Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных.
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему
Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkr._26_urok.docx | 24.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных.
Цели урока:
1) познавательные:
- Познакомить с собственными и нарицательными именами существительными.
- создать условия для формирования умений различать имена существительные собственные и нарицательные, подбирать примеры этих слов самостоятельно, формировать навыки правописания заглавных букв в именах собственных, классифицировать слова на группы;
2) развивающие:
— развивать навыки самостоятельного поиска решения поставленной задачи, умение решать проблемные задачи, содействовать развитию у обучающихся кругозора, умению собирать, анализировать и систематизировать информацию;
3) воспитывающие:
- воспитывать умение общаться, умение работать дружно в паре, в группе, создать условия для воспитания познавательного интереса к происхождению своего имени и фамилии.
Планируемые результаты:
Метапредметные:
Коммуникативные УУД – стимулирование обучающихся к выражению собственного мнения; к умению слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; к умению работать в паре, оказывать взаимопомощь, формирование умения слушать собеседника, договариваться.
Регулятивные универсальные учебные действия (УУД) — организация обучающимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование; контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности (умение соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности).
Познавательные УУД – умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос, подбирать сведения из дополнительных источников о значении своего имени и фамилии, об истории города и его улиц, о людях, живущих в городе.
Личностные — формирование положительного отношение к учёбе и своим знаниям, ответственности за свою деятельность, развитие творческого воображения, умения объективно оценивать результат собственной деятельности.
Предметные - уточнить представления о собственных и нарицательных именах существительных, закрепить знания о правописании заглавной буквы в именах собственных.
Учебно-методическое обеспечение:
Русский язык: Учебник: 2 класс/ В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. — М.: Просвещение, 2012.
Русский язык: Рабочая тетрадь: 2 класс/ В.П. Канакина — М.: Просвещение, 2012.
Необходимое оборудование и материалы для урока:
компьютер, мультимедийный проектор, экран, колонки, презентация, раздаточный материал для парной и индивидуальной работы.
- Прослушайте первый инструктаж.
Тетрадь наклонно положу.
Ручку правильно держу.
За посадкою слежу.
С чистотою я дружу,
На «отлично» напишу.
1. - Посмотрите на экран. СЛАЙД 1
Уч_- ник , дев -_чка, т-традь, учит- ль, т-_варищ,
- Какую работу вы могли бы предложить?
-Выполните задание
- Проверьте. СЛАЙД 2
- Оцените свою работу. Возьмите свой лист достижений и оцените себя: не допустили ошибок, поставьте +; допустили ошибку - в задании №1
2. -К какой части речи относятся эти слова?
-Что такое имя существительное?
-На какие вопросы отвечает?
-Что обозначает?
- Найдите лишнее слово и подчеркните его. Почему?
Подчеркните его.
Оцените свою работу. Возьмите свой лист достижений и оцените себя, поставьте + или - в задании №2
3. Знакомство с новой темой.
Сели и закрыли все глаза. Не открывая глаз, ответьте, пожалуйста, на мой вопрос:
- Девочка, как можно назвать одним словом эти имена существительные?
- Откройте глаза. Почему на мой вопрос никто не смог ответить? (Не назвала никого по имени.)
(Повторить вопрос, обращаясь по имени к конкретному ребенку.)
- У каждого человека, живущего на Земле, есть свое имя.
- В русском языке есть славянские имена: Владимир, Светлана, Людмила, а есть имена, пришедшие к нам из греческого (Анатолий, Татьяна), древнееврейского (Илья, Анна), латинского (Юлия, Сергей) и других языков. И у каждого имени есть свое значение. О значении своего имени, имени ваших родных вы можете узнать из книги “Тайна имени”.(Показ книги “Тайна имени”)
- На какой же вопрос отвечают наши имена? (кто?)
- Если все имена отвечают на вопрос кто, к какой же части речи относятся они? (к имени существительному)
- А если имя у каждого человека свое, его ему присвоили, тогда оно является его собственным и больше ничьим.
А)-Значит, как можно назвать наши имена? (имена собственные)
- Сформулируйте тему урока.
Собственные имена существительные. Слайд3
- Вы уже знаете, как пишутся имена людей? (с большой буквы)
- Значит, на какой вопрос отвечают имена собственные? (кто?)
- А к какой части речи относятся имена собственные?
(к имени существительному)
- Ребята, а знаете ли вы, какое на нашей планете самое распространенное имя?
А как зовут героя многих русских народных сказок? (Иванушка)
- Самым распространенным именем на Земле является имя Иван. Запишем в тетради это имя. Когда Иван был маленьким, как его называла мама? (Ваня, Ванечка)
- На разных языках это имя звучит) по-разному: (слайд4)
в Германии – Ганс
в Италии – Джованни
во Франции – Жан
в Польше – Ян
в Англии - Джон
- Ребята, все эти имена произносятся и пишутся по-разному, но есть в них и что-то общее.
(Все имена пишутся с большой буквы.)
- У человека есть собственное имя полное и, то, которым его называют в детстве и ласково.
Работа с учебником стр 53 упр 91 - Устно (назвать : ласковые, неполные, полные имена)
Правило стр 53 .
Запишите ваше полное имя.
У каждого из вас есть отчество . Как оно образовано?
Работа со словом из словаря отец (словари Ожегова, Ушакова)
1.Мужчина по отношению к своим детям.
2.Употребляется при названии лиц духовного звания , а также при обращении к ним.
Образуйте однокоренные слова.
Однокоренные: отецкий (дело отецкое), отечески, отцовский, отчизна, отчий, отчество, отцовство.
- Составьте с одним из слов предложение.
Образуйте синонимы: папа , папаша, батя, батюшка, родитель, тятя ( устар.)
Запишите свое отчество.
Что общего у каждого у вас и вашего отца? – ( фамилия.)
Запишите свою фамилию.
Что мы можем сказать об этих словах?
Работа с учебником.
Правило.стр. 52
Работа с учебником .
Стр. 52 упр. 88 - устно (Относятся ли эти существительные к именам собственным?)
Мама, папа, бабушка, дедушка, дядя, тетя, сестра, брат.
Составьте предложения с этими словами.
Б) Правило стр.53 - нарицательные.
Работа с учебником . Стр. 52 упр 89
4) Физминутка
Я называю слова, если это существительное собственное - вы встаете на носочки, если нарицательное - садитесь на корточки :
Тракторист, Николай, Сергеевич, писатель, Пушкин, поэт, Александровна , машинист, охотник, Бианки.
5) Работа в тетради.
Записать слова :
1 вар – собственные имена существительные.
2 вар.- нарицательные имена существительные.
Иванов рыбак, дежурный Коля , отец Петров, Саша ученик, Берегов рабочий.
Проверяем
6) Работа в парах.
Добавляя буквы в слова образуйте собственные имена существительные
Кол - _________ , рыбак -_______________ ,ива - ____________ ,сон -_____________ .
7) Работа в группах
1группа
Выберите нужную букву (ненужную зачеркните); над существительными подпишите собственное (соб.), нарицательное (нариц.)
В (П,п)оле (П,п)оля полет картофель.
Мой брат (л,Л)ев ходит в школу.
2группа
Выберите нужную букву(ненужную зачеркните);над существительными подпишите собственное (соб.), нарицательное (нариц.) .
Ребята подарили (Р,р)озе (Р,р)озу.
Петя (Р,р)ыбаков был в гостях у (Р,р)ыбаков .
3группа
Выберите нужную букву (ненужную зачеркните); над существительными подпишите собственное (соб.), нарицательное (нариц.) .
Женя (С,с)кворцов делал домик для (С,с)кворцов .
Бабушка (С,с) оня вяжет носки.
8) Итог урока.
Над какой частью речи работали?
-Чему учились на уроке?
Сегодня мы с вами говорим только об одной группе л, которые относятся к собственным именам существительным – имени, с остальными же вы познакомитесь на следующих уроках. Это фамилии, отчества людей, клички животных, названия городов, деревень, стран, улиц, названия рек, морей, океанов.
9) Рефлексия учебной деятельности
-Оцените свою деятельность на уроке. Возьмите свой лист достижений и оцените себя:
Если вы на уроке не допустили ошибок, считаете, что хорошо усвоили тему, можете четко повторить правило – нарисуйте жёлтый кружок;
Если сделали одну или две ошибки, вам еще нужно время, чтобы выучить правило – зелёный кружок;
Если допустили в каждом задании ошибку, вам еще нужно время, чтобы выучить правило, хорошенько потренироваться в его применении – красный кружок .
10) Домашнее задание: с.54 упр.92 (слайд
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных.»
Открытый урок по русскому языку 2-й класс....
Правописание падежных окончаний существительных трех склонений имен существительных
Урок по русскому языку в 4 классе. УМК "Перспектива"Тип урока: Комбинированный.Элементы содержания: Падежные окончания имен существительных Требования к уровню подготовки учащихся: Уметь правильн...
Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Мужской, женский, средний род имени существительного. Определение рода имени существительного."
Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Мужской, женский, средний род имени существительного. Определение рода имени существительного.Цели урока: Учить определять род имен существительных.Планируемые...
«Три склонения имени существительного. Первое склонение имени существительного».
Закрепление знаний учащихся о правописании и изменении по падежам существительных первого склонения....
Развитие умения определять склонение имен существительных. Безударные окончания имен существительных 3-го склонения.
Конспект урока с УУД, с разнообразными видами работ....
Технологическая карта. Русский язык. 2 класс. «Формирование первоначальных представлений о разборе имени существительного. Определение признаков имени существительного»
Технологическая карта. Русский язык. 2 класс. «Формирование первоначальных представлений о разборе имени существительного. Определение признаков имени существительного»...
Урок русского языка. 4-й класс.Три склонения имен существительных. Первое склонение имен существительных.
Цель:ознакомление учащихся с тремя типами склонений имен существительных в единственном числе, грамматической категорией имени существительного – 1 склонение.Задачи:Создать условия для «от...