Конспект урока "Склонение имен существительных"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Конспект урока
по теме: «Склонение имён существительных»
1. Ф.И.О. Оскреткова Э.И.
2. Класс 4В
3. Тема: «Склонение имён существительных»
4. Тип урока: урок новых знаний
5. Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная и групповая
6. Необходимое оборудование: дидактический материал.
Цель урока: дать понятие о склонении имён существительных.
Задачи:
обучающие:
- формировать представление о склонении имён существительных;
- учить распознавать падежи имён существительных по вопросам;
- склонять имена существительные;
развивающие:
- развивать речь учащихся, умственную деятельность (выполнять операции анализа, синтеза, способность наблюдать, делать выводы, строить план своего ответа);
воспитательные:
- воспитывать интерес к предмету;
- чувство взаимопомощи;
- аккуратность при выполнении письменных работ.
предметные:
- умение определять тип изученных орфограмм, объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами, осуществлять взаимоконтроль при проверке письменной работы;
- первоначальное представление о склонении имен существительных; названиях падежей и падежных вопросах;
- умение изменять имена существительные по падежам;
метапредметные:
- умение формулировать цели своей деятельности;
- умение строить речевые высказывания в устной и письменной форме;
- развитие мышления, внимания через такие мыслительные операции, как анализ и синтез.
личностные:
- коммуникативные навыки, умение слушать и слышать.
Ход урока
- Организационный момент.
Начинается урок.
Он пойдёт, конечно, впрок.
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь оценку пять!
- Открываем тетради, садимся правильно. Прочитайте дату и вид работы.
Запишите без ошибок.
2. Минутка чистописания.
Чтобы узнать, какие буквы будем писать на минутке чистописания, давайте прочитаем слова и назовём безударные гласные.
П . года, п . нал, п . льто, п . сок, п . суда, с.бака, пш . ница.
- Какие же буквы будем писать?
- а, о, е.
3. Словарная работа.
Вернёмся к нашим словам. Что у них общего?
Все они словарные и являются именами существительными.
Докажите, что это имена существительные.
Какое слово можно назвать лишним и почему?
Собака – это одушевлённое существительное, а все остальные имена существительные неодушевлённые.
Составим предложение с данным словом.
Например: Во дворе гуляет злая собака
Найдем грамматическую основу. Определим части речи.
4. Актуализация опорных знаний.
1. Фронтальный опрос.
- Какой раздел русского языка мы изучаем?
- Имя существительное – самая представительная часть речи. Почти каждое второе слово в нашем языке – имя существительное. Имена существительные появились в речи в числе первых слов.
- Вы уже много знаете об имени существительном, и я предлагаю вам вспомнить все, что мы знаем об этой части речи.
-Какие слова называются именами существительными?
- Какими бывают имена существительные?
- Как изменяются имена существительные?
- Сегодня мы с вами дополним знания об имени существительном, познакомимся с очень интересным явлением в русском языке. А поможет нам такое упражнение. Прочитайте запись на карточках:
Друг - это человек, который всё поймёт и поможет. Друга не забудешь через годы. Другу доверишь любую тайну. Я уважаю своего друга. Я горжусь другом. Многие мечтают о настоящем друге.
( ?) друг
( ?)друга
( ?)другу
( ?) друга
( ?)другом
( ?) о друге
- Что объединяет эти записи? Выпишите из каждого предложения слово «друг» с вопросом, на который оно отвечает. Выделите окончания в его формах.
Запись на доске: кто? друг кого? друга
кого? друга кем? другом
кому? другу о ком? о друге
- Скажите, что менялось в существительном «друг»? Почему изменялась форма слова и его окончание? Для чего же существительные в тексте изменяют свою форму?
-Чтобы правильно употребляться в речи.
-Такое изменение формы имени существительного называется склонением или изменением по падежам. Так какая же тема нашего урока?
«Склонение имён существительных».
-Сегодня на уроке вы будете учиться изменять имена существительные по падежам или склонять их.
-Вы научитесь не только склонять (изменять по вопросам ) существительные, но и определять падеж имён существительных в предложениях.
4. Изучение нового материала.
-Слово «сосна» в упражнении 6 раз изменила свое окончание.
- В русском языке 6 падежей и каждый имеет свое название:
1.Именительный
2.Родительный
3.Дательный
4.Винительный
5.Творительный
6.Предложный
В других языках мира иначе: в немецком-4, а у финнов-15. Ваша задача - выучить и понять свои 6, чтобы говорить и писать грамотно, красиво.
Существительные разных падежей отвечают на разные вопросы. Сейчас вы послушаете стихи, в которых каждый падеж рассказывает о себе. И в этих стихах прозвучат вопросы, на которые отвечают существительные в том или ином падеже.
У слова есть 6 падежей,
6 верных маленьких друзей.
Именительный. Он – начинающий падеж,
Вопросы – КТО? и ЧТО?
В нём – мама, папа, слон, манеж,
И школа, и пальто.
.
Родительный. Вопросы: Нет КОГО? ЧЕГО?
Нет у меня братишки
И корабля – ни одного,
И Винни-Пуха-мишки...
.
Дательный. Это яблоко, скажите,
Я отдам КОМУ? ЧЕМУ?
Может, кукле? Или Вите?
… Лучше я себе возьму...
.
Винительный. Ой, в игрушках – кавардак!
Не пойму я сам никак:
Обвинить КОГО? и ЧТО?
Ленку? Кубики? Лото?
.
Творительный. Хочу я песни сочинять.
С КЕМ? С ЧЕМ мне ноты изучать?
С сестрёнкой? А писать... пером
Или цветным карандашом?
.
Предложный. Я думаю О КОМ? О ЧЁМ?
О Даше, о глаголах.
Верней, я думаю о том,
Как надоела школа…
.
Зато теперь все падежи
Я заучил напамять.
Друзья попросят - "Подскажи!" -
Скажу - "Учите сами!"
5.Работа с таблицей «Склонение имен существительных»
Просклоняем слова: лиса, стол, гнездо
6. Закрепление.
- Продолжим упражняться в определении падежей имён существительных и выполним упр. 67 на с.38.
Полынья - незамёрзшее или уже растаявшее место на ледяной поверхности реки, озера, моря.
7. Итог урока.
-Что нового узнали на уроке?
-Чему учились?
8. Домашнее задание. с.39, упр.68
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Повторение об имени существительном и имени прилагательном."Конспект и презентация .
Урок составлен в форме переделанной сказки "Красная шапочка"....
Конспект урока по теме: Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном.
Обобщение знаний об имени существительном и прилагательном....
Конспект урока по русскому языку "Множественное число имен существительных. Окончания имен существительных во множественном числе"
Конспект урока по русскому языку в 4 классе "Множественное число имен существительных. Окончания имен существительных во множественном числе" ...
Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Форма единственного числа имени существительного, форма множественного числа имени существительного"
Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Форма единственного числа имени существительного, форма множественного числа имени существительного. Изменение существительного по числам.Цели урока: Учить опр...
Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Мужской, женский, средний род имени существительного. Определение рода имени существительного."
Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Мужской, женский, средний род имени существительного. Определение рода имени существительного.Цели урока: Учить определять род имен существительных.Планируемые...
Конспект урока + презентация по русскому языку на тему: "Падеж имен существительных. Что такое склонение имен существительных" 3 класс
ПАДЕЖ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.ЧТО ТАКОЕ СКЛОНЕНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ...
конспект урока русского языка по теме: "Повторение изученного об именах существительных («Что ты знаешь об именах существительных?») УМК "Гармония" 4 класс
конспект урока русского языка по теме: "Повторение изученного об именах существительных («Что ты знаешь об именах существительных?») Цель: повторить сведения об именах существительных, повторить систе...