Владение перспективными технологиями - залог успешной деятельности педагога.
статья по русскому языку (1 класс) на тему
Статья содержит практический материал для легкого запоминания словарнных слов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 24.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Т. Б. Духанина, учитель начальных классов МБОУ «Гимназия им. И. С. Никитина» г. Воронежа
Владение перспективными технологиями - залог успешной деятельности педагога.
Деятельность педагогов современной школы основана на разумном сочетании традиционных и инновационных технологий обучения, направленных на вовлечение обучающихся в активный процесс познания, способствующий достижению ими высоких результатов в обучении, так как это является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития школьников.
В настоящее время школа нуждается в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей и творческого отношения к жизни каждого учащегося, внедрение различных инновационных учебных программ, реализацию принципа гуманного подхода к детям и пр. Выделяют следующие педагогические технологии:
- Игровые.
- Догматические, репродуктивные.
- Объяснительно-иллюстративные.
- Развивающее обучение.
- Проблемные, поисковые.
- Программированное обучение.
- Диалогические.
- Творческие.
- Саморазвивающее обучение.
- Информационные (компьютерные).
- Здоровьесберегающие.
Современный учитель постоянно находится в поиске новых наиболее эффективных технологий, методов и приёмов организации учебно-воспитательного процесса, повышающих качество знаний.
Мне бы хотелось затронуть использование игровых и здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка.
Игра - это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять. Использование игровых технологий способствует активизации познавательной деятельности учащихся и ведёт к более осмысленному усвоению знаний.
Под здоровьесберегающей образовательной технологией понимают систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.).
В эту систему входит:
- Использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся, проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными.
- Учет особенностей возрастного развития школьников и разработка образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности и т.д. учащихся данной возрастной группы.
- Создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии.
- Использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности.
В XXI веке поток информации настолько велик, что переработать и запомнить его может только человек, обладающий экстраординарными способностями. В этой связи, одна из наиболее ярких актуальных проблем современного образования - воздействие информационного стресса на здоровье детей.
Одним из ее решений может стать обучение детей умению грамотно обрабатывать информацию. И здесь не обойтись без развития памяти.
Память - один из самых основных процессов психики человека, та основа, на которой творит мозг, это возможности человека, его мышление.
Память - это отражение опыта человека путем запоминания, сохранения, узнавания, воспроизведения.
В большинстве случаев методики занятий с детьми в основном опираются на логическое мышление и механическую память. В младших классах школы: таблица умножения, правила и пр. В средних и старших классах к этому добавляются даты, формулы, схемы, слова и фразы иностранного языка и большой объем информации, которую нужно запоминать и пересказывать. Возникает вопрос: Как это все запомнить? Существуют различные методы запоминания и обработки информации. Система эйдетики - память без границ.
«Эйдос» в переводе с греческого – «образ». Эйдетизм - это способность очень ярко представлять себе предмет, которого нет в поле нашего восприятия. Большинство людей умеют это делать. Когда они вспоминают какой-либо предмет, они как бы видят его, чувствуют, иногда даже ощущая цвет или запах. Способность мыслить образами изначально была присуща человеку, и только с развитием цивилизации он приучил себя запоминать не только картинку, образ, но и абстрактный символ в виде слова или цифры. Методы обучения, которые предлагает эйдетика, опираются на образное мышление ребенка, они соответствуют законам природы. Эйдетика, способствуя гармоничному развитию обоих полушарий, делает более гармоничным и самого ребенка. Он становится более работоспособным, лучше учится, его память и способность концентрировать внимание возрастают. Восприятие мира и окружающих у ребенка становится более позитивным, а психика устойчивее. Улучшаются взаимоотношения ребенка с окружающими.
Еще одно важное преимущество эйдетического обучения - ребенок учится радостно. Радость обучения, так же, как и радость труда, делает ребенка более здоровым. Объясняется это тем, что когда человек находится в состоянии радостного, позитивного напряжения, в его организме вырабатывается природный стимулятор эндорфин, который способствует повышению иммунитета и работоспособности.
Эйдетической способностью в разной мере обладают все люди, но именно дети способны быстрее и ярче находить эйдетические образы. Именно в начальной школе у детей преобладает образная память. Такую психическую особенность можно с успехом использовать для запоминания правописания словарных и других трудных для написания слов.
Суть этого метода в том, чтобы с помощью рисунка, слова-подсказки или мини-сказки придумать такой образ, чтобы трудное в написании слово легко вспоминалось, и дети были уверены, какую именно букву в нем надо писать. Имея придуманную ими же опору, дети ошибок в таких словах не делают. Со временем навык сокращается, и запоминаемое слово легко вспоминается уже без придуманного образа. Вот почему важно применять эйдетику при первом же знакомстве со словарным словом.
Эйдетика включает в себя систему игровых упражнений, направленных на развитие памяти, внимания, воображения. В играх и упражнениях используется присущая каждому ребенку способность к воображению. Дети быстро и с энтузиазмом входят в игру со
своим воображением, даже не подозревая о том, какие сложные задания они порой выполняют. При внешней развлекательности упражнения основаны на современных научных представлениях о структуре внимания и памяти.
Играя, дети привыкают внимательно вглядываться в каждое слово, рассматривая его с разных сторон. «Подсказка-образ» может быть яркой, смешной, даже несуразной. Кроме всего прочего, у детей вырабатывается большое внимание к слову, его структуре, составу, этимологии.
Приемы и методы запоминания слов делятся на несколько групп:
- Фонетические ассоциации (по схожести звучания). Суть в удачном подборе созвучных ассоциаций к запоминаемому слову. Может сопровождаться ярким рисунком, подкрепляющим образ.
Багаж – носильщик на вокзале говорит: «Ага, тяжелый багаж!»
Базар – бабы на базаре.
Береза – белая береза.
Билет – автобус сигналит: "Би-би, купи билет!"
Герой – Гена - герой (или у героя герб на щите).
Железо – железо режу еле-еле.
Запад – на западе солнце падает.
Инженер – Женя – инженер.
Капуста – дождик поливает капусту: кап, кап.
Комната – комната у Наты.
Магазин – магазин под названием «Ага».
Мебель – мебель белая.
Пассажир – пассажир берет билет в кассе.
Паук – у паука папа.
Пенал – пенал моют пеной.
Сапоги - Саша в сапогах.
Собака – жила-была собака, она любила спать, ее прозвали Соня.
Тарелка – тарелка - это тара.
Улица – на улице встречаю знакомые лица.
У Павла – пальто, у Кости – костюм.
Чувство - уважай чужие чувства.
- В слове спряталось другое слово. Богатство – бог дал богатство.
Валенки – валенки у Ленки.
Сверкает – в новом платье сверкает Вера.
Гореть – горе гореть!
Горизонт - гори, зонт! (нарисуй этот фантастический сюжет).
Лисица – братец Лис.
Облако – на облаке лак.
Пловец – пловец плывет в плове.
Ракета – в ракете рак.
Соловей – соловей поет соло.
Трамвай – трамвай съело чудовище - ам!
Ужин – ужи на ужин?
- Графические" ассоциации (по схожести изображения). Суть - увидеть сходство формы буквы и предмета. Дети должны сами делать рисунки.
- Разъяснение лексического смысла слова, углубление в этимологию слова. Аптека - там продает лекарства Айболит, а в «Оптике» - очки, похожие на букву «о». Погода - погоду наблюдают по годам.
Спасибо - значит спаси (спас) тебя Бог!
Библиотека – библия.
Сегодня - сего дня (при Петре I).
Урожай - земля рожает урожай.
- Нахождение проверочного слова.
Берег - брег (у Пушкина).
Ботинки – боты.
Воскресенье – воскрес.
Пшеница – пшёнка.
- Подкрепление слов, которые трудно проверить.
Суть - подкрепить словами подсказками те слова, которые можно проверить родственными словами. Но в силу различных обстоятельств дети затрудняются в подборе таких проверочных слов.
Сколько проблем со словом шёл и другими родственными словами с этой же буквой ё. С помощью эйдетики предлагаю решить эту проблему раз и навсегда!
Шёл - шедший - можно так, но дети забывают это проверочное слово.
А можно иначе. Букву «ё», вернее ее точки, запомним как следы от обуви, напоминающие кругляшки точек.
- Игра со словами: поиграй со словом, понаблюдай, как оно звучит, если в нем переставить ударение.
- Как звучат слова в других языках.
Я работаю в школе с углубленным изучением французского языка.
Например: аллея от фр. аller (идти),
эскалатор от фр. escalier (лестница).
- Составление ребусов.
Восемь – в «о» 7.
Заяц - Яц (за буквой «я» буква «ц»).
Катя и Коля аккуратные.
В субботу две сестрички Барбара и Бабетта идут в гости.
10. Запоминание условных фраз. Рифмовки.
-Как окончанье глагола узнать?
Начальную форму глаголу придать!
Если - ить в конце услышишь,
-И, - ат, - ят в глаголе пишешь.
Не на - ить - запомни тут:
В окончанье - е, - ут, - ют.
Таких способов запоминания накоплено сотни. Попробуйте эти приемы, это интересно и увлекательно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад « Мотивация как залог успешной деятельности младшего школьника»
В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразов...
Диагностика успешной деятельности педагога
Материал + презентация по теме "Диагностика успешной деятельности педагога"...
Педагогическая культура как условие успешной деятельности педагога
педагогический совет...
Использование современных образовательных технологий в практической деятельности педагога
Использование современных образовательных технологий в практической деятельности педагога...
« Мотивация как залог успешной деятельности младшего школьника»
Доклад на ШМО...
Здоровьесберегающие приемы и технологии в профессиональной деятельности педагога-психолога
Материалы МО...
Современные педагогические технологии в профессиональной деятельности педагогов
Представлены в презентации педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности обучающихся...