Урок русского языка "Правописание -тся и -ться в глаголах". 4 класс.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Савельева Галина Борисовна

Разработка урока русского языка по теме "Правописание -тся и -ться в глаголах" для учеников 4-го класса. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект урока79.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №20»

УРОК

РУССКОГО ЯЗЫКА

“Правописание глаголов

с  –тся- и –ться-“

4 класс

Подготовила и провела:

учитель начальных классов

Савельева Галина Борисовна

Новомосковск

2014

Цели:

  • Знакомство с возвратной формой глагола и правописанием глаголов с -тся, -ться.
  • Развитие умения писать -тся и -ться в глаголах.
  • Совершенствование  устной и письменной  речи.

Оборудование:

  1. Мультимадийный проектор, компьютер, экран или интерактивная доска
  2. Презентация “Гимнастика для глаз”.
  3. А.В. Полякова  “Русский язык” 4 класс.
  4. Толковые словари.

Ход урока:

Этапы урока

Планируемая

деятельность

учителя

Предполагаемая  

деятельность

учащихся

Психологический настрой

 

 

Актуализация опорных знаний, определение темы урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минутка чистописания

Открытие нового знания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проблемный вопрос

Определение темы урока.

 

 

 

 Работа по теме урока.

Работа в группах

 

 

 

 

 

Работа по теме урока.

Составление алгоритма-помощника

Работа в группах

Гимнастика для глаз.

 

Закрепление изученного материала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дефференцированная работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 Итог урока. Рефлексия.

 

 

 

 

 

Оценка и самооценка

Домашнее задание

-Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись, тихо сели.

-Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и пожелайте друг другу хорошего настроения.

“Однажды богатый грек Ксанф приказал своему рабу знаменитому баснописцу Эзопу купить самую лучшую вещь в мире. Эзоп пошел на базар и принес … язык. “Почему ты принес язык? Неужели ты считаешь, что эта самая лучшая вещь в мире?” – спросил Ксанф. “Конечно, - ответил Эзоп. – Разве может быть в мире что-нибудь лучше, чем язык?”

- Согласны ли вы с мнением Эзопа, что язык – самая лучшая вещь в мире? 

Продолжите фразу:

Если мы будем хорошо  знать язык, то сможем...

- А занимаемся мы всем этим на уроках русского языка. Какие значения слова ЯЗЫК мы уже знаем?

Внимание! Сегодня нам предстоит сделать важное открытие. Для этого нужно быть внимательными и  активными. На уроке вы должны  показать свои знания, проявить наблюдательность, умение анализировать и делать выводы. Не спеши языком, спеши делом.

- Хотите открыть новые тайны русского языка?

-Тогда в путь. Запишите время и место нашей работы.

- Итак, учебный старт предлагаю провести в форме  игры “Пресс-конференция”:

-Что такое глагол?

-На какие вопросы отвечает глагол?

-Как изменяется глагол?

-Чем является чаще всего глагол в предложении?

-Молодцы! Вы ответили на все мои вопросы.

-Как вы думаете? Для чего мы повторяем знания о глаголе?

-Как вы считаете, все ли мы знаем о глаголе?

На доске: Сп вр ли ро чи

-Попробуйте расшифровать запись. Какие признаки глагола спрятаны?

- Пропишите буквосочетания в тетрадь.

-На столе у вас карточки разного цвета. Возьмите карточку зеленого цвета. Прочитайте это стихотворение. (Приложение №1)

-Возьмите карточку красного цвета, прочитайте стихотворение.

(Приложение №2)

-Чем отличается запись на зеленой карточке от записи на красной карточке?

-Выпишите пары одинаковых слов из карточек зеленого и красного цвета.

-Прочитайте слова первого столбика.

-Что объединяет все слова первого столбика?

-Прочитайте слова второго столбика. Сравните буквы, которыми обозначено сочетание[ца].

-Какой вопрос у вас возникает?

Это проблема. Свяжите ее с изучаемой частью речи. Определите тему урока.

-Тема: «Правописание –тся- и –ться в глаголах»

-Давайте еще раз обратимся к нашим словам. Попробуйте объяснить, когда совпадает произношение и написание [ца]?

-Назовите имена существительные.

-Сделайте вывод об этих словах. Обсудите в группах.

-Что можно сказать о других словах. Назовите их.

-Что можно сказать о глаголах? Когда в них пишется ться, а когда тся?

Сформулируйте правило. Озвучьте его.

-Какие глаголы отвечают на вопросы что делать? что сделать?

- Какие глаголы отвечают на вопросы что делает? что делают?

-Еще раз сформулируйте правило.

-Для чего мы сформулировали новое правило?

-Какие действия нам нужно сделать, чтобы применить это правило.

Попробуйте составить из «конструктора» алгоритм правописания глаголов на –ться-, -тся-. (конверт у каждой группы)

-Какое действие вы поставили на первое место?

-Какой второй шаг?

-Для чего нам необходим данный алгоритм?

Презентация.

Игра «Передай другому»

Каждому ряду дается листок с глаголами на тся и ться( с пропусками). Нужно вставить пропущенные буквы и передать лист с заданием следующему ученику. Ряд, который справился с заданием быстрее и правильнее объявляется победителем.

Отказыва...ся

Дра...ся

Отправляю…ся

Удивляе...ся

Хоче...ся

Поправляе...ся

Дожидае…ся

Задума…ся

Поправля…ся  (Приложение 5)

-Предлагаю вам работу по выбору:

Карточка на «5» - соединить две части пословицы, правильно вставить -тся или –ться;

Карточка на «4» - вставить пропущенные буквы, заменяя звуки буквами, выделить орфограмму;

Карточка на «3» - списать, подчеркнуть в глаголах сочетания -тся, -ться.

- В заключении я предлагаю продолжить любое предложение:

  1. сегодня я узнал…
  2. я выполнял задания…
  3. я понял, что…
  4. теперь я могу…
  5. я понял, что…
  6. я научился…
  7. я попробую…

-Оцените свою работу.

-Сегодня наша работа на уроке была плодотворной, мне было приятно с вами работать. 

Найдите фразеологизмы о  языке (на выбор)

(всем) с.109 упр.6

Учащиеся обмениваются словами, приветствиями, добрыми пожеланиями друг другу.

 

- Да. С помощью языка люди обогащаются, передают свои мысли, познают мир…

 

-Лучше понимать прочитанное, правильно говорить, писать без ошибок, лучше понимать друг друга, интересно рассказывать

(дети заранее подготовили определения из словаря)

Язык - Подвижный мышечный орган в ротовой полости (средство общения)

Язык - такой орган животного как кушанье

Язык Народ, нация

1. разг. Противник, взятый в плен с целью получить необходимые сведения

Да. Конечно.

Учащиеся записывают число, классная работа.

-Часть речи.

-Что делать? Что сделать?

-По лицам, числам, временам; в прошедшем времени: по родам.

-Сказуемым.

-Наверное, они могут быть полезными на уроке.

Думаем, нет.

-Спряжение, время, лицо, род, число.

Дети выполняют задание учителя.

Дети выполняют задание учителя.

-На карточке зеленого цвета слова записаны с использованием транскрипции. А на карточке красного цвета эти же слова записаны буквами.

Дети выполняют задание учителя.

Получилась в тетрадях запись:

сади[ца]-садится

Струи[ца] -струится

води[ца]-водица

Пти[ца] -птица

сини[ца] -синица

гляди[ца]-глядится

горди[ца]-гордится

горди[ца]-гордиться

годи[ца]-годится

-В транскрипции всегда [ца]

[ца]-может обозначаться сочетанием ца

[ца]-может обозначаться ться

[ца]-может обозначаться тся)

(Ответы детей фиксируются на доске) – Приложение 3

-Почему одно и то же сочетание [ца]-обозначается по-разному.

-Тся- и Ться- в глаголах.

-Если это имя существительное, то совпадает написание.

-Водица, птица, синица

-Если это имя существительное слышу ца, пишу ца

Дети называют слова, задают к ним вопросы, определяют, что это глаголы.

-Если глагол отвечает на вопрос что делать? что сделать? Пишется –ться-. Если глагол отвечает на вопрос что делает? Что делают? Пишется –тся-.

-Это глаголы в неопределенной форме.

-Это глаголы 3-го лица ед. и мн. числа.

-Если глагол в неопределенной форме буду писать –ться-, если в 3-ем лице –буду писать –тся-

-Чтобы не ошибиться в написании глаголов на ться, тся

Дети работают в группах

-Задайте к глаголу вопрос.

-Если глагол отвечает на вопрос что делать? Что сделать? пиши     –ться-. Если глагол отвечает на вопросы что делает? Что сделают? Что делают? Что сделают? Пиши –тся-. (Приложение №4)

-Чтобы правильно применять правило на письме

Закрепление изученного

Работа по карточкам

(Приложение №6)

Дети продолжают предложения, подводят итог урока

Ученики оценивают свою работу

Используемая литература:


1. Н.Г. Калашникова “Личностно-ориентированный подход к формированию младшегшкольника, как субъекта учебной деятельности”.
2. Полякова А.В. Русский язык. 4 класс.-М.: Федоров, 2012.

3. Ожегов “Толковый словарь”.-М: Просвещение, 1989.
4. А. Зак  Развитие умственных способностей младших школьников, М-1994 г.
5. Л.С. Выготский  Педагогическая психология.- М., 1996 г.
6. Л. Тихомирова  Упражнения на каждый день.-М.: Академия развития, 1998 г.

Приложение 1

   Солнце сади[ца]

   Cтруи[ца] водица

   Пти[ца] сини[ца] в воду гляди[ца]

   Меж грибами мухомор

   Красотой горди[ца]

   Нечего горди[ца]

   Для супа не годи[ца]

Приложение 2

   Солнце садится

   Cтруится водица

   Птица синица в воду глядится

   Меж грибами мухомор

   Красотой гордится

   Нечего гордится

   Для супа не годится

Приложение 3

Отказыва…ся

Задума…ся

Отправляю…ся

Поправляе…ся

Задума…ся

Нрави…ся

Дра…ся

Бои…ся

Приложение 4

Алгоритм – помощник

Чтобы узнать, -тся- или –ться- пишется  на конце глаголов, нужно задать вопрос

что делать?

что сделать?

что делает?

что сделает?

ь пишется

пиши –ться-

Будем (что делать?) учиться

(глагол н.ф.)

ь  знак не пишется

пиши –тся-

Он (что делает?) учится

(глагол 3 лица)

Приложение 5

[ца]

ца

ться

тся

Приложение 6

КАРТОЧКА I

Восстанови пословицы. Объясни написание -тся-, -ться- у глаголов.

Всякий человека                           труса находит

Смелого пуля боит…ся                по делу узнает…ся

Всякое дело                                   больше и спрашивает…ся

С большого человека                    человеком и славится

КАРТОЧКА II

Вставь пропущенные буквы, заменяя звуки буквами.

Уехали купа[ца], резви[ца] на улице, держи[ца] на воде, море вздуе[ца], уволи[ца] с работы, отворачива[ца] от чашки, тучи несу[ца], верну[ца] из дальней поездки.


КАРТОЧКА III

Спишите. подчеркните в глаголах сочетания -тся-, -ться-.

     Мастером нельзя родиться, мастерству нужно учиться. Сумел ошибиться, сумей и поправиться.не бойся работы, пусть она тебя боится. За всё браться - ничего не сделать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Понятие о глаголе. Глагол как часть речи"

Урок  для 4 класса по программе " Перспективной начальной школы"  по теме " Понятие о глаголе.Глагол как часть речи".Урок содержит индивидуальную, групповую работу с элементами игры....

Конспект урока по русскому языку "Правописание тся, ться" у глаголов

Конспект урока по русскому языку "Правописание тся, ться" у глаголов...

Презентация к уроку русского языка "Начальная школа 21 век" 4 класс .Тема"Правописание тся- ться в глаголах" (урок 45) Учитель начальных класов Мозгунова Н.А.

Данная презентация создана к уроку правописания , русский язык , 4 класс, урок 45 по прграмме "Начальная школа 21 век" в соответствии с требованиями ФГОС...

Конспект урока русского языка "Единственное и множественное число глаголов. Изменение глаголов по числам" (УМК "Школа России", 3 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Единственное и множественное число глаголов. Изменение глаголов по числам.Цели деятельности учителя: совершенствование умений изменять глаголы по числам, выделять в ...

Конспект урока русского языка «Единственное и множественное число глаголов. Изменение глаголов по числам» (УМК "Школа России" 3 класс)

Цели деятельности учителя: формировать умения определять число глаголов; изменять глаголы по числамПланируемые результаты:·        Предметные: знать: ка...

Технологическая карта урока русского языка "I и II спряжения глаголов. Спряжение глаголов в будущем времени" (УМК "Школа России", 4 класс)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА  Дата: 27.04.2022ФИО студента: Закирова Эльвира РахимовнаШкола: МАОУ СОШ  № 74Группа: 45Класс: 4ФИО учителя: Новикова Анна АлександровнаКабинет: 21...

Технологическая карта урока русского языка "Единственное и множественное число глаголов. Изменение глаголов по числам." 3 Класс.

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Единственное и множественное число глаголов. Изменение глаголов по числам.Цели деятельности учителя: формирование умений изменять глаголы по числам, определять ...