Урок русского языка (по системе Занкова) 4 класс. Тема:" Неопределенная форма глагола."
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему
Цели: 1. Сформировать представление о неопределенной форме глагола.
2. Повторить знания о глаголе.
3. Формировать УУД.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_4_klass.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка 4 класс
(система Л.В.Занкова)
Тема: «Неопределенная форма глагола»
Цели: 1. Сформировать представление о неопределенной форме глагола.
2. Повторить знания о глаголе.
3. Формировать УУД.
Оборудование: компьютер, телевизор, таблицы.
Ход урока
I. Организационный момент.
*настроение;
*запись числа, к /р.
II.Чистописание.
- Посмотрите на доску. Чем будем сейчас заниматься? Зачем?
(Чистописанием, чтобы красиво писать.)
- Напишите по образцу, продолжите закономерность.
На доске:
т// тт//ттт//т
та тат то ат тв тл
-Прочитайте пословицу, объясните ее смысл.
Не на пользу книги ч_тать, когда только в_ршки с них хв_тать.
( Читая книги, мы учимся, находим ответы на вопросы. Нужно вчитываться в книгу, думать, рассуждать. С положительных героев мы берем пример.)
-Запишите предложение. Правильно выполните все соединения, вставьте пропущенные буквы.
-Объясните правописание пропущенных букв. С какой орфограммой встретились?
(Дети объясняют правописание безударных гласных в корне.)
III.Актуализация опорных знаний.
- Над какой темой мы работали на прошлых уроках?
(Мы работали над темой « Глагол».)
- Что мы уже знаем о глаголе?
(*Глагол-часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: что делать? Что сделать?
*Глагол изменяется по временам (н.в., пр.в, б.в.).
*Глагол изменяется по лицам и числам.
*Глагол в единственном числе в прошедшем времени изменяется по родам.)
-Теперь вы легко справитесь с заданием, которое я вам дам.
Появляется на экране телевизора слайд №1
Запишите глаголы, распределяя их по временам.
Разобьет, встречает, отвечал, прочитает, одеваю, оживет, рисовал.
(3 человека у доски записывают по временам слова, проверяем)
-Как правильно определить время глагола?
(Надо поставить вопрос.)
-Из пословицы, которую мы писали на чистописании, выпишите глаголы и распределите их в столбики по временам.
IV Объявление темы и цели урока.
Проблема (Глаголы читать, хватать)
(Мы не можем определить лицо, число и время глагола. Не ясно, кто совершал действие и когда.)
-А как вы думаете, как может называться форма глагола, у которой неопределяется число, лицо, время?
(Неопределенная форма )
-Правильно! Такая форма глагола называется – неопределенная. Значит, тема нашего урока сегодня (дети говорят)
НЕОПРЕДЕЛЕННАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА (тема появляется на доске)
V Изучение нового материала.
Появляется на экране слайд №2
Рассказать, нести, вести, придумать, беречь, сходить.
-Посмотрите на экран. На какие две группы можно разбить эти глаголы?
(1 группа – глаголы, отвечающие на вопрос: что делать?
2 группа - глаголы, отвечающие на вопрос : что сделать ?)
/2 человека у доски работают с глаголами/
-Какой вывод можно сделать?
(Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы : что делать ? что сделать?)
/На доске появляется табличка с вопросами глаголов н.ф./
Работа с учебником.
-Откройте учебник на с.78, прочитайте правило.
-Какую дополнительную информацию получили из вывода учебника?
(Неопределенная форма глагола – начальная форма или инфинитив.
Инфинитив – латинское слово « неопределенный».
У глагола неопределенной формы – ть, ти, могут оканчиваться на чь.
Чь- это орфограмма.)
/На доске появляется таблица с суффиксами глагола./
-Посмотрите на доску. Мы составили план, по которому теперь вы можете рассказать о неопределенной форме глагола. Попробуйте это сделать.
/Дети с опорой на план рассказывают правило о глаголах в неопределенной форме./
VII Закрепление нового материала.
- Cамостоятельная работа (упр.106).
- На доске и в тетради « по цепочке». Поставьте глагол в неопределенную форму, выделите суффикс.
Живешь (2л., ед.ч.) – жить (н.ф.)
Ползешь – ползти
Спишь - спать
Растешь – расти
Печешь – печь
- Игра «Будь внимателен»
Замените фразеологизмы глаголами неопределенной формы. Ребята, а зачем нам нужны фразеологизмы?
(Фразеологизмы нужны для того, чтобы сделать нашу речь образной, яркой.)
*Зарубить на носу - запомнить.
*Клевать носом – дремать.
*Пропустить мимо ушей – прослушать.
*Вставлять палки в колеса – мешать.
*Обвести вокруг пальца – обмануть.
*Держать язык за зубами – молчать.
VIII Итог урока.
-Что нового узнали на уроке ?
-С какой новой формой глагола познакомились?
-О каких отличительных чертах неопределенной формы глагола узнали?
Домашнее задание:
-Какое домашнее задание хотели бы выполнить?
(Дети предлагают.)
- упр.108, с.78(правило), повторить словарные слова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по системе Занкова Л. В. "Второстепенный член предложения - дополнение", 3 класс + презентация к уроку
Цели: Дать понятие о второстепенном члене предложения – дополнение; показать, что дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей; учить находить в предложении дополнение...
Урок русского языка в 4-м классе по теме "Разбор глагола по составу. Алгоритм разбора" , по программе "Школа 2100"
Цель: научить обучающихся разбирать глагол по составу.Задачи:развивать умения видеть в слове его части;учить объяснять условия выбора орфограмм;воспитывать интерес к родному языку.Оборудование: ...
Конспект открытого урока во 2 классе по русскому языку по системе Занкова. Тема : «Глагол. Орфографическая работа».
Разрешите представить вам презентацию к уроку русского языка по теме «Глагол» -2 класс. Я работаю по системе развивающего обучения Л.В. Занкова .Работа создана в среде Microsoft PowerPoint...
Мастер - класс "Интеллектуальное развитие учащихся на уроках русского языка по системе Занкова."
Показаны приемы и методы интеллектуального развития учащихся на уроках русского языка по системе Л.В.Занкова....
Урок русского языка по системе Занкова "«Правописание безударных гласных в корне слова и парных согласных в середине слова» 3 класс
Урок направлен на развитие литературных творческих способностей детей,воспитание интереса к русскому языку, обогащение словарного запаса учащихся...
Урок русского языка по системе Занкова "«Слово и предложение» 1 класс
Урок направлен на уточнение первоначальных представлений о предложении как единице высказывания, научить различать группу слов и предложение, формировать из слов предложения, изменяя форму слова...
Урок русского языка в 4-в классе "Обобщение знаний о глаголе как части речи"
Конспект урока русского языка в 4 классе...