план- конспект «Три склонения имени существительного»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: «Три склонения имени существительного»
Тип урока: изучение нового материала
Цель: знакомство с понятием о трех типах склонения имен существительных
Задачи:
- учить учащихся самостоятельно формулировать цели и задачи урока;
- продолжить работу по выработке навыка склонения имен существительных, умений определять склонение, род существительных;
- исходя из поставленной проблемы, учить выдвигать гипотезы для решения поставленной задачи;
- путём организованной учителем поисковой работы и использования методов наблюдения и сравнения , помочь учащимся без помощи учебника определить три группы склонения существительных и запомнить слова- помощники для определения безударных падежных окончаний существительных.
УУД, формируемые на уроке:
- -личностные: развивать познавательный интерес к языку, коммуникативную активность, оценивать усваиваемое содержание знаний;
- -коммуникативные: учить сотрудничать с одноклассниками, учителем, участвовать в коллективном обсуждении проблемы;
- -познавательные: выдвигать и обосновывать гипотезы, обращаться к предыдущему опыту решения орфографических задач, работать с правилом в учебнике, сравнивать результаты поиска с учебником;
- -регулятивные: учить ставить цели, конкретизировать задачи урока, осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль, коррекцию ошибок.
Оборудование и технические средства обучения:
- Л.Ф.Климанова, Т.В. Бабушкина. Русский язык. 4 класс , учебник -М..Просвещение, 2013.
- Видеопроектор, интерактивный тренажёр (склонение существительных):
- интерактивный тренажёр для физкультминутки, слайд для проверки задания 2 группы, слайд для проведения рефлексии урока.
- Рабочие материалы для обучающихся: карточки с различными частями речи, памятка « Имя существительное», листы для склонения существительных, маркеры, ножницы, карточки с разноуровневыми заданиями (2 уровня) для самостоятельной работы.
- Ключевые слова: самостоятельно откроем новый орфографический секрет имён существительных; наблюдаем за окончаниями, устанавливаем закономерности; проверяем в учебнике правильность своих выводов, ,открываем карточку с секретом на доске, закрепляем новое знание; оцениваем свою работу , делимся впечатлениями от урока.
Ход урока
- Организационный момент
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постараюсь всё понять -
Буду грамотно писать.
Повторение изученного.
На экране словосочетания: (2-й слайд )
Ехали (по) ш…с…е
Ели з...ефир
Купили п…льто
Вышел (из) м…тро
Цвели (на) г..зоне
Прочитайте эти словосочетания. Разделите их на группы по какому- либо признаку. (Работа в паре)
-Данные словосочетания можно разделить на 2 группы по составу. Словосочетания купили пальто, ели зефир состоят из глагола и существительного без предлогов, а остальные словосочетания состоят из глагола и существительного с предлогом.
-Как пишутся существительные с предлогами?
-Существительные с предлогами пишутся раздельно.
Также данные словосочетания можно разделит на 2 группы в зависимости от рода имеющих в них существительных. В словосочетаниях ехали по шоссе, купили пальто, вышел из метро существительные среднего рода, а остальных словосочетаниях - мужского рода: зефир, газон.
- Эти существительные можно разделить еще на 2 группы в зависимости от того, склоняемые или несклоняемые в них имена существительные. Существительные зефир, газон склоняемые, а существительные шоссе, пальто, метро несклоняемые.
- Что такое склонение?
- Изменение имен существительных по вопросам называется изменение по
падежам или склонением.
3. Минутка чистописания.
-На минутке чистописания мы будем писать 3 буквы. Первая буква является непроверяемой безударной гласной в несклоняемом существительном, которое стоит в винительном падеже. Какая это буква? В каком слове она находится?
- Это буква а. Она находится в несклоняемом существительном пальто, который стоит в винительном падеже.
- Вторая буква является непроверяемой безударной гласной в несклоняемом существительном, которое стоит в дательном падеже. Какая эта буква и в каком слове она находится?
- Это буква о. Она находится в несклоняемом существительном шоссе, которое стоит в дательном падеже.
- Третья буква находится в несклоняемом существительном, которое состоит в родительном падеже и обозначает парный глухой твердый согласный звук. Какая это буква? В каком слове она находится?
- Это буква т. Она находится в слове метро и обозначает парный глухой твердый согласный звук /т /
- Составьте цепочку из строчных букв а, о, т так, чтобы в каждой ячейке гласные стояли перед согласной и менялись между собой местами.
аот оат аот
- Словарно – орфографическая работа. (работа в паре)
На экране запись:
Банан, иволга, барабан, лопата, игрушка, окно, тычинка, единство, король, ананас (3-й слайд )
Прочитайте эти слова. Соедините первые буквы существительных. Какое слово получилось?
- Это слово библиотека.
- Что такое библиотека?
- Библиотека-это помещение для хранения книг.
- Правильно, молодцы! Слово библиотека - одна из самых древних. Оно пришло к нам из греческого языка. Библио по – гречески «книга», текос – «хранилище». Библиотека – книгохранилище. До наших дней дошла память о лучших библиотеках древности: библиотека глиняных книг вавилонского царя Ашшурбанипала, Александрийской библиотеке книг-свитков, знаменитых библиотек Ивана Грозного, Петра I.
Найдите слово библиотека в орфографическом словаре, напишите его, поставьте ударение. Что можете отметить в его написании?
- В слове библиотека три непроверяемые безударные гласные: и, и, о.
- Составьте со словом библиотека предложение.
- Изучение нового материала.
На экране появляется слова: страна, мать, баня, конь море, дядя, карандаш, тетрадь, дедушка, окно, кровать
(4-й слайд )
- Прочитайте написанные на экране слова, найдите в них общее.
- Все слова – имена существительные. Все существительные в единственном числе.
- Эти слова разделите на 3 группы, используя таблицу, которую вы видите на экране. (5-й слайд )
| 2 - скл. | 3 – е скл. | |
М.р. |
| М.р. | |
Ж.р. | Ж.р. | ||
Ср.р. |
- Назовите существительные, которые вы отнесли вы к 1 группе.
Какие слова отнесли вы к 2 группе? Какие слова к 3 группе?
По каким признакам группировали существительные?
- По их роду и окончанию.
- Молодцы, правильно. С помощью рода и окончания мы можем определить склонение существительного. Существительные бывают 1, 2, 3 го склонения
( в каждой цифре прикрепляю слово СКЛОНЕНИЕ).
- Какие существительные относятся к 1 –му склонению?
- К 1-му склонению относятся существительные женского и мужского рода
с окончаниями -а, - я.
- К 2-му склонению какие существительные относятся?
-Существительные мужского рода с нулевым окончанием и существительные среднего рода с окончаниями –о, -е.
- Какие существительные относятся к 3-му склонению?
- К 3-му склонению относятся существительные женского рода
с мягким знаком на конце
- Как определить склонение имени существительного в именительном падеже единственного числа?
- Чтобы определить склонение имени существительного в именительном падеже единственного числа, надо узнать его род и выделить окончание. По роду и окончанию можно определить склонение.
- Каким образом мы распределяем существительных по склонениям.
(7-й слайд )
1 склонение | 2 склонение | 3 склонение |
м. р. –а, -я ж. р. -а, -я | м.р , нулевое ср.р -о, -е | ж.р., нулевое |
страна, баня, дядя, бабушка, дедушка, | море, карандаш, шкаф, конь, , окно | мать, кровать, тетрадь |
Вывод. (8-й слайд )
В первом столбике записаны имена существительные м.р. и ж.р. с окончаниями –а, -я. Это существительные 1 склонения
Во втором столбике записаны имена существительные м.р. с нулевым окончанием и ср.р. с окончаниями –о, -е. Это существительные 2 склонения.
В третьем столбике имена существительные ж.р. с нулевым окончанием. Это имена существительные 3 склонения.
Запомнить это вам поможет таблица «Три склонения существительных».
- Как определить склонение существительного в любом другом падеже, кроме именительного.
- Надо поставить это существительное в именительном падеже, узнать род, выделить окончание. По роду и окончанию определить склонение существительного.
- Ребята, сейчас вместе оставим алгоритм действий при определении склонения имени существительного, чтобы легче запоминалось.
(9-10-й слайд )
Памятка
- Физкультминутка ( презентация)
- Закрепление. Работа с учебником
- Сравните свои выводы с правилом учебника.
- Выполнение упражнение 25, 26 (стр.17)
Прочитайте задание к упражнению.
- Разноуревневая самостоятельная работа
Теперь проверим, на каком уровне каждый ученик усвоил материал. Прочитайте задания на карточках. Выберите карточку, с заданием которой вы справитесь.
1 уровень
- Упражнение в определении склонения имен существительных
Определите склонение следующих существительных: яблоко, ягода, молоко, лошадь, товарищ, книга, письмо.
2 уровень
- Подберите и запишите к словам синонимы. Определите склонение всех имён существительных
Отец, деревня, торжество, везение, чародей, зной.
- уровень
- Прочитайте. Напишите ряды слов, устранив в каждом лишнее. Ответ обоснуйте. Вставьте пропущенные буквы
В..сна, р..ка, ст..ло, стр…ла;
Ст..на, св…рло, оз…ро, гн…здо;
Скв…рец, г…ра, с…рняк, зв…нок;
В…юга, ласточ…ка, рыс…, оде…да;
Топ…л…, св…ристель, к…рас…, к…рабль.
9. Домашнее задание.
Подобрать и записать по пять существительных 1-го, 2-го и 3-го склонения.
10. Подведение итогов. Рефлексия. (11-й слайд ) (Проверка знаний. Самооценка смайликов)
-Что узнали нового на уроке?
- Что такое склонение?
- Какого склонения бывают имена существительные?
- Какие существительные относятся к 1 склонению? Ко 2 склонению?
К 3 склонению?
Пояснительная записка
Автор: Таймасова Валентина Аверкиевна
Должность: учитель начальных классов
Предмет: Русский язык
УМК: «Перспектива»
Класс: 4
Тема урока: Три склонения имени существительного
Тип урока: овладение новым знанием
Формы работы учащихся: фронтально-индивидуальная работа
Автор: Л.Ф.Климанова, Т.В. Бабушкина. Русский язык. 4 класс , учебник -М..Просвещение, 2013
Количество часов в неделю: 3
Продолжительность урока: 45 минут
Оборудование: конверты с разноуровневыми заданиями с пометкой разного цвета
Техническое оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока" Род имен существительных " 3 класс ( по учебнику Т.Г.Рамзаевой)
Цели урока: 1.Познакомить с приемами распознавание рода имен существительных. Формировать умение определять род имен существительных.2.Развивать орфогра...
"Склонение имен существительных" План-конспект урока русского языка в 3 классе по УМК "Начальная школа XXI века" автор учебника Иванов С.В.
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения. Учит самостоятельно определять цель урока, выводить алгоритм необходимых действий, действовать по намеченному плану, определять гр...
Конспект урока "Склонения имен существительных"
Конспект урока "Склонения имн существительных"...
План-конспект урока "Склонение имен прилагательных"
Урок русского языка в 4 классе "Склонение имен прилагательных" с презентацией....
План-конспект урока русского языка в 4 классе VII вида по теме: «Три склонения имени существительного»
Цели: - - обобщить знания учащихся об основных типах склонения имени существительного;- закрепить умение различать существительн...
Конспект урока с ЭОР по русскому языку 4 класс "Три склонения имен существительных. Первое склонение имён существительных"
Технологическая карта урока по русскому языку 4 класс по теме "Три склонения имен существительных . Первое склонение имен существительных"...
Конспект урока "Склонение имен существительных"
Конспект урока...