Технологическая карта урока русского языка по теме " Имя существительное". Цельурока: Обобщить и систематизировать знания об имени существительном.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Урок русского языка проходит в виде работы над проектом, в ходе которого составляется паспорт "Имени существительного" . В конце урока ученики получают информационный продукт проэкта Имени существительного.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_imya_sushchestvitelnoe.docx | 24.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка
Целевой блок
Тема
Имя существительное
Цель
Обобщить и систематизировать знания об имени существительном.
Формировать УУД:
- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; оценивать правильность выполнения действия на уроке; высказывать своё предположение
- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других ;принимать участие в работе группами, парами, воспринимать различные точки зрения, понимать заданные вопросы, адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников
- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Планируемые результаты
Предметные: обучающиеся научатся распознавать имена существительные, различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, различать грамматические группы слов(части речи); определять у имени существительного значение, выделять грамматическую основу предложения, определять род имени существительного
Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
(Регулятивные УУД).:
уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия на уроке; высказывать своё предположение
(Коммуникативные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в группах ,парах.
(Познавательные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке .
Инструментальный блок
Задачи урока
Образовательные: формировать представление об имени существительном как части речи, пользуясь комплексом грамматических признаков: вопрос, значение; ознакомить с обобщенным лексическим значением имен существительных: являются названиями людей, вещей, явлений природы и т.д.; формировать умения классифицировать имена существительные и ставить к ним вопросы (кто? что?);
Способствовать развитию у школьников логического мышления при систематизации имён существительных по тематическим группам; умение выделять главное, существенное, обобщать, логически излагать свои мысли; развивать орфографическую зоркость учащихся, познавательную активность;
Воспитывать культуру поведения при групповой, фронтальной, индивидуальной работе; интерес к русскому языку.
Тип урока
Закрепление изученных знаний
Учебно-методический комплекс
- карточки с заданиями
- презентация к уроку
- тетрадь
| Итак, русский язык, друзья! На вас надеюсь, как всегда! Мы хороший, дружный класс, Всё получится у нас! Коррекция настроения. Посмотрите друг на друга. Пожмите соседу руку. И, конечно, улыбнитесь друг другу. - Надеюсь, у вас хорошее настроение? Сегодня у нас гости. Повернитесь и поприветствуйте гостей - Сегодня перед нами стоит непростая задача, сегодня мы начнём разрабатывать проект. Посмотрите, пожалуйста, по сторонам и соберите пословицу, она будет девизом нашего сегодняшнего урока.(Повторенье-мать ученья) А тема нашего проекта спряталась в стихотворении Александра Шибаева. Послушайте это стихотворение Всему название дано – И зверю, и предмету. Вещей вокруг полным – полно, А безымянных – нету! И всё, что может видеть глаз – Над нами и под нами, - И всё, что в памяти у нас, - Означено словами!
Вы правы! Имени существительному! Заходит Незнайка.-«Ой, я опоздал, можно войти.»Забегает и заливает паспорт чернилами. Мы попробуем составить паспорт имени существительного. СЛАЙД №1. «Паспорт имени существительного» СЛАЙД2 -Какова цель нашего проекта?(составить паспорт имени существительного) Что мы должны сделать, чтобы достичь цели?( выяснить назначение паспорта как документа, выявить и обобщить признаки имени существительного, создать информационный продукт) |
III. Актуализация опорных знаний. | Давайте выясним, что такое паспорт. - Дежурный библиограф, уточните лексическое значение этого слова. СЛАЙД №3 Паспорт- официальный документ, удостоверяющий личность владельца; регистрационный документ предметов хозяйственного оборудования. - Где вы встречали слово «паспорт»? -Какая информация содержится в этих документах? (очень важная) - В чём актуальность нашего проекта? (паспорт поможет обобщить и запомнить все признаки имени существительного) Приготовьте ваши тетради и по ходу исследования будем вести записи.
|
IV. Постановка учебной проблемы. | СЛАЙД 4
Уважаемые учёные, приступаем к исследованиям. Внимание на экран. Лес, сугроб, дерево, шапка. К какой части речи относятся эти слова? - Это имена существительные. Дайте определение имени существительному. А наш дежурный библиограф проверит правильность ваших ответов. Пожалуйста наша информационная группа расскажет об этом. СЛАЙД 5,6 По наблюдениям учёных ,существительные появляются в речи ребёнка в числе первых слов. И это вполне понятно. Ребёнок жадно смотрит на мир и хочет знать, как называется всё что его окружает .Ещё первобытные люди, познавая природу, давали названия окружающим предметам и явлениям ,и эти наименования закреплялись в языке .Поэтому имя существительное -важнейшая часть речи. Продолжаем рассуждать ,когда мы с группой собирали информацию встретили такое понятие «Частотный словарь русского языка» А как вы понимаете это название? Из 9 тысяч наиболее часто употребляемых слов существительные составляют 4 тысячи. Из этого можно сделать вывод , что имя существительное в русском языке употребляется чаще ,чем другие слова. Обратите внимание, ребята, что вы не только нашли интересную информацию ,но и самостоятельно сделали вывод. Какие группы можно выделить среди существительных по их значению?( Явления, события, чувства)
|
V. Поиск решения, практическая деятельность. VI. Осуществления контроля |
Для этого проведём мозговой штурм. (Работа в группе) У каждой группы конверт со словами ,ваша задача выбрать слова со своим значением. -явления -события -чувства (Гроза,праздник,снегопад,жажда,грусть,концерт,зависть,дождь,поездка) Что надо сделать чтобы определить какой частью речи являются слова.(ученик-эксперт) На какие вопросы отвечает имя существительное? (кто? что?) -как называются имена существительные, которые отвечают на вопрос кто? -как называются имена существительные, которые отвечают на вопрос что? -это постоянные или непостоянные признаки существительного? Будем работать в паре, распределились. Возьмите синий конверт. Задание распределите данные слова в две группы, один в паре будет записывать слова отвечающие на вопрос кто? ,другой что? ,решили, приступаем к заданию. Проверка, зачитываем слова. Кто? Медведь, грач ,Роман, заяц, лиса ,ворона Что? Москва, солнце, снег, мороз ,оттепель ,сосульки. Какие слова отличаются написанием от других.( Москва, Роман – это слова написаны с заглавной буквы) Почему? (это имена собственные),А слова написанные с маленькой буквы как называются? (нарицательные)Это какой признак имени существительного постоянный или непостоянный? СЛАЙД 7 Вставьте данные имена существительные в следующие предложения (щелчок слайда): Мы вошли в зимний … . Кругом большие пушистые … . На высоких … лежат снеговые … . Уважаемые исследователи ,всё ли у вас получилось? Какие возникли затруднения?
- Мы не можем использовать существительные сугроб, дерево, шапка в предложениях, т.к. они обозначают один предмет, а в предложении речь идёт о множестве предметов. - Как нужно поступить? - Нам нужно изменить существительные так, чтобы они обозначали много предметов: сугробы, деревья, шапки. Какой вывод можно сделать? (что имена существительные изменяются по числам).Это какой признак имени существительного?(непостоянный) Выходит и записывает последнее предложение. Укажите грамматическую основу предложения. Какой член предложения может быть существительным?
|
VII. Физминутка. | Я буду читать слова, делая паузу после каждого слова. Если это одушевленное имя существительное – поднимаем правую руку, если неодушевленное – левую, слово относится к другой части речи – присесть.
|
| Интеллектуальный тренинг. (самостоятельная работа) Найди лишнее слово. - линейка, ручка, карандаш, резинка. - воробей, ручей, ночь, конь - поле, стекло, мороз, утро.
-Ребята! С именем существительным могут происходить разные превращения, как в сказках. Вот и наш фокусник покажет нам какие могут происходить превращения. Выходит фокусник показывает на экран. Кто это?(стая голубей) К какой части речи относится слово- голубей? Составьте предложение со словом голубей .А теперь фокус. Прочитайте глазками предложение. Зимние сугробы стали голубей.. Что произошло с именем существительным?(оно превратилось в имя прилагательное) Уважаемый фокусник давай дадим ребятам тоже проделать такие фокусы с именами существительными. Чтобы у них всё получилось ты должен обсыпать их своей волшебной пылью. Работа в группах.(рой, пила, печь)
|
VIII. Закрепление изученного материала. | На протяжении нашего проекта мы составляли паспорт имени существительного, и в конце должен получится информационный продукт .Давайте проверим ,что получилось .Слайд 8 |
|
|
IX. Итог урока. | Слайд 9 Закончите одно из предложенных выражений. - Я вспомнил…. Мне удалось….. Мне понравилось….. Я могу похвалить себя за.. |
X. рефлексия |
А сейчас каждый из вас оценит свою работу, используя карточки для самооценки. -отлично усвоил тему урока (зелёный) -знаю, но не могу рассказать (жёлтый) -ничего не понял (красный) |
Список используемой литературы:
«Русский язык», методическое пособие к комплекту «Русский язык» для 2 класса, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий М.:Просвещение, 2011
«Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения.Начальная школа», Е.С. Савина, М.: Просвещения, 2011, Стандарты второго поколения
«Планируемые результаты начального общего образования», Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова, М.: Просвещение, 2011, Стандарты второго поколения
«Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий», М.Ю. Демидова, С.В. Иванов, О.А. Карабанова, М.: Просвещение, 2011, Стандарты второго поколения
«Проектные задачи в начальной школе», А.Б. Воронцов, В.М. Заславский, С.В. Егоркина, М.: Просвещение, 2011, Стандарты второго поколения
С.И.Ожегов «Толковый словарь русского языка»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка по теме: "Употребление предлогов с именами существительными" 2 класс Школа России
Урок урусского языка...
Технологическая карта урока русского языка по теме: "Употребление предлогов с именами существительными" 2 класс Школа России
Урок русского языка...
Технологическая карта урока русского языка по теме Правописание предлогов с именами существительными
технологическая карта урока русского языка 2 класс...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА по теме «Три склонения имен существительных (общее представление). 1-е склонение имен существительных»
Цели: дать общее представление о трех типах склонения имен существительных в единственном числе; познакомить с признаками имен существительных 1-го склонения; учить распознавать имена существительные ...
Технологическая карта урока Русский язык по теме: Связь имени прилагательного с именем существительным
Конспект урока Русский язык по теме: Связь имени прилагательного с именем существительным...
Технологическая карта урока русского языка по теме «Связь имени прилагательного с именем существительным» ( УМК "Школа России" 2 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления о связи имени прилагательного с именем существительным, значении и употреблении в речи имён прилагательныхЗа...
Технологическая карта урока русского языка по теме «Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном»(УМК «Школа России» 3 класс)
Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: закрепление и обобщение знаний учащихся об имени существительном и имени прилагательном, повторение грамматических признаков имени сущест...