Урок русского языка в 3 классе по теме "Словообразование имён прилагательных" по УМК "Школа 2100"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Курашова Лариса Ивановна

Представлен урок русского языка  в 3 классе с учётом ФГОС .Тип урока: ОНЗ в технологии  деятельностного метода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slovoobrazovanie_imyon_prilagatelnykh.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3 классе по УМК «Школа 2100»

по теме «Словообразование имён прилагательных».

Тип урока: ОНЗ в технологии деятельностного метода.

Цель: формировать умение образовывать имена прилагательные с помощью суффиксов.

Задачи урока:

1) содействовать развитию  умения работать в паре, в группе, самостоятельно строить и применять новое знание;

2)  содействовать воспитанию трудолюбия на уроке, чуткого, уважительного отношения друг к другу.

Оборудование:  учебник «Русский язык» 3 класс, 2 часть, авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.Е. Пронина;  компьютер, проектор,  экран.  

Демонстрационный материал:  презентация; эталоны; ребусы.

 

Раздаточный материал:   рабочие   листы для групповой работы, толковые словари.

УУД:                                                                                                                           Личностные: осознание значимости в речи имен прилагательных; актуализация мыслительной и творческой деятельности; формирование умения работать по словесной и письменной инструкции и алгоритму. Регулятивные: отработка умения анализировать объекты с целью выделения признаков, структурировать знания; сличение способа действия при анализе имен прилагательных, орфографической работе и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; внесение необходимых дополнений и корректив в способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта. Коммуникативные: умение  полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Ход урока.

1.Оргмомент.       

 Настрой на работу.

-Сегодня на уроке у нас много гостей, повернитесь и улыбнитесь нашим гостям.

Вы спокойны, добры, приветливы. Глубоко вдохните и выдохните.

Выдохните  плохое настроение. Вдохните свежесть и красоту белого снега, морозного утра.

-И, представьте, что мы с вами снежинки.

Вот пошел сильный снег, снежинки весело кружат в воздухе, постепенно опускаясь на землю.

Сначала опустились маленькие, хрупкие снежинки (сели девочки), затем снежинки побольше (сели мальчики).

Все снежинки оказались на земле. Тихо все кругом.

   -Я надеюсь, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом.Успехов вам и удач!

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

-Ребята, девизом нашего урока я предлагаю взять следующие  слова:

И вновь урок мы начинаем,
Все знанья сами открываем,
К вершине знаний держим путь,
Поэтому – активным будь.

На уроке будь старательным,

Будь спокойным и внимательным.

2. Чистописание.

Очень важно в тетради красиво писать,

А для этого нужно, конечно же, знать:

Как правильно буквы соединять.

-А сможете ли вы, ребята по элементам узнать буквы?

СЛАЙД        и       я         м      (открыть)

- Вы правы! Вспомните, как правильно пишутся эти буквы и напишите их до половины строки. А теперь составьте из этих букв слово и запишите его.

ПРОВЕРКА :   имя

- Поможем Зимушке нарисовать узоры на стёклах?

Выглядеть они будут вот так: ая, яя, ий, ый, ой, ое, ее, ые, ие

3. Постановка проблемы.

- Мы не случайно на чистописании написали слово «имя», потому что речь сегодня пойдёт о чьём-то имени.

-Вот послушайте стихотворение:

Определяю я предметы.

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь!

-Так о каком имени идёт речь в этом стихотворении?(ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОМ)

- Прочитаем хором последнюю строчку чистописания. (читают хором)

Что она напоминает?(Окончания имён прилагательных)

-Простым карандашом вертикальной чертой разделите эти окончания на группы. Сколько получилось групп?(4)

Проверка. Оценка своих действий.( ! + - )

-Объясните свои действия.

Ж.р, м.р., с.р., мн.ч.

4. МОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

-Вспомним, чему были посвящены наши последние уроки? (Мы говорили об имени прилагательном)

- Сегодня мы продолжим наше знакомство с именем прилагательным и откроем ещё одно новое знание.

- Как  вы будете это делать? Назовите 2 способа учебной деятельности.  (Сначала выясним, что мы не знаем, затем сами построим новое знание)

- Что нужно делать, если хочешь получить новые знания? (трудиться, работать самому, терпение в работе, прислушиваться к мнению других)

- Я желаю вам преодолеть все трудности на уроке и открыть новые знания. Теперь в путь, ребята. Улыбнитесь друг другу и пожелайте успеха.

5. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

- С чего начнём работу на уроке? (С повторения)

                                                  Работа в парах.

-На каждой  парте есть листочек с тестом. Работая сообща, выберите верное утверждение. Запишите его в тетрадях. Записи вести в столбик.                  Проверка. Оценка.(1 + -)

ТЕСТ.      

1. Имя прилагательное.

– часть слова

– член предложения

– часть речи

2. Имена прилагательные обозначают

-действие предмета

– признак предмета

                                                                                                                           1. 3.Имена прилагательные отвечают на вопросы

– кто? что?

– какой? какая? какие? какое?

– что делать?

4. Имена прилагательные

– изменяются по родам

– не изменяются по родам

5. Имена прилагательные бывают :

– трех родов: муж., жен., ср. рода.

– только муж. и жен. рода

6. Имена прилагательные являются

– главными членами предложения

– второстепенными

7. Имена прилагательные связаны в роде и числе

– с именем существительным

– с глаголом

8. Имена прилагательные

– изменяются по числам

– не изменяются по числам

- При помощи каких частей слова образуются новые слова? (Приставки, суффикса )

- Какие вы знаете суффиксы имён существительных?(-ок,- ик,-онок,- ёнок,-ат,-ят,- их,- иц, -ушк,-ник.)

- Разберите 2 любых  слова по составу:

Головушка, ежонок, писатель, малинник, ключик, подушка, умненький

(Дети разбирают слова на листочках, комментируют)

6. Выявление места и причины затруднения.

− Какое задание вы не выполняли?

− В чем ваше затруднение? (Мы не знаем, с помощью каких суффиксов образуются прилагательные.)

− Почему же возникло затруднение? (У нас нет способа (эталона) образования прилагательных.)

7. Построение проекта выхода из затруднения.

− Какую цель вы поставите перед собой на уроке? (Узнать с помощью каких суффиксов образуются прилагательные)

− Сформулируйте тему урока. (Образование имён прилагательных)

− Чтобы вы смогли сами открыть правило, я вам предлагаю работать по плану.

На доску вывешивается план:

 1.Понаблюдать за составом слов – имён прилагательных.

 2.Обобщить результаты наблюдений, сделать вывод: как образуются имена прилагательные

 3.Создать эталон (правило) образования имён прилагательных.

8. Реализация построенного проекта.

−Я предлагаю вам работать в группах.

(В случае необходимости актуализируются правила работы в группах)

− Выполните задания в группах.

(Ответственный от каждой группы получает лист с заданием для работы в группах и лист для оформления ответов)

        

Грязь              грязный

Ум                            ?

Лес                    лесистый

Гора                            ?

Май                   майский

Город         ?

Вывод: Прилагательные образуются от основ существительных с помощью суффиксов –н-,

 -ск-, -ист-

Новый             новенький

Белый          ?

Серый          сероватый

Седой                 ?

Вывод: Прилагательные образуются от основ прилагательных с помощью суффиксов –оват-,-еват-, -еньк-.

- Как проверить свое открытие? (свериться с эталоном, со способом образования прилагательных)

9. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

− Закрепить умение  образовывать прилагательные нам поможет следующее упражнение: с.85 упр. 339

- Запишите слова вместо вопросительного знака.

- Расскажите друг другу как образовались эти слова

(затем несколько учеников проговаривают вслух).

10. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

- Как проверить, усвоили вы новую тему или нет? (Надо выполнить самостоятельную работу и сопоставить её с эталоном для самопроверки.)

Картон  (картонный)

Синий  (синеватый)

Молоко (молочный)

Грусть (грустный)

Луч  (лучистый)

11. Включение в систему знаний и повторение.

−  Ребята, где мы будем применять новые знания?

- Разгадайте ребусы:

- Составьте и запишите словосочетания, укажите род.

- Запишите новое словарное слово- коричневый.

-Вы знаете ,почему этот цвет так называется?

- А где можно узнать?

- Найдите в толковом словаре объяснение этого слова.

 (Объясняют, после объяснения рассказывают по схеме)

12. Рефлексия .

− Что необходимо сделать, прежде чем мы закончим урок? (Подвести итог нашей работы.)

– Какую цель вы поставили в начале урока? (Узнать, с помощью каких суффиксов образуются прилагательные)

− Вы достигли поставленной цели?                                                                                

Как оцениваете свою работу? Расскажите по схеме: http://festival.1september.ru/articles/568867/img1.gif

-  Если   вам удалось сделать открытие самому, затруднений не возникало , правильно выполнили самостоятельную работу и можете объяснить другому, возьмите зелёный квадратик.

 - Если  вам ещё трудно образовывать прилагательные и вам нужно ещё потренироваться, возьмите жёлтый квадратик.

-  Если вы не сделали никакого открытия для себя  - возьмите  красный квадратик.

- Прикрепите квадратики на лесенке успеха

Д/з : Подготовиться к проверочной работе.

Рабочий   лист для групповой работы

Грязь               грязный

Ум                           ?

Лес                         лесистый

Гора                 ?

Май                         майский

Город         ?            

Прилагательные образуются от основ _______________________

с помощью суффиксов ____________________________________

Новый                    новенький

Белый          ?           

Серый                         сероватый

Седой              ?

Прилагательные образуются от основ _______________________

с помощью суффиксов ____________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 4 класс Тема: Склонение имён прилагательных женского рода.

Урок насыщен здоровьесберегающими приёмами и элементами...

Конспект урока русского языка 4 класс "Безударные окончания имён прилагательных мужского и женского рода "

Конспект урока русского языка 4 класс "Безударные окончания имён прилагательных мужского и женского  рода....

Презентация к уроку русского языка 4 класс "Безударные окончания имён прилагательных мужского и женского рода"

Презентация к уроку русского языка 4 класс ""Безударные окончания имён прилагательных мужского и женского  рода"...

Технологическая карта урока русского языка 4 класс. Падежные окончания имён существительных 1 склонения.

Предлагаю Вам технологическую карту урока русского языка по теме "Падежные окончания имён существительных 1 склонения"....

Урок русского языка ,3 класс Тема: Правописание имён существительных с шипящими на конце.

Совершенствовать умение различать род имён существительных. Формировать навык правописания существительных с шипящими на  конце,подбирать проверочные слова.Развивать мышление и диалогическую речь...

Технологическая карта открытого урока русского языка 4 класс. Тема "Склонение имён существительных множественного числа"

Окрытый урок по русскому языку 4 класс УМК "Школа России" Тема урока: "Склонение имён существительных множественного числа"Технологическая карта урокаПриложение к уроку...

Презентация- нетрадиционная форма контроля. К уроку русского языка 4 класс. Тема: "Склонение имён существительных"

Одним из важнейших элементов занятия является контроль знаний, умений и навыков. С его помощью устанавливается обратная связь, с легкостью можно пронаблюдать за уровнем усвоения материала.Следует отме...