Урок русского языка в 4 классе "Правописание тся,ться"
план-конспект занятия по русскому языку (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок в 5 классе на тему «Написание - ТСЯ, - ТЬСЯ в глаголах».
Урок разработан учителем
русского языка и литературы,
МКОУ «СОШ № 10 им. А.И. Исмаилова»
Койтемировой Аминат Расуловной
Цель урока: 1. Образовательная. познакомить учащихся со способами действия при выборе правильного написания – ться и - тся в глаголах, отработать способ действия при выборе написания – ться и –тся, вести работу по предупреждению наиболее распространенных и устойчивых ошибок в написании данной орфограммы;
2. Развивающая. развивать умение высказываться на грамматическую тему, сопоставлять, анализировать, развивать орфографическую зоркость;
3. Воспитательная. воспитывать положительное отношение к учебе, к знаниям, уважение друг к другу через работу над пословицами.
Оборудование: мультимедийная презентация, учебник, алгоритм.
Тип урока: урок умений и навыков.
Ход урока:
Организационный момент.
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться:
Доброе утро –улыбчивым лицам.
И каждый становиться
Добрым, доверчивым.
Доброе утро продлится
до вечера!
Повторение изученного материала.
- Здравствуйте, ребята, садитесь! Я рада вас приветствовать на нашем уроке.
Сегодня мы узнаем много интересного и увлекательного. Зовут меня Аминат Расуловна.
Кто готов к работе? Сядьте красиво и удобно.
Целеполагание. - На каждом уроке русского языка мы с вами узнаем что-то новое и интересное о языке. А писатель К. Г. Паустовский говорит так «Языку мы учимся и должны учиться до последних дней своей жизни». А зачем нам это надо? Ведь вы уже умеете читать и писать. Я предлагаю продолжить вам фразу: «Если мы будем хорошо знать язык, то сможем…..
Внимательно посмотрите на экран. У вас было задание повторить знания о глаголе.
Расскажите по плану, что вам известно об этой части речи.
Глаголы по частоте употребления занимают второе место (после существительных). Среди 9000 слов, являющихся наиболее употребительными, глаголов около 2500. Самые частотные из них — мочь, сказать, говорить, знать, стать, видеть, хотеть, пойти, дать, есть, стоять, жить, иметь, смотреть, ка¬заться, взять, понимать, сделать, делать, значить.
Перед тем, как изучить новую тему, давайте повторим ранее изученный материал, ответим на несколько вопросов. ( можно тест)
1.Указатжите неверное утверждение:
а) глагол обозначает действие
б) спряжение-изменение по лицам и по числам
в) глагол изменяется по временам
г) глагол бывает только сказуемым
2.Найти глагол неопределенной формы:
поднимать;
разглядывает;
сбросил;
продал.
3.Указать глаголы I спряжения:
терпеть,
выбелить,
стелить,
бежать.
4.Найдите вариант, в котором не с глаголом пишется раздельно:
-ремонт еще не доделали.
-(не)довыполнили задание
-(не)годовать от обиды
-(не)доставало времени
5.Найдите слово с безударной гласной И в окончании:
ед…т;
догон…т;
разбива…т;
сид…т.
6.найдите слово с орфографической ошибкой:
увидишь;
отреж;
беречь;
течь.
- Открыли тетради, записали число
- Минутка чистописания
Прочтите пословицу: (Не) стыдно (не) знать,
стыдно (не) учит…ся. ( разбор) Вывод: мы не знаем правописание окончаний ться и тся. Для начала напишем их каллиграфически правильно в две строчки.
Теперь попробуем определить тему урока.
Послушайте отрывок из веселого стихотворения Э. Успенского « Окончание глаголов»
Как же быть нам с этим знаком,
Ставить его или нет?
Надо, чтобы сами глаголы
Людям давали ответ.
- Ребята, скажите, пожалуйста, о каком знака идет речь?
- А теперь подумайте, какая тема нашего сегодняшнего урока?
Введение в новую тему. Постановка проблемной ситуации.
ТЕМА УРОКА « Правописание -ТСЯ, -ТЬСЯ»
- Открываем тетради, записываем тему.
_-Как определить - тся или – ться следует писать в конце глаголов?
Постановка проблемы. На слайде слова: (3 слайд)
бросит ? ся нравит ? ся удивит ? ся вернут ? ся
-Докажите, что пишется ь или не пишется ь. Приводят свои примеры с тем или
иным написанием.
-Кто же прав? От чего же зависит выбор –тся или –ться?
Вывод: Выбор написания зависит от формы слова. На слайде таблица-опора
ВЫВОД: Ь ПИШЕТСЯ У ГЛАГОЛОВ 3 ЛИЦА И НЕ ПИШЕТСЯ У ГЛАГОЛОВ НЕОПРЕДЕЛЁННОЙ ФОРМЫ.
СЛАЙД. А сейчас проведем творческую разминку.
Творческий диктант ( заменить одним словом, глаголы записать
в неопределенной форме и в 3-м лице ед. числа).
- Проявлять стремление.
-Испытывать волнение.
- Допускать ошибки.
- Принять решение.
- Чувствовать радость.
- В каких из этих случаев форма 3 лица и неопределенная форма глагола
в произношении совпадают?
- Как же их различить? (по вопросу) На слайде слова: «Помни:
вопрос – твой помощник!»
Физкультминутка.
Потянуться, отдохнуть,
Глубоко теперь вздохнуть.
Встать, умыться,
Кашу съесть,
Поскакать легонько,
На коленочки присесть.
Встать, попрыгать, посмеяться,
Покружиться, покачаться,
Поклониться, распрямиться
И опять начать трудиться.
Молодцы, ребята, отдохнули, продолжим.
А теперь закрепим наши знания.
РАБОТА Со слайдом ( упражнение «Заполни правильно»)
Выполним упражнение по слайду.
Перед вами “аукцион пословиц”.
Перед вами аукцион пословиц.
Прочтите пословицу, обозначая изученную орфограмму)
.Проверим наши знания. Посмотрите на экран. Вам нужно исправит ошибки в тексте.
-Пришло время оценить свои знания и умения.
Подведем итоги: 1) Что нового узнали на уроке?
2)Что понравилось?
3) Что запомнилось?
ВОПРОС – ТВОЙ ПОМОШНИК,
Надеюсь, вы и в дальнейшем не забудете правописание – тся – ться.
Сегодня вы работали очень активно, молодцы!
Пеликан, кормящий троих птенцов, стал гербом конкурса «Учитель года» .И вы, ребята, тоже внесли свою лепту в этот конкурс. Но я хотела бы, чтобы вы знали об этих благородных птицах трогательную легенду..
Легенда о Пеликане.
Некогда в цветущей долине Нила древнего Египта наступила страшная засуха. Стали погибать животные, растения. Цветущая долина вмиг стала превращаться в пустыню. Умирали от жажды только что вылупившиеся птенцы птицы пеликан.
И тогда, чтобы спасти своих детёнышей, птица пеликан разорвала себе грудь и напоила птенцов своей кровью. С тех пор эта птица стала символом жертвенности и заботы о подрастающем поколении.
Эта птица символизирует жертвенность, милосердие и кротость.
Она также является символом сыновней преданности.
Домашнее задание.
Теперь открываем дневники и записываем задание домашнее.
1) Выпишите по 10 глаголов на – тся,- ться
2) Пользуясь алгоритмом, выучите правило правописания на – ться и –тся правило.
Оценки за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Правописание -тся и -ться в глаголах". 4 класс.
Разработка урока русского языка по теме "Правописание -тся и -ться в глаголах" для учеников 4-го класса....
Урок русского языка "Правописание тся и ться в глаголах", 4 класс. Урок ознакомления с новым материалом. УМК "Начальная школа XXI века"
Ученики получат возможность сформировать новые знания о правописании глаголов, группировать слова по заданному основанию, преобразовывать транскрипцию в буквенную запись....
Урок русского языка по теме "Знакомство с возвратной формой глагола. Правописание глаголов с -тся, -ться" (Программа «Школа 2100», авторы учебника по русскому языку Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.,4 класс
Урок ориентирован на новый образовательный стандарт начального общего образования: определение целей, формирование универсальных учебных действий, использование технологии деятельностного подхода....
конспект урока русского языка 4 класс по теме "Правописание -тся, -ться в глаголах"(урок ЭОР)
Конспект урока русского языка . Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний, с технологией ЭОР. Это удобный вариант для дистанционного обучения школьников, имеющих проблем...
Конспект урока русского языка на тему: "Правописание -ться и -тся в глаголах"
Техническая карта урока русского языка на тему: "Правописание -ться и -тся в глаголах" 4 класс УМК "Школа России"...
Технологическая урока русского языка "Правописание -тся- и -ться- в возвратных глаголов", 4 класс УМК "Школа России"
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАДата: 19.04.2021Школа: 3Класс: 4Урок: 3Время: 09:20–10:00 Кабинет: 4Студент: Илларионов Григорий ИльичГруппа: 43Учитель: Солдаткина Яна АлексеевнаМ...
Технологическая карта урока русского языка "Правописание «тся» и «ться» в возвратных глаголах" (УМК "Школа России", 4 класс)
Цель урока: формирование представления о правописании –тся и –ться в возвратных глаголах, умения писать возвратные глаголы в неопределённой форме и 3 лице настоящего и будущего...