Однородные члены предложения
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Макаревич Алла Михайловна

Урок русского языка "Однородные члены предложения"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по русскому языку 4 класс.

(УМК «Планета знаний», учебник Желтовская Л. Я.)

Учитель начальных классов ГБОУ школы № 530

с углубленным изучением предметов естественно-математического цикла

Пушкинского района Санкт-Петербурга

МАКАРЕВИЧ АЛЛА МИХАЙЛОВНА

Тема

Однородные члены предложения. Повторение изученного

Тип урока

Повторение изученного материала

Цель темы

Систематизировать знания учащихся об однородных членах предложения

Задачи

Предметные:

Понимать что такое однородные члены предложения.

Уметь находить их в предложении и обозначать их на схемах.

Знать, какие знаки препинания ставятся между однородными членами предложения, когда есть союз «и» и когда его нет.

УУД:

Личностные:
уметь проводить самооценку успешности учебной деятельности.

Регулятивные:

уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать алгоритм  действий на уроке; работать по коллективно составленному плану в парах и группах;  планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные:

учиться формулировать связный ответ на поставленный вопрос; учиться умению совместно договариваться о правилах поведения и общения в паре, в группе и следовать им.

Познавательные:

Уметь отличать от других предложений предложение с однородными членами предложения; уметь составлять предложение с однородными членами; учиться ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами; уметь проверять правильность написания слов и предложений, воспитывать потребность составлять алгоритм, как условие решения любой проблемы, возникающей в практической  жизни ребенка.

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

Русский язык, литературное чтение (умение осознанного чтения).

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах.

Учебник «Русский язык» 4 класс  Желтовская Л.Я. (1 часть), презентация.

Методы

- деятельностный;

- создание проблемной ситуации;

- наглядно-иллюстрационный.

Технологии

- информационные технологии.                      

Технология проведения

Этапы, цель

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Оборудование

Время

1. Организационный

момент

Цель: мотивация учения

- Прозвенел уже звонок – время начинать урок!

- Ребята, успокойтесь, прислушайтесь к своему дыханию. Давайте поприветствуем наших гостей, которые сегодня присутствуют у нас на уроке русского языка!

- Молодцы! А теперь тихонько сели. Покажите, что вы готовы к работе.

- Открыли тетради, записали число,  «Классная работа».

Сегодня двадцатое декабря. Обратите внимание, как правильно пишется число.

Включаются в урок, во взаимодействие с учителем, настраиваются на работу.

Дети садятся на свои места.

Учащиеся записывают число, «Классная работа» в свои тетради.

Слайд 2

3 минуты

2. Повторение пройденного материала

Цель: закрепить знания и умения.

- Посмотрите на доску. Вы видите три слова: сад, рассадить, садовый.

- Подумайте, что вы можете про них сказать?

Что общего у этих трех слов?

- Верно. Какой же корень у этих слов?

- Молодцы, правильно.

- А чем отличаются эти три слова?

*Выслушать варианты ответов учащихся. Затем сделать вывод, исходя из полученных ответов.

- Какими частями речи являются данные слова?

- Вы уже сказали, что эти слова имеют один и тот же корень «сад». А что вы можете сказать про морфемный состав этих слов?

- Давайте проверим, правильно ли вы ответили? (демонстрация слайда)

- Разминку для ума мы выполнили, а теперь разминка для пальчиков!

 

- На минутке чистописания мы с вами сегодня вспомним букву, которая есть в каждом из этих слов, она обозначает согласный, глухой, парный звук. Какая это буква?

- Правильно. Пропишите две строчки, как показано в примере на доске. Не забываем о правильной осанке при письме. Пишем аккуратно, стараемся!

- Молодцы! Сядьте ровно! Покажите свою готовность работать дальше.

- Эти слова однокоренные.

- Корень «сад».

- Сад – существительное; рассадить – глагол; садовый – прилагательное.

- У слов «сад» и «рассадить» нулевое окончание, а в слове «садовый» окончание «ый»;

в слове «рассадить» есть приставка «рас-», поэтому в этом слове удвоенная буква «с»;

в слове «рассадить» суффикс «и» и суффикс «ть» (неопределенная форма глагола), а в слове «садовый» суффикс «ов».

Учащиеся рассматривают слайд.

- Это буква «Сс».

Работа в тетрадях.

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

7 минут

3. Сообщение темы и целей урока

Цель: постановка проблемного вопроса.

- На доске вы видите предложение:

В саду растут яблоки, груши, сливы.

- Запишите это предложение в свои тетради.

- Подчеркните в этом предложении подлежащее и сказуемое. Назовите их.

- Что можно сказать о подлежащем? Какой часть речи выражено?

- Какие это подлежащие?

- Каким знаком препинания в этом предложении разделены эти однородные подлежащие?

- Про какой член предложения мы с вами не сказали?

- На какой вопрос отвечает этот член предложения?

- Как вы подчеркнете этот член предложения?

- Почему?

- Совершенно верно! Посмотрите на слайд.

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

- Подлежащее: яблоки, груши, сливы. Сказуемое: растут.

- В этом предложении три подлежащих. Выражено существительным.

- Однородные.

- Запятой.

- Второстепенный член предложения  - «в саду».

- Вопрос «где?».

- «Точка, тире» (_._._).

- Это обстоятельство (места).

Дети рассматривают слайд.

Учащиеся предлагают свои варианты ответов. Тема урока: «Однородные члены предложения».

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

7 минут

4.Физкультминутка

Цель: снять утомляемость.

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся, покажем –

Крылья сложили назад.

2 минуты

5. Решение учебной задачи

Цель: закрепить пройденный материал.

- Посмотрите на доску. Давайте заполним таблицу: что надо знать об однородных членах предложения и что надо уметь:

- В первую очередь мы должны отметить, что нам обязательно нужно знать об однородных членах преложения.

- Верно! А какие признаки у однородных членов предложения?

- Молодцы! Правильно! А что нам нужно уметь?

- Ребята, а какие члены предложения могут быть однородными?

- Верно! Посмотрите на первое предложение: Аня, Алиса и Даша любят новогодние праздники.

- Какие члены предложения здесь являются однородными?

- Вам предложены схемы предложений, скажите пожалуйста, какая из них подходит к данному предложению? На доске заранее заготовлены схемы предложений.

- А во втором предложении какие однородные члены вы видите?

«Девочки к празднику готовят подарки, наряжают елку».

- Подберите и к этому предложению подходящую схему.

- А в третьем предложении: «На елке зажгутся красные, зеленые, синие огоньки»?

- Какая схема подходит к этому предложению?

- Молодцы! Вы успешно справились с этим заданием.

- А кто мне ответит на вопрос: как связаны между собой однородные члены предложения?  

- Правильно! Вы хорошо усвоили это правило! Посмотрите на доску. Как вы думаете, какое задание вам необходимо выполнить?

- Ваша задача состоит в том, чтобы списать данные предложения, вставляя пропущенные буквы, объясняя графически орфограмму, и подходящие по смыслу союзы «и», «а», «но», расставить знаки препинания. Подчеркнуть однородные члены предложения.

- Справились! А теперь давайте проверим, правильно ли вы выполнили это задание. Поменяйтесь тетрадками с соседом по парте, возьмите карандаш в руки и исправьте допущенные ошибки, если таковые будут.

- А теперь работа по учебнику:

Ваша задача из упражнения № 3, на странице 124 выписать любые три предложения с однородными членами, разобрать это предложение по членам, составить схемы к каждому из них.

Учащиеся знакомятся с информацией на слайде.

- Признаки однородных членов предложения.

- Отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному и тому же слову.

- Находить в тексте  однородные члены предложения; правильно расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами; составлять схемы предложений с однородными членами.

- Подлежащие, сказуемые и второстепенные члены предложения могут быть однородными членами.

Дети читают предложение на слайде.

- Однородные подлежащие: Аня, Алиса и Даша.

Дети рассматривают схемы предложений и выбирают нужную.

- Однородные сказуемые: готовят, наряжают.

Дети рассматривают схемы предложений и выбирают нужную.

- Однородные второстепенные члены.  Выражены прилагательным, в предложении являются определением.

Дети рассматривают схемы предложений и выбирают нужную.

- Связываются интонацией перечисления – при письме мы ставим между ними запятую, если однородные члены связаны союзом «и», то запятая не ставится; перед союзами «а», «но», «да» всегда ставится запятая.

Учащиеся предлагают свои варианты ответов.

Проверяют выполненное задание, объясняют орфограммы в словах.

Учащиеся работают по учебнику.

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

18 минут

6. Рефлексия. Итог урока

Цель: зафиксировать содержание урока.

Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

- Итак, ребята! Было ли вам трудно сегодня работать на уроке? Как вы оцениваете свои знания по данной теме? Хорошо ли вы все усвоили?

- Что вы знаете об однородных членах предложения?

- Молодцы! Вы все очень хорошо сегодня работали, успешно справились с поставленными задачами.

- Запишите ваше домашнее задание: придумать и записать три предложения с однородными членами. Тема: «Новогодние каникулы». Подчеркнуть главные и второстепенные члены предложения. Составить схемы предложений.

- Спасибо за активную работу на уроке! Молодцы!

Дети отвечают на вопросы. Делятся своими впечатлениями.

- Отвечают на один и тот же вопрос, зависят от одного и того же слова.

- Могут быть главными и второстепенными членами предложения.

- Произносятся с интонацией перечисления.

Слайд 14

Слайд 15

3 минуты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме "Однородные члены предложения. Связь однородных членов предложения с помощью союзов и интонации перечисления".

Урок комбинированного типа. Включает этапы повторения изученного материала, обЪяснения нового материала и закрепление изученного материала. В ходе обЪяснения используются знаковые символы, а также опо...

сценарий урока руского языка по теме "Знакомство с понятием "однородные члены предложения".(Члены предложения бывают однородными)

Учитель: Исенова Мария КалбаевнаКласс: 4Направление: начальная школаПредмет: Русский языкТема урока: Знакомство с понятием «однородные члены предложения». (Члены предложения бывают однородными.)...

Проект урока по русскому языку по теме: «Члены предложения бывают однородными. Знакомство с понятием «однородные члены предложения».

На уроке учитель знакомит учащихся с понятием "однородные члены предложения", с грамматическими  признаками однородных членов,  формирует умение находить однородные члены в предлож...

Технологическая карта урока русского языка.Тема: «Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными интонацией перечисления».УМК "Школа России".

Цели деятельности учителя: дать представление о видах связи однородных членов предложения; познакомить с правилом постановки запятой между однородными членами.Планируемые результатыПредметные:знать: п...

Связь однородных членов предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Конспект урока русского языка в 4 классе. Связь однородных членов предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами....