Доклад « Мотивация как залог успешной деятельности младшего школьника»
статья на тему
В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Младший школьный возраст — это тот период, в который происходит развитие школьной мотивации, от которой зависит уровень познавательных способностей человека в будущем. Главное содержание мотивации в этом возрасте — «научиться учиться». Залог успешности обучения младших школьников – это наличие устойчивой учебной мотивации и познавательной активности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_k_pedsovetu.docx | 23.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: « Мотивация как залог успешной деятельности младшего школьника»
В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Младший школьный возраст — это тот период, в который происходит развитие школьной мотивации, от которой зависит уровень познавательных способностей человека в будущем. Главное содержание мотивации в этом возрасте — «научиться учиться». Залог успешности обучения младших школьников – это наличие устойчивой учебной мотивации и познавательной активности.
Но даже в начальной школе учебная мотивация становится достаточно большой проблемой для учителя — дети отвлекаются, шумят, не следят за тем, что говорит учитель, не прилагают достаточных усилий для выполнения классных и домашних заданий, любой ценой стремятся получать хорошие оценки или, наоборот, начинают проявлять полную апатию.
Мотивировать на учебную деятельность детей - значит так затронуть их интересы, склонности, чтобы у них появилось желание реализоваться в учебном процессе. Главное помочь получить им удовольствие от умственных нагрузок в процессе учебной деятельности.
Развитие учебной мотивации — это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный. Устойчивый интерес к учебной деятельности у младших школьников формируется через проведение нестандартных уроков (уроков-путешествий, уроков-игр, уроков-викторин, уроков-исследований, уроков-встреч), сюжетных уроков, уроков защиты творческих заданий, через привлечение сказочных персонажей, игровую деятельность, внеклассную работу и использование различных приёмов. Своевременное чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приёмов формирования мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями.
На своих уроках я стараюсь заинтересовать детей, чтобы вызвать у них желание учиться. Учебный материал должен стимулировать мышление детей, поставленная задача - подталкивать к поискам путей ее решения Я стараюсь не использовать чрезмерно упрощенные задачи, т.к. они неинтересны для учащихся, а это приводит к потере мотивации к усвоению учебного материала. Ребенок должен радоваться тому, что он что-то узнал. Только тогда можно сказать, что у него развивается мотивация. Учебные задания стараюсь подбирать с элементами новизны, что способствует формированию внутреннего интереса во время их выполнения; слежу за тем, чтобы задания не только соответствовали возрасту, но и имели уровень оптимальной сложности.
Необычное, неординарное начало урока всегда побуждает ребенка углубиться в его исследование, изучение. В начале урока могу зачитать интересный эпизод из художественного произведения, предлагаю прослушать интересные факты из жизни и творчества писателя, а могут прозвучать романсы или песни на слова определенного поэта, после чего учащиеся самостоятельно определяют тему и цель урока.
Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету – дидактическая игра. На уроках русского языка использую игры развивающие орфографическую зоркость: «Лишнее слово», «Дополни ряд». На уроках математики активно использую игры: «Не упади в сугроб», «Кто быстрее», для развития у младших школьников познавательных интересов, логического мышления, внимания и памяти.
Особую роль отвожу самостоятельной деятельности учащихся. По литературному чтению дети получают задание подготовить сообщение о биографии писателя, по окружающему миру- сообщение о животном , или составить тест по пройденному материалу для всего класса.
В качестве одной из форм активизации учащихся на уроках используется групповая работа. Дети учатся работать в группах, в командах с лидером, учатся подчиняться и руководить. Я при использовании метода групповой работы регулирую внутриколлективные отношения. Ребята придерживаются основных правил работы в группе, которые "вырабатывают и утверждают сами":
полное внимание к однокласснику;
серьезное отношение к мыслям, чувствам других;
терпимость, дружелюбие (например, никто не имеет права смеяться над ошибками товарища, т. к. каждый имеет "право на ошибку").
Создание на уроке ситуации успеха для учащихся – основа для проявления активности ребёнка, его мотивированного обучения. Самый простой способ для создания ситуации успеха – определённость домашнего задания. Ученики чётко должны знать, что если они выполнят задание в полном объёме и рекомендуемым способом (пересказ, выделение главного, ответы на вопросы и т. д.), то их ответ будет успешным. Для этого на каждом уроке оговаривается, что и как следует подготовить дома.
Учебная мотивация сохраняется и развивается, если ученик реализует свой потенциал, получает реальные результаты своего труда. Для этого используются творческие задания: составление загадок, ребусов, кроссвордов, сочинение сказок, издание книжек. Ученики, выполняя творческое домашнее задание, разрабатывают дидактические материалы
По возможности я стараюсь на уроке чаще обратиться к каждому ученику, осуществляя постоянную «обратную связь» – корректировать непонятное или неправильно понятое.
Многие дети учатся не ради знаний, а ради признания. Это дети с заниженной самооценкой. Их подгоняет высокий уровень притязаний. Наша задача помочь обрести ребёнку уверенность в себе. Для этого стараюсь беседовать с ним наедине, показывайте его достоинства, достижения хотя и маленькие, хвалите его за любые ответы.
Важно одобрять успехи учеников. Слова и жесты одобрения стараюсь адресовать не только лучшим ученикам, но и всем кто проявляет старание в учебной работе.
Таким образом, включение в урок приемов, которые делают процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, в ходе которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету. Увлекшись, дети не замечают, что учатся. Даже самые пассивные из детей включаются в процесс учения с огромным желанием, прилагая все усилия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преемственность: залог успешного развития младшего школьника.
Ведение новых образовательных стандартов и обучения младших школьников - одни из самых актуальных тем, которые сегодня обсуждаютсяс повсеместно. По мнению многих педагог...
КТД-залог успешного развития младшего школьника
Содержание материала раскрывает значение коллективно-творческих дел и предложен план трех КТД...
Доклад "Развитие орфографической зоркости – залог успешного обучения младших школьников"
Обобщение опыта на РМО учителей начальных классов...
Статья "Применения эффективных современных педагогических технологий на уроках и во внеурочное время - залог успешного обучения младшего школьника в условиях реализации ФГОС"
Статья рассказывает о технологиях критического мышления "зигзаг", "инсерт", "дерево предсказаний". Каждая технология рассматривается на конкретном материале урока....
Применение эффективных современных педагогических технологий на уроках и во внеурочное время - залог успешного обучения младшего школьника в условиях реализации ФГОС
Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать учащимся ситуацию успеха:видеть в каждом ученике уникальную личность;помнить, что все дети талантливы;создавать "ситуацию успеха&qu...
Творческий союз с родителями - залог успешного воспитания младших школьников
Выступление на педсовете....
« Мотивация как залог успешной деятельности младшего школьника»
Доклад на ШМО...
Комментарии
Интересный материал!много
Интересный материал!много полезного можно взять на заметку))