Технологическая карта урока русского языка по теме "Имя существительное.Повторение"
методическая разработка по русскому языку (4 класс)

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе по теме "Имя существительное.Повторение"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx32.04 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка

Учебный предмет

Русский язык

Класс

4

Тема урока

Имя существительное. Повторение.  

Тип урока

Систематизация и обобщение  знаний

Цели урока

Образовательная – систематизация знаний об имени существительном.

Деятельностная -  активизировать познавательную деятельность детей через различные формы работы, развивать коммуникативные, творческие способности учащихся, воспитывать чувство коллективизма, прививать интерес к русскому языку.

Планируемые результаты

Личностные:  формирование  положительного отношения к уроку;

Регулятивные УУД: формирование навыков самоконтроля и взаимопроверки  в учебной деятельности; готовность к преодолению трудностей; 

Познавательные УУД: развитие умения  осознанно строить речевое высказывание;  умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем, одноклассниками;  доброжелательное отношение друг к другу

Предметные результаты: закрепление навыка определения имён существительных в потоке речи, знание основных грамматических признаков имён существительных.

Методы работы

Частично-поисковый, практический, проблемный, игровой, словесный, объяснительно-иллюстративный.

Оборудование

Компьютер, мультимедийный проектор.

Дидактическое обеспечение

Учебник русского языка под редакцией М.Л.Каленчук, Н.А.Чураковой, Т.А.Байковой;  презентация; раздаточный материал (карточки с заданиями).

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Мотивация учебной деятельности.

Добрый день! Добрый час!

Очень рада видеть вас.

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

Улыбнулись.Ровно встали.

Друг на друга посмотрели

И тихонько дружно сели.

Девиз нашего урока:

 «Знания имей отличные по теме «Имена существительные»

 -Готовы к преодолению трудностей?

Улыбнитесь друг другу и за работу!

Приветствуют учителя, друг друга и гостей.

Личностные:формирование позитивной моральной самооценки и моральных чувств.

Коммуникативные:умение слушать,сотрудничество со сверстниками.

Познавательные:  умение  строить речевое высказывание.

2.Актуализация знаний.

Постановка цели и задач урока.

Словарный диктант с загадкой.

(Слова записаны на доске)

Ребята, вставьте пропущенные буквы и прочитайте спрятанное слово, обозначающее тему урока.

Ко.ьба,ч.до,стеколь.ик,р.ка,про.ьба,трос.ник,вере.ка,удеревн.,вес.ник,

м.рить(платье), ал.ея, ш.ют ,антен.а, в.да, к школ..

-А теперь, когда мы определили тему урока, по опорным словам поставьте цели урока.

Повторим….

Обобщим….

Дети записывают слова, объясняют написание, подбирая проверочные, где возможно. Затем по пропущенным буквам читают слово

«Существительное», называют тему урока.

Учащиеся продолжают предложения со слов: «Сегодня мы повторим.., обобщим..»

Личностные:развитие самооценки личности.

Коммуникативные: построение понятных для партнёров высказываний.

Познавательные: поиск разнообразных способов решения задач.

3.Обобщение и систематизация знаний.

1)Всему название дано – и зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных нету.

И все, что может видеть глаз,-

Над нами и под нами,

И все, что в памяти у нас,-

Означено словами.

Приведите примеры имен существительных, которые вас окружают.

2) Конкурс «Сказочный язык»

Стихотворение написано на сказочном языке. Найдите и назовите существительные.

Варкалось. Хливкие игорьки
Пырялись на наве:
И хрюкотали зелюки,
Как мумзики в мове!

-По каким признакам вы определили имена существительные?

 -Докажите.

-Сегодня на уроке мы вспомним все признаки, которые есть у имен существительных.

Имя существительное

Очень удивительное.

На вопросы Кто? и Что?

Отвечать оно должно.

3)Задание «Кто? и Что?» 

Сейчас нужно выполнить задание по вариантам. Распределите слова по вопросам.

1вариант-кто?  2 вариант – что?

Слон, ласточка,площадь,президент,шиповник,окунь,дружба,

молния,смелость,командир.

-Чем отличаются слова в столбиках?

-Как можно назвать эти слова? (Одушевленные и неодушевленные)

-Вспомните одушевленность и неодушевленность - это постоянный признак имени существительного?

Дети называют имена существительные,

которые видят вокруг себя.

Учащиеся называют слова(игорьки, на наве, зелюки, мумзики, в мове)и объясняют признаки имен существительных.

В тетрадях  дети записывают слова, отвечающие на вопросы кто? и что?

(Взаимопроверка)

Отвечают на поставленные вопросы, делают вывод.

Вывод: одушевленность/

неодушевленность -постоянный признак имени существительного.

Личностные: формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов.

Коммуникативные: учёт разных мнений.

Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи,
планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные: выделение существенной информации,
формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблемы.

4.Применений знаний и умений в новой ситуации.

1)Игра « Найди слово» И-В-А-Н-О-В-О-Л-Г-А-Л-Я

Среди этих букв, ребята, спрятались имена существительные. Не переставляя букв, отыщите эти слова и запишите их. 

- Как пишутся эти слова?(с заглавной)

-Как они называются?(собственные)

-А какие вы еще знаете слова?(нарицательные)

Подберите к каждому собственному имени  существительному нарицательное.

 -Это постоянный признак существительного?

2) Конкурс « Образуй новое слово»

-Подберите однокоренные слова-существительные к предложенным именам прилагательным: 

Холодный - …(холод)

Дружный - …(дружба)

Снежный - …(снег)

Добрый - …(доброта)

Радостный - …(радость)

Посмотрите на образованные существительные.

- Все ли они обозначают конкретные предметы, которые мы можем увидеть, потрогать?

-Что они обозначают?

- Что еще могут обозначать имена существительные? (явления природы, чувства, качества).

- Давайте сделаем еще один вывод. 

3) Игра «Найди своё слово».

Распределите слова по родам.

Врач страна печенье

Вагон сестра солнце

Дедушка доброта поле

Поход яблоня облако

Арбуз осина крыло

-Какие существительные относятся к мужскому, женскому, среднему роду? (она  моя, …)

-А как вы думаете, род имени существительного - это постоянный признак имени существительного?

Физминутка

Я называю слова. Если встречается имя существительное – хлопаем в ладоши, имя прилагательное - топаем ногами.

День, короткий, яблоко, сладкое, прекрасный, зима, ветер, холодный,окно

4) Самостоятельная работа по распределению слов по склонениям.

На слайде изображены картинки, их нужно распределить по склонениям и записать словами.

Тетрадь, дом, море, мышь, лошадь, мяч, яблоня, дедушка, печь, парта.

-Сколько склонений у имени существительного?

-Склонение – это постоянный признак?

5) Конкурс «Четвёртое лишнее»

В каждом ряду слов, записанных в карточках, найдите лишнее. Объясните свой выбор.

  • 1)носки, юбки, шорты, сарафаны.
  • 2)щипцы, плоскогубцы, ножницы, молотки.
  • 3) арбуз, клюква, дыня, слива.

Дети записывают слова:

 Иван,… Иванов, …Иваново, …Волга, …Галя, …Аля

Отвечают на вопросы, подбирают нарицательные существительные

(брат ИВАН, река Волга и т.д)

Учащиеся подбирают слова.

Отвечают на вопрос, делая вывод, что имена существительные обозначают не только предмет, но состояние, явления природы, действие, события, чувства .

У доски 3 человека выбирают напечатанные слова и распределяют на доске слова по родам с помощью магнитов.

Затем взаимопроверка.

Дети отвечают на вопросы,

делают вывод,

что род- постоянный признак  имени существительного.

Дети работают в малых группах (по 4 человека)

Самопроверка

(по слайду)

Ребята распределяют слова по склонениям, делают вывод: у имени существительного  3 склонения и  это постоянный признак.

Дети выполняют задание и делают вывод, что некоторые имена существительные имеют только одну форму числа и это их постоянный признак, у остальных есть и ед.ч и мн.ч.

Личностные: самоопределяются, осознают ответственность за работу пары.

Познавательные:

Самостоятельно планируют свою деятельность, применяют способы решения, прогнозируют результат, выстраивают логическую цепь рассуждений Коммуникативные: формулирование собственного мнения,
использование речи для регуляции своего действия,
построение монологического высказывания

Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи

5)Контроль усвоения, обсуждение ошибок, коррекция.

1)Конкурс «Не ошибись». Работа в группах.

(листочки с напечатанными заданиями лежат на партах)

Ребята, нужно соединить стрелочками вопросы с падежами и предлоги с падежами.

Задание группам.

1группа. Найди падежу свои вопросы?

Д.п.               кто? что?

И.п.               кем? чем?

Т.п.               кого? что?

П.п.               кому? чему?

Р.п.               о ком? о чём?

В.п.               кого? что?

-Скажите, падеж является постоянным признаком?

2 группа. Какие предлоги соответствуют падежу?

И.п.               с, за, между…

Т.п.                к, по

П.п.               через, в, на

В.п.                у, от, до, из…

Д.п.                в, о, при, на

3 группа: Просклонять слово РИСУНОК(вопрос к 3 группе)

Какая часть слова  меняется, когда мы склоняем имена существительные? (окончание)

2)Составление кластера

(на столе распечатаны слова, обозначающие  все признаки существительных, постоянные выделены красным цветом,

непостоянные- зеленым)

Кроме них есть слова «спряжение», «вид», «лицо».

Ребята, нам нужно сейчас составить кластер по признакам имени существительного, которые мы сегодня вспомнили, лишние слова нужно убрать .

Ученики работают в группах.

Озвучивают выполненное задание.

Ученики отвечают на заданный вопрос.

Вывод:

падеж- непостоянный признак.

Один ученик выходит к доске и выбирает все нужные слова для кластера.  Идет коллективное обсуждение и составляется кластер на доске.

Часть речи

Кто? что?

Одушевленные и неодушевленные

Нарицательные и собственные

Род

Склонение

                             Число

                              падеж

           

Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Познавательные: уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке

6)Рефлексия

Ребята, оцените свою работу на уроке. Перед вами карточка с изображением горы. Если вы считаете, что хорошо усвоили на уроке, разобрались во всех заданиях, то нарисуйте себя на вершине горы. Если осталось что-то неясно, то нарисуйте ниже, а слева или справа - решите сами. Передайте мне ваши рисунки.

Дети рисуют и сдают учителю рисунки.

Личностные:
формирование адекватной позитивной самооценки.

Регулятивные: восприятие оценки учителя, адекватная самооценка.

Домашнее задание.(дифференцированное)

1 решить тест в МЭШ https://uchebnik.mos.ru/catalogue/material_view/test_specifications/29461

2.упр №1 в учебнике

3.Составить 5 предложений из слов, которые использовались на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка по теме "Буквы русского языка. Алфавит"

Технологическая карта урока русского языка в 1 классе по теме "Буквы русского языка. Алфавит". УМК "Школа России....

Технологическая карта урока русского языка. Урок - игра "Знатоки русского языка" (VIII вид)

Урок - игра "Знатоки русского языка" проводился в рамках методической недели Русского языка в 3Г классе для детей с лёгкими интеллектуальными нарушениями,в ГБОУ школа 487 Выборгского ра...

Технологическая карта урока "Русский язык" на тему "Закрепление изученного. Составление рассказа по серии картинок" (УМК "Школа России", 4 класс)

Тип урока: «Рефлексии» Цель урока: формирование умения составлять рассказ с опорой на серию сюжетных картинок Задачи урока Дидактические: Формировать умения составлять расск...

Технологическая карта урока русского языка «Сравнение как одно из выразительных средств русского языка» (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель урока: формирования представлений о сравнении, как о средстве выразительности речи.Задачи урока Дидактические:1.Дать представление о средствах сравнения в речи;2.Научить составлять пред...

Технологическая карта урока русского языка «Делу время, потехе час» (Родной русский язык, 2 класс).

Цель урока: создание условий для формирования знаний обучающихся о игрушках прошлого.Задачи урокаДидактические:1. Актуализировать знания о связи между предложениями в тексте посредством индивидуальной...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Корень слова. Однокоренные слова.» Предмет: Русский язык Класс: 3 , УМК «Школа России». В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе УМК "Школа России" по теме "Корень слова. Однокоренные слова"...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Какие предложения бывают в русском языке", УМК «Система Эльконина-Давыдова», 4 класс.

Тип урока: «Открытие» нового знанияЦель урока: Формирование понятия о повествовательных, вопросительных, восклицательных и невосклицательных предложениях. Зад...