Урок русского языка в 3 кл. на тему: "Обобщение знаний об именах прилагательных"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Кудрявцева Галина Александровна

Урок-обобщение об именах прилагательных

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_3_kl.docx19.75 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3 кл. Тема: «Обобщение знаний об именах прилагательных»

Ход урока.

1.Актуализация знаний. (Поэтическая минутка, чтение стих-я уч-ся о весне)

Весна, весна! Как воздух чист!

Как ясен небосклон!

Своей лазурию живой

Слепит мне очи он.

Весна, весна! Как высоко

На крыльях ветерка,

Ласкаясь к солнечным лучам,

Летают облака!

Шумят ручьи, блестят ручьи!

Взревев, река несёт

На торжествующем хребте

Поднятый ею лёд!

Ещё древа обнажены,

Но в роще ветхий лист,

Как прежде под моей ногой

И шумен и душист.

Под солнце самое взвился

И в яркой вышине

Незримый жавронок поёт

Заздравный гимн весне…

Уч-ль: - Какое время года описывает автор в своём стих-и?

- Докажите это словами из стих-я  (воздух чист, ясен небосклон, лазурию живой…..)

- С помощью каких слов автор передаёт красоту весенней природы?(чистый, ясный, солнечным, шумен, душист, яркой)

- Какой частью речи являются эти слова? (им.прил.)

2. Определение темы урока:

-Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?

(о весенней природе и об именах прилаг-х)

- Какие слова нам помогут рассказать о красоте весенней природы? (наши друзья – им.прилаг-е)

3.Мин. чистописания:

еое   оео   оео

ая   яя   ий   ый   ой   ое   ее   ые   ие   (элементы: овал, полуовал. соединения букв)

- Прочитайте последнюю строчку чистописания.

- Что она напоминает? (оконч-я  прилаг-х)

- Простым карандашом с помощью замкнутой линии раделите эти соединения на группы

- Объясните свои действия

4.Словарная работа.  Работа в парах.

- На слайде записаны слова: облако, природа, ветер, погода

- К какой группе  слов можно отнести их?  (словарные слова)

- Давайте хором проговорим их написание, назовём опасные места.

- Придумайте словосочетания, используя эти слова и подходящие к ним имена прилагательные. Запишите.

Проверка. Читают вслух написанные словосоч-я.

5.Цифровой диктант.

-Сейчас вам предстоит работа, которую я назвала «Цифровой диктант». На слайде под определёнными номерами записаны окончания им. прилаг-х.

1        2        3          4       5        6

ая      ое      ый     ие      яя     ее

- Я буду диктовать  словосочетания прилаг- х с существительными, а вам нужно определить, какое окончание должно быть у прилаг-го и записать цифру, под которой находится необходимое окончание.

Холодн.. ветер,   ранн.. весна,   певч..  птицы,  тал.. вода,  нов.. гнездо,  весен.. солнце

- Давайте проверим, что у вас получилось.

3,  5,  4,  1,  2,  6

- Определите род имён прилаг-х с помощью сигнальных карточек

 - Почему нельзя определить род у словосочетания  певчие птицы?

-Назовите слова-антонимы к словам

тёплый –

ранняя –

новое –

- Запишите их парами

6. Физминутка

7.Выборочный диктант. Работа в парах.

-Выписать из текста словосочетания  сущ+прилаг. Определить число имён прилаг-х.

(текст на слайде)

Чуть солнышко пригрело откосы

И стало в лесу потеплей,

Берёза зелёные косы

Развесила с тонких ветвей.

В зелёное платье одета.

В серёжках, в листве кружевной,

Встречает горячее лето

Она на опушке лесной.

- Что такое откосы? Давайте обратимся к словарю Даля. (склоны оврагов, холмов)

Проверка выполненной работы

- Проверим, как вы выполнили работу.

8.Работа по редактированию текста .(Показ слайдов весеннего леса)

- А теперь мысленно отправимся в весенний лес.

-Какие деревья растут в лесу?

- Прочитайте предложения.

-Можно ли их назвать текстом? Почему?

- Чтобы украсить текст, каких слов в нём не хватает?  (имён прилаг-х)

-Для чего в речи нужны имена прилаг-е? (делают нашу речь более точной, выразительной)

-Давайте отредактируем текст. (уч-ся читают текст с именами прилаг-ми)

- Прочитайте, какой у вас получился текст.

- А теперь придумайте название тексту     (В весеннем лесу)

Ласково пригр.вает в --------- лесу -------  со.нце.  На деревьях н.дулись ---------     ----------   поч(?)ки. С ветки б.рёзы  т.чёт ---------  сок. Распустились кустики ивы.

 (редком, весеннее, душистые, клейкие, сладкий)

-Какие пропущенные буквы вставим в словах? Докажите.

9. Самостоятельная работа в группах.  (Дифференц. задания)

1 группа(сильный уровень):  списать текст, вставляя им. прилаг-е, дописать 2 – 3 своих предложения, связанных по смыслу; 1-е предложение разобрать по членам, указав части речи.

2 группа (средний уровень) : списать текст, вставляя им. прилаг-е;  1-е предложение разобрать по членам, указав части речи.

- А для 3-ей группы (слабый уровень)  весна приготовила букетик из цветов с заданиями  (карточки, на которых нарисованы цветы):  вставить в словах пропущенные буквы.

10.Проверка выполненной работы

- Прочит. текст с дополненными предложениями (1-я гр.)

-Как разобрали 1-е предложение по членам? (2-я гр.)

3-я гр. сдаст карточки

- Объясните, какие буквы вставили в словах?

- Назовите прилагательные из этого текста ж.р.  ед.ч.   (-)

- Назовите прилаг-е м.р.  ед.ч.  (редкий, сладкий)

- Назовите прилаг-е с.р.  ед.ч.   (весеннее)

- А теперь прилаг-е во мн. числе   (душистые, клейкие)

11. Развитие речи. Работа по картине Исаака Левитана «Март»

- Люди разными средствами выражают чувство восхищения природой, поэты – стихами, композиторы – музыкой, художники – картинами. Великий русский художник Исаак Ильич Левитан говорил: «Природа не терпит ничего безобразного, и его в ней нет. Посмотрите, рядом с нами ничего мёртвого, всё дышит, живёт, понимает. Она волнуется в бурю, зябнет в снегу, задумывается спокойным вечерком, отдыхает от солнца, ветров, гроз».

- Левитан по-особому любил русскую природу. Рассмотрите внимательно его картину « Март». Какое настроение она у вас вызывает? (радостное, она полна солнечным светом).

На слайде предложения:

Солнце светит.  Снег тает.   Берёзы тянутся.

- Составьте по картине предложения, используя эту грамматическую основу и прилагательные.

12. Комментированное письмо.

Дети составляют распространённые предложения и записывают их, комментируя.

На голубом небе светит яркое солнце. Тает рыхлый снег. Высокие белоствольные берёзки тянутся к солнечному свету.

- Подчеркните им. прилаг-е.

- Для чего служат в нашей речи имена прилаг-е?

 Докажите, что мы написали текст.

13.Обобщение.

-Что обозначают им. прилаг-е?

- Какими членами предложения являются? (второстепенными, определениями)

- Как связаны между собой в речи им. сущ-е и им. прилаг-е?

- Какую смысловую нагрузку несут имена прилагательные в тексте? (описывают предметы, делают текст более ярким)

- Как вы думаете, почему в учебнике сначала изучаем имена сущ-е, а потом им. прилаг-е, а не наоборот?

(прилаг.  зависит от сущ-го,  вопросы задаём от сущ-го. Род и число у прил-го такие же,  как и у сущ-го, поэтому сначала  изучаем сущ-е)

14. Рефлексия

15.Итог урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс по теме:"Обобщение знаний об имени существительном"

Урок русского языка во 2 классе по теме: "Обобщение знаний об имени существительном" по учебнику Зеленина Л.М.+ презентация...

Урок русского языка 2 класс по теме: "Обобщение знаний об имени прилагательном"

Использовала различные методы и приемы работы. Работа по карточкам, выборочным письмом, тестированием, коллективной работой, творчекими заданиями. На уроке прослеживалась связь между двумя предметами:...

Урок русского языка в 3 классе. Тема: "Обобщение знаний о частях речи.Использование в речи лексико-семантической группы слов на тему "Ярмарка"

Цели урока:- обобщить знания учащихся об изученных частях речи;-расширить словарный запас учащихся за счёт лексико-семантической группы слов по  теме «Ярмарка»;-развивать устную и пис...

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе. Тема: "Обобщение и закрепление знаний по теме "Глагол"

Тема урока: Обобщение и закрепление знаний по теме «Глагол».Тип урока: Урок систематизации и обобщения знаний и  умений.Вид урока: Практическая работа, беседа.Цель урока: Сове...

Урок русского языка в 4 кл. Тема: "Значение и употребление имен прилагательных в речи. Словообразование имен прилагательных"

Цель: актуализировать знания об имени прилагательном, его морфологических признаках, роли в речи....

Урок Русского языка во 2 классе. Тема: "Обобщение знаний по теме «Глагол».

Урок Русского языка во 2 классе. Тема: "Обобщение знаний по теме «Глагол»....

Интегрированный урок русского языка и чтения на тему" Обобщение знаний учащихся об именах прилагательных. М. М. Пришвин «Выскочка»"

Повторить и обобщить знания, полученные в результате изучения темы "Имя прилагательное". Свободно ориентироваться в прочитанном тексте и пользоваться выборочным чтением для подтверждения сво...