Конспект урока "Склонения имен существительных"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Яловега Юлия Михайловна

Конспект урока "Склонения имн существительных"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока учителя начальных классов

Яловега Юлии Михайловны

по предмету «Русский язык»

4 класс «Школа России»

Дата проведения 18.11.2013 г.

Тема: «Три типа склонения имен существительных».

Цель: формирование умений распознавать тип склонения имени существительного по совокупности признаков.
Задачи:

  • Образовательные: обучение определению склонения имен существительных, опираясь на содержание таблицы и схемы; уточнение понятия “склонение имен существительных”; определение места типов склонения имен существительных в грамматических категориях части речи, знакомство с новыми словарными словами.
  • Развивающие: развитие внимания и памяти при работе с опорными схемами, таблицами, при работе с текстами упражнений; развитие орфографической зоркости, коррекция функций анализа и синтеза в процессе мыслительной деятельности.
  • Воспитательные: привитие  любви к родному языку, интереса к предмету, воспитывать самостоятельность, аккуратность, усидчивость, фантазию, целеустремленность.

Тип урока: формирование новых знаний

Форма урока: проблемный урок

Оборудование: учебник Т.Г. Рамзаева «Русский язык 4 класс»,  толковый словарь, компьютер, презентация.

  1.                  

ХОД УРОКА.

  1. Организационный момент.
  2. Мотивация урока
  1.  - Добрый день, Карина! Вижу, что ты готова к нашему уроку. Ответь мне, пожалуйста, на вопрос – Зачем нужна грамматика? (Слайд 2)
  2. Зачем нужна грамматика? 

Чтоб грамотно писать. 

Чтоб грубые ошибки 

В письме не допускать, 

Чтоб с детства знали дети 

И каждый ученик, 

Что лучше всех на свете 

Его родной язык! 

Мы должны любить свой родной язык и уважать всех кто разговаривает и понимает его. Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с новыми правилами родного языка, а помогут тебе твои знания. А зачем уметь грамотно писать?

  • Открывай свою тетрадь, запиши сегодняшнее число, классная работа.
  • Какое сегодня число? ВОСЕМНАДЦАТОЕ НОЯБРЯ.

  1. Словарная работа.

(Слайд 3)  (На доске написаны слова Ж…лище, д…ректор, к…лограмм, б…лет, р…сунок)

  • Как считаешь, какую непроверяемую безударную гласную вставим? Проверь по словарю (с.146)
  • Что объединяет эти слова (Пишется буква И, имена существительные)
  • Какое слово лишнее?(жилище, так как существительное среднего рода)

- С каким новым слово мы познакомились? (жилище)

Посмотри по словарю, что оно обозначает.

 - Составь предложение с этим словом и пришли мне в скайпе. Запиши его и разбери по членам предложения, используя памятку «Семья Предложение»(Слайд 4)

  1. Постановка проблемной задачи

На доске записано предложение, в двух словах выделены окончания.

     (Слайд 5)    Автобус едет по улице Кирова и по площади Свободы.

  • К какой части речи относятся выделенные слова? (Имена существительные)
  • Что такое имя существительное?(опора на таблицу «Части речи»)

- Определи род и падеж в выделенных именах существительных.  по улице и по площади? (В дательном падеже, ж.р.)

  • Почему в данных словах разные окончания, хотя стоят они в одном и том же падеже, употреблены с одним предлогом,  имеют один и тот же род?
  • Как иначе назвать «изменение имен существительных по падежам»?(склонение)

- Как ты думаешь, о каких признаках имен существительных будем говорить на уроке? (Склонение)

5 . Изучение нового материала.

(Слайд 6) Тема: «Три типа склонения имен существительных».

(Слайд 7)Цель: формировать умение распознавать тип склонения имени существительного по совокупности признаков.
(На доске записаны слова)

(Слайд 8)  Прочитай слова: конь, вода,  земля, мужчина, стол, окно, степь, дядя.  

- По каким признакам можно разделить слова на группы? По родам (устно!)

(Слайд 9 ) - Какие существительные имеют при склонении одинаковые окончания, определи их род.

-Какие слова получились в каждой группе?

- Сделай вывод на какие три типа делится склонение имен существительных?

С помощью рода и окончания существительного мы можем определить Три типа склонения.

(Слайд 10)  

- Прочитай правило на стр.88. Правильно ли сделали вывод?

 

6.Первичное закрепление.

Фронтальная работа.

(Слайд 11) Используя памятку  выполни тест http://LearningApps.org/160070 

- Найди упражнение 166. Прочитай задание.

Определи склонение каждого существительного. Напиши существительные в три столбика – по склонениям.

Работа в Skitch Начнем вместе, используем для определения склонения памятку! Закончишь самостоятельно.

  1. (Слайд 12)      (Физминутка)

Карина, а ты знаешь, у кого вчера быд день рождения? У Деда Мороза!

Пошел снег...

В руки ты снежки возьми,
И на них ты посмотри.
А теперь их подними

Вверх, на них ты посмотри.
Вниз снежки  опусти,
И опять на них взгляни.
Снежок вправо,
Снежок влево.
"Нарисуй-ка” круг умело.
Снежок близко, вот вдали,
Ты внимательно смотри.
Вот такой у нас снежок,
Улыбнись ему, дружок.

  1. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

 - Обозначь границы предложений. Спиши, у существительных определи склонение. Первое предложение выпиши в тетрадь и определи части речи.

Через поляну вьется лесная тропинка мы любим гулять по этой тропке поздней осенью мы здесь наблюдаем за отлетом птиц.

- Разбери по составу слово тропке

Проверка.

- Как ты определила склонение у существительных? ( Поставила существительные в единственном числе, в именительном падеже)

- Мы  только что прогулялись по лесу.  Как ты представляешь эту лесную тропу? Сравни свою словесную картину с этой. Похожи?  Как надо вести себя в лесу, на поляне?

  1. Рефлексия деятельности 

(Слайд 13) - Вернемся к решению той проблемы, которая была поставлена в начале урока: почему в словах ПО УЛИЦЕ и ПО ПЛОЩАДИ разные окончания? (существительное УЛИЦА – 1скл., существительное  ПЛОЩАДЬ - 3 скл.)  (По щелчку мыши открыть склонения)

- С какой целью необходимо хорошо научиться узнавать склонение существительных? (Чтобы правильно писать окончание существительного).

Тренажер

 (Слайд 20) Оцени свою работу на уроке. Перед тобой четыре кружка.

Урок подошёл к концу. Мы много поработали.
А сейчас давай поделимся впечатлениями о нашем уроке.
- Что, на твой взгляд, было самым главным на уроке?
- А зачем мы этим занимались?
- Какие открытия ты сделала сегодня  для себя на уроке?

  1. Домашнее задание. (Слайд 21)

Выбери сама себе домашнее задание

1 уровень – упр.167. Списать существительные, указать склонение.

2 уровень -  упр.168. Написать пять существительных 1-го склонения, пять – 2-го склонения, пять -3 склонения.

3 уровень – написать 5-6 предложений о природе. Определить склонение существительных.
 



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Повторение об имени существительном и имени прилагательном."Конспект и презентация .

Урок составлен в форме переделанной сказки "Красная шапочка"....

Конспект урока по теме: Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном.

Обобщение знаний об имени существительном и прилагательном....

Конспект урока по русскому языку "Множественное число имен существительных. Окончания имен существительных во множественном числе"

Конспект урока по русскому языку в 4 классе "Множественное число имен существительных. Окончания имен существительных во множественном числе" ...

Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Форма единственного числа имени существительного, форма множественного числа имени существительного"

Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Форма единственного числа имени существительного, форма множественного числа имени существительного. Изменение существительного по числам.Цели урока: Учить опр...

Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Мужской, женский, средний род имени существительного. Определение рода имени существительного."

Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Мужской, женский, средний род имени существительного. Определение рода имени существительного.Цели урока: Учить определять род имен существительных.Планируемые...

конспект урока русского языка по теме: "Повторение изученного об именах существительных («Что ты знаешь об именах существительных?») УМК "Гармония" 4 класс

конспект урока русского языка по теме: "Повторение изученного об именах существительных («Что ты знаешь об именах существительных?») Цель: повторить сведения об именах существительных, повторить систе...