Тема: звуки и краски весны
методическая разработка по русскому языку на тему

Сагаачы Людмила Суваановна

V. Написание сочинения.Учитель.  Теперь вы  можете  приступить  к сочинению «Звуки и краски весны». В вашем распоряжении весь материал, записанный сегодня в тетради, материал наблюдений, накопленный во время весенней экскурсии. Кто-то из вас захочет написать о весне света, кто-то о весеннем разливе, а кому-то нравится весна зелени и цветов. Но, может, кто-то из вас будет писать о весенних изменениях вообще.

Учащиеся пишут сочинение, после написания каждый ученик создаёт свою страничку в книжке

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл met_razr.docx45.99 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: звуки и краски весны                  

Цели: учить связно и последовательно рассказывать о наблюдаемых явлениях; правильно строить предложения; раскрывать тему предстоящего сочинения; обогащать словарный запас учащихся; повторять правописание трудных слов; закончить работу над книжкой-раскладушкой.

Средства   наглядности:  выставка рисунков на тему:«Как я вижу весну»; компьютерная поддержка: слайды, карточки; музыкальное сопровождение: Вивальди «Весна».  

Ход урока

I. Организационный момент:

Звучит музыка А. Вивальди «Весна».

Учитель. Ребята, какое сейчас время года?

Долго длилась зима в этом году, надоело нам слушать завы вание вьюг и метелей. Со светлой надеждой ожидали мы при ход весны. Наступала она робко, неуверенно, но так красиво. О весне можно говорить словами, музыкой, красками.

На экране появляется слайд темы урока «Звуки и краски весны».

- Скажите, какую цель поставим для себя к уроку?

II. Сообщение темы и целей урока.

Учитель. Началась та чудная пора, когда природа, пробу дясь ото сна, начинает жить полною, молодою, торопливою жизнью: когда все переходит в волнение, движение, звук, цвет, запах. Сегодня мы постараемся наши чувства выразить на бума ге, то есть выступим в роли писателей. Мы будем готовиться к написанию сочинения о весне. И закончим нашу книжку раскладушку, которую мы начали делать на технологии. Рассказать о книге.

Рассматриваются рисунки учащихся. Учащиеся рассказы вают, что они хотели выразить в своих работах.

III. Работа по теме урока.

На экране появляется слайд во время ответов учеников:

ВЕСНА СВЕТА -МАРТ. ВЕСНА ВОДЫ - АПРЕЛЬ. ВЕСНА ТРАВЫ И ЦВЕТОВ - МАЙ

Учитель. В народе считают, что в природе бывает 3 весны.

Первая весна - света. Это какой, по-вашему, месяц? (Март) - Почему?(Потому что дни стали длиннее, небо светлее.)

-  Вторая весна - весна воды. Это какой месяц? (Апрель)

Почему? (Потому что в апреле начинается таяние льдов, разлив  рек, наводнения. В этом месяце всегда много воды.)

-  А весна травы, цветов - это какой месяц? (Это май потому что в мае цветут сады, распускаются листья на деревьях.)

Давайте проверим правы вы или нет.

-  Весну в своих произведениях часто воспевали композито ры. В начале урока вы услышали знакомый вам уже фрагмент. Из какого  произведения этот фрагмент? (Ан тонио Вивальди «Весна». Художники  на  своих полотнах  писали  красками весну, поэты слагали стихи, народ - песни, пословицы, поговорки. А кто знает, какая птица весну открывает? (Весну открывают грачи. В народе считают, что с прилётом грачей начинается весна.)

-  Как еще в народе говорят о грачах? (Грач на горе - весна на дворе.)

На экране появляется картина Алексея Саврасова «Грачи прилетели».

-  Перед вами картина Алексея Саврасова «Грачи прилетели», лучшая картина художника. Прилетели первые вестники весны - грачи. С весенними криками они летают над деревьями, хлопочут о жилье.

- Какие краски преобладают на этой картине?

- Представьте себя на том месте, которое изобразил худож-ник. Какие звуки можно услышать, всматриваясь в эту картину.

- В марте наблюдаются очень интересные явления на небе: низкие серые облака сменяются красивыми белыми кучевыми.  Изменяется снег, появляются проталины.

Какие же словосочетания или фразы можно записать, обобщая наблюдения за изменениями в природе, происходящими в марте?

Слайд на доске и Запись  в тетради:

МАРТ: грязный снег, темные проталины, крикливые грачизвонкая капель, вестники весны.

-  Какие части речи выражают эти слова. (Существительные и прилагательные)

 -  В нашей записи только существительные и прилагательные, но наши чувства выражают и глаголы. Я предлагаю вам следующее задание (на экране появляется текст). В данных предложениях пропущены глаголы.  Пользуясь Правкой, вы должны вставить нужный глагол, который ярко и красочно передаст настроение весны. Давайте вспомним на какие вопросы отвечают глаголы?

________радостная весна._______ последний снег в лесу.

_______после зимнего сна. В синем небе_____  стайки

Слова   для   справок:   наступила, приходит, исчезает, пробуждается, просыпается, вьются. Учащиеся комментируя, записывают предложения в тетрадь.

Физкультминутка

Весна, весна! Пришла весна!

(Хлопки в ладоши.) Тепло на крыльях принесла.

(Прыжки на месте.) И вот на самом солнцепёке

(ходьба.)

С поднятой гордо головой

Расцвёл подснежник голубой.

(Руки в стороны.)

Он весь пушистый, серебристый

(приседания.)

На солнце маленький стоит. (Прыжки.)

Посланец он весны надёжный

Он не боится холодов.

(Наклоны туловища.)

За ним придут цветы другие,

Он первенец среди цветов.

(Повороты вправо — влево.)

Учитель. Как разнообразна весна! Только что мы говорили о весне света, о том, что снег только начинает таять, как перед нами уже другая весна, весна воды.

На экране картина Левитана «Весна. Большая вода».

—  Это полотно Исаака Ильича Левитана «Весна. Большая вода». Почему же художник назвал свою картину не просто «Весна», а «Весна. Большая вода»?(На картине изображен большой разлив, который бывает не каждый год.)

—  Какие цвета преобладают на этой картине, почему?

- Посмотрите на другой берег реки. Что вы видите?

- Но не все строения затоплены, почему?

-  По-видимому, это бани. Их обычно строят у реки. Затап- ливает их только тогда, когда река сильно разливается. Вы знаете, что реки разливаются в апреле. Об этом весеннем месяце  народ тоже сложил поговорку:

Февраль богат снегами, а апрель водой.

Родина слова «апрель» - Древний Рим. Оно означает теп лый, солнечный.

Учащиеся записывают на доске и в тетради словосочета ния и фразы.

АПРЕЛЬ: говорливый ручей, первые цветы.

-  Продолжим эту работу, предлагаю отрывок из рассказа Георгия Скребицкого «Четыре художника».

1вариант подчеркните словосочетания из текста, который у вас на карточках, связанные с весной, а второй вариант подчеркните названия деревьев и все, что с ними связано.

«Вот стоит перед Весной-красой лес хмурый и унылый. Взяла она тонкие нежные кисточки, тронула зеленью ветви берёз, а на осины и тополя поразвесила длинные сережки. На склоне оврага кусты черемухи покрыла мохнатыми гроздьями белых цветов». Один ученик у доски.

- Почему в тексте Весна написана с большой буквы?

Учащиеся комментируют выписанные словосочетания, записывая их в тетрадь.

- От весеннего тепла оттаивает почва. В ней накапливается много влаги. Расцветают сады, зеленеют луга, начинается весна зелени и цветов - май. Послушаем стихотворение Некрасова   «Зелёный Шум».

   Стихотворение читает ученик «Зелёный май».

Идёт-гудёт Зелёный Шум,

Зелёный Шум, весенний шум!

Играючи, расходится

Вдруг ветер верховой:

 Качнёт кусты ольховые,

Подымет пыль цветочную,

Как облако: всё зелено,

И воздух, и вода!                                            

Идёт-гудёт Зелёный Шум,

Зелёный Шум, весенний шум.

-  Какое настроение слышится в данных строках? Чем оно пополнено? (В этих строках мы слышим радость, восторг, ликование. Зеленый Шум - это и зелень молодых листьев, и  шепот от легкого дуновения ветерка.)

На что указывает зеленый цвет? (Зеленый цвет - это цвет жизни, т. к. весной оживает природа.)

На экране - первоцветы.

— Вы правы, май — это трава, это цветы, это жизнь. Мы много говорили о весенних изменениях в мае, теперь запишем словосочетания, относящиеся к маю.

МАЙ: яркая зелень, высокое голубое небо, шепот молодых  листьев, лёгкое дуновение ветерка.

На экране тема сочинения : Звуки и краски весны. Давайте еще раз посмотрим как сменяют друг друга 3 весны. (презентацию показывает ученик).

Физминутка

V. Написание сочинения.

Учитель.  Теперь вы  можете  приступить  к сочинению «Звуки и краски весны». В вашем распоряжении весь материал, записанный сегодня в тетради, материал наблюдений, накопленный во время весенней экскурсии. Кто-то из вас захочет написать о весне света, кто-то о весеннем разливе, а кому-то нравится весна зелени и цветов. Но, может, кто-то из вас будет писать о весенних изменениях вообще.

Учащиеся пишут сочинение, после написания каждый ученик создаёт свою страничку в книжке.

VI. Итог урока.

Учитель. Что нового вы для себя узнали сегодня на уроке? Что больше всего вам понравилось? Что для вас было наиболее трудным?

 


Предварительный просмотр:

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ РОМАШКА

(беседа с элементами игры)

Разработала: Гришина Л.Ю.

2010 – 2011 учебный год

Замысел: «Ромашка» - форма организации игры на эко логическую тему. Каждый лепесток «ромашки» содержит раз нообразные задания, такие как логические задачи, загадки, криптограммы, игры на развитие воображения, аукцион, юмо ристические задачи и т. д. Игра способствует повышению обще го уровня экологической культуры детей, развитию творче ских и коммуникативных способностей. Рассчитана на детей 2—4- классов.

                                         Ход  игры

Ведущий. Земля, земной шар - это наш общий большой дом, в котором хватает места всем: людям, животным, растени ям... Над нами одна общая голубая крыша- небо. У нас под но гами один общий пол - земная поверхность. У нас один на всех чудесный источник света и тепла - Солнце. У нас общие источ ники влаги: реки, озера, моря, океаны... Всем надо дышать, есть, пить, растить детишек.

За многие тысячи и даже миллионы лет все виды животных и растений приспособились друг к другу и к окружающей их природе. И в природе установилось равновесие. Известно, что растений должно быть больше, чем животных, которые ими пи таются. А растительноядных животных должно быть больше, чем хищников. Тогда и еды всем хватает, и сохраняются на Зем ле все виды растений и животных. Если же в этой цепочке раз рушить хоть какое-нибудь звено, например уничтожить расте ния, рассыплется вся цепочка. Равновесие нарушится. И даже может произойти катастрофа в природе. Люди долго не подоз ревали об этом и безрассудно вырубали леса, осушали болота, занимались распашкой степей. Они совершенно не думали о том, что грубо нарушают законы природы. Наконец мы это по няли. Чтобы сохранить природу, а заодно и самим уцелеть, лю ди стали очень серьезно изучать законы живой природы. Так возникла наука ЭКОЛОГИЯ. Это слово составлено из двух гре ческих слов: «ойкос» - «дом» и «логос» - «наука». Значит, мож но сказать, что экология - это наука о нашем общем доме и о законах, по которым мы должны в нем жить.

Надеюсь, что игра «Экологическая ромашка» поможет нам с вами еще раз задуматься о нашем общем доме и о том, что этот дом надо любить и беречь.

Условия игры. Изготавливается модель ромашки (жел тый кружок - сердцевина и любое количество белых лепестков). На обратной стороне лепестков проставлены номера. Все детали «ромашки» прикреплены к магнитной доске.

Дети делятся на группы (по желанию). Каждая группа выби рает себе командира, придумывает название команды. Затем ко мандиры групп подходят к «ромашке», «срывают» по лепестку, получают от ведущего карточки с заданиями под соответст вующими номерами. Команды приступают к подготовке зада ния. По истечении отведенного времени команды по очереди представляют выполненную работу.

1. Карточки-задания.

Распределите слова в два столбика по принципу «живая -неживая природа»:

солнце, мальчик, ягода, небо, вода, камни, гриб, рыбка, заяц, ливень, почва, дерево.

Ответ:    мальчик;        солнце;

ягода;        небо;

гриб;        вода;

рыбка;        камни;

заяц;        ливень;

дерево;        почва.

  1. Изобразите животных с помощью жестов и мимики: мед 
    ведя, зайца, верблюда, петуха, дятла, обезьяну.
  2. Отгадайте загадки.

Чернокрылый, красногрудый,

И зимой найдет приют. Не боится он простуды: С первым снегом тут как тут.

(Снегирь.)

Окраской - сероватая,

Походкой - мешковатая, Повадкой - вороватая, Крикунья хрипловатая.

(Ворона.)

Длиннохвоста, белобока, И зовут се ... (сорока).

Живет в дупле пустом, Дуб долбит, как долотом.

(Дятел.)

Маленький мальчишка В сером армячишке По двору шныряет, Крошки собирает.

(Воробей.)

Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели, Голосистее, нежней? Кто же это?(Соловей.)

Всех прилетных птиц черней, Враг личинок, друг полей, Взад-вперед по пашне вскачь. Л зовется птица- ... (грач).

Хоть я птичка-невеличка, У меня, друзья, привычка: Как начнутся холода, Прямо с севера сюда.

(Синичка.)

5.        Из данных видов транспорта исключите «лишнее» сло 
во и 
объясните свой выбор: автомобиль, теплоход, велосипед,
мотоцикл, автобус, самолет.

Ответ: велосипед, так как это экологически чистый вид транс порта, потому что не работает на топливе.

Ведущий. Какие еще экологически чистые виды транс порта вы знаете? (Электровоз, трамвай, троллейбус, метро.)

6.        Пофантазируйте: что было бы, если ...:

  • Вдруг исчезли бы с лица земли все цветы?
  • Не стало бы воды?
  • Исчезли бы птицы?

7.        Проведите с одноклассниками «Аукцион лекарственных
растений».        

Ваша задача: выразительно прочитать стихи о лекарст венных растениях. Задача одноклассников: «собрать» как можно больше лекарственных растений, то есть по оконча нии чтения стихов желающие должны по очереди назвать как можно больше растений, о которых шла речь в стихах. Побеж дает тот, чей перечень окажется длиннее.

Я - женьшень, чудесный корень.

Вели кто-то сильно болен,

Разыщите корень мой,

И поправится любой.

Вам настойка из женьшеня

Аппетит вернет и смех,

Ведь женьшень обозначает

Чудо - «корень-человек».

На тропинке, на дорожке -Всюду чирьева трава, Или просто подорожник -Всем знакома, не нова! Привязал листок к нарыву. День-другой пройдет- и диво! Ты здоров без докторов. Вот простой листок каков!

Липа - средство от простуды, Знают все о том повсюду. Хоть невзрачен липы цвет. Но полезней чая нет.

При ангинах и простудах Пьют целебный липы чай. Говорят, когда болеют: «Ну-ка, липа, выручай!»

Есть герань, гвоздика, кашка-Всех цветов не сосчитать. Есть аптечная ромашка, Про ромашку надо знать. Белый крошечный цветочек -Для припарок, для примочек. Если воспаление, Отвар - успокоение.

Семена мои целебны -При гастритах пьют настой. Корни - убивают яды И снимают в почках боль. У меня одна беда: Зацветаю я когда, То цветов моих краса Всем бросается в глаза. И в букеты рвут меня, Я боюсь их как огня! Я прошу вас, пощадите И пионы зря не рвите!

В нас не только фитонциды, Что микробам так страшны, Мы содержим витамины, Что, бесспорно, всем нужны. И поэтому, чтоб реже Приходилось вам болеть, В каждом доме лук, чеснок Круглый год должны иметь. Тот, кто с нами крепко дружит, Никогда не занедужит.

В доме много аромата, Если в доме сохнет мята. Мятная лепешка, Настоя мяты ложка -Нету больше тошноты, Нету в горле хрипоты. Валидол, зубная паста -Всюду мята, мята, мята! Собираем не напрасно Эту травушку, ребята!

Перечислите, какую пользу приносят растения.

8.        Сделайте правильный выбор.

Слева написаны времена года, справа - то, что происходит в природе, в жизни людей в разные времена года. Задача: со единить верно стрелками левый столбик с правым.

Набухают почки.

ЗИМА

                              Листопад.

Прилетают грачи.

                      Бабье лето.

ВЕСНА

                           Грибная пора.

Сбор клюквы.

                          Уборка зерновых.

ЛЕТО

                             Сенокос.

Птицы вьют гнезда.

Рождество.

                                               Ледоход.

                                                 Гололед.

9.        Отгадайте загадки.

Очень прочен и упруг, Строителям - надежный друг. Дома, ступени, постаменты Красивы станут и заметны.

(Гранит.)

Если встретишь на дороге, То увязнут сильно ноги. А сделать миску или вазу -Она понадобится сразу.

(Глина.)

На кухне у мамы Помощник отличный, Он синим цветком Расцветает от спички.

(Природный газ.)

Он очень нужен детворе, Он на дорожках во дворе, Они на стройке, и на пляже, И он в стекле расплавлен даже.

(Песок.)

Он черный и блестящий, Друг наш настоящий. Он несет в дома тепло, От него в домах светло. Помогает плавить стали, Делать краски и эмали.

(Каменный уголь.)

Без нее машина даже Километра не пройдет, Самолеты, вертолеты Не отправятся в полет, Не поднимется ракета. Отгадайте, что же это?

(Нефть.)

Росли на болоте растения...

А теперь это топливо и удобрения.

(Торф.)

Она варилась долго в доменной печи, Чтоб потом нам сделали ножницы, ключи.

<        (Железная руда.)

10.        Какому животному принадлежит хвост?

  • С помощью хвоста она плавает. (Рыба.)
  • С помощью хвоста он ползает по дну реки. (Рак.)
  • У нее хвост вместо руля. (Птица.)

-        Благодаря хвосту он отталкивается от земли и  прыгает
дальше всех, а также сидит, опираясь на хвост. 
(Кенгуру.)

  • У нее хвост - дополнительная рука. (Обезьяна.)
  • Она рулит своим хвостом, перепрыгивая с ветки на ветку.
    (Белка.)
  • У нее хвост - мухобойка. (Корова, лошадь.)
  • У нее на хвосте погремушка, с помощью которой она пуга 
    ет врагов. 
    (Гремучая змея.)
  • В случае опасности быть пойманной за хвост, она отбра 
    сывает его. 
    (Ящерица.)

11.        Расшифруйте словосочетание: АГИНК ЯАНСАРК.
Ответ: Красная книга.

Ведущий. Что вы знаете о Красной книге? (Ответы де тей.)

12.        Решите задачи из «Задачника» Г. Остера.

-        Ученики одной из школ следят за тем, чтобы вода не ли 
лась из кранов зря. Поэтому половина учеников этой школы
приходит на занятия с немытыми руками. Другая половина ре 
бят приходит не только с немытыми руками, но и с неумытыми
лицами. Сколько всего учеников в этой школе, если каждый
день с неумытыми лицами на занятия приходят 290 мальчиков и
46 девочек? 
(672.)

•        В прошлом году Ниночка познакомилась с одним мальчи 
ком, и он подарил ей котенка. В этом году Ниночка познакоми 
лась с 12 мальчиками, и каждый подарил ей по два котенка. Те 
перь Ниночка хочет познакомиться еще с каким-нибудь мальчи 
ком и собирается подарить ему всех своих котят. Сколько котят
имеет шанс приобрести этот не известный пока Ниночке маль 
чик? 
(25.)

13. Снег - один из признаков русской зимы. Его называют по-разному. Вставьте в предложения недостающие слова. (Они вразнобой записываются ниж'е.)

•        Свежий, чистый, только что запорошивший землю снег на 
зывается ... 
(порошей).

•        Если снежинки слипаются па лету, мы называем их  ...
(хлопьями).

« Если твердые белые шарики больно секут щеки и лоб, то они называются ... (крупой.)

  • Ветер гонит снег, и тот змейкой мчится по земле. Это ...
    (поземка).
  • Ветер кружит, вьет в воздухе снег. Это ... (вьюга).
  • На равнине или в степи, где ветру нет удержу, может разы 
    граться настоящая снежная буря - ... 
    (буран).
  • Для старого, залежалого, с твердой коркой снега есть в
    русском языке хрустящее слово - ... 
    (наст).

Ведущий. Игра закончена. Поделитесь, пожалуйста, своими ощущениями.


Предварительный просмотр:


ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СТРАНЕ

        2012 год.

                      «Нет прав без обязанностей,                                                       нет обязанностей без прав».

                                                   Карл Маркс.

Ведущий: Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами отправимся в путешествие на воздушном шаре по удивительной стране «Права человека», в ходе которого вы узнаете много нового и интересного.

Нас ждут четыре станции, на каждой из кото рых мы будем останавливаться, играть, обсуждать разные вопросы (иногда совсем даже не детские), рассуждать и беседовать. В путь мы отправимся на воздушном шаре. (Показать на макет воздуш ного шара.)

Итак, наше путешествие начинается. Воздушный шар набирает высоту, и мы отправляемся на пер вую станцию. Первая станция называется «Осно вы права», и первое, что нужно нам сделать - это узнать, что же такое права человека. Об этом нам расскажет наш гость

Гость. Здравствуйте, ребята! На первой станции вы узнаете о том, что такое право и права чело века.

Право это охраняемая, обеспечиваемая госу дарством естественная возможность что-то де лать, осуществлять, иметь.

Права человека это основные нормы, без ко торых люди не могут жить достойно.

Свобода это отсутствие каких-либо ограниче ний в чем-либо не запрещённом законом.

Можно назвать несколько отличительных черт прав человека.

  • Их не нужно покупать, зарабатывать или на следовать, они принадлежат людям просто пото му, что они люди.
  • Они одинаково принадлежат всем людям, не зависимо от расы, пола, вероисповедания, нацио нального и социального происхождения. Мы все рождаемся свободными и равными по достоинству -права человека являются всеобщими.
  • Права нельзя отобрать - никто не может ли шить прав другого человека ни по какой причине.
  • Чтобы жить достойно, все люди имеют одно временно право на свободу, безопасность и прием лемый уровень жизни - права человека являются

«неделимыми».

Утверждая, что каждый человек обладает права ми, мы говорим также, что каждый человек обя зан соблюдать права других людей.

Каждому праву соответствует обязанность. На пример, ваше право на свободу высказывания ограничено обязанностью не говорить неправду, не говорить вещи, унижающие другого человека и нарушающие его право на сохранение человече ского достоинства и доброй репутации.

Гость обращает внимание детей на слова Карла Маркса, запи санные на доске: «Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав».

Ребята, а как вы понимаете эти слова? (Ответы детей. Каждый ответивший помучает жетон.)

Ведущий. Вот мы с вами и узнали, что такое права человека. А сейчас давайте поделимся на три равные команды. Представьте, что воздушный шар падает из-за того, что в нём слишком много груза. Вы везете с собой в мешках права человека и чтобы спастись, вам нужно оставить только четыре мешка, а остальные скинуть.

Всего в воздушном шаре находится 8 мешков.

  1. Право на образование
  2. Право на жильё
  3. Право на свободу слова
  4. Право на жизнь
  5. Право на гражданство
  6. Право на свободу мысли и религии
  7. Право основывать семью и вступать в брак
  8. Право на охрану здоровья

Сейчас вы посоветуетесь в командах и решите, какие из перечисленных мешков наименее важны на ваш взгляд.

Учащиеся совещаются, и затем команды презентуют свои резуль таты и совещаются с классом, какие мешки они убрали и почему, что может случится, если человека лишить данных прав.

Ведущий. А сейчас мы отправляемся на вторую станцию, которая называется «Международные документы о правах человека». (Показать.) Здесь мы познакомимся с двумя основными документа ми. Первый документ называется «Всеобщая декларация прав человека», а второй документ называется «Конвенция о правах ребенка».

1-й докладчик. 10 декабря 1948 года, в Париже, в только что построенном Дворце де Шайо Генеральной Ассамблеей ООН была принята Всеобщая декларация прав человека. Впервые в истории че ловечества был сформирован всеобщий свод законов, касающийся защиты прав человека, к которо му могли бы присоединиться все государства и на которые возлагают надежды все люди.

Всеобщая декларация построена на принципе, согласно которому в основе прав человека лежит достоинство, присущее каждому человеку. Этого достоинства, а также права на свободу и равен ство не может быть лишен никто. В Декларации содержится подробное изложение прав и сво бод каждого человека. В нынешнем веке она по-прежнему остается главным источником права в правозащитной области и способствует развитию всеобщего движения защиту прав человека.

Соблюдение прав человека начинается с того, как общество относится к своим детям.

20 ноября 1959 года Организация Объединён ных Наций приняла еще один исторический до кумент - Декларацию прав ребенка. Этот договор является наиболее полным перечнем прав ребен ка и является первым документом, наделяющим эти права силой международного права.

2-й докладчик. Конвенция о правах ребенка была принята Генеральной Ассамблеей ООН от 20 ноября 1989 года и вступила в силу 2 сентября в 1990 году. Основной идеей данного документа является мысль о том, что дети имеют право на особую заботу и помощь, что семье для роста и благополучия всех ее членов, и особенно детей, должны быть предоставлены необходимые защи та и содействие, а ребенку для полного и гармо ничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, люб ви и понимания.

Конвенцией признается тот факт, что во всех странах мира есть дети, живущие в исключитель но трудных условиях, и что такие дети нуждаются в особом внимании, очень важно учитывать долж ным образом особенности традиций и культурных

ценностей каждого народа для защиты и гармо ничного развития ребенка.

Необходимость в особой защите детей предусмо трена во Всеобщей декларации прав человека, в международном пакте о гражданских и политиче ских правах, а также в уставах и соответствующих документах специализированных учреждений и международных организаций, занимающихся во просами благополучия детей.

Ведущий. Вы познакомились с очень важным документом, который защищает ваши права. Для того чтобы поподробнее познакомится с правами детей, мы отправляемся на третью станцию, кото рая так и называется «Права детей».

Ребенку всегда труднее, чем взрослому, защи щать себя - как вы думаете, почему?

Ответы детей, подведение итогов.

Ведущий. Вы всё правильно сказали: ребёнок слабее физически и психически, раним, зависим от опеки старших. Ребенок - существо растущее, раз вивающиеся, поэтому и права у него особенные, в чём-то отличные от прав взрослых. Эти права ближе к потребностям ребенка, его возрасту и его природе. Об этих правилах мы и поговорим под робнее. Представьте, что взрослые предложили вам составить перечень вещей необходимых де тям (где бы они не жили] для их здоровья и бла гополучия. Сейчас каждая из команд напишет на листочках все возможные варианты, а затем вы их сопоставите со списком, которую составила ООН несколько лет назад.

Резюме Конвенции о правах ребенка

  • Дети имеют право на воспитание в семейном окружении или на попечение тех, кто обеспечит им наилучший уход
  • Дети имеют право на достаточное питание и достаточное количество чистой питьевой воды
  • Дети имеют право на приемлемый уровень жизни
  • Дети имеют право на медицинский уход

•   Дети-инвалиды имеют право на особую забо ту и обучение

  • Дети имеют право на отдых
  • Дети имеют право на безопасные условия жизни
  • Дети не должны использоваться в качестве дешёвой рабочей силы
  • Дети имею право говорить на родном языке, исповедовать свою религию, соблюдать обряды своей культуры
  • Дети имеют право на своё мнение и на собра ние для выражения своих взглядов

Ведущий. Позже этот список был закреплён Конвенцией о правах детей. Сопоставьте эти два списка, т. е. ваш и список прав из Конвенции, а за тем ответьте на вопросы:

  • Как вы думаете, почему ООН сочла нужным  со ставит перечень прав детей?
  • Считаете ли вы, что каждый ребенок в нашей стране имеет эти права?

- Выберите одно право из конвенции и подумай те, что могло было произойти, если его отнять у ребенка? [Обсуждение.)

Сегодня мы убедились, что очень трудно пред ставить жизнь ребенка без тех или иных прав. Но основное неотчуждаемое право человека - это право на жизнь. Жизнь - самое дорогое, чем награ дила нас судьба. Издавна людям присуще желание прожить свою жизнь осмысленно, счастливо, без потерь и бед.

Задание:

Сейчас каждая из команд напишет сочинение на тему «Самое главное у человека -жизнь, потому что...». (10 минут).

 Давайте заслушаем некоторые из них.

Ведущий приглашает чтецов. Учащиеся выступают со своими сочинениями.

Ведущий. Наше путешествие по стране Права чело века заканчивается, и у нас осталась последняя стан ция - «Реклама наших прав», и именно на этой стан ции каждая из команд покажет небольшой реклам ный ролик, касающийся одного из прав ребенка. (Выбирается одно право ребенка и разыгрывается).

Выступление команд.

Ведущий. Вот и подошло к концу наше путеше ствие по стране «Права человека». Скажите, оно вам понравилось? (Ответы детей.) Мы надеемся, что сегодняшнее мероприятие позволит вам заду маться над своими правами, обязанностями, и вы будете очень внимательны к себе и окружающим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения 1 класс УМК " Школа России" по теме "Звуки и краски весны"

Урок является обобщающим по разделу " Апрель, апрель! Звенит капель... ."Фрагменты урока помогут детям услышать звуки и увидеть краски весны. Урок воспитывает чувство прекрасного  и любви к ...

Звуки и краски весны. 1 класс.

Урок окружающего мира и технологии в 1 классе. УМК Школа XXI века....

Сочинение на тему: «Звуки и краски весны»

Работа по развитию речи. Русский язык. 3 класс. Программа УМК "Школа России". Использование картин русских художников....

Конспект урока по русскому языку в 3 классе (письмо сочинения). Тема: "Звуки и краски весны"

Цели урока: 1.Учить связно и последовательно рассказывать о наблюдаемых явлениях. 2.Правильно строить предложения. 3.Раскрывать тему предстоящего сочинения. 4.Обогащать словарный запас учащихся. ...

Урок литературного чтения. Тема: «Звуки и краски зимы в стихотворении С. Есенина «Поет зима, аукает…»».

Тема: «Звуки и краски зимы в стихотворении С. Есенина «Поет зима, аукает…»».  Урок литературного чтения....

Конспект интегрированного урока музыки и изобразительного искусства на тему:"Широкая Масленница в звуках и красках"

Ознакомление учащихся с народными традициями Масленицы и  их отражением в творчестве русских художников и композиторов. Усвоение навыков и умений декоративной и изобразительной техники, применени...

Урок литературного чтения и ИЗО по теме: "Живописный образ зимы через звуки и краски"

В данном материале содержится конспект, презентация и музыка к интегрированному уроку по литературному чтению и ИЗО для 3 класса на тему: "Живописный образ зимы через звуки и краски"...