Словообразование имён прилагательных
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Фёдорова Светлана Геннадьевна

Урок русского языка по ОС "Школа 2100", з класс. Раздел "Имя прилагательное" Тема урока "Словообразование имён прилагательных".Тип урока: "ОНЗ в технологии деятельностного метода"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3 классе по УМК «Школа 2100»


по теме «Словообразование имён прилагательных»,


разработан и проведён


учителем начальных классов МОУ «Новоржевская средняя общеобразовательная школа»


Фёдоровой


Светланой Геннадьевной


Тип урока: ОНЗ в технологии деятельностного метода

Цель: формировать умение образовывать имена прилагательные с помощью суффиксов.

Задачи урока:

1) содействовать развитию  умения работать в паре, в группе, самостоятельно строить и применять новое знание;

2)  содействовать воспитанию трудолюбия на уроке, чуткого, уважительного отношения друг к другу.

Оборудование:  учебник «Русский язык» 3 класс, 2 часть, авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.Е. Пронина;  компьютер, проектор,  экран.  

Демонстрационный материал:  презентация;    эталоны; ребусы.

 

Раздаточный материал:   рабочие   листы для групповой работы, толковые словари.

УУД:                                                                                                                           личностные: осознание значимости в речи имен прилагательных; актуализация мыслительной и творческой деятельности; формирование умения работать по словесной и письменной инструкции и алгоритму. Регулятивные: отработка умения анализировать объекты с целью выделения признаков, структурировать знания; сличение способа действия при анализе имен прилагательных, орфографической работе и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; внесение необходимых дополнений и корректив в способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта. Коммуникативные: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Ход урока.

1.Оргмомент.         Настрой на работу.

Начался урок.

Сегодня на уроке у нас много гостей, повернитесь и улыбнитесь нашим гостям.

Вы спокойны, добры, приветливы. Глубоко вдохните и выдохните.

Выдохните все обиды и плохое настроение. Вдохните свежесть и красоту белого снега, морозного утра.

-И, представьте, что мы с вами снежинки.

Вот пошел сильный снег, снежинки весело кружат в воздухе, постепенно опускаясь на землю.

Сначала опустились маленькие, хрупкие снежинки (сели девочки), затем снежинки побольше (сели мальчики).

Все снежинки оказались на земле. Тихо все кругом.

Я думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом.

Мне очень хочется, чтобы мы с вами во время работы на уроке покорили сегодняшнюю вершину знаний. Успехов вам и удач!

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Ребята, девизом нашего урока я предлагаю взять следующие  слова:

И вновь урок мы начинаем,
Все знанья сами открываем,
К вершине знаний держим путь,
Поэтому – активным будь.

На уроке будь старательным,

Будь спокойным и внимательным.

2. Чистописание.

- Ребята, вы умеете аккуратно и красиво писать?

Очень важно в тетради красиво писать,

А для этого нужно, конечно же, знать:

Как правильно буквы соединять.

-А сможете ли вы, ребята по элементам узнать буквы?

СЛАЙД        и       я         м      (открыть)

- Вы правы! Вспомните, как правильно пишутся эти буквы и напишите их до половины строки. А теперь составьте из этих букв слово и запишите его.

ПРОВЕРКА    имя

- Поможем Зимушке нарисовать узоры на стёклах?

Выглядеть они будут вот так: ая, яя, ий, ый, ой, ое, ее, ые, ие

3. Постановка проблемы.

- Мы не случайно на чистописании написали слово «имя», потому что речь сегодня пойдёт о чьём-то имени.

-Вот послушайте стихотворение:

Определяю я предметы.

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь!

-Так о каком имени идёт речь в этом стихотворении?(ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОМ)

- Прочитаем хором последнюю строчку чистописания. (читают хором)

Что она напоминает?(Окончания имён прилагательных)

-Простым карандашом вертикальной чертой разделите эти окончания на группы. Сколько получилось групп?(4)

Проверка. Оценка своих действий.( ! + - )

-Объясните свои действия.

Ж.р, м.р., с.р., мн.ч.

4. МОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

-Вспомним, чему были посвящены наши последние уроки?(Мы говорили об имени прилагательном)

- Сегодня мы продолжим наше знакомство с именем прилагательным и откроем ещё одно новое знание.

- Как  вы будете это делать? Назовите 2 способа учебной деятельности.  (Сначала выясним, что мы не знаем, затем сами построим новое знание)

- Что нужно делать, если хочешь получить новые знания? (трудиться, работать самому, терпение в работе, прислушиваться к мнению других)

- Я желаю вам преодолеть все трудности на уроке и открыть новые знания. Теперь в путь, друзья. Улыбнитесь друг другу и пожелайте успеха.

5. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

- С чего начнём работу на уроке? (С повторения)

                                                  Работа в парах.

-На каждой  парте есть листочек с тестом. Работая сообща, выберите верное утверждение. Запишите его в тетрадях. Записи вести в столбик.                  Проверка. Оценка.(1 + -)

ТЕСТ.      

1. Имя прилагательное.

– часть слова

– член предложения

– часть речи

2. Имена прилагательные обозначают

-действие предмета

– признак предмета

                                                                                                                           1. 3.Имена прилагательные отвечают на вопросы

– кто? что?

– какой? какая? какие? какое?

– что делать?

4. Имена прилагательные

– изменяются по родам

– не изменяются по родам

5. Имена прилагательные бывают :

– трех родов: муж., жен., ср. рода.

– только муж. и жен. рода

6. Имена прилагательные являются

– главными членами предложения

– второстепенными

7. Имена прилагательные связаны в роде и числе

– с именем существительным

– с глаголом

8. Имена прилагательные

– изменяются по числам

– не изменяются по числам

- При помощи каких частей слова образуются новые слова? (Приставки, суффикса )

- Какие вы знаете суффиксы имён существительных?(ок, ик, онок, ёнок, ат, ят, их, иц, ушк, ник.)

- Разберите 2 любых  слова по составу:

Головушка, ежонок, писатель, малинник, ключик, подушка, умненький

(Дети разбирают слова на листочках, комментируют)

6. Выявление места и причины затруднения

− Какое задание вы выполняли?

− В чем ваше затруднение? (Мы не знаем с помощью каких суффиксов образуются прилагательные)

− Почему же возникло затруднение? (У нас нет способа (эталона) образования прилагательных.)

7. Построение проекта выхода из затруднения

− Какую цель вы поставите перед собой на уроке? (Узнать с помощью каких суффиксов образуются прилагательные)

− Сформулируйте тему урока. (Образование имён прилагательных)

− Чтобы вы смогли сами открыть правило, я вам предлагаю работать по плану.

На доску вывешивается план:

  1. Понаблюдать за составом слов – имён прилагательных
  2. Обобщить результаты наблюдений, сделать вывод: как образуются имена прилагательные
  3. Создать эталон (правило) образования имён прилагательных

8. Реализация построенного проекта

−Я предлагаю вам работать в группах.

(В случае необходимости актуализируются правила работы в группах)

.

− Выполните задания в группах.

(Ответственный от каждой группы получает лист с заданием для работы в группах и лист для оформления ответов)

        

Грязь              грязный

Ум                            ?

Лес                    лесистый

Гора                            ?

Май                   майский

Город         ?

Вывод: Прилагательные образуются от основ существительных с помощью суффиксов –н-,

 -ск-, -ист-

Новый             новенький

Белый          ?

Серый          сероватый

Седой                 ?

Вывод: Прилагательные образуются от основ прилагательных с помощью суффиксов –оват-,

 -еват-, -еньк-

- Как проверить свое открытие? (свериться с эталоном, со способом образования прилагательных)

9. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

− Закрепить умение  образовывать прилагательные нам поможет следующее упражнение: с.85 упр. 339

- Запишите слова вместо вопросительного знака

- Расскажите друг другу как образовались эти слова

(затем несколько учеников проговаривают вслух)

10. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

− Разобрались? Как проверить, усвоили вы новую тему или нет? (Надо выполнить самостоятельную работу и сопоставить её с эталоном для самопроверки.)

Картон  (картонный)

Синий  (синеватый)

Молоко (молочный)

Грусть (грустный)

Луч  (лучистый)

11. Включение в систему знаний и повторение

− Скажите, ребята, где мы будем применять новые знания?

- Разгадайте ребусы

- Составьте и запишите словосочетания, укажите род.

- Запишите новое словарное слово коричневый

-Вы знаете почему этот цвет так называется?

- А где можно узнать?

- Найдите в толковом словаре объяснение этого слова.

 (Объясняют, после рассказывают по схеме)

12. Рефлексия учебной деятельности на урок

− Что необходимо сделать, прежде чем мы закончим урок? (Подвести итог нашей работы.)

– Какую цель вы поставили в начале урока? (Узнать с помощью каких суффиксов образуются прилагательные)

− Вы достигли поставленной цели?                                                                                

Как оцениваете свою работу? Расскажите по схеме: 

-  Если   вам удалось сделать открытие самому, затруднений не возникало , правильно выполнили самостоятельную работу и можете объяснить другому – возьмите зелёный магнитик.

 - Если  вам ещё трудно образовывать прилагательные и вам нужно ещё потренироваться – возьмите жёлтый магнитик.

-  Если вы не сделали никакого открытия для себя  - возьмите  красный магнитик.

- Прикрепите магнитики на лесенке успеха

Д/з  Подготовиться к проверочной работе.

Рабочий   лист для групповой работы

Грязь               грязный

Ум                           ?

Лес                         лесистый

Гора                 ?

Май                         майский

Город         ?            

Прилагательные образуются от основ _______________________

с помощью суффиксов ____________________________________

Новый                    новенький

Белый          ?           

Серый                         сероватый

Седой              ?

Прилагательные образуются от основ _______________________

с помощью суффиксов ____________________________________


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

И вновь урок мы начинаем, Все знанья сами открываем, К вершине знаний держим путь, Поэтому – активным будь. На уроке будь старательным, Будь спокойным и внимательным.

Слайд 5

Тест по теме: «Имя прилагательное». Имя прилагательное это: а) часть слова; б) часть предложения; в) часть речи; 2 . Имена прилагательные обозначают: а) предмет; б) признак предмета; в) действие предмета;

Слайд 6

3. Имена прилагательные отвечают на вопросы: а) кто? что? б) какой?, какая?, какое?, какие? в) что делать?; 4. Имена прилагательные : а) изменяются по родам; б) не изменяются по родам;

Слайд 7

5. Имена прилагательные бывают: а) трёх родов: м.р., ж.р., с.р. б) только м.р. и ж.р. 6. Имена прилагательные связаны в роде и числе: а) с именем существительным ; б) с глаголом; 7. Имена прилагательные : а) изменяются по числам; б) не изменяются по числам;

Слайд 8

Новые слова образуются при помощи

Слайд 10

Разберите два любых слова по составу. Головушка, ежонок, писатель, малинник, ключик, подушка, умненький.

Слайд 11

Тема урока: Цель урока: Узнать с помощью каких суффиксов образуются прилагательные

Слайд 12

План работы: Понаблюдать за составом слов – имён прилагательных; Обобщить результаты наблюдений, сделать вывод: как образуются имена прилагательные; Создать эталон (правило) образования имён прилагательных.

Слайд 13

Вывод: Прилагательные образуются от основ существительных с помощью суффиксов –н-, -ск-, -ист- Прилагательные образуются от основ прилагательных с помощью суффиксов –оват-, -еват-, -еньк-

Слайд 16

Цель урока: Узнать с помощью каких суффиксов образуются прилагательные -Н- -ЕНЬК- -ОВАТ- -ЕВАТ- -СК-

Слайд 18

Если вам удалось сделать открытие самому, затруднений не возникало , правильно выполнили самостоятельную работу и можете объяснить другому. Если вам ещё трудно образовывать прилагательные и вам нужно ещё потренироваться Если вы не сделали никакого открытия для себя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3 классе по теме "Словообразование имён прилагательных" по УМК "Школа 2100"

Представлен урок русского языка  в 3 классе с учётом ФГОС .Тип урока: ОНЗ в технологии  деятельностного метода....

Словообразование имён прилагательных

Тип урока: ОНЗ в технологии деятельностного методаОсновные цели:1) формировать умение образовывать имена прилагательные с помощью суффиксов;2) содействовать развитию  умения работать в паре, в гр...

Урок русского языка «Разбор имён прилагательных по составу. Словообразование имен прилагательных»

Цели: 1.    Учить морфемному анализу слова на основе словообразовательного анализа имени прилагательного, продолжать учить работе с орфографическим словарём, учебником.2....

Словообразование имён прилагательных.

Словообразование имён прилагательных....

Конспект урока Словообразование имён прилагательных

План-конспект урока для 3 класса "Словообразование имён прилагательных" Тип урока: ОНЗ в технологии деятельностного метода....