Конспект урока "Обобщающий урок по теме "Глагол"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Работа, проводимая на уроке, позволяет обучающимся проверить свои знания по теме "Глагол" и узнать о чудесных свойствах каши.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_obobshchenie_po_teme_glagol.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

                       Учитель

Рубцова Светлана Максимовна

Тема. Закрепление знаний о глаголе.

            Каша – полезное блюдо.

Цели.  1. Закрепить знания детей о глаголе;

             2. Развивать речь детей, обогащать словарный запас;

             3. Воспитывать любовь к русскому языку, уважение к

                 традициям русского народа;

             4. Расширять представления детей о традиционных блюдах

                 русской кухни, их пользе для здоровья.

Оборудование. Рисунки солнца и тучки;

                            грецкий орех для каждого ученика;

                            тарелка с кашей;

                            карточки с прилагательными;

                            карточки – 1 (для работы в парах);

                            индивидуальные досточки;

                            карточки с рецептами;

                            маски для сценок;

                            книги для ознакомления.

         

  1. Организационный  момент.

Вот и прозвенел звонок.

Начинается урок.

Очень тихо вы садитесь

И работать не ленитесь.

  Наступила весна, поют птицы, светит солнышко. На ваших партах лежат рисунки солнышка и тучки. Поднимите рисунок, который соответствует вашему настроению. Хочется, чтобы хорошее настроение сохранилось у вас до конца урока.

  Сядьте поудобнее, проверьте расстояние между партой и вами.

  Наш урок мы начнем, как обычно, с минутки чистописания. Но сначала подготовим свои пальчики к письму.

  Возьмем орешки, покатаем между ладошками, перекладываем орехи из руки в руку и крепко сжимаем.

  1. Минутка чистописания.

  Сегодня мы будем писать букву Кк.

  Напишите строчку букв Кк, обратив внимание на правильное соединение элементов букв.

  Прочитайте слова для чистописания:

                          капуста, кабачок, каша, картофель.

  Найдите лишнее слово. Почему?

  Напишите только названия овощей.

  Предложите свои задания к словам для чистописания.

III. Работа над темой урока.

  1. Какое слово не записали?

Сегодня я предлагаю поговорить об этом блюде.

Почему именно о каше? Каша была всегда любима на Руси, ведь она очень вкусна и полезна. Мы вспомним, какие каши бывают, из чего варят каши, как сделать кашу вкусной.

  1. выходит девочка в русском сарафане, с тарелкой каши в руках, рассказывает о каше.

(На интерактивной доске слайд каши)

  А вы знаете, что каша не только одно из самых полезных блюд, но и самых старинных? Самые старые каши среди каш – пшеничная, перловая и овсяная. Человек ест их уже 9 тысяч лет. Рисовую кашу – 5 тысяч лет, а гречневую – 4 тысячи лет.

  Каша – исконно-русское блюдо. Специальные каши варили в честь любого знаменательного события. Например, при рождении ребенка варилась «Бабина каша» - крутая, пересоленная, которую должен был съесть молодой отец.

  Рецепт знаменитой суворовской каши родился 300 лет назад во время исторического перехода армии великого полководца через Альпы. К концу подходили запасы еды, оставалось чуть-чуть гороха, перловки, пшена, гречки. Задумавшись, как же накормить голодных, уставших солдат, Суворов вдруг приказал сварить все в общем котле, добавив лука и масла. Получилось вкусно и полезно. Такую кашу до сих пор называют суворовской.

  У русских князей существовал обычай – в знак примирения между врагами сварить кашу. Без каши мирный договор считался недействительным. С тех пор про несговорчивого человека говорят: «С ним каши не сваришь».

  Каша из ячменя входила в ежедневный рацион римских бойцов – гладиаторов. Считалось, что она помогает стать сильным и непобедимым.

  Любая крупа, из которой варят каши, богата фосфором, железом, калием, магнием, кальцием, витаминами.

  Я советую и вам есть кашу каждый день на завтрак, чтобы стать сильным и здоровым.

3.Сегодня у нас на уроке каша не простая, а волшебная. Она поможет нам закрепить свои знания об изученных частях речи, и в частности о глаголе.

 - Какой частью речи является слово каша?

 - Прочитайте слова, расположенные по периметру класса. Какой частью речи являются данные слова?

 - Что обозначают имена прилагательные?

 - В первый столбик поместите слова, по которым можно определить, из какой крупы сварена каша, во второй – остальные имена прилагательные.

 - Объясните пропущенные орфограммы.

(Слова: манная, гречневая, овсяная, пшенная, рисовая, сла.кая, горяч.я, п.лезная, м.лочная, вкусная).

 - Какое слово нравится, а какое – не нравится? Почему?

IV. Работа по развитию связной речи.

  Составьте предложение, используя слова, записанные на интерактивной доске.

      Мама, каша, угощала, сладкая, манная, дети.

(Один ребенок работает у доски, остальные – в тетради),

 - Разобрать предложение по членам предложения.

 - Какой частью речи выражено сказуемое?

 - Глагол какого времени использовали в предложении? Как определили?

V. Работа с пословицами. Игра «Собери пословицу».

  Люди придумали большое количество загадок, песен, пословиц о каше. Сейчас мы поиграем в игру «Собери пословицы».

  На интерактивной доске записаны начало и конец пословиц. Прочитайте. Соедините. (По очереди).

  Пословицы.

Хороша кашка,                             пища наша.

Щи да каша -                               здоровым будешь.

Гречневая каша -                        не испортишь.

Если про кашу не забудешь,      да мала чашка.

Кашу маслом                              матушка наша.

Последнюю пословицу записать по памяти.

Взаимопроверка.

Найти и объяснить орфограммы.

Какую пословицу вы порекомендовали бы своим одноклассникам? А гостям?

VI. Гимнастика для глаз.

Чтоб глаза твои зорче были,

Чтоб в очках тебе не ходить,

Эти легкие движенья

Предлагаю повторить.

Вдаль посмотрим и под ноги,

Вправо, влево побыстрей.

Удивимся – что такое?

И закроем их скорей.

А теперь по кругу быстро,

Словно стрелочка часов,

Проведем глазами дружно.

Ну, а дальше – будь здоров!

VII. Составление текста. Работа в парах.

  На карточках (1) записаны предложения. Расположите их в правильном порядке, чтобы получился текст.

  Она содерж.. много белка и железа. Детский организм лучше растет и развива..ся, если малыши употребля.. гречку с молоком. Гречка – самая полезная из всех круп. В гречневой крупе есть вещество, которое снижа.. утомляемость, помога.. легче переносить умственные и физические нагрузки.

  Проверка по интерактивной доске.

  Найти глаголы, определить спряжение, время, лицо, число.

(Один ребенок работает у доски, остальные – на индивидуальных досточках. Сравнивают результаты работы).

VIII. составление рецептов приготовления каши. Работа в группах непостоянного состава.

  Вставить в данные рецепты подходящие по смыслу глаголы в неопределенной форме.

  • Пшенная каша «Тыковка»

В молоке _________________ натертую на крупной терке тыкву 20 минут. _________________ промытое пшено и на медленном огне _________________ до загустения. __________________ горсть изюма, _________________ соль. При подаче ________________ мед.

  • Каша с сыром

Рис _________________ в молоке, _________________ сахар и соль. В горячую кашу __________________ сыр и сливочное масло, ____________________. ______________ сразу же.

  • «Манная каша» по-турецки

В 1 литр молока _________________ 9 столовых ложек манной крупы, _________________ до кипения и ___________ с плиты. Массу ________________ на плоское блюдо. Сверху __________________ кокосовой стружкой.

IX. «Каша» в творчестве писателей. Мини-инсценирование отрывков из произведений.

  Из каких произведений эти отрывки?

  • Лиса. -  Покушай, мой голубчик-куманек. Сама стряпала.

Журавль.  (Хлоп-хлоп носом). Ничего не попадает.

Лиса.  - Не обессудь, любезный кум. Больше потчевать нечем.

  •  Старушка.  – Здравствуй, девочка! – Дай мна ягод, пожалуйста.

Девочка. – На,, бабушка.

Старушка. Ты мне ягод дала, а я тебе тоже что-то подарю. Вот тебе горшочек. Стоит тебе сказать:

                                     - Раз, два, три,

                                    Горшочек, вари! –

И он начнет варить вкусную, сладкую кашу.

  •  Солдат.  – А нет ли у тебя, хозяюшка, перекусить чего?

 Старуха.  – Ох, добрый человек, и сама сегодня еще ничего не ела: нечего.

  Солдат. – Коли нет ничего иного, можно и из топора кашу сварить.

  •  Котька. – Ну, Мишка, ты специалист. Что варить будем? Только такое, чтоб побыстрей. Есть очень хочется.

 Мишка. – Давай кашу. Кашу проще всего.

 Котька. – Ну что ж, кашу так кашу.

(На интерактивной доске появляются названия произведений:

             «Лиса и Журавль»

             «горшок каши»

             Каша из топора

             «Мишкина каша»)

 - Какие ошибки допущены при написании данных названий?

 - У С. Михалкова есть стихотворение «Сашина каша».

(Читает ученик наизусть).

 - Когда так говорят: «Во рту каша»?

X. Итог урока.

 - Какие части речи повторяли?

 - Кто из вас теперь будет чаще есть кашу на завтрак?

 - Покажите сейчас фигурки солнышка или тучки.

 - Что больше понравилось? Что не понравилось?

 - Оцените себя.

 - Я благодарю вас за урок. Вы поблагодарите меня.

 - А сейчас идем в столовую кушать кашу.

     «Ешьте, детки, больше каши,

      Все победы будут ваши!»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...

Конспект интегрированного урока математики + окружающий мир Тема урока: Сложение и вычитание чисел в пределах 10. Тип урока: Урок - закрепление знаний.

Предлагаю вам конспект интегрированного урока - путешествия в математический лес "Сложение и вычитание в пределах 10". Данный материал будет полезен учителям начальной школы.Урок разработан ...

Конспект открытого урока обучение грамоте по теме: «Чтение слов и предложений с буквами П п». В 1-а классе (24.10.18) Тип урока: урок закрепления изучаемого материала (развития умений и навыков).

В основу урока была заложена «тактика сотрудничества»: ученик-учитель-ученик. Также урок планировала и строила в форме, где за основу берется формирование универсальных учебных действий уч...

Конспект открытого урока обучение грамоте по теме: «Чтение слов и предложений с буквами П п». В 1-а классе (24.10.18) Тип урока: урок закрепления изучаемого материала (развития умений и навыков).

В основу урока была заложена «тактика сотрудничества»: ученик-учитель-ученик. Также урок планировала и строила в форме, где за основу берется формирование универсальных учебных действий уч...