Конспект урока русского языка во 2 классе УМК "Гармония"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Урок русского языка с применением ИКТ по теме «Снова о значении слова» во 2 классе по УМК «Гармония».
Раздел « Орфография. Учимся решать главные орфографические задачи в корне слова».
На уроке при использовании различных методов, приёмов при выполнении разнообразных заданий идёт работа по формированию у обучающихся УУД: подбирать проверочные слова к словам, обозначающим предметы, действия предметов и признаки предметов. Путешествуя по стране Русского языка, учащиеся попадают в гости к Мудрой сове, к Ёжику – исследователю, на станцию «Таинственная», в город Наимудрейших, где им необходимо решить орфографические задачи по принципу: от значения слова к правильной букве.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_vo_2_klasse_snova_o_znachenii_slova.docx | 48.28 КБ |
Предварительный просмотр:
В. П. Козлова (г. Сычёвка )
Сценарий урока русского языка по теме «Снова о значении слова» 2 класс УМК Гармония
Тип урока: Урок выработки и закрепления умений и навыков
Цель: создание условий для формирования умения объяснять значение слова с помощью однокоренного и умения правильно подбирать проверочные слова для безударных гласных в корне.
Задачи: Образовательные:
1)для учителя:
сформировать умение объяснять значение слова с помощью однокоренного, учить наблюдению над единообразным написанием корней однокоренных слов, способствовать формированию умений пользоваться толковым и этимологическим словарем. 2)для учащихся:
научиться подбирать проверочные слова среди разных частей речи; применять правила правописания, научиться объяснять значение слова с помощью однокоренного Развивающие:
1)для учителя:
создать условия для развития учебно-познавательных и коммуникативных компетенций;
способствовать развитию у учащихся способности самооценки учебно-познавательной деятельности и рефлексии; создать условия для развития творческих способностей учащихся
2)для учащихся: развивать умения ставить цель и организовывать работу по её достижению, проводить анализ и синтез информации, обобщать и делать выводы; развивать умения работать с текстом учебника, дополнительным материалом; развивать творческие способности; развивать умение работать в паре;
развивать способности самооценки своей учебно-познавательной деятельности и рефлексии;
Воспитательные: воспитывать самостоятельность и творческий подход в решении новых познавательных и практических задач; воспитывать уважительное отношение к своему товарищу и его мнению; воспитывать любовь к окружающей нас природе; прививать любовь к художественной литературе.
Основная форма организации – урок по учебному плану
Оборудование: компьютер, экран, интерактивная доска, мультимедийный проектор, карточки, памятки, сигнальные карточки у детей на партах, «волшебный ящик» у учителя и три шишки в нём: еловая, сосновая , кедровая.
Средства обучения: М. С. Соловейчик Русский язык: К тайнам нашего языка: учебник для 2 класса Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012, проект - презентация в редакции MS PowerPoint к теме урока.
Список использованной литературы:
1. Соловейчик М. С. , Кузьменко Н. С. Русский язык: К тайнам нашего языка: учебник для 2 класса
общеобразовательных учреждений, Ч . 2 – 7-е изд. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012, -160с
2. Соловейчик М. С. , Кузьменко Н. С. Русский язык: К тайнам нашего языка: методические рекомендации к урокам - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2014, -112с
3. Ожегов С.И. Словарь русского языка" (1949, 22-е издание, 1990; с 1992 - "Толковый словарь русского языка", совместно с Н. Ю. Шведовой).
Ход урока:
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Методический комментарий |
Сейчас мы с вами отправимся в путешествие по удивительной стране «Русского языка» и будем разгадывать его тайны. Для этого пообещайте, что вы будете на уроке очень внимательны и старательны. -Ребята, скажите, пожалуйста, зачем люди путешествуют? Какова у них цель? А нам это нужно? Значит, у нас свами такая же цель. Озвучьте. (открывается цель на доске) / На доске записано: Цель: 1. Узнать… 2. Научиться… / У вас на партах лежат листочки с заданиями, памятки работы в паре, которые помогут нам в нашем путешествии. А ещё есть кружочки трёх цветов (красного, зелёного и жёлтого) – это наши светофорчики. Если у вас будет всё получаться, то каким цветом вы будете «сигналить»? Если возникнут сомнения? А если встретится что-то трудное, непонятное (SOS!)? На протяжении нашего путешествия вы будете сами оценивать свою работу на станциях. А чтобы начать наше путешествие садитесь поудобнее и проверьте свой багаж: учебник, тетрадь, ручку, карандаш, знания и хорошее настроение. Я подарю улыбку вам, а вы мне и друг другу. Итак, в путь! II. Минутка чистописания (2 мин) Тетрадки положите наклонно, спинки держите ровно. Путь у нас будет трудный, но интересный. Напишите его в тетради по образцу. И оцените свою работу. III. Актуализация знаний (5 мин) Итак, мы отправляемся. Нас напутствует стихотворение С. Михалкова. Прочитаем его на слайде: Если встречу я в л. су Настоящую л. су. Я на ёлку пок. жу И в л. су л. се ск. жу: -Ты, л.са , меня не трогай, Ты б.ги своей д.рогой. Какие орфографические задачи встретились в этом стихотворении? Что нам нужно уметь делать, чтобы их решить? А зачем нам нужно это уметь делать? В какой части слова находятся эти задачи? Значит, какую цель ещё мы поставим сегодня на уроке? (открывается запись – цель 2 на доске: Научиться правильно подбирать проверочные слова и объяснять значения слов) У вас на партах лежат листочки с этим заданием. Скажите, с какими словами играет автор? Вы не попадётесь в ловушку, вставляя пропущенные буквы? Выполните задание в парах ( одна карточка на двоих) Если возникнут трудности, включайте светофорчики. Не забудьте про памятки работы в паре. Проверка. Что помогло вам правильно выбрать букву, ведь слова звучали одинаково (в лесу, лису…)?
IV. Работа по теме урока (8 мин) Мы продолжаем наше путешествие и попадаем в гости к Мудрой сове (слайд) Как вы понимаете слово «мудрой»? Где можно найти точное определение значения слова «Мудрый»? В толковом словаре Ожегова (учитель показывает словарь) читаем: Мудрый – обладающий большим умом Ребята, эта сова приготовила вам мудрые задания. Справитесь с ними, станете тоже мудрее. На слайде слова с картинками: Кот сл. зал с дерева Кот сл. зал сметану Мама пол. скала малыша Мама пол. скала бельё Запишите в тетрадь слова с «окошком» и подумайте над тем, как решить эти орфографические задачи. А теперь попробуем разобраться и вставить орфограммы. Объясните значения слов и выбор букв. Решаем орфографические задачи, подбирая правильно проверочные слова Кто стал уже мудрее, покажите карточку, оцените свою работу. V.Физкультминутка (2 мин.) VI. Закрепление знаний(6 мин) 1.Мы отправляемся в гости к Ёжику (слайд) с важной профессией «исследователь» -Кто знает, что означает интересное слово «исследователь»? -Заглянем в словарь Ожегова: Исследователь – это тот, кто занимается научными исследованиями. Наш друг Ёжик много чего исследовал в лесу, но вот исследовать некоторые слова он просит помочь ему. Кто желает побывать в роли исследователя? Все! Давайте договоримся так: 1ряд - исследует первую пару слов 2 ряд - вторую пару 3 ряд – третью пару. Нужно исследовать слова: Частота-чистота Запевать-запивать Плод – плот Это разные слова? Что они обозначают? Какое слово будет проверочным? 2. Станция Таинственная (6 мин) (слайд) - Посмотрите, ребята, у меня волшебный ящик, в котором спрятаны три загадочных предмета с одним и тем же названием, но разными признаками. Чтобы вас не мучать догадками, подскажу. Слушайте: У ёлки они еловые, У сосны они сосновые, У кедра они кедровые. - Отгадайте, что там? Откройте учебник на стр. 58 и выполните упражнение № 399 самостоятельно. Не забудьте про секрет корней в родственных словах. У кого будут трудности, просигнальте карточкой. Выделите орфограммы и выполните самопроверку. Оцените свою самостоятельную работу. Физкультминутка для глаз (1 мин) VIII. Развивающие упражнения (5 мин) Вы желаете продолжить путешествие? Вам комфортно? Тогда я приглашаю вас в город Наимудрейших (слайд) предлагаю игру «Угадай, что это значит» Объясните значение этих устойчивых выражений – фразеологизмов. В каком смысле они употреблены? Клевать носом, задрать нос, летать в облаках, считать ворон, прикусить язык, зарубить на носу, прятаться в кустах. IX.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Творческое задание для трудолюбивых (5 мин) для всех № 405 (учебник с. 60) - и… Творческое задание для трудолюбивых и самостоятельных: сочинить загадку или четверостишие о родной природе, в которых будут встречаться слова с пройденными орфограммами. Например, послушайте, какое стихотворение о красоте родной природы написал Сергей Есенин: (слайд с красивой картиной и со вставкой звука – лёгкой красивой мелодией ) Белая берёза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром. На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой И стоит берёза В сонной тишине. И горят снежинки В золотом огне. А заря, лениво Обходя кругом, Обсыпает ветки Новым серебром X. Подведение итога. Рефлексия (3 мин.) Наше путешествие подходит к концу. На слайде читаем: На уроке мне было: Легко и интересно… Трудно, но интересно… Неинтересно… Просигнальте карточкой. А теперь ответьте: Какую цель мы поставили в начале нашего путешествия? Достигли ли мы поставленной цели? Что мы узнали нового? Какие новые слова? Чему научились? Для чего нужно понимать значение слов? Что понравилось на уроке больше всего? Что не понравилось, показалось скучным, осталось непонятным? Выставляются отметки за активную работу на уроке. | Эмоциональный настрой учащихся на работу на уроке. Говорят хором: Прозвенел звонок Начинается урок. Буду я внимательным, Активным и старательным. Ответы: чтобы узнать что-то новое, чему-то новому научиться.
-- - у меня всё получается - я затрудняюсь (сомневаюсь) -мне нужна помощь
Учащиеся желают друг другу удачи в пути и дарят улыбку Учащиеся пишут в тетради по заранее прописанным учителем начертаниям букв и их элементам. . Ответы: безударные гласные Ответы: правильно подобрать проверочное слово в зависимости от значения слов. Уметь правильно объяснять значение слова. Ответы: лес и лиса Самоконтроль и самооценка. Ответы: помогло значение слов: в лесу - говорится про лес, а лису – это про животное - лисицу. Ответы: в толковом словаре Дети по очереди объясняют значения слов и доказывают выбор букв. Все остальные учащиеся: если согласны, то сигнализируют зелёной сигнальной карточкой Учащиеся совместно с учителем выполняют физкультминутку, в которой упражнения для туловища сочетаются с упражнениями для глаз. Поочерёдно учащиеся высказывают своё мнение и доказывают его. Выслушивается ответ представителя от каждого ряда, а все остальные выслушивают мнение товарища. Если учащиеся согласны, то сигнализируют зелёной карточкой. Проводится орфографическая работа и запись слов в тетрадь: Частота - часто Чистота - чисто Запевать - запеть Запивать - запить Плод - плоды Плот - плоты Если учащиеся выполнили правильно, то сигнализируют зелёной сигнальной карточкой. Если нет, то учитель оказывает индивидуальную помощь, так, чтобы ученик пришёл сам к правильному ответу. Дети вместе с учителем выполняют физкультминутку для глаз Учащиеся выполняют задания творческого характера.
Релаксация. Знакомство с литературным произведением. Пробуждение эмоциональных переживаний и любви к родной природе. Записывают домашнее задание.
Учащиеся показывают зелёным сигналом – да, а красным – нет | Создание положительного эмоционального и психологического настроя учащихся на работу на уроке. Используется эвристический метод обучения. Приём самооценки Групповая и фронтальная формы работы. Работа над каллиграфией. Использование ИКТ Фронтальная форма работы и работа в парах. Используется эвристический метод обучения КУУД: осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения; стараться проявлять терпимость по отношению к высказываемым другим точкам зрения; РУУД: планировать свои действия для решения задачи; контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы; оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления. Работа в парах. ПУУД: - осознавать познавательную задачу, планировать деятельность для её решения; – находить в тексте необходимые сведения; – самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника; – находить в указанных источниках языковые примеры для иллюстрации новых понятий; – пользоваться знакомыми лингвистическими словарями, справочниками; – осуществлять анализ, синтез, сравнение по заданным критериям; – строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их. Сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы РУУД: – действовать по намеченному плану; – контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы; – оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления. Межпредметная связь (с окружающим миром) Работа с книгой РУУД: – действовать по намеченному плану; – контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы; – оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления. Используется эвристический метод обучения КУУД: вступать в учебное сотрудничество , участвовать в совместной деятельности, осуществлять взаимо-контроль, проявлять добро желательное отношение к партнёрам; ПУУД: - построение логической цепи рассуждения. Межпредметная связь Использование идивидуального подхода в обучении. Дифференциация учебных заданий по уровню творчества. Работа с одарёнными детьми Контроль усвоения знаний каждым учащимся со стороны учителя. Метод текущего контроля. РУУД: Построение умозаключений, обобщений, аналогий, сопоставлений и оценок; переживание, припоминание; Решение проблем. |
Вывод
На уроке русского языка с применением ИКТ в сотрудничестве с учителем второклассники получат возможность научиться:
подбирать проверочные слова среди разных частей речи; применять правила правописания;
научатся объяснять значение слова с помощью однокоренного;
ставить новые учебные цели , задачи и осуществлять действия для реализации замысла;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
оценивать свои достижения, осознавать трудности, понимать их причины, планировать действия для преодоления затруднений
выполняя различные, интересные задания, учащиеся будут учиться находить в тексте необходимые сведения, факты, будут учиться самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, в обязательной учебной литературе, использовать её для решения учебно-познавательных задач, будут учиться пользоваться знакомыми лингвистическими словарями, справочниками;
второклассники будут учиться выражать свои мысли, чувства в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка, заботясь о ясности, точности выражения мысли;
будут учиться осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения; стараться проявлять терпимость по отношению к другим точкам зрения;
вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.
Урок соответствует требованиям ФГОС.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка 2 класс УМК "Школа России". Урок-сказка.
Цели и задачи урока:Образовательные:- закрепить знания, умения, навыки учащихся о проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова. 2. Развивающие:- развивать...
План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"
" 4 класс Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...
Конспект урока русского языка 2 класс Тема : «Звуки буквы родного языка. Природа весной.»
Урок развития речи. На уроке формируются умения рассматривать и анализировать картины, фиксировать свои наблюдения, находить нужный материал для раскрытия темы, пробуждение творческой активности и фан...
Конспект урока русского языка 1 класс и презентация к уроку
Надеюсь, что составленный мною конспект урока покажется интересным и может быть, кто-то его частично использует в своей работе...
Конспект урока русского языка 2 класс Тема урока: «Правописание суффиксов –онок-, -енок- »
Конспект урока русского языка 2 классТема урока: "Правописание суффиксов –онок-, -енок-" Образовательная система “Начальная школа XXI века”....
Конспект урока русского языка 2 класс по теме "Русский алфавит или азбука".
Урок русского языка 2 класс по теме "Русский алфавит или азбука".Цель: создать условия для обобщения и расширения знаний обучающихся о русском алфавите (азбуке); создать условия дл...