Словообразование имён прилагательных
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Тип урока: ОНЗ в технологии деятельностного метода
Основные цели:
1) формировать умение образовывать имена прилагательные с помощью суффиксов;
2) содействовать развитию умения работать в паре, в группе, самостоятельно строить и применять новое знание;
3) содействовать воспитанию трудолюбия на уроке, чуткого, уважительного отношения друг к другу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slovoobrazovanie_imyon_prilagatelnykh.docx | 51.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Словообразование имён прилагательных
Тип урока: ОНЗ в технологии деятельностного метода
Основные цели:
1) формировать умение образовывать имена прилагательные с помощью суффиксов;
2) содействовать развитию умения работать в паре, в группе, самостоятельно строить и применять новое знание;
3) содействовать воспитанию трудолюбия на уроке, чуткого, уважительного отношения друг к другу.
Оборудование: учебник «Русский язык» 3 класс, 2 часть, авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.Е. Пронина; компьютер, проектор, экран; индивидуальные планшеты.
Демонстрационный материал: презентация; эталоны; ребусы
Раздаточный материал: рабочие листы для групповой работы для этапа 5; цветные магниты, толковые словари,
Этапы урока открытия нового знания в ТДМ | УУД, выполняемых обучающимися на соответствующих этапах |
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности (1-2 мин) | |
- Чему были посвящены наши последние уроки? - Сегодня мы продолжим наше знакомство с именами прилагательными и откроем ещё одно новое знание. - Как вы будете это делать? Назовите 2 способа учебной деятельности. (Сначала выясним, что мы не знаем, затем сами построим новое знание) - Что нужно делать, если хочешь получить новые знания? (трудиться, работать самому) - Давайте вспомним правило (терпение в работе, к другим) - Я желаю вам преодолеть все трудности на уроке и открыть новые знания. Теперь в путь, друзья. Улыбнитесь друг другу и пожелайте успеха. | - самоопределение (Л); - смыслообразование (Л); - планирование учебного сотрудничества (К) |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (5-6 мин.) | |
- С чего начнём работу на уроке? (С повторения) - При помощи каких частей слова образуются новые слова? (Приставки, суффикса ) - Какие вы знаете суффиксы имён существительных? - Разберите 2 любых слова по составу: Головушка, ежонок, писатель, малинник, ключик, подушка, умненький (Дети разбирают слова на листочках, комментируют) | - мотивационная основа учебной деятельности (Л); - смыслообразование (Л); - анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия (П); - использование знаково-символических средств (П); - построение логической цепи рассуждений (П); - достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К); - постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем (Р); - волевая саморегуляция (Р) |
3. Выявление места и причины затруднения (4-5 мин.) | |
− Какое задание вы выполняли? − В чем ваше затруднение? (Мы не знаем с помощью каких суффиксов образуются прилагательные) − Почему же возникло затруднение? (У нас нет способа (эталона) образования прилагательных.) | учебно-познавательный интерес (Л); - смыслообразование (Л); - волевая саморегуляция (Р); - анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П); - постановка и формулирование проблемы (П); - учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К); - формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К) |
4. Построение проекта выхода из затруднения (3-4 мин.) | |
− Какую цель вы поставите перед собой на уроке? (Узнать с помощью каких суффиксов образуются прилагательные) − Сформулируйте тему урока. (Образование имён прилагательных) − Чтобы вы смогли сами открыть правило, я вам предлагаю работать по плану. На доску вывешивается план:
| - постановка познавательной цели (П); - познавательная инициатива (Р); - планирование, прогнозирование (Р); - построение логической цепи рассуждений (П); - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К); |
5. Реализация построенного проекта (3-4 мин) | |
−Я предлагаю вам работать в группах. (В случае необходимости актуализируются правила работы в группах) . − Выполните задания в группах. (Ответственный от каждой группы получает лист с заданием для работы в группах и лист для оформления ответов)
Грязь грязный Ум ? Лес лесистый Гора ? Май майский Город ? Вывод: Прилагательные образуются от основ существительных с помощью суффиксов –н-, -ск-, -ист- Новый новенький Белый ? Серый сероватый Седой ? Вывод: Прилагательные образуются от основ прилагательных с помощью суффиксов –оват-, -еват-, -еньк- - Как проверить свое открытие? (свериться с эталоном, со способом образования прилагательных) | - использование знаково−символических средств (П); - моделирование и преобразование моделей разных типов (предметы, схемы, знаки и т.д.) (П); - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной самоорганизации (П); - построение логической цепи рассуждений, доказательство (П); - осознание ответственности за общее дело (Л); |
Физминутка 6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (4-5 мин.) | |
− Закрепить умение образовывать прилагательные нам поможет следующее упражнение: с.85 упр. 338, 339 - Запишите слова вместо вопросительного знака - Расскажите друг другу как образовались эти слова (затем несколько учеников проговаривают вслух) | - построение логической цепи рассуждений, доказательство (П); - использование критериев для обоснования своего суждения (К); - управление поведением партнёра (К); - осознание ответственности за общее дело (Л); контроль (Р); - коррекция (Р); - волевая саморегуляция (Р); |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (4-5 мин.) | |
− Разобрались? Как проверить, усвоили вы новую тему или нет? (Надо выполнить самостоятельную работу и сопоставить её с эталоном для самопроверки.) Картон (картонный) Синий (синеватый) Молоко (молочный) Грусть (грустный) Луч (лучистый) | - использование знаково−символических средств (П); - выполнение действий по алгоритму (П); - доказательство (П); - контроль (Р); - коррекция (Р); - оценка (Р); - волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); |
. Включение в систему знаний и повторение (7-8 мин.) | |
− Скажите, ребята, где мы будем применять новые знания? - Разгадайте ребусы - Составьте и запишите словосочетания, укажите род. - Запишите новое словарное слово коричневый -Вы знаете почему этот цвет так называется? - А где можно узнать? - Найдите в толковом словаре объяснение этого слова. (Объясняют, после рассказывают по схеме) | - поиск и выделение необходимой информации (П); - моделирование, преобразование модели (П); - построение речевых высказываний (П); - подведение под понятие (П); - выведение следствий (П); - доказательство (П); - планирование учебного сотрудничества (К); - формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); - адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К); |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (2-3 мин.) | |
− Что необходимо сделать, прежде чем мы закончим урок? (Подвести итог нашей работы.) – Какую цель вы поставили в начале урока? − Вы достигли поставленной цели? − В чём у вас было затруднение? - С помощью каких суффиксов образуются прилагательные − Что вам помогло открыть новое знание? – Молодцы! - Если вам удалось сделать открытие самому, затруднений не возникало , правильно выполнили самостоятельную работу и можете объяснить другому – возьмите зелёный магнитик. - Если вам ещё трудно образовывать прилагательные и вам нужно ещё потренироваться – возьмите жёлтый магнитик. - Если вы не сделали никакого открытия для себя - возьмите красный магнитик. - Прикрепите магнитики на лесенке успеха Д/з 5 прилагательных на стыке корня и суффикса, * какие суффиксы ещё встречаются у прилагательных | - самооценка на основе критерия успешности (Л); - рефлексия способов и условий действия (П); - адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л); - контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П); - формулирование и аргументация своего мнения (К); - планирование учебного сотрудничества (К) |
Приложение.
Рабочий лист для групповой работы
Грязь грязный
Ум ?
Лес лесистый
Гора ?
Май майский
Город ?
Прилагательные образуются от основ _______________________
с помощью суффиксов ____________________________________
Новый новенький
Белый ?
Серый сероватый
Седой ?
Прилагательные образуются от основ _______________________
с помощью суффиксов ____________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Словообразование имён прилагательных
Тип урока ОНЗ...
Словообразование имён прилагательных
Урок русского языка по ОС "Школа 2100", з класс. Раздел "Имя прилагательное" Тема урока "Словообразование имён прилагательных".Тип урока: "ОНЗ в технологии деятельностного метода"...
Урок русского языка в 3 классе по теме "Словообразование имён прилагательных" по УМК "Школа 2100"
Представлен урок русского языка в 3 классе с учётом ФГОС .Тип урока: ОНЗ в технологии деятельностного метода....
Урок русского языка «Разбор имён прилагательных по составу. Словообразование имен прилагательных»
Цели: 1. Учить морфемному анализу слова на основе словообразовательного анализа имени прилагательного, продолжать учить работе с орфографическим словарём, учебником.2....
Словообразование имён прилагательных.
Словообразование имён прилагательных....
Конспект урока Словообразование имён прилагательных
План-конспект урока для 3 класса "Словообразование имён прилагательных" Тип урока: ОНЗ в технологии деятельностного метода....