конспект ук уроку русского языка в 3 кл на тему:мягкий знак после щипящих на конце имен существительных женского рода
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

мягкий знак на конце имен существительных после щипящих

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_3_klasse_04.02.19.docx20.03 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3 классе

Тема: «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода»

Планируемые результаты:

1.     Предметные:

- выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода путем исследовательской работы учащихся;

            - совершенствовать умение распознавать существительные по родам;

2Метапредметные:

         а) познавательные УУД:

-развитие внимания, мышления , зрительной памяти учащихся.

        б) коммуникативные УУД:

- формировать умение работать в парах, группах;

- развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения;

           в) регулятивные УУД:

- учить детей контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике;

- формировать умения выполнять свои действия по образцу;

 

3. Личностные:

- формирование умения адекватно оценивать свою работу;

- воспитывать у учащихся толерантное отношение друг к другу, уважение к мнению других.

Ход урока.

  1. Настроение «Солнышко»
  2. Психологическая установка.

 «Солнечный зайчик»

- Закройте глаза, вытяните руку, представьте, что у вас в ладошках солнечный зайчик

- Отройте глаза, улыбнитесь ему и подарите кому-нибудь из класса своего солнечного друга. Пожелайте однокласснику удачи.

- Что вы ждёте от сегодняшнего урока?

3. Чистописание.

- Мы сегодня с вами будем исследователями, открывателями, а для этого требуется выполнение определённых инструкций. Слушаем внимательно и выполняем то, о чём я буду говорить.

-Тетрадь наклонно положу,

Ручку правильно держу.

За посадкою слежу,

С чистотою я дружу,

На « отлично»  напишу.

(Учитель выделяет звук [ж ])

-Кто догадался, какую букву мы будем сегодня прописывать?

(Показ учителя на доске)

-Подчеркните самые красивые буквы.

-Какой звук обозначается буквой «ж»?

-Дайте характеристику этому звуку (Согласный, звонкий парный, пара [ш ], твёрдый непарный, шипящий)

-Назовите ещё шипящие звуки ([ш ],[ч ],[щ ])

4.Орфографическая минутка.

Разноуровневые задания:

- На «4» Вставить пропущенные буквы, обозначить, в какой части они пропущены.

- На «5» » Вставить пропущенные буквы, обозначить, в какой части они пропущены.

Назвать орфограмму, вспомнить правило.

Прогнозирование успеха.

 П…дводный, л…сной, замоч.к, зу.ки.Проверка

-Кто выполнял первый уровень? (Ученик читает слова, называет в какой части пропущена буква.

-Кто выполнял второй уровень? (Ученик называет  орфограмму и правило)

5.Актуализация знаний (повторение изученного)(Ручьи, пень, беленький, семья ,коньки, речь)

- Какое слово лишнее? (беленький)- Почему?

-Что называется именем существительным?

-Назовите грамматические признаки имени существительного.(Бывают собственными, или нарицательными; одушевлёнными, или неодушевлёнными; имеют род, изменяются по числам)

-Запишите слова по группам. (без слова беленький)

Проверка

-На какие группы вы разделили имена существительные?(Возможные варианты ответов:

 Ь – показатель мягкости;

- разделительный мягкий знак.

(Если уч-ся слово речь выпишут в первый столбик, или возникнет спор,  то учитель предложит произнести слова, закрыв мягкий знак).

- Нужно ли было смягчать [ч ]?

Постановка проблемы.

 Тогда, какую работу выполняет в этом слове ь?

-Значит, какую цель мы поставим сегодня на уроке? (Узнать какую ещё работу в словах выполняет  ь)

6. Наблюдение над словами

-Отгадайте слово

- Из молотых зёрен этого злака выпекают чёрный хлеб (рожь)

- Ходит вдоль каравая, его разрезая( нож)

- Зимой дрова ест, а ночью спит (печь)

 Он лечит людей (врач)

-Маленькое серое животное с длинным хвостиком (мышь)

- Домик, сделанный из веток и соломы (шалаш)

-Синоним слова поддержка (помощь)

- Непромокаемое пальто (плащ)-Что общего у этих слов?(Это имена существительные)

-Ещё раз назовём слова и послушаем как они произносятся.

- Что общего в произношении  этих слов? (Слышится шипящая на конце)

- А теперь сравните написание этих слов.

рожь     печь       мышь        помощь

нож      врач        шалаш      плащ

- Что вы заметили? ( У одних слов на конце пишется ь, а у других нет)- Почему так?

7.Постановка проблемы

- Значит, что мы должны ещё сегодня узнать?(Почему у одних существительных  после шипящих на конце пишется мягкий знак, а у других нет)

8.Тема урокаСформулируйте тему урока      Мягкий знак на конце   имён существительных после шипящих

9. Формулирование вывода. Работа в группах.

- Я предлагаю вам объединиться в группы,  обсудить эту проблему и сформулировать вывод.

(Если дети затрудняются, то учитель может им помочь наводящими вопросами.

- Что общего у имен существительных в верхней строчке? (Они все ж.р.)

В нижней? (Они все м.р.)

10. Чтение правила

- Какую ещё работу выполняет ь знак? ( Указывает на род имени существительного)

- Является ли ь на конце имён существительных после шипящих орфограммой?

Чтение правила на с.32.

11.Составление алгоритма

-А сейчас, ребята, составим  алгоритм, которым мы будем пользоваться, чтобы не ошибиться при написании мягкого знака у существительных после шипящих.

   Алгоритм

Услышав шипящий звук на конце слова, узнай какая это  часть речи.

Поставь имя существительное в начальную форму.

Определи род имени существительного.

Если это имя существительное ж.р., то «ь» пишется.

Если это имя существительное м.р., то «ь» не  пишется.

Не знаешь род имени существительного, обращайся к словарю.

12. Закрепление Работа в парах.

- Запиши слова в два столбика.

Товарищ…, вещ…, помощ…, клещ…, доч…, силач…, ноч…, москвич…, сторож…, рож…, чертёж…, молодёж…, шалаш…, мыш…, брош…, малыш…, дич…, кирпич…  .

13.Взаимопроверка.

14. Самостоятельная работа. Тест.  

1. Мягкий знак может выполнять:

у)     3 «работы»;

и)     2 «работы»;

о)    1 «работу».

2.  Мягкий знак, обозначающий мягкость согласного пишется:

м)   в корне слова между двумя согласными, или на конце слова;

н)    только на конце слова;

к)     между согласной и гласной в корне слова.

3. Разделительный мягкий знак пишется:

с)    между двумя согласными;

н)   между согласной и гласной в корне слова;

т)    после приставок, которые оканчиваются на согласную перед гласными.

4. На конце имён существительного ж.р после шипящих:

и)     всегда пишется ь;

ы)     не пишется ь.

5. На конце имён существительных м.р. после шипящих:

ц)     не пишется ь;

щ)    пишется ь.

6.  Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих указывает:

а)      на род имён существительных;

я)      на число имён существительных.

15. Проверка

16.  Д/з

17. Выставление оценок.

- Я сейчас вам выставлю оценки, а вы смайликом покажите, согласны со мной или нет.

18. Рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку в 3-м классе по теме"Правописание ь знака после шипящих на конце имен существительных женского рода х

Данный урок был опубликован в материалах Фестиваля педагогических идей " Открытый урок" в 2004-2005 учебном году ( на сайте Фестиваля, на компакт-диске и в сборнике тезисов).Урок разработан в соответс...

Тема: Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных женского рода.

Урок открытие нового знания (ОЗН) построен в соответствии с требованиями ФГОС с использованием презентации, учебного диска к учебнику. Использованы виды работ - в малых группах, парах, индивидуально. ...

Презентация на тему: Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных женского рода.

Русский язык.  3 класс. Программа «Школа России» Тема:  Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных женского рода. 1 слайдСейчас вы, как художники, нарисуете  еще одно ...

Урок русского языка в 4 классе. Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода.

Урок разработан в соответствии с учебной программой ОС "Школа 2100". В содержание урока включён дополнительный развивающий материал, много интересных заданий. В уроке использованы проблемно-диалогичес...

Конспект урока по русскому языку 4 класс «Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных женского рода»

laquo;Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных женского рода»...

Технологическая карта урока русского языка «Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных женского рода» (УМК «Школа России», 3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование навыка правописания мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского и мужского рода.Задачи урокаДидактические...