Технологическая карта урока русского языка по теме "Имя существительное.Повторение"
методическая разработка по русскому языку (4 класс)
Технологическая карта урока русского языка в 4 классе по теме "Имя существительное.Повторение"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka.docx | 32.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка
Учебный предмет | Русский язык |
Класс | 4 |
Тема урока | Имя существительное. Повторение. |
Тип урока | Систематизация и обобщение знаний |
Цели урока | Образовательная – систематизация знаний об имени существительном. Деятельностная - активизировать познавательную деятельность детей через различные формы работы, развивать коммуникативные, творческие способности учащихся, воспитывать чувство коллективизма, прививать интерес к русскому языку. |
Планируемые результаты | Личностные: формирование положительного отношения к уроку; Регулятивные УУД: формирование навыков самоконтроля и взаимопроверки в учебной деятельности; готовность к преодолению трудностей; Познавательные УУД: развитие умения осознанно строить речевое высказывание; умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; Коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем, одноклассниками; доброжелательное отношение друг к другу Предметные результаты: закрепление навыка определения имён существительных в потоке речи, знание основных грамматических признаков имён существительных. |
Методы работы | Частично-поисковый, практический, проблемный, игровой, словесный, объяснительно-иллюстративный. |
Оборудование | Компьютер, мультимедийный проектор. |
Дидактическое обеспечение | Учебник русского языка под редакцией М.Л.Каленчук, Н.А.Чураковой, Т.А.Байковой; презентация; раздаточный материал (карточки с заданиями). |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1.Мотивация учебной деятельности. | Добрый день! Добрый час! Очень рада видеть вас. Прозвенел уже звонок, Начинается урок. Улыбнулись.Ровно встали. Друг на друга посмотрели И тихонько дружно сели. Девиз нашего урока: «Знания имей отличные по теме «Имена существительные» -Готовы к преодолению трудностей? Улыбнитесь друг другу и за работу! | Приветствуют учителя, друг друга и гостей. | Личностные:формирование позитивной моральной самооценки и моральных чувств. Коммуникативные:умение слушать,сотрудничество со сверстниками. Познавательные: умение строить речевое высказывание. |
2.Актуализация знаний. Постановка цели и задач урока. | Словарный диктант с загадкой. (Слова записаны на доске) Ребята, вставьте пропущенные буквы и прочитайте спрятанное слово, обозначающее тему урока. Ко.ьба,ч.до,стеколь.ик,р.ка,про.ьба,трос.ник,вере.ка,удеревн.,вес.ник, м.рить(платье), ал.ея, ш.ют ,антен.а, в.да, к школ.. -А теперь, когда мы определили тему урока, по опорным словам поставьте цели урока. Повторим…. Обобщим…. | Дети записывают слова, объясняют написание, подбирая проверочные, где возможно. Затем по пропущенным буквам читают слово «Существительное», называют тему урока. Учащиеся продолжают предложения со слов: «Сегодня мы повторим.., обобщим..» | Личностные:развитие самооценки личности. Коммуникативные: построение понятных для партнёров высказываний. Познавательные: поиск разнообразных способов решения задач. |
3.Обобщение и систематизация знаний. | 1)Всему название дано – и зверю, и предмету. Вещей вокруг полным-полно, А безымянных нету. И все, что может видеть глаз,- Над нами и под нами, И все, что в памяти у нас,- Означено словами. Приведите примеры имен существительных, которые вас окружают. 2) Конкурс «Сказочный язык» Стихотворение написано на сказочном языке. Найдите и назовите существительные. Варкалось. Хливкие игорьки -По каким признакам вы определили имена существительные? -Докажите. -Сегодня на уроке мы вспомним все признаки, которые есть у имен существительных. Имя существительное Очень удивительное. На вопросы Кто? и Что? Отвечать оно должно. 3)Задание «Кто? и Что?» Сейчас нужно выполнить задание по вариантам. Распределите слова по вопросам. 1вариант-кто? 2 вариант – что? Слон, ласточка,площадь,президент,шиповник,окунь,дружба, молния,смелость,командир. -Чем отличаются слова в столбиках? -Как можно назвать эти слова? (Одушевленные и неодушевленные) -Вспомните одушевленность и неодушевленность - это постоянный признак имени существительного? | Дети называют имена существительные, которые видят вокруг себя. Учащиеся называют слова(игорьки, на наве, зелюки, мумзики, в мове)и объясняют признаки имен существительных. В тетрадях дети записывают слова, отвечающие на вопросы кто? и что? (Взаимопроверка) Отвечают на поставленные вопросы, делают вывод. Вывод: одушевленность/ неодушевленность -постоянный признак имени существительного. | Личностные: формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов. Коммуникативные: учёт разных мнений. Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи, Познавательные: выделение существенной информации, |
4.Применений знаний и умений в новой ситуации. | 1)Игра « Найди слово» И-В-А-Н-О-В-О-Л-Г-А-Л-Я Среди этих букв, ребята, спрятались имена существительные. Не переставляя букв, отыщите эти слова и запишите их. - Как пишутся эти слова?(с заглавной) -Как они называются?(собственные) -А какие вы еще знаете слова?(нарицательные) Подберите к каждому собственному имени существительному нарицательное. -Это постоянный признак существительного? 2) Конкурс « Образуй новое слово» -Подберите однокоренные слова-существительные к предложенным именам прилагательным: Холодный - …(холод) Дружный - …(дружба) Снежный - …(снег) Добрый - …(доброта) Радостный - …(радость) Посмотрите на образованные существительные. - Все ли они обозначают конкретные предметы, которые мы можем увидеть, потрогать? -Что они обозначают? - Что еще могут обозначать имена существительные? (явления природы, чувства, качества). - Давайте сделаем еще один вывод. 3) Игра «Найди своё слово». Распределите слова по родам. Врач страна печенье Вагон сестра солнце Дедушка доброта поле Поход яблоня облако Арбуз осина крыло -Какие существительные относятся к мужскому, женскому, среднему роду? (она моя, …) -А как вы думаете, род имени существительного - это постоянный признак имени существительного? Физминутка Я называю слова. Если встречается имя существительное – хлопаем в ладоши, имя прилагательное - топаем ногами. День, короткий, яблоко, сладкое, прекрасный, зима, ветер, холодный,окно 4) Самостоятельная работа по распределению слов по склонениям. На слайде изображены картинки, их нужно распределить по склонениям и записать словами. Тетрадь, дом, море, мышь, лошадь, мяч, яблоня, дедушка, печь, парта. -Сколько склонений у имени существительного? -Склонение – это постоянный признак? 5) Конкурс «Четвёртое лишнее» В каждом ряду слов, записанных в карточках, найдите лишнее. Объясните свой выбор.
| Дети записывают слова: … Иван,… Иванов, …Иваново, …Волга, …Галя, …Аля Отвечают на вопросы, подбирают нарицательные существительные (брат ИВАН, река Волга и т.д) Учащиеся подбирают слова. Отвечают на вопрос, делая вывод, что имена существительные обозначают не только предмет, но состояние, явления природы, действие, события, чувства . У доски 3 человека выбирают напечатанные слова и распределяют на доске слова по родам с помощью магнитов. Затем взаимопроверка. Дети отвечают на вопросы, делают вывод, что род- постоянный признак имени существительного. Дети работают в малых группах (по 4 человека) Самопроверка (по слайду) Ребята распределяют слова по склонениям, делают вывод: у имени существительного 3 склонения и это постоянный признак. Дети выполняют задание и делают вывод, что некоторые имена существительные имеют только одну форму числа и это их постоянный признак, у остальных есть и ед.ч и мн.ч. | Личностные: самоопределяются, осознают ответственность за работу пары. Познавательные: Самостоятельно планируют свою деятельность, применяют способы решения, прогнозируют результат, выстраивают логическую цепь рассуждений Коммуникативные: формулирование собственного мнения, Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи |
5)Контроль усвоения, обсуждение ошибок, коррекция. | 1)Конкурс «Не ошибись». Работа в группах. (листочки с напечатанными заданиями лежат на партах) Ребята, нужно соединить стрелочками вопросы с падежами и предлоги с падежами. Задание группам. 1группа. Найди падежу свои вопросы? Д.п. кто? что? И.п. кем? чем? Т.п. кого? что? П.п. кому? чему? Р.п. о ком? о чём? В.п. кого? что? -Скажите, падеж является постоянным признаком? 2 группа. Какие предлоги соответствуют падежу? И.п. с, за, между… Т.п. к, по П.п. через, в, на В.п. у, от, до, из… Д.п. в, о, при, на 3 группа: Просклонять слово РИСУНОК(вопрос к 3 группе) - Какая часть слова меняется, когда мы склоняем имена существительные? (окончание) 2)Составление кластера (на столе распечатаны слова, обозначающие все признаки существительных, постоянные выделены красным цветом, непостоянные- зеленым) Кроме них есть слова «спряжение», «вид», «лицо». Ребята, нам нужно сейчас составить кластер по признакам имени существительного, которые мы сегодня вспомнили, лишние слова нужно убрать . | Ученики работают в группах. Озвучивают выполненное задание. Ученики отвечают на заданный вопрос. Вывод: падеж- непостоянный признак. Один ученик выходит к доске и выбирает все нужные слова для кластера. Идет коллективное обсуждение и составляется кластер на доске. Часть речи Кто? что? Одушевленные и неодушевленные Нарицательные и собственные Род Склонение Число падеж
| Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Познавательные: уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую. Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке |
6)Рефлексия | Ребята, оцените свою работу на уроке. Перед вами карточка с изображением горы. Если вы считаете, что хорошо усвоили на уроке, разобрались во всех заданиях, то нарисуйте себя на вершине горы. Если осталось что-то неясно, то нарисуйте ниже, а слева или справа - решите сами. Передайте мне ваши рисунки. | Дети рисуют и сдают учителю рисунки. | Личностные: Регулятивные: восприятие оценки учителя, адекватная самооценка. |
Домашнее задание.(дифференцированное) 1 решить тест в МЭШ https://uchebnik.mos.ru/catalogue/material_view/test_specifications/29461 2.упр №1 в учебнике 3.Составить 5 предложений из слов, которые использовались на уроке. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка по теме "Буквы русского языка. Алфавит"
Технологическая карта урока русского языка в 1 классе по теме "Буквы русского языка. Алфавит". УМК "Школа России....
Технологическая карта урока русского языка. Урок - игра "Знатоки русского языка" (VIII вид)
Урок - игра "Знатоки русского языка" проводился в рамках методической недели Русского языка в 3Г классе для детей с лёгкими интеллектуальными нарушениями,в ГБОУ школа 487 Выборгского ра...
Технологическая карта урока "Русский язык" на тему "Закрепление изученного. Составление рассказа по серии картинок" (УМК "Школа России", 4 класс)
Тип урока: «Рефлексии» Цель урока: формирование умения составлять рассказ с опорой на серию сюжетных картинок Задачи урока Дидактические: Формировать умения составлять расск...
Технологическая карта урока русского языка «Сравнение как одно из выразительных средств русского языка» (УМК "Школа России", 2 класс)
Цель урока: формирования представлений о сравнении, как о средстве выразительности речи.Задачи урока Дидактические:1.Дать представление о средствах сравнения в речи;2.Научить составлять пред...
Технологическая карта урока русского языка «Делу время, потехе час» (Родной русский язык, 2 класс).
Цель урока: создание условий для формирования знаний обучающихся о игрушках прошлого.Задачи урокаДидактические:1. Актуализировать знания о связи между предложениями в тексте посредством индивидуальной...
Технологическая карта урока русского языка по теме «Корень слова. Однокоренные слова.» Предмет: Русский язык Класс: 3 , УМК «Школа России». В.П. Канакина, В.Г. Горецкий
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе УМК "Школа России" по теме "Корень слова. Однокоренные слова"...
Технологическая карта урока русского языка по теме "Какие предложения бывают в русском языке", УМК «Система Эльконина-Давыдова», 4 класс.
Тип урока: «Открытие» нового знанияЦель урока: Формирование понятия о повествовательных, вопросительных, восклицательных и невосклицательных предложениях. Зад...