствуйте!» Это значит, мы пожелали им здоровья, успехов, добра. Наши гости, ребята, тоже желают вам добра, ведь они понимают, что добро – это чудо, которое всем дарит прекрасное настроение.
-А какое настроение у вас? (учащиеся показывают символы )
-Я очень рада, что у вас у всех хорошее настроение.
Ученик читает стихотворение.
Не привыкайте к чудесам –
Дивитесь им, дивитесь!
Не привыкайте к небесам.
Глазами к ним тянитесь!
Приглядывайтесь к облакам.
Прислушивайтесь к птицам.
Прислушивайтесь к родникам.
Ничто не повторится!
Учитель: Каждое слово – это живое существо, со своим цветом, звуком, запахом, силой. «Войдем в калиточку» слова ЧУДО. Природа дарит нам много чудес, которые доставляют нам истинные удовольствия: снег, солнце, весна.
А грамотно писать, много знать, новое для себя открывать – разве это не чудо? Конечно, чудо! Так пусть сегодняшний урок принесет вам чудо открытий.
II. Актуализация знаний. Минутка чистописания.
Гг Лл Аа Оо
- Запишите буквы, данные на доске.
Здесь зашифровано слово, обозначающее часть речи.
- Кто догадался?
- Запишите его, правильно соединяя буквы. (Учитель пишет на доске)
Глагол
III. Объявление темы и цели урока.
- Вы уже догадались, что сегодня мы будем говорить о глаголе.
Цель нашего урока: повторить и закрепить знания о глаголе.
Эпиграфом нашего урока будут слова А. Югова:
«Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи». (на доске)
И мы постараемся сегодня это доказать.
Работать сегодня мы будем по группам. Но вспомним сначала правила работы в группах:
Не кричать!
Не перебивать!
Уважать чужое мнение.
Уметь слушать ответы товарищей.
Быть внимательным и уважительным друг к другу.
Учитель: Каждая группа получила к уроку задание. О глаголе говорят, что это необыкновенная часть речи. И первой группе нужно было доказать, в чем же заключается его необыкновенность
IV. Работа по теме урока. Закрепление знаний о глаголе.
1). Творческо – поисковая работа.
Выступление 1 группы.
Глагол – это необыкновенная часть речи. Необыкновенна она уже тем, что обозначает действие. И поэтому глагол обладает огромной силой для выражения бесчисленных действий, сопровождающих человека и многообразные стороны его деятельности – трудовой, общественной, творческой, различные явления природы.
Глагол по частоте занимает второе место после существительного и имеет среди всех частей речи широкие связи.
От глаголов образуются имена существительные, прилагательные, наречия. А с помощью разнообразных приставок увеличивается количество глаголов в нашем языке.
Глаголы в русском языке – это не только глаголы речи, но и глаголы труда, звучания, цвета. Самыми употребляемыми глаголами являются мочь, сказать, говорить, знать, видеть, стать.
В русском языке очень много слов синонимов, а именно глаголов – синонимов. А чем больше синонимов знает человек, тем точнее он выражает свои мысли. Вот в чем заключается необыкновенность этой части речи.
Выступление 2 группы. Сказка о глаголе.
Жил был сказочный город Грамматики. Жили там удивительные части речи: самостоятельные и служебные. Все они жили по своим микрорайонам и улицам: Имя Существительное, Имя Прилагательное, Имя Числительное, Глагол, Союзы, Предлоги и др. Но общались они между собой на главной улице города Глаголе.
И вот однажды между ними зашел спор: почему они собираются именно на его улице и почему Глагол считает себя самой главной и самой важной частью речи.
И сказало тогда Имя Существительное:
- Я самая главная часть речи! Без меня нет никаких предметов!
- А Имя Прилагательное возразило:
- Но без меня вы некрасивые. Я делаю речь выразительной.
Но тут выступил Глагол. Нет! Я был самой главной частью речи и останусь ей! И встречаться мы будем продолжать на моей улице. Потому что без меня вы никто! Без меня вы не совершите никаких действий! Без меня ничего нельзя: ни начать, ни закончить, ни сказать, ни сообщить, ни сесть, ни встать, а самое главное ни пообщаться и ни поиграть с любимыми игрушками.
Имя Прилагательное и Имя Существительное после долгого спора все – таки согласились с Глаголом и продолжали встречаться с ним и решать важные вопросы на его улице.
Учитель: Спасибо, ребята. Большую работу вы проделали, готовясь к этому уроку. Вот, оказывается, какая действительно очень важная эта часть речи Глагол.
А чтобы еще больше убедиться в этом, я вас приглашаю в увлекательное путешествие в необыкновенный страну «Глаголию»
- Прежде чем отправиться в путешествие давайте вспомним всё что мы знаем о глаголе.
2). Повторение изученного о глаголе.
Фронтальный опрос.
На этой остановке мы вспомним все, что знаем о глаголе.
- Что такое глагол? Что обозначает? На какие вопросы отвечает?
- Как изменяется глагол?
- Какого времени бывают глаголы и на какие вопросы отвечают?
- Что такое неопределенная форма глагола ?
- Назовите место глагола в предложении.
- Молодцы, ребята! Наше путешествие продолжается.
1 остановка «Плоскогорье начальной формы»
- Начальная форма глагола подругому мы её называем ( Неопределённая форма глагола)
На доске:
Книг завеные страницы
Помогают людям жить,
И работать и учиться,
И Отчизной дорожить.
- Объясните как вы поняи главную мысль этих строк.
Подберите синонимы к слову Отчизна.
Но прежде чем вы это сделаете скажите, какие слова мы называем синонимами.
(Это слова близкие по значению но разные по написанию)
_ Спишите стихотворение , подчеркните глаголы в неопределённой форме.
2 Станция «Числовая поляна»
- В каком числе стоит глагол, если обозначает действие одного предмета? Двух или более предметов?
- Следующее наше задание, мы с вами должны помочь лосям опуститься на поляну. (Работа с интерактивной доской задание Лоси)
VI. Физминутка
3. Станция «Отдыхай-ка»
Электронная физминутка
V. Продолжение работы над темой.
3. Остановка Морфологическая долина.
7). Синтаксический разбор предложений.
На этой остановке мы поупражняемся в синтаксическом разборе предложений и морфологическом разборе глагола.
(Учащиеся записывают предложения на доске и в тетрадях, выполняют синтаксический разбор)
Записываем предложения под диктовку.
По синему небу плыли белые облака. ( Плыли – гл, (что делали?), н.ф. – плыть, Прош. Вр, мн.ч. в предложения является сказуемым.
По долине бежит весёлый, говорливый ручеёк. ( Побежал – гл, (что делает?) н.ф.- бежать, наст.вр, ед.ч. , в предложения является сказуемым
4.Остановка «Временной перевал»
Самостоятельная работа. Работа в учебнике Упр. 198.стр. 113
1 вариант первое четверостишье
2 вариант второе четверостишье
- Спишите укажите время глаголов.
Слабые ученики работают в рабочи тетрадях на стр. упр.
5. Остановка «Станция словарная»
- Что за слова я записала на доске?
- Вам необходимо подобрать глагол, но подобрать его так чтобы он стоял в прошедшем времени.
- но прежде чем мы приступим к заданию скажите что вы знаете о глаголе, который стоит в прошедшем времени? ( Глагол в прш.вр изменяется по родам)
- От чего зависит род глагола в прошедшем времени?
Приступаем к заданию.
На доске:
…… с..бака, …… в.р.бей, ….. д.вочка, ….. с.рень, р.бята ….., ….. вет.р.
Укажите род глаголов, выделите окончание.
Итог урока.
– Вот и подошло к концу наше путешествие по стране «Глаголия». Много было остановок на нашем пути. Ваши ответы помогли машинисту поезда благополучно завершить поездку. Мы думаем, что жители страны «Глаголии» тоже вами остались довольны.
- А вам понравился наш урок?
- Так давайте подведем итог нашему уроку. Чем мы занимались сегодня на уроке?
- Что вам показалось особенно интересным?
- Как вы думаете, мы доказали слова Югова, что глагол является самой огнепышущей и самой живой частью речи?
Домашнее задание.
- Вы очень интересно сегодня поработали на уроке и пришло время открыть дневники и записать домашнее задание.
А задание будет такое: 2 группа, готовясь к этому уроку, очень хорошо поработала творчески. Очень интересную сказку они сочинили о глаголе. Поэтому я вам предлагаю продолжить творческую работу дома и написать мини – сочинение на тему «Что значит быть добрым?», используя опорные слова - глаголы: любить, дружить, понимать, уважать, жалеть, прощать, доверять, улыбаться, радоваться, дарить, сочувствовать. (Раздаются детям карточки с этими глаголами)
1 группа провела большую поисковую работу. Много было использовано ими литературы. Они сегодня доказали, что глагол - это действительно необыкновенная часть речи. И я вам предлагаю продолжить поисковую работу, но дома. Мы очень много работаем с тестами. Поэтому вам дома нужно составить тест по теме «Глагол» (5 вопросов)
Рефлексия.
- В начале урока у вас всех было хорошее настроение. А сейчас я хотела бы узнать, в каком настроении вы находились в течении урока? (Дети показывают символы)
-Я очень рада, что настроение у вас не изменилось и очень приятно, что урок вам понравился. Теперь вы убедились, что иметь знания и применять знания - это действительно большое чудо!
- Я благодарю вас за работу.
Глагол – это необыкновенная часть речи. Необыкновенна она уже тем, что обозначает действие. И поэтому глагол обладает огромной силой для выражения бесчисленных действий, сопровождающих человека и многообразные стороны его деятельности – трудовой, общественной, творческой, различные явления природы.
Глагол по частоте занимает второе место после существительного и имеет среди всех частей речи широкие связи.
От глаголов образуются имена существительные, прилагательные, наречия. А с помощью разнообразных приставок увеличивается количество глаголов в нашем языке.
Глаголы в русском языке – это не только глаголы речи, но и глаголы труда, звучания, цвета. Самыми употребляемыми глаголами являются мочь, сказать, говорить, знать, видеть, стать.
В русском языке очень много слов синонимов, а именно глаголов – синонимов. А чем больше синонимов знает человек, тем точнее он выражает свои мысли. Вот в чем заключается необыкновенность этой части речи.
Жил был сказочный город Грамматики. Жили там удивительные части речи: самостоятельные и служебные. Все они жили по своим микрорайонам и улицам: Имя Существительное, Имя Прилагательное, Имя Числительное, Глагол, Союзы, Предлоги и др. Но общались они между собой на главной улице города Глаголе.
И вот однажды между ними зашел спор: почему они собираются именно на его улице и почему Глагол считает себя самой главной и самой важной частью речи.
И сказало тогда Имя Существительное:
- Я самая главная часть речи! Без меня нет никаких предметов!
А Имя Прилагательное возразило:
- Но без меня вы некрасивые. Я делаю речь выразительной.
Но тут выступил Глагол.
- Нет! Я был самой главной частью речи и останусь ей! И встречаться мы будем продолжать на моей улице. Потому что без меня вы никто! Без меня вы не совершите никаких действий! Без меня ничего нельзя: ни начать, ни закончить, ни сказать, ни сообщить, ни сесть, ни встать, а самое главное ни пообщаться и ни поиграть с любимыми игрушками.
Имя Прилагательное и Имя Существительное после долгого спора все – таки согласились с Глаголом и продолжали встречаться с ним и решать важные вопросы на его улице.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по теме "Глагол как часть речи"
Данный урок проведён в 4 классе по программе "Школа 21 века". Использована интерактивная доска, документ-камера....
Открытый урок по теме "Глагол как часть речи"
Открытый урок по теме "Глагол" , 4 класс, программа "Начальная школа 21 века".На уроке использована интерактивная доска, документ-камера....
Открытый урок по теме "Глагол" 2 класс"
Конспект открытого урока по русскому языку 2 класс по теме "Глагол"...
открытый урок по теме Глагол
Открытый урок по теме "Глагол" по русскому языку 4 класс...
Разработка открытого урока по русскому языку "Закрепление знаний об имени существительном"
Разработка открытого урока-соревнования по русскому языку "Закрепление знаний об имени существительном". Урок для 3 класса, презентация. Тема посвящена Дню Защитника Отечества....
Открытый урок по теме: "Глагол". 2 класс
Тема:"Глагол" 2 класс...