разработка урока по русскому языку по УМК Планета знаний 3 класс по теме "Если в слове две гласные..."
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
разработка урока по русскому языку УМК "Планета знаний" 3 класс по теме "Если в слове две гласные..." полногласие ,неполногласие
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока по русскому языку 3 класс УМК Планета знаний | 33.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Цели урока:
Обогатить детей способами проверки двух безударных гласных в слове подбором слов с чередованием буквосочетаний оро//ра, оло//ла, ере//ре и мотивировать учащихся на изучение данной темы.
Дать сведения из истории развития языка: наличие в современном языке пар слов, пришедших в язык из старославянского языка, вызывать стремление учащихся осознанно применять правило.
Стимулировать желание учащихся проникать в смысл слов, интересоваться историей родного языка.
Планируемые результаты: учащиеся научатся применять новый способ проверки безударных гласных с помощью чередования в самых распространённых словах на данное правило. Ученики получат возможность научиться понимать механизм проверки различных слов при помощи чередования.
УУД
Личностные: осознание значимости правильного понимания лексического значения слова.
Регулятивные: освоение способа проверки безударных гласных по алгоритму.
Познавательные: осмысление нового способа проверки, систематизация знаний о способах проверки безударных гласных.
Коммуникативные: формирование умения объяснить свой выбор.
Планируемые результаты: наблюдать, делать выводы; работать в парах, высказывать свое мнение, объяснять способ новой проверки безударных гласных в словах
№ | Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||||
1 | Организационный этап Задача: подготовить к уроку, быстрое включение учащихся в деловой ритм. | ||||||||
Мы пришли сюда учиться, -Ребята, обратите внимание на мой костюм. -Что вы можете о нем сказать? -Костюм кого народа я надела? -Назовите элементы моего костюма. Словарная работа: сарафан, кокошник, камзол, красные сапожки -А сейчас так одеваются? -А почем? -Как часто мы используем эти слова в своей речи? Почему? (устарели) -А вы, знаете как называются старинные слова в русском языке? (Слайд 5) (архаизмы) -Эти слова называются архаизмы, новые современные слова неологизмы. Планшет, вай-фай, компьютер, флешка и т. д | |||||||||
2 | Актуализация знаний . Задача: повторение пройденного : подвести к восприятию новой темы | ||||||||
-Внимательно прочитайте слова. (Слайд 6) -Разделите эти слова на две группы. город огород брег золото берег злато (Слайд 7) город огород золото берег ??? (в слове две безударные гласные) брег злато ???(старинные слова) -По какому признаку вы разделили слова? -Какие орфограммы в этих словах? -Подберите пары слов. - Какие пары слов у вас получились? Работа в группах. С каждой группы по одному ученику, доказывают, почему, считают эти слова «старинной парой». (Слайд 8) Город -? золото-злато Берег-брег огород -? -Чем же объясняется разное написание корня в словах? - Какие слова остались без пар? - Попробуйте подобрать к этим словам пару. -Назовите тему нашего урока. (Слайд 9) - Перед нами появилась орфографическая задача, которую необходимо решить на этом уроке. -Чему будем учиться на уроке? -Что вы хотите узнать на уроке? | Организует обсуждение и подводит детей к определению темы урока. | Объясняют, доказывают, почему считают эти слова «старинной парой».
Объясняют, доказывают, почему считают эти слова парами. | |||||||
3. | Определение темы урока Задача: подключить учащихся к уточнению темы урока. | ||||||||
-Спасибо, вы уточнили тему сегодняшнего урока. -А какие способы проверки вы знаете? Знаю:
-Есть ли у вас вопросы относительно способов проверки? -Если вопросы есть: Постараемся, сегодня на уроке ответить на какие-то из них. | Организует уточнение темы
Фиксирует схематично, что уже известно учащимся о способах проверки орфограммы. | Участвуют в уточнении темы урока, ориентируясь на словарную работу. Предъявляют изученное Вопросами выражают | |||||||
4 | Создание учебной ситуации Задача: организовать учебную ситуацию, вывести на новый способ проверки: подбор слов с чередованием оро//ра, оло//ла, ере//ре. | ||||||||
1.Решение орфографической задачи. А сейчас, ребята, отгадайте мою загадку (Слайд 9) Что на грядках я посею Летом солнечным созреет. Огурец, арбуз, картофель, Кабачок, капуста и морковь… Догадались? Огород. (Слайд 10) -Что посеяли в огороде? -Какие орфограммы имеются в этих словах? -Как мы их можем проверить? (Слайд11) И получился у нас прекрасный огород. Толька одна беда. Повадилась в огород коза . Как нам сохранить урожай ? -Нужно нам наш огород ???? огородить. -Что значить огородить ???? ограда. 2. Выход на постановку учебной задачи. (Слайд12) ОГОРОД --ОГОРОДИТЬ--ОГРАДА ОГОРОД----ОГРАДА - ОРО - -РА -Слово огород образовался от глагола огородить. А наш огород стоял на окраине большого града . У самого брега морского.(Слайд13) - Как вы объясните словаГРАД И БРЕГ ? ОГОРОД---ОГРАДА ГОРОД---ГРАД БЕРЕГ----БРЕГ - Откуда пришли слова злато град брег град ??? - В русском языке существуют два варианта исторических корней: (слайд14) Полногласие (старорусском) -ОРО --- -ОЛО-, -ЕРЕ- Неполногласие (старославянском) -РА-, -ЛА-, -РА- | Решение орфографической задачи. Организует учебную ситуацию, инициирует разные мнения, сбор доказательств. | Включаются в постановку учебной задачи. Высказывают свое мнение, доказывают. | |||||||
5 | Чистописание Задача: подготовить руку к письму, совершенствовать технику письма; приобщить к постановке задач урока. | ||||||||
На доске эпиграф к уроку: «Мало уметь писать, надо уметь думать»
| Мотивирует учащихся к работе на уроке. Организует работу по совершенствованию техники письма | Интерпретируют смысл народной мудрости, объясняют, как поняли. Анализируют соединения. Выполняют работу по образцу, оценивают ее выполнение. | |||||||
6. | Физминутка Дружно встали 1,2,3, Мы теперь богатыри, Дружно вместе подтянулись, Влево, вправо повернулись, И еще раз повторили. Как мышата тихо сели. | ||||||||
7. | Работа с текстом с.100 №36 - Прочитайте отрывок из произведения «Замок на берегу моря» В.А.Жуковского -Подберите к выделенным словам пары –ре-, -ла-. бреге-береге , облака – оболочка, младую- молодую, безгласны- без голоса Словарная работа: оболочка -Как мы можем объяснить слово оболочка? -Что интересного в этих парах? (одно слово встречается и употребляется реже, чем другое, устаревшее) берег - брег -Как можно проверить слово с полногласием? (неполногласием) -Какие еще полногласия и неполногласия встречаются в русском языке? | Организовывает коллективное обсуждение, зафиксирует ключевые моменты на доске. Подчеркивает вклад в работу каждой группы. Акцентирует внимание на правописание полногласных и неполногласных корней. | Соотносят свои версии с информацией текса. Выбирают главное. Предъявляют и обсуждают результаты своей работы. По цепочке с комментированием. Записывают в 2 столбика. | ||||||
8. | Закрепление изученного . Работа над упражнением 39 1. «Семейка» исторических родственных слов (Слайд15) - Какие родственные слова можно подобрать с парой млад-молодой -оло - ла- молодой моложе молод млад младенец молодежь младший - У нас получилась «семейка» исторических родственных слов. - Какие из слов могут помочь при проверке безударных гласных? 2. Работа в группах. -Соберите «семейку» исторических родственных слов ,добавьте по одному слову к каждой группе. (Слайд16) 1гр. Короткий краткий подкоротить Загороженный загородить ограда 2гр. Среди среда середина Молодой моложе младший молодежь младший 3гр. Гласный гласит голосовать Стража сторожить сторожа стражник 4гр.Гласный голос голосование гласить возглас Облачение оболочка облако 3.Словарная работа. – Уточним, как образовалось слово и его происхождение? Слова: гласит , стража, оболочка (Акцент делается на то, что в русском языке существуют два варианта исторических корней: полногласие и неполногласие). Слова с полногласием пришли из древнерусского языка, а слова с неполногласием из старославянского в период обретения письменности. Запись на доске: Полногласие неполногласие (старорусский) (старославянский) Оро // ра (сторож) – (стража) Оло // ла (молодой) – (младой) Ере // ре (середина) – (среда) | Организует работу по нахождению исторически родственных слов. Работа в группах 1 этап: «читаю внимательно, решаю самостоятельно» 2 этап: «Слушаю внимательно, объясняю обстоятельно». . | Находят, подберают исторически родственные слова, определяют безударные гласные и способы их проверки. Принимаем решение. Находят пары с полногласными и неполногласными сочетаниями. На основе наблюдений делают вывод. Объясняют способ проверки. Находят, выписывают исторически родственные слова, определяют безударные гласные и способы их проверки. | ||||||
9. |
Выпишите слова с полногласными и неполногласными сочетаниями из следующих примеров (Слайд17) У лукоморья дуб зелёный; Златая цепь на дубе том (А. Пушкин). Как взмолится золотая рыбка! Голосом молвит человечьим… (А.Пушкин) -Подчеркните чередующиеся сочетания. - Какие способы можно использовать при проверке двух безударных гласных 1. проверяю по словарю 2. подбираю однокоренные слова. 3. ориентируюсь на чередование полногласие//неполногласие. Как вы думаете, какой способ позволяет сделать выбор сразу двух безударных гласных? Всегда ли можно использовать этот способ? Какие знания мы используем в этом случае? (Слайд18) | Акцентирует внимание на стилевое различие слов – «близнецов». Организует обсуждение по описанию способа. Организует работу в парах по нахождению исторически родственных слов и определению способов проверки безударных гласных. | Находят пары с полногласными и неполногласными сочетаниями. На основе наблюдений делают вывод. Объясняют способ проверки. Находят, выписывают исторически родственные слова, определяют безударные гласные и способы их проверки. | ||||||
10. | Подведение итогов урока. Рефлексия. Задача: организовать рефлексивное обсуждение результатов работы. | ||||||||
-Так почему же сегодня на урок я пришла в русском народном костюме? -Нашли ли мы ответы на ваши вопросы? (Слайд19) -Что нового вы узнали на уроке? Как можно использовать новые знания? -Какой дополнительный способ проверки безударных гласных мы вывели? Как мы это сделали? - Если в слове две безударные гласные, как их можно использовать новый способ? -Что получилось удачным на уроке, интересным? -Какая работа вас заинтересовала? | Организует рефлексивное обсуждение результатов работы на уроке. Дает качественную оценку работы класса и отдельных учащихся. | Высказывают личное мнение о результатах урока. Оценивают собственную работу. | |||||||
11. | Домашнее задание Задача: создать условие для познавательной активности учащихся. | ||||||||
1.А. Задание на закрепление знаний. (Слайд20) Нарисовать картину, используя полногласное и неполногласное чередования в словах. Подписать 3-4 пары на картине. (Берег-брег, город-град и т.п.)
| Диагностирует интерес к заданию повышенный трудности. | Определяется, какое задание возьмут. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка во 2 классе "Упражнения в написании слов с гласной и после шипящих" Школа 2100
Урок закрепления правописания слов с сочетаниями ЖИ-ШИ. УМК Бунеев Р.Н....
Методическая разработка урока по русскому языку во 2 классе УМК "Школа России"по теме"Написание проверяемых и непроверяемых гласных в безударных слогах". Презентация.
Методическая разработка урока по русскому языку во 2 классе УМК "Школа России", презентация...
Разработка урока по русскому языку в 1 классе на тему "Перенос слов".
Разработка урока по русскому языку в 1 классе на тему "Перенос слов"...
Разработка урока по русскому языку во 2 классе по теме: "Упражнение в правописании безударных гласных в корне слова"
Предмет: Русский язык "Школа России"Класс 2Тема: "Упражнение в правописании безударных гласных в корне слова"ФГОС...
Методическая разработка урока по русскому языку во 2 классе, УМК "Школа 2100": "Слова, которые отвечают на вопрос -кто?,что?".
Данный урок- путешествие знакомит детей с алгоритмом нахождения слов предметов, где ещё вместе с девочкой Сашей и Петей Зайцевым ребята повторяют правила дорожного движения....