Урок русского языка по теме "Обобщение. Части речи" 3 класс. ( Программа "2100")
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Газизова Диляра Минисламовна

Урок прошел в необычной форме. Дети были разделены на группы. Каждая группа  защищала свой творческий проект по теме «Части речи» и предложила интересное задание для закрепления этой темы. Ребята работали в группах очень дружно. Кто-то был проектировщиком, кто-то исследователем, кто-то художником- дизайнером, а кому-то было поручено защищать проекты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

               

МБОУ « Средняя общеобразовательная школа №1 г.Буинска Республики Татарстан»

Урок   русского языка

по теме

« Обобщение. Части речи » (3 класс)

                                            Автор:    

                                                 Газизова Диляра Минисламовна,                                            

учитель начальных классов,

город Буинск Республики Татарстан

                                   

                             

Тема: Обобщение. Части речи. 3 класс.

Цели: 1) Познавательные УУД:  обобщение знаний о частях речи, создание и нахождение путей выхода из проблемной ситуации, выполнение действий по заданному алгоритму, умение добывать, преобразовывать и представлять информацию, умение подбирать синонимы, выполнение морфологического разбора;

          2) Коммуникативные УУД: сотрудничество учеников в группе, планирование  совместной деятельности, умение донести свою позицию и понять других;

            3) Регулятивные УУД: контролирование своей деятельности по ходу и через результат выполнения задания, определение последовательности действий;

            4)Личностные УУД: умение оценивать свои и чужие действия, стремление к созидательной деятельности, воспитание патриотизма, любви к природе, живописи, поэзии, эстетического вкуса.

Тип урока: комбинированный

Методы: метод проекта, сочетание монологического и диалогического изложения с постановкой творческого задания.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, репродукции художников,

книга из ватмана.

                                       Ход урока:

1.Организационный момент.

- Добрый день. Все друг другу улыбнулись, всем желаю прекрасного настроения. (Дети хором)

Я уже много знаю

Вокруг много неизвестного.

Я хочу узнать больше.

Я могу узнать больше.

Я готов работать.

2. Словарная работа.

        Запишем несколько слов, объясните орфограммы и определите части речи.

(учитель диктует, дети записывают, объясняют орфограммы, определяют части речи)

В.есенний, руч.и, луж., жуж.ит, со.нце, с.реневая. (слайд 2)

( Имя существительное, имя прилагательное, глагол)

Что объединяет эти слова? (Это названия частей речи)

Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить на уроке? (О частях речи и их признаках)

- А на какую тему эти слова? (о весне)

(музыка, слайды о весне 3-8)

- Гонимы вешними лучами,

  С окрестных гор уже снега

  Сбежали мутными ручьями

  На потопленные луга.

                    Улыбкой ясною природа

                    Сквозь сон встречает утро года;

                    Синея блещут небеса…

- Какие признаки весны вы наблюдаете? (Дети описывают весну)

- Как жители нашего города встречают весну?

- Красота весны, ее пробуждение и чувства, какие возникают с ее приходом - все это подвигло писателей, поэтов, художников на творчество. Мы тоже попробуем сегодня творить - создадим книгу «О весне». А помогут нам в этом части речи. Мы будем обобщать знания о частях речи, полученные на прошлых уроках.

- Как вы думаете, из чего может состоять наша книга «О весне»?

( Стихи, загадки, рисунки, иллюстрации, тексты, сочинения)

3. Защита проектов.

- Наш урок пройдет в необычной форме. Вы разделены на группы. Каждая группа будет защищать свой творческий проект по теме «Части речи» и предложит интересное задание для закрепления этой темы. Ребята работали в группах очень дружно. Кто-то был проектировщиком, кто-то исследователем, кто-то художником- дизайнером, а кому-то поручено защищать проекты.

1 группа – защита проекта «Первоцветы» - найти из книг, Интернета историю происхождения слов мать - и – мачеха, подснежник  и предложить задание по теме « Имя существительное». ( Этимология)

( слайд 9-11 с изображением первоцветов)

(Выступление детей)

-Этот яркий желтый цветок на сером мохнатом стебельке появляется весной вместе с подснежниками. Он так торопится. Что не успевает выпустить листья. Он даже не знает, какие они. А цветет он там, где земля потревожена, изранена, обнажена. Весело желтеет на грудах выброшенной земли. Но вот проходит время цветов, и появляются листья. С изнанки они мягкие, светлые, бархатистые; потрешь о щеку – и станет тепло.

- Это мать, - говорят люди.

 Зато снаружи листья твердые, скользкие; приложишь к щеке – и почувствуешь холод.

- А это мачеха, - объясняют люди. ( Это мать-и-мачеха)

- У занесенных снегом кочек,

          Под белой шапкой снеговой

          Нашли мы маленький цветочек,

          Полузамерзший, чуть живой.

Почему у самого первого весеннего цветка такое название – подснежник? Вот что пишет о подснежнике И.С. Соколов- Микитов: «Еще не растаял в глубоких оврагах снег, а уже цветут под деревьями, белым и голубым ковром

подснежники…» Вот почему так назван цветок – он появляется как бы из-под снега. ( Это подснежник)

(Прикрепляют выступления к книге)

- Перечислите первоцветы. ( Мать – и - мачеха, подснежник, одуванчик)

- Это какая часть речи? (Имя существительное)

( на доску прикрепить табличку «Имя существительное»)

        - А теперь игра « Расскажи о слове». ( На доске первоцвет)

 ( слайд 12)

        (Первоцвет - имя существительное, отвечает на вопрос что? Неодушевленное, нарицательное, сложное, м.р., ед.ч.)

Физкультминутка (под музыку «Песенка о весне»)

2 группа – защита проекта « Презентация картин художников о весне»

( 1 у компьютера, 1 у экрана) (слайды 13- 16)

(Выступают дети)

- И.И. Левитан – выдающийся художник-  пейзажист конца 19 века. Природа была главной темой Левитана. Картина «Март» - один из самых поэтичных пейзажей в русском искусстве. Художнику удалось передать самые первые мгновения весны, самые первые ее шаги. Дыхание весны ощущается во всем: в ноздреватом снеге, в проталине у дома, в капели, в прозрачном воздухе и в голубом, по- весеннему высоком небе. На дороге, что ведет к дому, снег уже побурел, сугробы осели и потеряли свою белизну. Около дома, где особенно тепло, снег слоится. Только на лесной поляне, скрытой от солнца кронами сосен, снег лежит, еще не тронутый. Небо – высокое, нежно- голубое, чистое. Свет солнца теплый, желтый. Картина вызывает чувство приподнятости и радости.

- Картина «Грачи прилетели» была написана А.К.Саврасовым в 1871 году. Художник передал тот момент, когда в природе все начинает меняться, все приходит в движение. На переднем плане мы видим небольшой пруд. На его берегу выстроились в ряд старые, покривившиеся березки. На их голых ветвях множество грачиных гнезд. Вестники тепла галдят, суетятся, обновляют старые гнезда, стаями и в одиночку кружатся в прозрачном весеннем воздухе. Их движение и позы так мастерски переданы художником, что мы, глядя на картину, как будто слышим их неумолкающий гомон.

 Здесь столько простора, влажного весеннего воздуха и света! Миром и покоем веет от этого уголка русской природы, все в картине пронизано единым  ритмом, наполнено легким дыханием весны.

(прикрепить сканированные репродукции на книгу)

- Какое здесь небо – подберите синонимы. ( Высокое, нежно-голубое, чистое, лазурное)

- К какой части речи относятся эти слова? ( Имя прилагательное)

( на доску прикрепить табличку «Имя прилагательное»)

(слайд 17)

-Из текста выписать словосочетания – имя прилагательное с именем существительным. Объяснить пропущенные окончания.

Вот и пришла шумн.. весна. Солнышко рушит снежн.. горы. Шумит быстр.. ручеек. В небе светит весел.. солнце.

(дети записывают, комментируют, слайд 18)

3 группа – защита проекта «Стихи о весне»

(читают стихи под музыку, слайды 19- 31)                                      

        Цвет весны           Вадим Косовицкий

На дворе стоит весна!

После зимней лютой стужи

Просыпается от сна

Вся природа. Даже лужи

Не покроет лед за ночь,

Гонит солнце зиму прочь!

Набухают соком почки,

И зеленые листочки

Скоро в струях ветерка

Заиграют! А пока

Цвета солнца у реки

Появились огоньки!

Все! Закончились морозы!

Распускаются мимозы!

        Весенние воды              Ф.Тютчев

Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят –

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут и гласят…

                   Они гласят во все концы:

                   «Весна идет, весна идет!

                    Мы молодой весны гонцы,

                    Она нас выслала вперед!»          

          Весна идет, весна идет!

          И тихих, теплых майских дней

          Румяный, светлый хоровод

          Толпится весело за ней!..  

(прикрепляют стихи к книге) ( слайд 32)

        - Что говорится о весенних водах в стихотворении Ф. Тютчева «Весенние воды»? Что они делают? ( Бегут, шумят, будят, блещут, гласят)

        - К какой части речи они относятся? ( Глагол)

        ( прикрепить к доске табличку « Глагол») ( слайд 33)

        - Выполнить разноуровневые задания по теме « Глагол» ( у каждого ученика задания на карточках и на экране). Выберите задание по желанию.

        1 уровень. Что такое глагол?

                             - Часть слова.

                             - Часть речи.

                             - Член предложения.

        2 уровень. Распределить глаголы по временам:

          Течет, растаял, зацветет.

        3 уровень. Морфологический разбор глагола журчит.

( Карточки собирает командир каждой группы и оценивает)

4 группа – защита проекта «Загадки о весне».

( Выступают дети)

(слайды 34-39)

        На шесте – дворец,

        Во дворе - певец,

        А зовет его…   (скворец)

                                 Висит за окошком

                                 Кулек ледяной,

                                 Он полон капели

                                 И пахнет весной. (Сосулька)

        Она весну встречает –

        Сережки надевает.

        Накинута на спинку

        Зеленая косынка.

        А платьице – в полоску

        Кто она? ( Березка)

( к книге прикрепить иллюстрированные загадки)

        - Какой частью речи заменены отгадки? (Местоимением)

( к доске прикрепить табличку « Местоимение»)

        - Выполнить редактирование текста. (Тексты на карточках и на экране слайд 40). Заменить повторяющееся слово местоимением.

        И березы дождались тепла. Березы умылись дождиком, росой напились. Сменила береза свою гладкую прическу. Ветки березы  с нежными листьями и сережками свешиваются до земли. ( Слайд 41)

4. Итог.

        - Подведем итог урока. Что мы сегодня повторяли?

( Слайд 42)

         – Что мы знаем об имени существительном?

         – Что мы знаем об имени прилагательном?

         – Что мы знаем о глаголе?

         – Что мы знаем о местоимении?

( Дети рассказывают о частях речи).

        - Вам понравилась книга «О весне»? Последняя страница осталась пустой. Вам домашнее задание – написать мини- сочинение о весне. На следующем уроке мы заполним последнюю страницу лучшими работами.

( Командиры групп оценивают работу и сдают листочки учета с оценками учителю).

        

                                          Литература

1.Г.Н. Афонина – Уроки развития речи. М.: Айрис – Пресс, 2001г.

2.В.В.Волина – Русский язык в рассказах, сказках, стихах. М.: АСТ, 1996 г.

3.В.Голубь. – Урок. Идет весна повсюду.// Начальная школа, 1998, № 9.

4.Н.Н.Каландарова – Уроки речевого творчества. М.: Вако, 2008г.

5.В.Маранцман.- Рабочая тетрадь. Литература. Времена года. Беседа о поэзии. 5 класс. М.: «Открытый мир», 1996г.

6.Е.А.Нефедова, О.В.Узорова – Литературное чтение. 1-5 класс. М.: Аквариум, 1997г.

7. Е.А.Нефедова, О.В.Узорова – Справочное пособие по русскому языку. М.: Аквариум, 1996г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обобщение. Части речи. 3 класс Муниципальное бюджетное образовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа №1 г.Буинска РТ» -2012- Урок русского языка Газизова Диляра Минисламовна Учитель начальных классов. Тема:

Слайд 2

В.сенний, руч.и, луж., жуж.ит, со.нце, с.реневая.

Слайд 9

Первоцветы Выполнили: Анисимова Карина, Слепнев Кирилл, Зайцев Дима, Глухов Кирьян.

Слайд 10

Мать-и-мачеха

Слайд 11

Подснежники

Слайд 12

Расскажи о слове Первоцвет

Слайд 13

Картины художников о весне Выполнили: Калимуллин Ильнар, Хайсаров Рафаэль, Гиматдинова Ильвина, Камалова Эльвина.

Слайд 14

Картины художников о весне. И.Левитан. Весна. Большая вода.

Слайд 15

И. Левитан. Март.

Слайд 16

А.К. Саврасов «Грачи прилетели»

Слайд 17

Выписать словосочетания: Вот и пришла шумн.. весна. Солнышко рушит снежн.. горы. Шумит быстр.. ручеёк. В небе светит весел.. солнце.

Слайд 18

Шумн ая весна (ж.р., ед.ч.) Снежн ые горы (мн.ч.) Быстр ый ручеёк (м.р., ед.ч.) Весёл ое солнце (ср.р., ед.ч.)

Слайд 19

Весна пришла… Выполнили : Хайрутдинова Радия,Шарифзанов Ильназ, Жаров Алеша, Гимальтдинова Адиля, Измайлов Раиль.

Слайд 20

Еще в полях белеет снег, А воды уж весной шумят…

Слайд 21

На дворе стоит весна! Просыпается от сна Вся природа .

Слайд 22

Снег промок и лед заплакал - Скоро кончится зима

Слайд 23

Весна, весна! Как воздух чист! Как ясен небосклон!

Слайд 24

Опять весна пришла… Ликует солнце. День подрос. И лишь одни сосульки плачут, Жалея зиму и мороз.

Слайд 25

Потихоньку Снег сошёл, Почернел И стаял, Всем на свете Хорошо:

Слайд 26

Еще в полях белеет снег, А воды уж весной шумят

Слайд 27

Апрель! Апрель! На дворе звенит капель Апрель! Апрель! На дворе звенит капель

Слайд 28

Весна идет, весна идет Ещё кругом стоят Деревья голые ,

Слайд 29

Весна, весна! Как воздух чист! Как ясен небосклон! Своей лазурию живой Слепит мне очи он.

Слайд 30

Хорошо в лесу весной Пахнет лиственною прелью , Птицы разные поют ,;

Слайд 31

Верба, верба, верба, Верба зацвела. Это значит, — верно, Что весна пришла Верба, верба, верба, Верба зацвела. Это значит, — верно, Что весна пришла

Слайд 32

Весенние воды Ф.Тютчев . Еще в полях белеет снег, А воды уж весной шумят - Бегут и будят сонный брег, Бегут и блещут и гласят …

Слайд 33

Разноуровневые задания 1 уровень. Что такое глагол? -часть речи -часть слова -член предложения 2 уровень. Определить времена глаголов: течёт, растаял, зацветёт. 3 уровень. Морфологический разбор глагола - журчит .

Слайд 34

Загадки о весне Выполнили : Идиятуллина Камила, Слепнев Данила, Горелов Дима, Никифорова Женя, Юсупов Айнур.

Слайд 35

На березе — птичий дом С крышей, С маленьким крыльцом. Только в доме Нет окна, Нет окна. А дверь одна. Все равно хороший дом. Прилетайте, мы вас ждем! Скворечник

Слайд 36

На шесте – дворец, Во дворце – певец, А зовут его ... Скворец

Слайд 37

Первым вылез из темницы На проталинке. Он мороза не боится, Хоть и маленький. Подснежник

Слайд 38

Кто там с крыши надо мною Нависает в холода? У кого это весною С носа капает вода? Сосулька

Слайд 39

Она весну встречает- Сережки надевает. Накинута на спинку Зеленая косынка. А платьице – в полоску Кто она ? Березка

Слайд 40

Редактирование текста. И берёзы дождались тепла . Берёзы умылись дождиком , росой напились . Сменила береза свою гладкую прическу . Ветки березы с нежными листьями свешиваются до земли .

Слайд 41

Редактирование текста И березы дождались тепла. Они умылись дождиком, росой напились. Сменила береза свою гладкую прическу. Ее ветки с нежными листьями и сережками свешиваются до земли .

Слайд 42

Части речи Имя Имя Глагол Существительное Прилагательное 1 предмет 1 признак предмета 1 действие 2 кто? что? 2 -Какой? Какое? предмета 3 собствен.(нарицат). Какая? Какие? 4 по родам и числам. -по родам(в ед.ч.) Что делает? -по числам. Что сделает? Что будет делать? -по временам, -по числам, -по родам( в пр. в.)

Слайд 43

Источники: 1. http :// http ://director.edu54.ru/ node /69466?size=thumbnail 2. fotki.yandex.ru / users / ninon-i / view /41051 3. http :// fotki . yandex . ru / users / l 19751/ view /157924 4. http ://1492955.vkrugudruzei.ru/ blog / 5. http :// www.lifeisphoto.ru /photo.aspx?id=49170&repostid=0 6. http://www.photoshare.ru/album101834.htm 7. http://nashideti.3dn.ru/index/zagadki_o_vesne/0-34 8. http://www.hvostatie.ru/pets/blog.xml?petId=3320&p=2 9. http://fotki.yandex.ru/users/ninon-i/view/41051 10. http://www.zastavki.com/rus/Nature/Seasons/Spring/wallpaper-6123-2.htm 11. http://kemclub.ru/showbest.php?konk=5&arc=4&page=98 12. http://www.photosight.ru/photos/488854 13. http://www.photosight.ru/photos/45077 14. http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1/56/327/56327216_1268340028_1.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка: Местоимение как часть речи (4 класс)

Через весь урок "красной линией" проходит воспитательный компонент, который посвящен Всемирному дню борьбы со СПИДом...

Урок русского языка "Как определить часть речи" 3 класс

Конспект урока русского языка по УМК "Гармония" в 3 классе по теме "Как определить часть речи"...

Урок русского языка по теме "Части речи" в 4 классе

Урок обобщения и систематизации знаний о частях речи в 4 классе в форме дидактической игры "Аукцион"...

Урок русского языка и презентация во 2 классе по теме "Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи"

Представлена технологическая карта урока русского языка, презентация и дидактический материал к уроку....

Проект урока русского языка по теме: «Части слова. Окончание и основа» (3 класс, ОС "Школа 2100")

Подробный проект урока русского языка по теме: «Части слова. Окончание и основа» (3 класс, ОС "Школа 2100") с фотографиями страниц учебника и рабочих тетрадей и указанием формируемых УУД на каждом эта...

Урок русского языка по теме: «Части речи. Местоимение как часть речи»

Цели урока:1.     Воспроизводить и углублять знания о местоимении как части речи;2.     Наблюдать за значением местоимений( указывать на предмет, но не называть...