Словообразование имён прилагательных
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Кашапова Гульназ Фаргатовна
Учитель начальных классов
МБОУ «Шахмайкинская средняя общеобразовательная
школа Новошешминского муниципального района РТ»
Тема: Словообразование имён прилагательных
Тип урока: ОНЗ
Основные цели:
1) формировать представление о словообразовании имён прилагательных
2) формировать умение образовывать имена прилагательные с помощью суффиксов, самостоятельно строить и применять новое знание;
Оборудование: учебник «Русский язык» 3 класс, 2 часть, авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.Е. Пронина;
Демонстрационный материал: толковые словари; эталоны; ребусы, карточки.
Ход урока
- Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
- Начинаем урок русского языка. Чему были посвящены наши последние уроки? (Знакомились с именами прилагательными).
- Чем мы будем заниматьсясегодня (узнаем новое о прилагательных)
- Как вы будете это делать? Назовите 2 способа учебной деятельности. (Сначала выясним, что мы не знаем, затем сами построим новое знание)
- Что нужно делать, если хочешь получить новые знания? (работать самому)
- Я желаю вам преодолеть все трудности на уроке и открыть новые знания. Теперь в путь, друзья. Улыбнитесь друг другу и пожелайте успеха.
- Актуализация знаний.
- С чего начнём работу на уроке? (С повторения)
- При помощи каких частей слова образуются новые слова? (Приставки, суффикса )
- Есть ли у нас эталон? (Да)
Задание: по эталону образуют и разбирают существительные по составу.
- Какие вы знаете суффиксы имён существительных?
- Что мы повторили.(Словообразование имен существительных)
Пробное действие
- Разберите 2 любых слова по составу:
Длинный, умненький, дружеский, малиновый, золотистый.
- Время вышло(проверка по эталону)
− Кто поставил +
- Докажите, что ваша форма записи верная. (Правильность доказать мы не можем)
- У кого возникли вопросы?
− В чем ваше затруднение? (Мы не знаем с помощью каких суффиксов образуются прилагательные)
- Проблемное объснение нового знания
− Почему же возникло затруднение? (У нас нет способа (эталона) образования прилагательных.)
− Какую цель вы поставите перед собой на уроке? (Узнать с помощью каких суффиксов образуются прилагательные)
− Сформулируйте тему урока. (Образование имён прилагательных)
- Что нам поможет узнать с помощью каких суффиксов образуются прилагательные.(Правило или алгоритм).
- Значит, какая наша цель? (Составить алгоритм или вывести правило.)
− Чтобы вы смогли сами открыть правило, я вам предлагаю работать по плану.
На доску вывешивается план:
- Понаблюдать за составом слов – имён прилагательных
- Обобщить результаты наблюдений, сделать вывод: как образуются имена прилагательные
- Создать эталон (правило) образования имён прилагательных.
−Я предлагаю вам работать в группах.
(В случае необходимости актуализируются правила работы в группах)
− Выполните задания в группах.
(Ответственный от каждой группы получает лист с заданием для работы в группах и лист для оформления ответов).
Грязь грязный
Ум ?
Лес лесистый
Гора ?
Май майский
Город ?
Вывод: Прилагательные образуются от основ существительных с помощью суффиксов –н-, -ск-, -ист-
Новый новенький
Белый ?
Серый сероватый
Седой ?
Вывод: Прилагательные образуются от основ прилагательных с помощью суффиксов –оват-, -еват-, -еньк-
- Мы сформулировали правило?(Да.)
- Сумели вы справиться с затруднением? (Да.)
- Молодцы! Как проверить свое открытие? (свериться с учебником, со способом образования прилагательных)
Физминутка
- Первичное закрепление во внешней речи
- Какой следующий шаг? (Закрепить умение образовывать прилагательные , используя новое правило).
- В этом − нам поможет следующее упражнение: с.85 упр. 338, 339
- Запишите слова вместо вопросительного знака.
- Расскажите друг другу как образовались эти слова.
(затем несколько учеников проговаривают вслух).
- У кого есть ошибки? Где ошиблись? Почему?
- Кто все написал правильно?
- Самостоятельная работа с самопроверкой
- Какой следующий шаг вашей работы? (Написать самостоятельную работу. Проверить, как каждый из нас научился применять правило.)
- Из данные слов с помощью суффиксов образуйте имена прилагательные.
Картон (картонный)
Синий (синеватый)
Молоко (молочный)
Грусть (грустный)
Луч (лучистый)
- Есть вопросы?
После выполнения задания учащиеся проверяют себя по эталону для самопроверки.
- У кого все правильно?
- У кого остались вопросы?
- Какие встретились затруднения?
- Включение в систему знаний и повторение
− Скажите, ребята, где мы будем применять новые знания? ( в повседневной речи)
Выполнение упражнений по учебнику.
- Составьте и запишите словосочетания, укажите род.
- Запишите новое словарное слово коричневый
-Вы знаете почему этот цвет так называется?
- А где можно узнать?
- Найдите в толковом словаре объяснение этого слова.
(Объясняют, после рассказывают по схеме)
- Итог урока.
− Что необходимо сделать, прежде чем мы закончим урок? (Подвести итог нашей работы.)
– Какую цель вы поставили в начале урока? (Узнать с помощью каких суффиксов)
− Вы достигли поставленной цели? (Да.)
- С помощью каких суффиксов образуются прилагательные (н-, -ск-, -ист-, –оват-, -еват-, -еньк-)
- Если вам удалось сделать открытие самому, затруднений не возникало , правильно выполнили самостоятельную работу и можете объяснить другому – возьмите зелёный магнитик.
- Если вам ещё трудно образовывать прилагательные и вам нужно ещё потренироваться – возьмите жёлтый магнитик.
- Если вы не сделали никакого открытия для себя - возьмите красный магнитик.
Домашнее задание.
* подобрать 5 прилагательных на стыке корня и суффикса.
- Я очень рада, что вы так удачно поработали, достигли цели урока, сумели преодолеть трудности. Удачи вам и на других уроках!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Словообразование имён прилагательных
Урок русского языка по ОС "Школа 2100", з класс. Раздел "Имя прилагательное" Тема урока "Словообразование имён прилагательных".Тип урока: "ОНЗ в технологии деятельностного метода"...
Урок русского языка в 3 классе по теме "Словообразование имён прилагательных" по УМК "Школа 2100"
Представлен урок русского языка в 3 классе с учётом ФГОС .Тип урока: ОНЗ в технологии деятельностного метода....
Словообразование имён прилагательных
Тип урока: ОНЗ в технологии деятельностного методаОсновные цели:1) формировать умение образовывать имена прилагательные с помощью суффиксов;2) содействовать развитию умения работать в паре, в гр...
Урок русского языка «Разбор имён прилагательных по составу. Словообразование имен прилагательных»
Цели: 1. Учить морфемному анализу слова на основе словообразовательного анализа имени прилагательного, продолжать учить работе с орфографическим словарём, учебником.2....
Словообразование имён прилагательных.
Словообразование имён прилагательных....
Конспект урока Словообразование имён прилагательных
План-конспект урока для 3 класса "Словообразование имён прилагательных" Тип урока: ОНЗ в технологии деятельностного метода....