« Мотивация как залог успешной деятельности младшего школьника»
статья

Симахина Жанна Владимировна

Доклад на ШМО

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon motivatsiya.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Краснопоймовская средняя общеобразовательная школа»

Выступление на ШМО

Тема: « Мотивация как залог успешной деятельности младшего школьника»

Учитель начальных классов: Симахина Ж.В.

2016 – 2017 уч. год

Тема: « Мотивация как залог успешной деятельности младшего школьника»

 В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Младший школьный возраст — это тот  период, в который происходит развитие школьной мотивации, от которой  зависит уровень познавательных способностей человека в будущем. Главное содержание мотивации в этом возрасте — «научиться учиться». Залог успешности обучения младших школьников – это наличие устойчивой учебной мотивации и познавательной активности.

 Но даже в начальной школе учебная мотивация становится достаточно большой проблемой для учителя — дети отвлекаются, шумят, не следят за тем, что говорит учитель, не прилагают достаточных усилий для выполнения классных и домашних заданий, любой ценой стремятся получать хорошие оценки или, наоборот, начинают проявлять полную апатию.

Мотивировать на учебную деятельность детей - значит так затронуть их интересы, склонности, чтобы у них появилось желание реализоваться в учебном процессе. Главное помочь получить им удовольствие от умственных нагрузок в процессе учебной деятельности.

Развитие учебной мотивации — это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный. Устойчивый интерес к учебной деятельности у младших школьников формируется через проведение нестандартных уроков (уроков-путешествий, уроков-игр, уроков-викторин, уроков-исследований, уроков-встреч), сюжетных уроков, уроков защиты творческих заданий, через привлечение сказочных персонажей, игровую деятельность, внеклассную работу и использование различных приёмов. Своевременное чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приёмов формирования мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями.

На своих уроках я стараюсь заинтересовать  детей, чтобы вызвать у них  желание учиться. Учебный материал должен стимулировать мышление детей, поставленная ​​задача - подталкивать к поискам путей ее решения Я стараюсь не использовать чрезмерно упрощенные задачи, т.к. они неинтересны для учащихся, а это приводит к потере мотивации к усвоению учебного материала. Ребенок должен радоваться тому, что он  что-то узнал. Только тогда можно сказать, что у него развивается мотивация.  Учебные задания стараюсь подбирать с элементами новизны, что способствует формированию внутреннего интереса во время их выполнения; слежу  за тем, чтобы задания не только соответствовали возрасту, но и имели уровень оптимальной сложности.

Необычное, неординарное начало урока всегда побуждает ребенка углубиться в его исследование,  изучение. В начале урока  могу зачитать интересный эпизод из художественного произведения,  предлагаю прослушать интересные факты из жизни и творчества писателя, а могут  прозвучать романсы или песни на слова определенного поэта, после чего учащиеся самостоятельно определяют тему и цель урока.  

Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету – дидактическая игра. На уроках русского языка использую игры развивающие орфографическую зоркость: «Лишнее слово», «Дополни ряд». На уроках математики активно использую игры: «Не упади в сугроб», «Кто быстрее»,  для развития у младших школьников познавательных интересов, логического мышления, внимания и памяти.

Особую роль отвожу самостоятельной деятельности учащихся. По литературному чтению дети получают задание подготовить сообщение о биографии писателя, по окружающему миру - сообщение о животном, или составить тест по пройденному материалу для всего класса.

В качестве одной из форм активизации учащихся на уроках используется групповая работа. Дети учатся работать в группах, в командах с лидером, учатся подчиняться и руководить. Я при использовании метода групповой работы регулирую  внутриколлективные отношения. Ребята придерживаются основных правил работы в группе, которые "вырабатывают и утверждают сами":

полное внимание к однокласснику;

серьезное отношение к мыслям, чувствам других;

терпимость, дружелюбие (например, никто не имеет права смеяться над ошибками товарища, т. к. каждый имеет "право на ошибку").

Создание на уроке ситуации успеха для учащихся – основа для проявления активности ребёнка, его мотивированного обучения. Самый простой способ для создания ситуации успеха – определённость домашнего задания. Ученики чётко должны знать, что если они выполнят задание в полном объёме и рекомендуемым способом (пересказ, выделение главного, ответы на вопросы и т. д.), то их ответ будет успешным. Для этого  на каждом уроке оговаривается, что и как следует подготовить дома.

Учебная мотивация сохраняется и развивается, если ученик реализует свой потенциал, получает реальные результаты своего труда. Для этого используются творческие задания: составление загадок, ребусов, кроссвордов, сочинение сказок, издание книжек. Ученики, выполняя творческое домашнее задание, разрабатывают дидактические материалы

По возможности я стараюсь на уроке чаще обратиться к каждому ученику, осуществляя постоянную «обратную связь» – корректировать непонятное или неправильно понятое.

Многие дети учатся не ради знаний, а ради признания. Это дети с заниженной самооценкой. Их подгоняет высокий уровень притязаний. Наша задача помочь обрести ребёнку уверенность в себе. Для этого стараюсь беседовать с ним наедине, показывайте его достоинства, достижения хотя и маленькие, хвалите его за любые ответы.

  Важно  одобрять успехи учеников. Слова и жесты одобрения стараюсь адресовать не только лучшим ученикам, но и всем кто проявляет старание в учебной работе.

Таким образом, включение в урок приемов, которые делают процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, в ходе которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету. Увлекшись, дети не замечают, что учатся. Даже самые пассивные из детей включаются в процесс учения с огромным желанием, прилагая все усилия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность: залог успешного развития младшего школьника.

Ведение новых образовательных стандартов и  обучения младших школьников - одни из самых актуальных тем, которые сегодня обсуждаютсяс повсеместно. По мнению многих педагог...

КТД-залог успешного развития младшего школьника

Содержание материала раскрывает значение коллективно-творческих дел и предложен план трех КТД...

Доклад « Мотивация как залог успешной деятельности младшего школьника»

В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразов...

Статья "Применения эффективных современных педагогических технологий на уроках и во внеурочное время - залог успешного обучения младшего школьника в условиях реализации ФГОС"

Статья рассказывает о технологиях критического мышления "зигзаг", "инсерт", "дерево предсказаний". Каждая технология рассматривается на конкретном материале урока....

Применение эффективных современных педагогических технологий на уроках и во внеурочное время - залог успешного обучения младшего школьника в условиях реализации ФГОС

Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать учащимся ситуацию успеха:видеть в каждом ученике уникальную личность;помнить, что все дети талантливы;создавать "ситуацию успеха&qu...