План-конспект урока русского языка в 4 классе VII вида по теме: «Три склонения имени существительного»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Шпакова Елена Александровна

Цели:

-       - обобщить знания учащихся об основных типах склонения имени существительного;

-       закрепить умение различать существительные 1,2,3 склонения;

-       развивать речь, мышление, память, внимание учащихся;

-       развивать умения анализировать, сравнивать;

-       воспитывать навык самостоятельной работы в паре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_tri_skloneniya_imeni_sushch.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

СОГБОУ «Демидовская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат VII –VIII видов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Конспект урока русского языка

в 4 классе VII вида

по теме:

«Три склонения имени существительного»

Учитель:

Шпакова Е.А.

2012-2013гг.

Цели:

  • - обобщить знания учащихся об основных типах склонения имени существительного;
  • закрепить умение различать существительные 1,2,3 склонения;
  • развивать речь, мышление, память, внимание учащихся;
  • развивать умения анализировать, сравнивать;
  • воспитывать навык самостоятельной работы в паре.

Ход урока:

  1. Организационный момент

Громко прозвенел звонок,

Начинается урок.

Все за парты тихо сели,

Друг на друга посмотрели,

Повернулись, подтянулись

И друг другу улыбнулись.

В школе у нас есть чердак,

Вещей там интересных и не счесть.

И сундук там старинный есть.

А в сундуке на дне лежал листок.

Смотрите, ребята, что это?

(На доске висит карта)

Давайте совершим путешествие. И поможет нам в этом карта. А куда мы будем путешествовать, сейчас узнаем.

  1. Сообщение темы урока.

Посмотрите на доску. Расшифруйте слово, записанное на доске.

Нн Сс Лл Кк Оо Ее Нн Ее Ии (склонение)

Сегодня мы совершим путешествие по стране склонений. Закрепим знания об основных признаках, по которым распознаются существительные 1,2,3 склонения.

  1. Пальчиковая гимнастика
  2. Минутка чистописания
  3. Закрепление изученного
  1. Лес

Вот и наша школа,

Помашем ей рукой.

Тропинка нас ведет вперед

А вот и лес

Немного странный он…

Деревья необычные кругом.

«Соберите» из деревьев листья. Прочитайте слова, которые на них записаны. Зима, снег, метель.

Запишите их. Что у них общего? ( имена существительные)

На какие три группы можно разделить эти имена существительные? (на 3 склонения)

Что такое склонение существительных? (изменение по падежам)

Сколько падежей в русском языке? (6)

Назовите их.

Просклоняйте слова «зима», «снег», «метель» у доски. Один человек на месте составляет предложение с одним из этих слов.

Какие имена существительные относятся с 1,2,3 склонению?

Как определить тип склонения имен существительных в Именительном падеже?

  1. Определить род
  2. По роду и окончанию определить склонение имен существительных
  1. Гора

Мы миновали лес, а впереди нас ждет

Высокая вершина.

Подняться в горы может тот,

Кто правильно все выполнит.

Диктант с использованием сигнальных карточек (1 ученик – у доски)

Я диктую слова, вы записываете их в 3 столбца по склонениям, с карточкой подавая сигнал о типе склонений существительного.

Газета, ночь, ведро, болото, лес, куст, беседа, слон, конь, мама, дядя, мышь, лошадь.

  1. Физкультминутка. «Тропа здоровья»

Пора немного отдохнуть,

Ведь мы вступили на «Тропу здоровья»

Чтобы продолжить нам нелегкий путь,

Потребуется силы и здоровье.

Раз – подняться, потянуться.

Два согнуться, разогнуться.

Три – в ладони 3 хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

5 – руками помахать

6 – за парту тихо сесть.

7, 8 – лень отбросить

  1. Озеро склонений

Вот новое испытание для смелых ребят.

Озеро переплывет лишь тот,

Кто сможет задание выполнить на «4» и «5».

Работа в парах

Могут ли существительные одного и того же рода относиться к разным склонениям? (м.р. и ж.р.)

Какие существительные ж.р. относятся к 1 склонению?

Я раздам вам карточки, будем работать по парам. Первая пара подчёркивает существительные ж.р. 1 склонения, вторая – существительные ж.р. 3 склонения.

Ветка, ветвь, сетка, сеть, кисть, кисточка, лошадь, лошадка, мышь, мышка, ладонь, ладошка, печь, печка.

Прочитайте. Докажите

Самостоятельная работа. Взаимопроверка

Какие существительные м.р. относятся к 1 склонению, а какие ко 2 склонению?

Прочитайте слова.

Дом, билет, папа, дядя, вокзал, пень, праздник, Дима, Ваня, юноша.

Спишите: 1 в – м.р. 1 скл.

         2 в – м.р. 2 скл.

Поменяйтесь тетрадками. Проверьте друг друга.

Прочитайте слова. Докажите.

Молодцы! И с этим заданием справились!

  1. Итог урока. Оценки за урок

Вот и закончено наше путешествие по сказочной стране склонений.

Что вам понравилось на уроке?

Чем мы сегодня занимались?

По каким признакам мы определяем склонение существительных? (по роду и окончанию)

Расскажите, какие существительные относятся к 1, 2, 3 склонению.

В каждом столбике найди лишнее слово. Докажи.

Природа

Соловей

Сирень

Программа

Сосед

Справедливость

Тревога

Счастье

Ладонь

правило

Свобода

Шампунь

  1. Домашнее задание:

 Словарные слова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык, 4 класс, учебник Рамзаевой, тема "Три склонения имени существительного"

Урок разработан по традиционной системе, к конспекту имеется приложение в виде двух таблиц для каждого учащегося (для самооценивания и для этапа изучения новой темы....

Презентация урока русского языка. 4 класс. УМК "Гармония" "Правописание безударных окончаний имен существительных и имен прилагательных"

Комбинированный урок русского языка и литературного чтения, построенный на  на материале басен, по теме "Правописание безударных окончаний имен существительных и прилагательных"....

презентация к уроку русского языка 4 класс(школа 2100) алгоритм определения падежа имени существительного

данная презентация разработана к учебнику под редакцией Р.Н.Бунеева и др.,дети сами составляют алгоритм определения падежа имени существительного...

Конспект урока по русскому языку 4 класс "Школа России" Тема: Правописание окончаний имен существительных в творительном падеже.

Предмет: Русский языкПрограмма: Школа РоссииКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: Правописание окончаний имен существительных в Т.п.Цель урока: познакомить с окончаниями ...

Технологическая карта. Русский язык. 2 класс. «Формирование первоначальных представлений о разборе имени существительного. Определение признаков имени существительного»

Технологическая карта. Русский язык. 2 класс. «Формирование первоначальных представлений о разборе имени существительного. Определение признаков имени существительного»...

Урок русского языка 3 класс Школа России. Тема : "Обобщение знаний об имени существительном"

В данном материале представлен урок русского языка. На данном уроке учащимся предлагается окунуться в атмосферу зимы и выполнить задания, которые предлагаю помощники зимы - зимние месяцы....