Урок русского языка в 4 классе « Наречие как часть речи».
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Исследовать новую часть речи - наречие по заданному плану
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 25.89 КБ |
приложение к уроку | 14.78 КБ |
narechie.ppt | 951.55 КБ |
Предварительный просмотр:
« Наречие как часть речи». Урок русского языка в 4 классе.
Цели и задачи:
- исследовать новую часть речи – наречие по заданному плану;
- познакомить с особенностями наречия;
- учить отличать наречие от других частей речи;
- развивать логическое мышление, память, внимание, орфографическую зоркость;
- воспитывать умение работать в коллективе, дружеское отношение друг к другу.
Форма работы: групповая (4 группы по 6 человек).
Оборудование:
- ПК, проектор, экран, презентация;
- Плакаты для блок-схемы, Дерево Знаний;
- Конверты с заданиями (на группу);
- Индивидуальные сигналы для обратной связи.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Все сумели мы собраться,
За работу дружно взяться.
Будем думать, рассуждать,
Можем мы урок начать. (Слайд 1)
– Сегодня на уроке у нас гость – Мудрый Совёнок. Он нам принёс новую часть речи. Совёнок нам желает хорошего настроения и успешной работы.
II. Актуализация опорных знаний. Чистописание
1. Прописать каллиграфические соединения по образцу.
2. Прочитать пословицу. (Слайд 2)
Выучишь правило – выполнишь верно задание.
– Как понимаете её смысл?
– Спишите пословицу, укажите над каждым словом, какой частью речи является.
(Проверка по слайду 2)
– Какое слово не могли определить?
Дети: Слово «верно».
III. Сообщение темы и цели урока
– Представляем вам новую часть речи – наречие. (Слайд 3)
– Цель нашего урока исследовать наречие со всех сторон. Составим план нашего исследования. Вспомните, по какому плану построены определения других частей речи. Например, глагол.
1. На какие вопросы отвечает?
2. Что обозначает?
3. С какой частью речи связано?
4. Как изменяется?
5. Каким членом предложения является?
IV. Исследование по заданному плану
1. Прочитайте наречия, задайте вопросы. (Слайд 4)
– На какие вопросы отвечает каждая группа наречий?
Весело, интересно, дружно, неожиданно. | КАК? |
2. – Следующий вопрос исследуем в группах. (Слайд 5)
Групповая работа в карточках 1.
Соединить вопросы и смысловую нагрузку наречия:
Где? Куда? Откуда? (вниз, далеко, сверху, впереди, издали) | ЦЕЛЬ, ПРИЧИНА ДЕЙСТВИЯ |
Почему? Зачем? С какой целью? (потому, затем) | МЕСТО ДЕЙСТВИЯ |
Как? Каким образом? (весело, тихо, удивительно, быстро, ласково) | ВРЕМЯ ДЕЙСТВИЯ |
Когда? Сколько времени? Как долго? (вчера, скоро, медленно, завтра) | ПРИЗНАК ДЕЙСТВИЯ |
После выполнения задания, группы выставляют на доске соответствующие карточки.
V. Физминутка. Гимнастика для глаз
Рисуй глазами треугольник,
Теперь его переверни вершиной вниз,
И вновь глазами ты по периметру веди.
Рисуй восьмёрку вертикально,
Ты головою не крути,
А лишь глазами, осторожно
Ты вдоль по линиям веди
И на бочок её клади.
Теперь следи горизонтально
И в центре ты остановись,
Зажмурься крепко, не ленись.
Глаза открываем мы, наконец,
Зарядка окончена. Ты молодец!
– Какие наречия встретились?
VI. Продолжение исследования
3. – Исследуем наречие дальше. Узнаем, с какой частью речи связано наречие. (Слайды 5, 6)
Работа в карточках 2
– Сегодня наш класс участвует в кукольном спектакле. Мы давно начали готовиться к нему. Вчера была последняя репетиция. Наши актёры хорошо подготовились, поэтому мы уверенно двинулись на сцену.
– Найдите в тексте наречия, определите вопросы, на которые они отвечают.
– От какого слова будете задавать вопросы к наречию? Выпишите словосочетания.
(Проверка по слайду 6)
– Сделайте вывод, от какой части речи зависит наречие?
– Правильно, от глагола! Древние римляне наречие так и называли «приглаголием».
4. – А сейчас узнаем как изменяется наречие. (Слайд 7)
– Запишите все возможные словосочетания с наречием «вчера» и глаголом «приехать» в женском и мужском роде, во множественном числе. Сделайте вывод.
Дети: Наречие – неизменяемая часть речи.
5. – Исследуем следующий вопрос: каким членом предложения является наречие? (Слайд 7)
Работа в карточках 2.
– Определите, каким членом предложения является наречие. Сделайте вывод.
Проверка выполнения. (Слайд 8)
Дети: Наречия в предложении являются обстоятельствами.
VII. Работа над правилом
1. – Нам от Мудрого Совёнка пришла SMS. Что это? (Слайд 9)
Наречие – это часть речи, которая отвечает на вопросы КАК? КАКИМ ОБРАЗОМ? КОГДА? СКОЛЬКО ВРЕМЕНИ? ГДЕ? КУДА? ОТКУДА? ЗАЧЕМ? и др.
Наречия обозначают признак, время, место или направление действия.
Наречие – неизменяемая часть речи.
В предложении наречия чаще всего бывают обстоятельствами.
Дети: Это правило.
– Разделите правило на части. К каждой части поставьте вопрос.
2. Составляю на доске блок-схему.
– Расскажите правило по блок-схеме.
VIII. Итог урока
– Чем пополнили свою Копилку Знаний?
IX. Домашнее задание
Работа в карточках 3.
1. Подбери наречия синонимы
Холодно – | правильно – | скоро – |
2. Подбери наречия антонимы
Близко – | много – | рано – |
X. Релаксация
– А сейчас узнаем не зря ли мы провели время на уроке.
На доске плакат с изображением Дерева Знаний (яблоня). Дети самостоятельно анализируют свою работу на уроке и прикрепляют на дерево яблочко, цветок или жёлтый листик.
- Яблочко – «Я всё понял!»
- Цветок – «Кое в чем еще сомневаюсь, необходимо повторить»
- Листик – «Зря время потерял!»
Предварительный просмотр:
Соедините вопросы и смысловую нагрузку наречия:
Где? Куда? Откуда? (вниз, далеко, сверху, впереди, издали) |
ЦЕЛЬ, ПРИЧИНА ДЕЙСТВИЯ |
Почему? Зачем? С какой целью? (потому, затем) |
МЕСТО ДЕЙСТВИЯ |
Как? Каким образом? (весело, тихо, удивительно, быстро, ласково) | ВРЕМЯ ДЕЙСТВИЯ |
Когда? Сколько времени? Как долго? (вчера, скоро, медленно, завтра) | ПРИЗНАК ДЕЙСТВИЯ |
Карточка №2
Сегодня наш класс участвует в кукольном спектакле. Мы давно начали готовиться к нему. Вчера была последняя репетиция. Наши актёры хорошо подготовились, поэтому мы уверенно двинулись на сцену.
_________________________________________________________________
Карточка №3
1. Подбери наречия синонимы:
Холодно - Правильно - Скоро –
Печально - Верно - Гладко –
Тихо - Весело - Торопливо –
2. Подбери наречия антонимы:
Близко - Много - Рано –
Поздно - Громко - Легко –
Вверху - Грустно - Глубоко –
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Автор презентации: Иванова Зинаида Иосифовна учитель начальных классов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме "Обобщение. Части речи" 3 класс. ( Программа "2100")
Урок прошел в необычной форме. Дети были разделены на группы. Каждая группа защищала свой творческий проект по теме «Части речи» и предложила интересное задание для закрепления этой темы. Ребята...
Конспект урока русского языка «Имя существительное как часть речи», 2 класс
Цели урока: 1. Образовательная: формировать понятие об имени существительном, как о части речи; 2. Развивающая: развивать речь обучающихся, пополнять словарный запас, расш...
Технологическая карта урока русского языка. Тема: «Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи». УМК "Школа России".
Тема: «Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи».Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с новой частью речи местоимением, его значением и употреблением в речи....
Урок русского языка "Имя прилагательное как часть речи. Роль имен прилагательных в речи"
систематизировать знания об имени прилагательном как части речи;пополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте;обратить вниман...
Методическая разработка урока русского языка. Тема: "Наречие как часть речи"
Методическая разработка урока русского языка. Тема: "Наречие как часть речи"...
Технологическая карта урока Русского языка "Имя прилагательное как часть речи.Роль в речи человека" (3 класс, УМК "Перспектива")
Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся представлений о роли имен прилагательных в речи человека;Задачи урока Дидактические:1. Уметь находить им...
Технологическая карта урока русского языка "Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи" (2 класс)
Цель данного урока: формирование понятия об имени существительном, как частью речи, знакомство с именем существительным, с обобщенным лексическим значением имен существительных....