Словообразование имён прилагательных
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме
Урок русского языка по ОС "Школа 2100", з класс. Раздел "Имя прилагательное" Тема урока "Словообразование имён прилагательных".Тип урока: "ОНЗ в технологии деятельностного метода"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_russkogo_yazyka3_klass.doc | 85.5 КБ |
slovoobrvzovanie_imyon_prilagatelnyh.pptx | 2.62 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 3 классе по УМК «Школа 2100»
по теме «Словообразование имён прилагательных»,
разработан и проведён
учителем начальных классов МОУ «Новоржевская средняя общеобразовательная школа»
Фёдоровой
Светланой Геннадьевной
Тип урока: ОНЗ в технологии деятельностного метода
Цель: формировать умение образовывать имена прилагательные с помощью суффиксов.
Задачи урока:
1) содействовать развитию умения работать в паре, в группе, самостоятельно строить и применять новое знание;
2) содействовать воспитанию трудолюбия на уроке, чуткого, уважительного отношения друг к другу.
Оборудование: учебник «Русский язык» 3 класс, 2 часть, авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.Е. Пронина; компьютер, проектор, экран.
Демонстрационный материал: презентация; эталоны; ребусы.
Раздаточный материал: рабочие листы для групповой работы, толковые словари.
УУД: личностные: осознание значимости в речи имен прилагательных; актуализация мыслительной и творческой деятельности; формирование умения работать по словесной и письменной инструкции и алгоритму. Регулятивные: отработка умения анализировать объекты с целью выделения признаков, структурировать знания; сличение способа действия при анализе имен прилагательных, орфографической работе и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; внесение необходимых дополнений и корректив в способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта. Коммуникативные: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Ход урока.
1.Оргмомент. Настрой на работу.
Начался урок.
Сегодня на уроке у нас много гостей, повернитесь и улыбнитесь нашим гостям.
Вы спокойны, добры, приветливы. Глубоко вдохните и выдохните.
Выдохните все обиды и плохое настроение. Вдохните свежесть и красоту белого снега, морозного утра.
-И, представьте, что мы с вами снежинки.
Вот пошел сильный снег, снежинки весело кружат в воздухе, постепенно опускаясь на землю.
Сначала опустились маленькие, хрупкие снежинки (сели девочки), затем снежинки побольше (сели мальчики).
Все снежинки оказались на земле. Тихо все кругом.
Я думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом.
Мне очень хочется, чтобы мы с вами во время работы на уроке покорили сегодняшнюю вершину знаний. Успехов вам и удач!
Откройте тетради, запишите число, классная работа.
Ребята, девизом нашего урока я предлагаю взять следующие слова:
И вновь урок мы начинаем,
Все знанья сами открываем,
К вершине знаний держим путь,
Поэтому – активным будь.
На уроке будь старательным,
Будь спокойным и внимательным.
2. Чистописание.
- Ребята, вы умеете аккуратно и красиво писать?
Очень важно в тетради красиво писать,
А для этого нужно, конечно же, знать:
Как правильно буквы соединять.
-А сможете ли вы, ребята по элементам узнать буквы?
СЛАЙД и я м (открыть)
- Вы правы! Вспомните, как правильно пишутся эти буквы и напишите их до половины строки. А теперь составьте из этих букв слово и запишите его.
ПРОВЕРКА имя
- Поможем Зимушке нарисовать узоры на стёклах?
Выглядеть они будут вот так: ая, яя, ий, ый, ой, ое, ее, ые, ие
3. Постановка проблемы.
- Мы не случайно на чистописании написали слово «имя», потому что речь сегодня пойдёт о чьём-то имени.
-Вот послушайте стихотворение:
Определяю я предметы.
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!
-Так о каком имени идёт речь в этом стихотворении?(ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОМ)
- Прочитаем хором последнюю строчку чистописания. (читают хором)
Что она напоминает?(Окончания имён прилагательных)
-Простым карандашом вертикальной чертой разделите эти окончания на группы. Сколько получилось групп?(4)
Проверка. Оценка своих действий.( ! + - )
-Объясните свои действия.
Ж.р, м.р., с.р., мн.ч.
4. МОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
-Вспомним, чему были посвящены наши последние уроки?(Мы говорили об имени прилагательном)
- Сегодня мы продолжим наше знакомство с именем прилагательным и откроем ещё одно новое знание.
- Как вы будете это делать? Назовите 2 способа учебной деятельности. (Сначала выясним, что мы не знаем, затем сами построим новое знание)
- Что нужно делать, если хочешь получить новые знания? (трудиться, работать самому, терпение в работе, прислушиваться к мнению других)
- Я желаю вам преодолеть все трудности на уроке и открыть новые знания. Теперь в путь, друзья. Улыбнитесь друг другу и пожелайте успеха.
5. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
- С чего начнём работу на уроке? (С повторения)
Работа в парах.
-На каждой парте есть листочек с тестом. Работая сообща, выберите верное утверждение. Запишите его в тетрадях. Записи вести в столбик. Проверка. Оценка.(1 + -)
ТЕСТ.
1. Имя прилагательное.
– часть слова
– член предложения
– часть речи
2. Имена прилагательные обозначают
-действие предмета
– признак предмета
1. 3.Имена прилагательные отвечают на вопросы
– кто? что?
– какой? какая? какие? какое?
– что делать?
4. Имена прилагательные
– изменяются по родам
– не изменяются по родам
5. Имена прилагательные бывают :
– трех родов: муж., жен., ср. рода.
– только муж. и жен. рода
6. Имена прилагательные являются
– главными членами предложения
– второстепенными
7. Имена прилагательные связаны в роде и числе
– с именем существительным
– с глаголом
8. Имена прилагательные
– изменяются по числам
– не изменяются по числам
- При помощи каких частей слова образуются новые слова? (Приставки, суффикса )
- Какие вы знаете суффиксы имён существительных?(ок, ик, онок, ёнок, ат, ят, их, иц, ушк, ник.)
- Разберите 2 любых слова по составу:
Головушка, ежонок, писатель, малинник, ключик, подушка, умненький
(Дети разбирают слова на листочках, комментируют)
6. Выявление места и причины затруднения
− Какое задание вы выполняли?
− В чем ваше затруднение? (Мы не знаем с помощью каких суффиксов образуются прилагательные)
− Почему же возникло затруднение? (У нас нет способа (эталона) образования прилагательных.)
7. Построение проекта выхода из затруднения
− Какую цель вы поставите перед собой на уроке? (Узнать с помощью каких суффиксов образуются прилагательные)
− Сформулируйте тему урока. (Образование имён прилагательных)
− Чтобы вы смогли сами открыть правило, я вам предлагаю работать по плану.
На доску вывешивается план:
- Понаблюдать за составом слов – имён прилагательных
- Обобщить результаты наблюдений, сделать вывод: как образуются имена прилагательные
- Создать эталон (правило) образования имён прилагательных
8. Реализация построенного проекта
−Я предлагаю вам работать в группах.
(В случае необходимости актуализируются правила работы в группах)
.
− Выполните задания в группах.
(Ответственный от каждой группы получает лист с заданием для работы в группах и лист для оформления ответов)
Грязь грязный
Ум ?
Лес лесистый
Гора ?
Май майский
Город ?
Вывод: Прилагательные образуются от основ существительных с помощью суффиксов –н-,
-ск-, -ист-
Новый новенький
Белый ?
Серый сероватый
Седой ?
Вывод: Прилагательные образуются от основ прилагательных с помощью суффиксов –оват-,
-еват-, -еньк-
- Как проверить свое открытие? (свериться с эталоном, со способом образования прилагательных)
9. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
− Закрепить умение образовывать прилагательные нам поможет следующее упражнение: с.85 упр. 339
- Запишите слова вместо вопросительного знака
- Расскажите друг другу как образовались эти слова
(затем несколько учеников проговаривают вслух)
10. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
− Разобрались? Как проверить, усвоили вы новую тему или нет? (Надо выполнить самостоятельную работу и сопоставить её с эталоном для самопроверки.)
Картон (картонный)
Синий (синеватый)
Молоко (молочный)
Грусть (грустный)
Луч (лучистый)
11. Включение в систему знаний и повторение
− Скажите, ребята, где мы будем применять новые знания?
- Разгадайте ребусы
- Составьте и запишите словосочетания, укажите род.
- Запишите новое словарное слово коричневый
-Вы знаете почему этот цвет так называется?
- А где можно узнать?
- Найдите в толковом словаре объяснение этого слова.
(Объясняют, после рассказывают по схеме)
12. Рефлексия учебной деятельности на урок
− Что необходимо сделать, прежде чем мы закончим урок? (Подвести итог нашей работы.)
– Какую цель вы поставили в начале урока? (Узнать с помощью каких суффиксов образуются прилагательные)
− Вы достигли поставленной цели?
Как оцениваете свою работу? Расскажите по схеме:
- Если вам удалось сделать открытие самому, затруднений не возникало , правильно выполнили самостоятельную работу и можете объяснить другому – возьмите зелёный магнитик.
- Если вам ещё трудно образовывать прилагательные и вам нужно ещё потренироваться – возьмите жёлтый магнитик.
- Если вы не сделали никакого открытия для себя - возьмите красный магнитик.
- Прикрепите магнитики на лесенке успеха
Д/з Подготовиться к проверочной работе.
Рабочий лист для групповой работы
Грязь грязный
Ум ?
Лес лесистый
Гора ?
Май майский
Город ?
Прилагательные образуются от основ _______________________
с помощью суффиксов ____________________________________
Новый новенький
Белый ?
Серый сероватый
Седой ?
Прилагательные образуются от основ _______________________
с помощью суффиксов ____________________________________
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
И вновь урок мы начинаем, Все знанья сами открываем, К вершине знаний держим путь, Поэтому – активным будь. На уроке будь старательным, Будь спокойным и внимательным.
Тест по теме: «Имя прилагательное». Имя прилагательное это: а) часть слова; б) часть предложения; в) часть речи; 2 . Имена прилагательные обозначают: а) предмет; б) признак предмета; в) действие предмета;
3. Имена прилагательные отвечают на вопросы: а) кто? что? б) какой?, какая?, какое?, какие? в) что делать?; 4. Имена прилагательные : а) изменяются по родам; б) не изменяются по родам;
5. Имена прилагательные бывают: а) трёх родов: м.р., ж.р., с.р. б) только м.р. и ж.р. 6. Имена прилагательные связаны в роде и числе: а) с именем существительным ; б) с глаголом; 7. Имена прилагательные : а) изменяются по числам; б) не изменяются по числам;
Новые слова образуются при помощи
Разберите два любых слова по составу. Головушка, ежонок, писатель, малинник, ключик, подушка, умненький.
Тема урока: Цель урока: Узнать с помощью каких суффиксов образуются прилагательные
План работы: Понаблюдать за составом слов – имён прилагательных; Обобщить результаты наблюдений, сделать вывод: как образуются имена прилагательные; Создать эталон (правило) образования имён прилагательных.
Вывод: Прилагательные образуются от основ существительных с помощью суффиксов –н-, -ск-, -ист- Прилагательные образуются от основ прилагательных с помощью суффиксов –оват-, -еват-, -еньк-
Цель урока: Узнать с помощью каких суффиксов образуются прилагательные -Н- -ЕНЬК- -ОВАТ- -ЕВАТ- -СК-
Если вам удалось сделать открытие самому, затруднений не возникало , правильно выполнили самостоятельную работу и можете объяснить другому. Если вам ещё трудно образовывать прилагательные и вам нужно ещё потренироваться Если вы не сделали никакого открытия для себя
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Словообразование имён прилагательных
Тип урока ОНЗ...
Урок русского языка в 3 классе по теме "Словообразование имён прилагательных" по УМК "Школа 2100"
Представлен урок русского языка в 3 классе с учётом ФГОС .Тип урока: ОНЗ в технологии деятельностного метода....
Словообразование имён прилагательных
Тип урока: ОНЗ в технологии деятельностного методаОсновные цели:1) формировать умение образовывать имена прилагательные с помощью суффиксов;2) содействовать развитию умения работать в паре, в гр...
Урок русского языка «Разбор имён прилагательных по составу. Словообразование имен прилагательных»
Цели: 1. Учить морфемному анализу слова на основе словообразовательного анализа имени прилагательного, продолжать учить работе с орфографическим словарём, учебником.2....
Словообразование имён прилагательных.
Словообразование имён прилагательных....
Конспект урока Словообразование имён прилагательных
План-конспект урока для 3 класса "Словообразование имён прилагательных" Тип урока: ОНЗ в технологии деятельностного метода....