Диагностика успешной деятельности педагога
статья по теме
Материал + презентация по теме "Диагностика успешной деятельности педагога"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 54.5 КБ |
![]() | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Высочайшим проявлением педагогической успешности является улыбка на лицах детей. Учитель – человек, формирующий будущее, он в огромной мере является фактором этого будущего. А. В. Луначарский
УСПЕШНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА ВНУТРЕННИЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ВНЕШНИЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ цель, как процесса обучения, так и самого учителя в этом процессе, личность педагога, с его профессиональными и личностными качествами, технология учебно-воспитательного процесса. администрация учебного заведения, педагогический коллектив, учащиеся и родители. Самоактуализация Самореализация Самообразование Саморазвитие
КАРТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ Повышение квалификации и самообразование Рейтинг профессиональной успешности по годам. Общественно-педагогическая деятельность. Внеклассная работа по предмету как наиболее важная составляющая педагогической деятельности учителя. Инновационно – профессиональная деятельность: - участие в конкурсах педагогического мастерства; - разработка сценариев уроков, внеклассных дел; - подготовка публикаций; - открытые уроки; - разработка новой программы, докладов, выступлений на семинарах, педагогических советах; - разработка и применение новых методик; - создание новых ТСО и средств наглядности; - подготовка авторских учебных пособий; - внедрение в учебный процесс новых методик и экспериментальная апробация новых учебных курсов.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ РАБОТЫ ДИАГНОСТИРУЕМОГО УЧИТЕЛЯ Организация факультативов, секций, кружков для учащихся; Руководство школьным предметным методическим объединением; Проведение открытых уроков; Чтение лекций для педагогической общественности; Научно-исследовательская работа; Участие в творческих профессиональных конкурсах; Научно- и популярно-педагогический публикации; Руководство учительским семинаром, временной исследовательской группой, лабораторией; Разработка и апробация собственной предметной программы, учебных пособий, средств наглядности; Участие в подготовке и проведении общешкольных внеклассных мероприятий по предмету: олимпиады, конкурсы; Обучение молодых специалистов; Повышение квалификации и самообразование; Состояние кабинета; Учебные результаты детей (срезы, экзамены, конкурсы).
ПРИМЕР АНАЛИЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ Независимая экспертиза признала и обнаружила следующую степень наученности учащихся (на основе проведения диагностических процедур по согласованным с ведущим учителем заданиям). Показатель в %; Проведение открытых уроков Наличие у учителя системы репродуктивных и творческих заданий по предмету Работа учителя с одаренными детьми по специальным программам; Наличие и определение экспертным путем оригинальности и ценности творческих работ, выполненных учащимися; Выявление по десятибалльной шкале состояния психолого-педагогического климата, созданного учителем в процессе преподавания своего предмета; Выполняет программу научных исследований, достигнуты позитивные результаты; Вследствие обучения на курсах повышения квалификации и в результате самообразования показывает коллегам новые формы, подходы, методики, технологии работы; Использует в своей работе современные, в том числе и авторские программы обучения; Проводит семинары для учителей, курирует работу молодых учителей; Публикуется в профессиональной печати; Активно участвует в школьной жизни; Владеет компьютером; Имеет награды, звания.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Предварительный просмотр:
Диагностика успешной деятельности педагога.
Высочайшим проявлением педагогической
успешности является улыбка на лицах детей.
Результаты труда педагога не всегда ощутимы сразу. Чаще всего они проявляют себя в личностных качествах учеников некоторое время спустя. По определению А.В.Луначарского, учитель – человек, формирующий будущее, он в огромной мере является фактором этого будущего. Только личность способна воспитать личность. Отсюда ясно, что развитие самого педагога, его интеллектуальных, нравственных и профессиональных свойств должно опережать уровень социального окружения. Это возможно при условии осознания учителем своей общественной значимости, высокой ответственности, познавательной активности, постоянного объективного самоанализа и систематической работы по самоусовершенствованию.
Учитель, который стремиться к познанию, реализации и преумножению своего профессионального потенциала, уже не сможет «отбывать» урок или функционировать на уроке. Он будет «проживать»каждый урок, создавая необходимый психологический комфорт и ситуацию успеха для учеников и для самого себя, получая при этом колоссальную удовлетворенность.
Диагностика успешности учителя в данном случае поможет педагогам идентифицировать свою служебную состоятельность, силы и слабости в выполнении своей работы, выработать и реализовать планы действий, которые устранят недостатки.
Что понимается нами под понятием «успешная деятельность педагога»? Внутренние составляющие успешности – это цель, как процесса обучения, так и самого учителя в этом процессе, личность педагога, с его профессиональными и личностными качествами, а также технология учебно-воспитательного процесса. Помимо этого, есть и внешние составляющие успешности. Это администрация учебного заведения, педагогический коллектив (следует здесь отметить, что продуктивность работы по диагностированию успешности учителя, прежде всего, зависит от взаимоотношений руководителей школы с учителем) и, конечно же, учащиеся и родители. И внешние и внутренние составляющие ведут педагога к самоактуализации и самореализации, самообразованию, саморазвитию и т.д. Начинать диагностическую деятельность, по нашему мнению, следует с карты профессиональной деятельности учителя.
Данный документ включает в себя:
∙ Повышение квалификации и самообразование (составляется на основе анализа педагогической деятельности учителя с учетом рефлексивных оценок самого учителя. В карте находят свое отражение информация о том, где, когда и чему обучался учитель, какие элементы педагогической деятельности он изучает самостоятельно, где, в какой форме и чему учитель хотел бы обучаться).
∙ Рейтинг профессиональной успешности по годам. Он определяется путем мониторингового отслеживания репродуктивной, проблемно-поисковой и творческой успешности учащихся в процессе обучения, на основе четырехстороннего анкетирования профессиональной деятельности педагога – детей, родителей, коллег, администрации.
∙ Общественно-педагогическая деятельность.
∙ Внеклассная работа по предмету как наиболее важная составляющая педагогической деятельности учителя.
∙ Инновационно – профессиональная деятельность:
- участие в конкурсах педагогического мастерства;
- разработка сценариев уроков, внеклассных дел;
- подготовка публикаций;
- открытые уроки;
- разработка новой программы, докладов, выступлений на семинарах, педагогических советах;
- разработка и применение новых методик;
- создание новых ТСО и средств наглядности;
- подготовка авторских учебных пособий;
- внедрение в учебный процесс новых методик и экспериментальная апробация новых учебных курсов.
Одновременно учитель ежегодно готовит аналитическую записку о результатах педагогической деятельности в течение учебного года (цели, задачи, методы и пути их достижения, полученные результаты, проблемы и краткая программа деятельности на следующий год).
В анализе администрация через изучение деятельности учителя, через наблюдение может отнести учителя к той или иной подгруппе педагогов в зависимости от места, занимаемого педагогом в школе. Это тем более значимо, что индивидуализация взаимодействия с педагогами предполагает при единых принципах использование разных подходов к учителю. По перечисленным выше параметрам и будет вестись диагностика успешности педагога. Для оценивания работы диагностируемого учителя можно использовать следующие критерии:
∙ Организация факультативов, секций, кружков для учащихся;
∙ Руководство школьным предметным методическим объединением;
∙ Проведение открытых уроков;
∙ Чтение лекций для педагогической общественности;
∙ Научно-исследовательская работа;
∙ Участие в творческих профессиональных конкурсах;
∙ Научно- и популярно-педагогический публикации;
∙ Руководство учительским семинаром, временной исследовательской группой, лабораторией;
∙ Разработка и апробация собственной предметной программы, учебных пособий, средств наглядности;
∙ Участие в подготовке и проведении общешкольных внеклассных мероприятий по предмету: олимпиады, конкурсы;
∙ Обучение молодых специалистов;
∙ Повышение квалификации и самообразование (возможное озвучивание результатов);
∙ Состояние кабинета;
∙ Учебные результаты детей (срезы, экзамены, конкурсы).
Сбор информации по изучению успешности учителя проводится непосредственно в учебно-воспитательном процессе, во внеклассной работе педагога по предмету, в его усовершенствовании кабинета, в проявлении результатов повышения квалификация, самообразования и саморазвития.
После того, как собрана вся информация о деятельности учителя, делается анализ. Предлагаем один из вариантов:
1. Независимая экспертиза признала и обнаружила следующую степень наученности учащихся (на основе проведения диагностических процедур по согласованным с ведущим учителем заданиям). Показатель в %;
2. проведение открытых уроков (наличие актов оценки открытых уроков и материалов, отражающих фактические достижения, показанные учителем на уроке);
3. Наличие у учителя системы репродуктивных и творческих заданий по предмету (общие для всех, дифференцированные, оригинальные);
4. Работа учителя с одаренными детьми по специальным программам;
5. наличие и определение экспертным путем оригинальности и ценности творческих работ, выполненных учащимися;
6. Выявление по десятибалльной шкале состояния психолого-педагогического климата, созданного учителем в процессе преподавания своего предмета;
7. Выполняет программу научных исследований, достигнуты позитивные результаты;
8. Вследствие обучения на курсах повышения квалификации и в результате самообразования показывает коллегам новые формы, подходы, методики, технологии работы;
9. Использует в своей работе современные, в том числе и авторские программы обучения;
10. Проводит семинары для учителей, курирует работу молодых учителей;
11. Публикуется в профессиональной печати;
12. Активно участвует в школьной жизни;
13. Владеет компьютером;
14. Имеет награды, звания.
Если деятельность учителя признана неуспешной, выясняются причины неудач, допустим с помощью анкетирования:
- конфликтная ситуация в семье;
- неумение поддерживать деятельную дисциплину в классе;
- слабое знание предметного материала;
- недостаточное знание психологии учащихся;
- конфликт с администрацией. С родителями, детьми;
- на уроке не хватает времени для индивидуальной работы; и т.д., и оказывается соответствующая помощь администрации.
Продуктивность работы по диагностированию успешности учителя, прежде всего, зависит от взаимоотношений руководителей школы с учителем. Открытые доверительные отношения складываются только в том случае, когда в их основу заложены и действуют принципы: понимать, изучать, помогать! И при этом понимается, принимается и свято почитается заповедь Гиппократа «Не навреди!». Понимание проблем и затруднений учителя предполагает сопереживание ему, отождествление себя с ним. В этом случае руководитель школы не может уподобиться эксперту и отнестись к проблемам учителя извне. Сопереживание порождает желание помочь. В каждом конкретном случае специфический вид помощи. В одних случаях потребуется скорая, оперативная помощь. В других - необходима длительная и кропотливая работа. Содержанием помощи учителю должна быть коррекция его собственной активности в сторону саморазвития, развития у учителя рефлексии, эмпатии, конструктивности. И во всех без исключения случаях помощь учителю, диагностика его успешности должна базироваться на глубоком знании природы, психологии труда учителя…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическая диагностика успешности обучения учащихся
Специальная педагогическая диагностика, построенная на содержании учебных предметов и выявляющая не уровень знаний школьника, а уровень его языкового и математического развития....

Диагностика успешности обучения - обязательное условие работы учителя в современной школе.
Эта статья - мой собственный 12-тилетний опыт учительской работы с использованием педагогической диагностики успешности обучения, практикуемой в образовательном комплекте "Начальная школа ХХ1 века"...

Владение перспективными технологиями - залог успешной деятельности педагога.
Статья содержит практический материал для легкого запоминания словарнных слов....

Влияние педагогической деятельности педагога на развитие успешности и одаренности учащихся
Влияние педагогической деятельности педагога на развитие успешности и одаренности учащихся....
Педагогическая культура как условие успешной деятельности педагога
педагогический совет...

Методы оценки коммуникативного уровня педагога. Использование результатов диагностики коммуникативного уровня педагога для улучшения педагогической деятельности
Методы оценки коммуникативного уровня педагога. Использование результатов диагностики коммуникативного уровня педагога для улучшения педагогической деятельности...

Выступление на РМО "Командный подход в деятельности педагогов, специалистов и родителей по осуществлению эффективной адаптации ребёнка и его дальнейшему успешному обучению"
Командный подход в деятельности педагогов, специалистов и родителей по осуществлению эффективной адаптации ребёнка и его дальнейшему успешному обучению....