Использование компьютера на уроках русского языка (повторение темы «Имя существительное»)
статья по русскому языку на тему
На этом уроке было использовано программированное освоение учебного материала. Ученикам предстояло охарактеризовать грамматические категории имени существительного, потренироваться в правописании слов этой части речи, а также расширить имеющиеся у них знания о существительных одушевленных и неодушевленных. Они-то и были в центре внимания на занятии. На материале учебных текстов ребята отрабатывали навыки определения лексико-грамматических признаков одушевленных и неодушевленных существительных и правильного употребления их в общении на русском языке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_kompyutera_na_urokakh_russkogo_yazyka.doc | 94.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование компьютера на уроках русского языка (повторение темы «Имя существительное»)
На этом уроке было использовано программированное освоение учебного материала. Ученикам предстояло охарактеризовать грамматические категории имени существительного, потренироваться в правописании слов этой части речи, а также расширить имеющиеся у них знания о существительных одушевленных и неодушевленных. Они-то и были в центре внимания на занятии. На материале учебных текстов ребята отрабатывали навыки определения лексико-грамматических признаков одушевленных и неодушевленных существительных и правильного употребления их в общении на русском языке.
Такой обширный объем работы, требовал и особой методики его проведения: рациональной и четкой организации, предельной экономии времени, использования схем в обобщении материала, а главное – вовлечения каждого учащегося в активную учебную деятельность.
Всего этого помог нам достигнуть программированный метод подачи и закрепления материала темы, использование возможностей компьютера.
Компьютерная программа темы была составлена на основе разработанного «сценария». Она включала в себя учебные тексты, обобщающие таблицы и схемы, учебные задания. Образец выполнения задания по карточкам-тренажерам. Вес этот материал, записанный на дискете, в ходе урока проецировался на экран дисплея, с которым работали учащиеся, когда выполняли учебные задания. Их работу учитель контролировал на своем дисплее.
Работа с компьютером по-настоящему увлекает их, дает высокий эффект в овладении знаниями. Особенно это проявляется тогда, когда учебная программа становится и основной, и органической частью всего занятия.
На экран дисплея проецируется фрагмент из комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль», в котором ее главный персонаж Митрофан дает свое определение частям речи: прилагательному и существительному.
Ученики дают правильное определение существительному, акцентируя внимание на его грамматических особенностях. Например, стихотворение «Веселая грамматика», которое помогает учащимся вспомнить названия знаменательных и незнаменательных частей речи русского языка.
Веселая грамматика (О.Высотская)
Существительное- школа,
Просыпается- глагол,
С прилагательным веселый
Новый школьный день пришел.
Встали мы- местоименье,
Бьет числительное семь,
Заниматься надо всем .
Мы наречием отлично
На уроках дорожим
Соблюдаем мы привычно
Дисциплину и режим.
Не и ни у нас частицы,
Нам их надо повторять
И при этом не лениться
И ни часу не терять!
После школы, как известно,
Мы катаемся в санях
Здесь особенно уместны
Междометья ох и ах.
А потом у теплой печи
Повторяем части речи.
После чтения стихотворения на экране дисплея появляется следующая таблица 1:
Ученики читают таблицу, идет пояснение.
В русском языке к одушевленным существительным относятся слова, обозначающие живые существа. В основном они отвечают на вопрос кто?. А неодушевленным относятся русские существительные, называющие предметы, т.е. вещи и явления неживого мира.
В русском языке из этого правила есть исключения.
Таблица 2
Существительные | |
Одушевленные (кто?) ученик, жираф, конь комар (что?) Исключение: существительные одушевленные и неодушевленные. | Неодушевленные (что?) Клубок, компьютер, народ, молодежь, отряд, войско Вирус, микроб, бактерия |
1. Одушевленные Врач Судья Девочка Директор Мать Сестра Писатель Бабочка Пчела | 2. Неодушевленные фабрика словарь автобус концерт лекция опера страна свобода войско |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме: "Имена существительные, отвечающие на вопросы кто? что?
Введение темы 1 урок....
презентация к уроку русского языка по теме "Имя существительное" в 3 классе по теме
Часть речи - имя существительное...
Урок русского языка "Повторение. Падежи имён существительных" 4 класс (по учебнику Рамзаевой Т.Н.)
Данный урок составлен для учащихся 4 специального ( коррекционного) класса II вида. Также здесь представлена презентация к уроку....
Технологическая карта урока русского языка по теме "Имя существительное.Повторение"
Технологическая карта урока русского языка в 4 классе по теме "Имя существительное.Повторение"...
Технологическая карта урока русского языка по теме " Имя существительное". Цельурока: Обобщить и систематизировать знания об имени существительном.
Урок русского языка проходит в виде работы над проектом, в ходе которого составляется паспорт "Имени существительного" . В конце урока ученики получают информационный продукт проэкта И...
Урок русского языка по теме «Имя существительное. Повторение, закрепление, обобщение» (3 класс)
Урок русского языка в 3 классе по теме «Имя существительное. Повторение, закрепление, обобщение» имеет краеведческую направленность, междисциплинарный характер. На уроке обучающиеся у...
Презентация к фрагменту урока русского языка по теме:"Имена существительные 1, 2, 3-го склонения. Урок-тренинг" 4 класс
Презентация к фрагменту урока русского языка по теме:"Имена существительные 1, 2, 3-го склонения. Урок-тренинг" 4 класс...