Урок русского языка (по системе Занкова) 4 класс. Тема:" Неопределенная форма глагола."
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему

Шорохова Марина Владимировна

Цели: 1. Сформировать представление о неопределенной форме глагола.

           2.  Повторить знания о глаголе.

           3. Формировать УУД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_4_klass.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка 4 класс

(система Л.В.Занкова)

Тема: «Неопределенная форма глагола»

Цели: 1. Сформировать представление о неопределенной форме глагола.

           2.  Повторить знания о глаголе.

           3. Формировать УУД.

Оборудование: компьютер, телевизор, таблицы.

Ход урока

I. Организационный момент.

*настроение;

*запись числа, к /р.

II.Чистописание.

- Посмотрите на доску. Чем будем сейчас заниматься? Зачем?  

(Чистописанием, чтобы красиво писать.)

- Напишите по образцу, продолжите закономерность.

На доске:

т// тт//ттт//т


та тат то ат тв тл



-Прочитайте пословицу, объясните ее смысл.


Не на пользу книги ч_тать, когда только в_ршки с них хв_тать.


( Читая книги, мы учимся, находим ответы на вопросы. Нужно вчитываться в книгу, думать, рассуждать. С положительных героев  мы берем пример.)

-Запишите предложение. Правильно выполните все соединения, вставьте пропущенные буквы.

-Объясните правописание пропущенных букв. С какой орфограммой встретились?

(Дети объясняют правописание безударных гласных в корне.)

III.Актуализация опорных знаний.

- Над какой темой мы работали на прошлых уроках?

(Мы работали над темой « Глагол».)

- Что мы уже знаем о глаголе?

(*Глагол-часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: что делать? Что сделать?

*Глагол изменяется по временам (н.в., пр.в, б.в.).

*Глагол изменяется по лицам и числам.

*Глагол в единственном числе  в прошедшем времени изменяется по родам.)

-Теперь вы легко справитесь с заданием, которое я вам дам.

Появляется на экране телевизора слайд №1

Запишите глаголы, распределяя их по временам.

Разобьет, встречает, отвечал, прочитает, одеваю, оживет, рисовал.

(3 человека у доски записывают по временам слова, проверяем)

-Как правильно определить время глагола?

(Надо поставить вопрос.)

-Из пословицы, которую мы писали на чистописании, выпишите глаголы и распределите их в столбики по временам.

IV Объявление темы и цели урока.

Проблема (Глаголы  читать, хватать)

(Мы не можем определить лицо, число и время глагола. Не ясно, кто совершал действие и когда.)

-А как вы думаете, как может называться форма глагола, у которой неопределяется число, лицо, время?

(Неопределенная форма )

-Правильно! Такая форма глагола называется – неопределенная. Значит, тема нашего урока сегодня (дети говорят)

НЕОПРЕДЕЛЕННАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА (тема появляется на доске)

V Изучение нового материала.

Появляется на экране  слайд №2 

Рассказать, нести, вести, придумать, беречь, сходить.

-Посмотрите на экран. На какие две группы можно разбить эти глаголы?

(1 группа – глаголы, отвечающие на вопрос: что делать?

2 группа - глаголы, отвечающие на вопрос : что сделать ?)

 

/2 человека у доски работают с глаголами/

-Какой вывод можно сделать?

(Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы : что делать ? что сделать?)

/На доске появляется табличка с вопросами глаголов н.ф./

Работа с учебником.

-Откройте учебник на с.78, прочитайте правило.

-Какую дополнительную информацию получили из вывода учебника?

(Неопределенная форма глагола – начальная форма или инфинитив.

Инфинитив – латинское слово « неопределенный».

У глагола неопределенной формы – ть, ти, могут оканчиваться на чь.

Чь- это орфограмма.)

/На доске появляется таблица с суффиксами глагола./

-Посмотрите на доску. Мы составили план, по которому теперь вы можете рассказать о неопределенной форме глагола. Попробуйте это сделать.

/Дети с опорой на план рассказывают правило о глаголах в неопределенной форме./

 VII Закрепление нового материала.

  1. Cамостоятельная работа (упр.106).

  1. На доске и в тетради  « по цепочке». Поставьте глагол в неопределенную форму, выделите суффикс.

Живешь (2л., ед.ч.) – жить (н.ф.)

Ползешь – ползти

Спишь - спать

Растешь – расти

Печешь – печь

  1. Игра «Будь внимателен»

Замените фразеологизмы глаголами неопределенной формы. Ребята, а зачем нам нужны фразеологизмы?

(Фразеологизмы нужны для того, чтобы сделать нашу речь образной, яркой.)

*Зарубить на носу - запомнить.

*Клевать носом – дремать.

*Пропустить мимо ушей – прослушать.

*Вставлять палки в колеса – мешать.

*Обвести вокруг пальца – обмануть.

*Держать язык за зубами – молчать.

VIII Итог урока.

-Что нового узнали на уроке ?

-С какой новой формой глагола познакомились?

-О каких отличительных чертах неопределенной формы глагола узнали?

Домашнее задание:

-Какое домашнее задание хотели бы выполнить?

(Дети предлагают.)

- упр.108, с.78(правило), повторить словарные слова.

 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по системе Занкова Л. В. "Второстепенный член предложения - дополнение", 3 класс + презентация к уроку

Цели: Дать понятие о второстепенном члене предложения – дополнение; показать, что дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей; учить находить в предложении дополнение...

Урок русского языка в 4-м классе по теме "Разбор глагола по составу. Алгоритм разбора" , по программе "Школа 2100"

Цель:  научить обучающихся разбирать глагол по составу.Задачи:развивать умения видеть в слове его части;учить объяснять условия выбора орфограмм;воспитывать интерес к родному языку.Оборудование: ...

Конспект открытого урока во 2 классе по русскому языку по системе Занкова. Тема : «Глагол. Орфографическая работа».

Разрешите  представить вам презентацию к уроку русского языка по теме «Глагол» -2 класс. Я работаю по  системе развивающего обучения Л.В. Занкова .Работа создана в среде Microsoft PowerPoint...

Мастер - класс "Интеллектуальное развитие учащихся на уроках русского языка по системе Занкова."

Показаны приемы и методы интеллектуального развития учащихся на уроках русского языка по системе Л.В.Занкова....

Урок русского языка по системе Занкова "«Правописание безударных гласных в корне слова и парных согласных в середине слова» 3 класс

Урок направлен на развитие литературных творческих способностей детей,воспитание интереса к русскому языку, обогащение словарного запаса учащихся...

Урок русского языка по системе Занкова "«Слово и предложение» 1 класс

Урок направлен на уточнение первоначальных представлений о предложении как единице высказывания, научить различать группу слов и предложение, формировать из слов предложения, изменяя форму слова...