НЕ с глаголами
презентация к уроку по русскому языку (3 класс) на тему
Презентация проведённого урока русского языка в 3 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ne_s_glagolami_golovachyova_n.p.pptx | 2.74 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Данный урок по курсу «Русский язык» в рамках программы «Школа России» входит в раздел «Части речи» («Глагол», урок №16). Тип урока: урок «открытия» нового знания. В основе урока – системно- деятельностный подход и проблемный метод . Урок выстроен в рамках технологии сотрудничества. Основные понятия Орфограмма Часть речи Служебные части речи Частица Глагол
Цели и задачи урока Содержательная цель: формирование системы языковых понятий через реализацию собственных наблюдений за свойствами частицы как служебной части речи и её правописанием с глаголами. Деятельностная цель: формирование умения самостоятельно применять полученные знания через выполнение системы учебных заданий при помощи правила правописания частицы НЕ с глаголами. Ц Е Л И - Формирование представления о роли частице НЕ и её раздельном написании с глаголами; создание условий для устойчивой мотивации к процессу обучения. - Развитие речи, мышления, интуиции и «чувства языка»; развитие умения слышать, видеть и проверять орфограмму «Правописание частицы НЕ с глаголами». - Воспитание эмоционально-положительного взгляда на мир, повышение уровня познавательного интереса к учебному предмету. З А Д А Ч И
Формы организации учебной деятельности: г рупповая ф ронтальная и ндивидуальная р абота в парах Методы: словесный наглядный практический проблемный частично-поисковый
Ожидаемый результат будут знать и уметь Повысится уровень: - развития мыслительных операций; умения работать в группах, парах; ответственности, умения принимать решения; коммуникативных УУД.
Формируемые УУД: Личностные: освоение личностного смысла учения; Регулятивные: определять цель задания, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу выполнения задания, самостоятельно его оценивать; Познавательные: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела: планирование своей работы; анализ, сравнение, группировка различных объектов, фактов по теме «Глагол»; Коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений; предвидеть последствия коллективных решений.
Иллюстративное : карточки с планом урока, карточки с названием темы и цели урока, портрет дядюшки Глагола Литература : учебник «Русский язык» для 3 класса ( Канакина В.П., Горецкий В.Г.) , «Правила русского языка: орфограммы для учащихся 1-6 классов (Ушакова О.Д .) Дидактическое : таблица «Части речи» Контрольно-измерительное : карточки-тесты Дополнительно: лист бумаги А4, фломастеры, макет светофора, цветовые сигналы, карточки для работы в группах и в парах, клей, скотч Оборудование урока
Основные этапы урока 1 . Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. 2. Актуализация и пробное учебное действие. 3. Выявление места и причины затруднения. 4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения. 5. Реализация построенного проекта. 6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 8. Включение в систему знаний и повторение. 9.Домашнее задание. 10. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
Учитель Приветствует учащихся. Предлагает выдохнуть обиду, беспокойство, злобу, забыть о них; в дохнуть доброту, свежесть весеннего дня, уверенность в своих силах, хорошее настроение. Желает успеха на пути к новым открытиям в Стране русского языка. Учащиеся Выполняют глубокий вдох и выдох. Настраиваются на работу. Записывают в рабочих тетрадях дату и вид работы. 1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Учитель Учащиеся Представляет гостя –дядюшку Глагола. Предлагает списать загадку, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы; записать отгадку, обозначить части речи. Выполняют задание в тетради. Обсуждают варианты отгадки, выбирают наиболее точный. Проверка орфограмм 1 учеником у доски. Актуализация и пробное учебное действие .
Учитель Учащиеся Помогает выявить проблему. Определяют место затруднения: н е смогли раскрыть скобки с НЕ, обозначить эту часть речи. Определяют причину затруднения: не знакомы с правилом правописания НЕ с глаголами. 3. Выявление места и причины затруднения.
Учитель Учащиеся Создаёт условия для формирования регулятивных и познавательных УУД. Помещает на доску карточки с темой и задачами урока; при помощи опорных схем отображает план выхода из проблемной ситуации. Определяют задачи урока: что предстоит узнать, чему научиться; формулируют тему урока. Предлагают способы разрешения проблемы. 4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.
5.Реализация построенного проекта Составные этапа Учитель Учащиеся Дискуссия в группах Создаёт условия для формирования коммуникативных УУД Объединяются в группы. Обсуждают различные гипотезы. Делают вывод. Делятся своим открытием с классом. Знакомство с правилом в учебнике. Предлагает прочитать правило в учебнике, Помещает карточку «частица» на схему «Части речи». Читают и обсуждают правило на с.124; определяют место частицы среди других частей речи. Выясняют точность предложенных группами гипотез. Работа со словарём. Предлагает сравнить правило в учебнике с заметкой в словаре; составить краткое правило, проговорить его хором. 1 ученик читает правило в школьном словаре. Дети обсуждают значение частицы НЕ, хором Проговаривают правило. Разрешение проблемной ситуации. Предлагает выполнить оставшуюся часть задания на доске, используя новые знания. 1 ученик с объяснением у доски, остальные в тетради, заканчивают работу над загадкой.
В результате дискуссии выдвинуты гипотезы: 1.НЕ – это союз. Она служит другим словам, уточняет их смысл, связывает с другими словами в предложении. С глаголами нужно писать раздельно. 2. НЕ – это приставка. Она встречается во многих словах, уточняя из смысл. С глаголами нужно писать слитно, потому что с существительными и прилагательными пишется слитно (несчастье, некрасивый, недруг, незнакомый). 3. НЕ – это какая-то не знакомая нам служебная часть речи, похожая на союз и предлог. К ней нельзя задать вопрос. С глаголами следует писать раздельно, потому что НЕ – это отдельное слово.
5.Реализация построенного проекта
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Составные этапа Учитель Учащиеся Дидактическая игра «Построй плот» Предлагает построить для дядюшки Глагола плот из слов, записанных без ошибок. Выбирают верное написание, наклеивают карточки с глаголами на лист, крепят его на доску. Проверка коллективно. Физкультминутка Проговаривает стихотворение про Буратино, выполняя движения. Выполняют комплекс упражнений, находят в тексте слово по теме урока, определяют его написание. Работа в парах Зачитывает запись А.С. Пушкина в детском альбоме Вяземских. Предлагает раскрыть значение фразы «не делай того-то…». Записывают фломастерами на листах по одному примеру недостойного поведения, используя глагол с частицей НЕ; крепят работы на доску. Обсуждают правила и их написание.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Буратино потянулся. Раз нагнулся, два нагнулся. Руки в стороны развёл, Видно, ключик не нашёл. Чтобы ключик нам достать, Надо на носочки встать.
7 . Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Учитель Учащиеся Предлагает о ткрыть учебник на с.124, найти упр.223., прочитать задание. Анализируют задание. Списывают текст, подчёркивают глаголы с НЕ. Проверка фронтально. 8. Включение в систему знаний и повторение . Учитель Учащиеся Раздаёт карточки с индивидуальными тестами, проводит инструктаж. Помещает на доску ключ к тесту и критерии оценки. Выясняет результаты теста. Выполняют тесты, обмениваются карточками, производят взаимопроверку по ключу. Обсуждают результаты.
8. Включение в систему знаний и повторение . Тест по теме: «НЕ с глаголами» 1. НЕ – это… а ) предлог б) частица 2.К каким частям речи относится НЕ? а ) к служебным б) к самостоятельным 3. Каково значение НЕ? а ) отрицательное б) положительное 4. НЕ с глаголами пишется… а ) слитно б) раздельно 5.Выбери верное написание. а ) немогу б) не могу Результаты теста: Выполняло работу – 25 учащихся «5» – 19 «4» – 5 «3» – 1 «2» - нет
9. Домашнее задание. Учитель Учащиеся Предлагает дома выполнить задание дядюшки Глагола ( упр.226на с.125. «Просьба библиотечной книги»), а также заучить новое правило. Находят данное упражнение, анализируют задание, вносят запись в дневник. 10.Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). Учитель Учащиеся Организует итоговую рефлексию. Проводит инструктаж для самооценки учебных действий посредством цветовых сигналов . Моделирует игровую ситуацию. Оценивают степень реализации поставленных учебных задач; степень усвоения новых знаний и умений. Обсуждают результаты, делают вывод.
этапы урока комментарий 1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Цели этапа достигнуты. Использование здоровьесберегающих технологий способствовало создание ситуации успеха и формированию личностных УУД. 2. Актуализация и пробное учебное действие. Цели, поставленные на этапе, достигнуты. Учащиеся актуализировали знания о частях речи. Возникновение проблемной ситуации способствовало созданию условий для формирования познавательных УУД. 3. Выявление места и причины затруднения. Задачи этапа решены. Учащиеся точно определили, почему не все орфограммы смогли проверить. 4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения. Цели, поставленные на этапе, достигнуты. Используемые методы и приёмы эффективно способствовали целеполаганию и самоактуализации учеников. 5. Реализация построенного проекта. Задачи этапа решены успешно: учащиеся быстро распределились по группам и настроились на плодотворную работу. Грамотно изложили суть предложенных гипотез. Применяя материал учебника и словаря, смогли разрешить проблемную ситуацию. Самооценка учителя
Самооценка учителя этапы урока комментарий 6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Задачи этапа решены. В ходе тренировочных упражнений учащиеся научились применять правило правописания НЕ с глаголами. 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цели этапа достигнуты. Учащиеся смогли найти в тексте и подчеркнуть глаголы с НЕ. 8. Включение в систему знаний и повторение. Тест выполнили все учащиеся. Результаты теста высокие. 9.Домашнее задание. Задание способствует закреплению полученных знаний, носит творческий характер. 10. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). Цели, поставленные учащимися и учителем, достигнуты. Ожидаемые результаты урока совпали с прогнозируемыми.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
. Глагол. Времена глагола.
ИЗУЧЕНИЕ ГЛАГОЛА....
"Глаголы. Время и число глаголов"
Урок актуализации знаний детей о глаголе. В уроке используются различные методы и приёмы работы на уроке....
Урок русского языка в 4 класс. Тема урока «Звучащий образ Родины в произведениях поэтов и композиторов. Правописание глаголов настоящего времени и глаголов в неопределенной форме».
Цель: повторить правописание глаголов настоящего времени и глаголов в неопределенной форме.Задачи: Образовательная: а). Обобщитьзнания учащихся о правописании глаголов настоящего време...
Конспект урока по русскому языку 4 класс. Тема «Неопределённая форма – начальная форма глагола.Правописание глаголов с -тся и –ться. Написание не с глаголами.»
Цели: 1. Закрепить представление о неопределённой форме как начальной форме глагола; развивать умение соотносить начальной форму и личную форму глагола; закрепить правило правописания глаголов с...
Урок русского языку 3 класс, 2 четверть. Тема: Глагол как часть речи (обобщение). Неопределенная форма глагола. Проверочная работа по теме: «Глагол»
Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС...
Конспект урока русского языка в 3 классе Тема: Значение и употребление глаголов в речи. Глаголы –синонимы и глаголы-антонимы.
Данную разработку можно использовать на уроке русского языка в 3 классе....