Конспект урока по русскому языку для 2 класса по системе развивающего обучения Л.В. Занкова «Имя прилагательное».
план-конспект урока русского языка (2 класс) по теме

Материал к уроку подобран в соответствии с программными требованиями к урокам русского языка. Цели урока: Образовательные: 1. познакомить учащихся с новой частью речи; 2. научить выделять прилагательные среди других частей речи; 3. показать роль имени прилагательного в речи; Воспитательные: воспитание интереса к предмету, любви к русскому языку; воспитание культуры речевого поведения. Развивающие: развитие внимания, логического мышления, самостоятельности, памяти, воображения; формирование навыков исследовательской деятельности; развитие орфографической зоркости, устной и письменной речи. Новый материал предложен учащимся в форме, удобной для запоминания. Использованы разные формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная. Учащиеся, работая в условиях, пробуждающих деятельность сознания, сами являются исследователями. Все этапы урока эмоционально переживаются учениками. Контроль усвоения знаний, умений, навыков осуществляется в течение всего урока: при повторении (словарные слова, правописание безударных гласных, подбор синонимов), изучении (работа с правилом) и закреплении нового материала (разноуровневые задания). На уроке создается эмоционально-познавательная атмосфера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_2_kl.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Имя прилагательное.

Класс: 2

Программа: Система Л.В. Занкова

Цели: 

  1. познакомить учащихся  с новой частью речи;
  2. научить выделять прилагательные среди других частей речи;
  3. показать роль имени прилагательного в речи;

Оборудование: свеча, 3 конверта с заданиями, таблички с названиями частей речи, карточки с пунктами плана урока, с выводами, нарисованная

                           свеча для каждого учащегося.

Ход урока.

  1. Организационный момент:
  • Рефлексия:

(Звучит спокойная классическая мелодия.)

-- Посмотрите на свечу и подумайте о чём-нибудь светлом. Пусть этот лёгкий, спокойный и таинственный огонь свечи очистит наши души от обид, злобы, жадности и поможет всем нам сегодня обрести спокойствие и веру в себя и тех, кто рядом, поможет всем нам стать красивее душой.

-- Какие мысли рождает в вас пламя свечи?

-- А можно ли сравнить наш урок со свечой?

-- Мы все хотим пожелать нашим гостям, чтобы уходя отсюда, они унесли с собой кусочек нашего тепла.

2. Деление класса на группы.

-- Скажите, а какое сейчас время года? Что вы о нём знаете?

-- Много произведений написано о зиме: и песен, и рассказов, и стихов.

-- Стихи каких авторов о зиме вы знаете?

Д.: А.С. Пушкин «Опрятней модного портрета», И. Суриков «Детство»,С. Есенин «Зима», Ф. Тютчев «Зима недаром злится…» и т.д.

-- Давайте познакомимся с ещё одним стихотворением о зиме, которое написал А.С. Пушкин. Называется оно «Зимнее утро».

Откройте лежащий перед собой конверт №1 и возьмите карточку, которую найдёте в нём.

Я прошу вас сейчас объединиться в группы в соответствии с цветом и номером вашей карточки.

(Учитель по очереди показывает детям цветные карточки, а учащиеся выстраиваются у доски в соответствии с цветом и номером их карточки из конверта.)

-- А теперь постарайтесь прочитать строчки из стихотворения. Но будьте внимательны!

(Дети последовательно читают предложения на карточках.)

Мороз и солнце; день чудесный!

Ещё ты дремлешь, друг прелестный –

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры

Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась.

На мутном небе мгла носилась,

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела –

А нынче – погляди в окно.

Под голубыми небесами,

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит.

Прозрачный лес один чернеет

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском

Озарена. Весёлым треском

Трещит затопленная печь.

Приятно думать у лежанки,

Но знаешь: не велеть ли в санки

Кобылку бурую запречь?

-- А теперь я прошу создавшиеся группы занять те столы, которые соответствуют цвету ваших карточек.

Не забудьте взять свои тетради и пеналы.

3. Каллиграфическая минутка.

-- Запишите выделенные на карточках слова в тетради, применяя правила каллиграфии.

Что это за правила?

Д.: Интервал между буквами и словами, наклон, параллельность элементов букв, высота и ширина букв.

(Дети записывают слова.)

-- Над чем вы конкретно работали, записывая свои слова?

-- Какую ещё работу можно провести с этими словами?

Разделите их на слоги и поставьте ударение.

(После выполнения этого задания выполняется взаимопроверка.)

4. Работа над словарными словами. Лексическая работа.

-- Некоторые слова из стихотворения я вынесла на доску. Посмотрите на них внимательно.

Доска:

Аврора, иней, вечор, мгла, ковёр, мороз, нега, взоры.

-- На какие группы можно разделить эти слова?

Д: На словарные слова и слова, непонятные по смыслу.

-- Назовите словарные слова.

Д: иней, ковёр, мороз

-- Запишите их в тетрадь и подчеркните опасные места.

-- А кто может объяснить лексическое значение слов второй группы?

У.: Аврора – богиня утренней зари в Древней Греции; вечор – вчера; нега – блаженство, наслаждение; взоры – взгляды; мгла – темнота, мрак.

5. Определение темы и целей урока.

-- Сейчас я прошу вас ещё раз внимательно посмотреть на выделенные на ваших карточках слова и занять в классе свою нишу.

( Дети расходятся по классу, выискивая знакомые им, изученные ранее, части речи.)

Учитель обращается к каждой тематической группе детей:

-- Назовите свои слова!

-- Почему вы выбрали табличку с названием этой части речи?

Учитель обращается к группе детей, не нашедших своей части речи:

-- А вы почему не нашли своего места?

(Дети отвечают, что на их карточках слова обозначают признаки предметов, а с такой частью речи они ещё не знакомы.)

-- Я прошу всех вернуться на свои рабочие места.

-- Кто из вас вспомнит, как называется часть речи, к которой относятся слова последней группы детей, ведь я, когда мы работали с вами на перспективу, произносила её название?

(Дети вспоминают, что это имя прилагательное.)

-- Итак, с какой  новой частью речи мы будем знакомиться с вами на этом уроке?

Дети:  С именем прилагательным.

Учитель открывает на доске название новой темы урока «Имя прилагательное».

 -- Давайте составим план, по которому мы будем изучать эту часть речи.

(Дети предлагают свои варианты последовательности изучения новой части речи, а учитель постепенно открывает пункты плана на доске, но несколько пунктов остаются закрытыми: работа на перспективу.)

1. Что обозначает?

2. На какие вопросы отвечает?

3. Как изменяется?

4. Каким членом предложения является?

-- Я прошу группы выбрать для исследования один из пунктов составленного алгоритма.

-- Как  предлагаете выбирать?

(Учащиеся могут предложить выбирать задания в зависимости от цвета вопроса, т.к. рабочие группы разделились изначально по цветовому признаку карточек. Возможны другие варианты.)

6. Работа в группах.

-- Я прошу каждую группу открыть конверт №2 и ознакомиться с заданиями.

-- Приступите к выполнению заданий!

(Дети выполняют задание для групп, не забывая о том, что в конце задания они должны сделать вывод.)

-- Итак, какое задание досталось первой группе?

1 группа.

Карточка:

Подберите к существительным из стихотворения соответствующую пару:

день (какой?) ____________________________(чудесный)

друг (какой?) ____________________________(прелестный)

небо (какое?) ____________________________(мутное)

тучи (какие?) ____________________________(мрачные)

ковры (какие?) ____________________________(великолепные)

Вывод: подобранные слова обозначают признак предмета, значит имя прилагательное обозначает признак предмета.

(Учитель открывает вывод на доске.)

2 группа.

Карточка:

Поставьте вопрос к прилагательным:

пятно      (                                     ?)        бледное

треск       (                                     ?)        весёлый

кобылка  (                                     ?)        бурая

небеса     (                                     ?)        голубые

Аврора    (                                     ?)        северная

Вывод: имена прилагательные отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?

(Учитель открывает вывод на доске.)

3 группа.

      Карточка:

Свяжите по смыслу прилагательные с существительными и запишите их парами:

                                цвет--_____________________________________

                                река--______________________________________

голубой                        

                                небо—_____________________________________

                               глаза --_____________________________________

                                дом--_______________________________________

                                окно--_______________________________________

большой                        

                                 дорога—____________________________________

                               глаза --______________________________________

Вывод: имена прилагательные изменяются по родам и числам.

(Учитель открывает вывод на доске.)

4 группа:

Карточка:

Подчеркните главные и второстепенные члены предложения, определите часть речи, которой они выражены:

Покрылся  льдом  прозрачный  ручей.

Падает  белый  пушистый  снег.

Дует  резкий  пронзительный  ветер.

Застыла  сонная  река.

Вывод: имя прилагательное относится к второстепенным членам предложения.

(Учитель открывает вывод на доске.)

-- Итак, к какому же выводу при исследовании задания пришли группы:

Доска:

                  1. Имя прилагательное обозначает признак предмета.

                  2. Имя прилагательное отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?

                  3. Имя прилагательное изменяется по родам и числам.

                  4. Имя прилагательное является  второстепенным членом предложения.

7. Работа по выбору:

-- Откройте конверт №3, лежащий перед каждым из вас и выберите задание, которое вы хотели бы выполнить сейчас.

(В конверте №3 разноуровневые задания.)

Карточка:

  • Допиши к прилагательным подходящие по смыслу существительные:

Карие --- __________________, хрустальная ---___________________,

трусливый -- __________________, манная --_____________________,

  •   Образуй прилагательные от существительных:

Сила--_____________________, мыло--____________________,

лес--______________________, молоко--______________________,

  •   Подберите синонимы к прилагательным:

холодный--_________________________________________

___________________________________________________

красный--______________________________________________

(Проверку данного задания выполняют консультанты.)

7. Итог урока.

-- С какой частью речи вы познакомились на уроке?

-- Что о ней узнали?

-- Все ли пункты плана, которые обозначили, выполнили?

-- А можно ли сказать, что мы уже всё узнали об имени  прилагательном?

-- Конечно, нет. На ближайших уроках мы познакомимся с написанием окончаний прилагательных. В 3 классе вы узнаете о склонении прилагательного, а в 4 классе познакомитесь с определением.

-- Домашнее задание: запишите в тетради как можно больше прилагательных, которые вам встретятся в программе телепередач.

-- Получился ли наш урок таким, каким мы захотели увидеть его в начале урока?

-- Я прошу вас дорисовать на приготовленных для каждого из вас листочках со свечками пламя свечи. Если вам понравился урок и вы справились со всеми заданиями, то пламя свечи будет большим.

        Если вы сомневались при выполнении заданий, встречали трудности, то пламя свечи будет поменьше.

        А если вдруг не поняли тему урока, не справились с большинством заданий, то пламя на вашей свечке не загорится на этом уроке, но мы все поможем вам зажечь его в следующий раз.

(Дети разукрашивают свечки и вывешивают их на доску.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3классе по системе развивающего обучения Л.В. Занкова "Знакомство с понятием "склонение"

Урок разработан для обучающихся 3 класса по системе развивающего обучения Л.В. Занкова....

Сценарий урока окружающего мира в 1 классе по системе развивающего обучения Л.В. Занкова "Одомашнивание животных. Домашние животные и их дикие предки"

Сценарий урока окружающего мира в 1 классе по системе развивающего облучения Л.В. Занкова с применением технологии критического мышления через чтение и письмо "Одомашнивание животных. Домашние животны...

Рабочая программа по русскому языку 4 класс в системе развивающего обучения Л.В.Занкова

Данное тематическое планирование составлено на основании сборника программ для начальной школы по системе Л. В. Занкова. План предусматривает обучение в объёме 170 часов, по 5 часов в неделю. Тематиче...

Рабочая программа по русскому языку 4 класс в системе развивающего обучения Л.В.Занкова

Данное тематическое планирование составлено на основании сборника программ для начальной школы по системе Л. В. Занкова. План предусматривает обучение в объёме 170 часов, по 5 часов в неделю. Тематиче...

Сценарий урока окружающего мира в 1 классе по системе развивающего обучения Л.В. Занкова "Одомашнивание животных. Домашние животные и их дикие предки"

Сценарий урока окружающего мира в 1 классе по системе развивающего обучения Л.В. Занковас применением технологии критического мышлениячерез чтение и письмо"Одомашнивание животных. Домашние животные и ...

Их опыта работы "Работа с информацией на уроках математики в 1-м классе по системе развивающего обучения Л.В. Занкова"

Раскрыты приемы работы с информацией, представленной в разном виде на уроках математики в соответствии с требованиями ФГОС НОО.  Опыт работы был рассмотрен в рамках  семинара на уровне образ...