Крнспект урока русского языка в 4 классе "Три типа склонения имен существительных."
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему
Цель:
- учащиеся применяют и используют ранее изученный теоретический материал об имени существительном;
- учащиеся интерпретируют кластер, таблицы, отражающие морфологические признаки имени существительного;
- учащиеся выделяют ошибки, неточности, упущения и несоответствия в изложении теоретического материала.
Оборудование: рабочие листы, постеры, маркеры, стикеры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka.docx | 167.91 КБ |
rabochiy_list_3_skl_sushch.docx | 891.27 КБ |
Предварительный просмотр:
РУССКИЙ ЯЗЫК
4 класс
Тема: Три типа склонения имен существительных.
Цель:
- учащиеся применяют и используют ранее изученный теоретический материал об имени существительном;
- учащиеся интерпретируют кластер, таблицы, отражающие морфологические признаки имени существительного;
- учащиеся выделяют ошибки, неточности, упущения и несоответствия в изложении теоретического материала.
Оборудование: рабочие листы, постеры, маркеры, стикеры.
- Организационное начало урока:
«Нам во владенье дан самый богатый,
Меткий, могучий и поистине волшебный язык.
Языку мы учимся и должны учиться
Непрерывно до последних дней своей жизни»
К.Паустовский.
- Сегодня мы вновь ощутим выразительность нашего языка, его эмоциональность, разнообразие значения слов, выявляя при этом особенности имен существительных.
- На доске тема урока «Три типа склонения имен существительных».
- Подумайте и определите цель сегодняшнего урока, чем мы будем заниматься?
Цели урока:
- повторение ранее изученного об имени существительном.
- определять у имен существительных начальную форму, склонение, род.
- изменять имена существительные по числам и падежам.
- работать с грамматическими признаками имен существительных.
- заниматься самооценкой и взаимооценкой.
- Работа с таблицами и кластером (найти ошибки, внести корректировки)
1 ряд - кластер «Существительное»
Знаю - постоянные признаки – одушевлённость и неодушевлённость, род; число - непостоянные признаки…
- Как вы понимаете выражение «постоянный признак»? (собственное или нарицательное, одушевленное или неодушевленное, категории рода и склонения - признак, который есть в любой форме данного слова, он есть всегда)
- А непостоянный? (категория числа и падежа, то что может изменяться)
2 ряд – 3 склонения имен существительных
1 склонение | 2 склонение | 3 склонение | |
Род | Мужской и средний род | Мужской и средний род | Женский род |
Окончание | - А, - Я | Ь, нулевое | - О, - Е |
Пример | весна облако тень | осень ветер конь | сердце окно яблоня |
3 ряд – Изменение существительного по падежам (три опасных падежа)
падеж | вопросы | предлоги |
Именительный | кого? что? | о, об, обо, на, во, при |
Родительный | кого? чего? | к, по |
Дательный | кому? чему? | в, во, на, за, через, про |
Винительный | кто? что? | |
Творительный | о ком? о чем? | с, за, под, над, между, перед |
Предложный | кем? чем? | у, от, до, из, с, без, около, для, после |
падежи имен существительных (изменяются по падежам) | |||
падеж | вопрос | опорное слово | предлоги |
Именительный | кто? что? | - | - |
Родительный | кого? чего? | нет | у, от, до, из, с, без, около, для, после, возле, подле, из-за, из-под |
Дательный | кому? чему? | даю | к, по |
Винительный | кого? что? | вижу | в, во, на, за, через, про |
Творительный | кем? чем? | доволен | с, за, под, над, между, перед |
Предложный | о ком? о чем? | думаю | о, об, обо, на, во, при |
В каждом языке своё количество падежей. В английском - 2, в немецком - 4, в венгерском -22, а в одном из кавказских языков – табасаранском - насчитывается около 44 падежей. В русском языке их количество тесно связано с тем, каким образом выражается падеж. В русском языке падеж выражается окончанием»
Понятие «падеж» возникло в древнегреческой грамматике. В древнегреческом языке было четыре падежа: именительный, родительный, дательный, винительный.
Древнегреческая традиция оказала влияние на латинскую. В латинском языке было пять падежей: именительный, родительный, дательный, винительный, отложительный.
Когда появились грамматики славянских языков, составленные по модели греческих и латинских, отложительный падеж заменили творительным, а «лишний» предложный добавили в конце.
- Словарная работа: словари.
Арбуз – заимствовано из татарского, а восходит к персидскому харбуза, буквально означающему – "ослиный огурец". – этимологический словарь.
Морковь – баркан, боркан, буркан, двулетник, каротель, корнеплод, маркошка, морква, морковина, моркошка – словарь синонимов.
Горох - огородное и полевое бобовое растение. – толковый словарь.
Капуста – общеславянское слово, заимствованное из латинского, где находим caputium – "кочан капусты" (от caput – "голова") - этимологический словарь.
Картофель - сладкий картофель — батат – словарь синонимов.
Огород - также, как и город, восходит к глаголу городить; первоначальное значение – "огороженное место".– этимологический словарь.
Орех - плод некоторых деревьев, со съедобным ядром и крепкой скорлупой. – толковый словарь.
Помидор – томат – словарь синонимов.
Пшеница - название этого растения образовано суффиксальным способом от пыиено – "пшено". – словообразовательный словарь.
- Урожай в три корзины: 3 склонения. Самооценка «Градусник».
Арбуз, редька, картофель, фасоль, огород, смородина, орех, рожь, помидор, малина, клюква, горох, яблоко, морковь, капуста, пшеница, перец, рябина.
- 1 склонение: капуста, пшеница, редька, малина, клюква, рябина, смородина, пшеница.
- 2 склонение: арбуз, картофель, огород, орех, помидор, горох, яблоко, перец.
- 3 склонение: фасоль, морковь, рожь.
- Работа с пословицами.
На черной земле белый хлеб родится. – синтаксический разбор предложения.
- Вставить окончания, определите падеж и склонение имен существительных. Самооценка «Светофор».
Упал с яблон... (Р.п., 1 скл.), в сахар…(П.п., 2 скл), шли по тропинк… (Д.п., 1 скл), вышел с огород… (Р.п., 2 скл.), из морков…(Р.п., 3 скл), купались в речк... (П.п., 1 скл.), из картошк…(Р.п., 1 скл.), собирай по ягодк…(Д.п., 1 скл.), о картофел…(П.п., 2 скл.), на кабачк…(П.п., 2 скл.), в тыкв…(П.п., 1 скл.), к берез…(Д.п., 1 скл.), в фасол…(П.п., 3 скл.), о ягод…(П.п., 1 скл.), из речк…(Р.п., 1 скл.).
три «ОПАСНЫХ» падежа | |||
1 склонение | 2 склонение | 3 склонение | |
Р.п. | - Ы, - И | - | - И |
Д.п. | - Е | - | - И |
П.п. | - Е | - Е | - И |
- Просклоняй имена существительные (по цепочке, по рядам). Взаимопроверка «Карусель».
1 склонение | 2 склонение | 3 склонение | |
Им.п. | рябина | помидор | фасоль |
Р.п. | рябины | помидора | фасоли |
Д.п. | рябине | помидору | фасоли |
В.п. | рябину | помидор | фасоль |
Т.п. | рябиной | помидором | фасолью |
П.п. | о рябине | о помидоре | о фасоли |
- Итог урока. Самооценка.
- Смогли ли вы достичь цели урока?
- Все ли у вас получилось?
Оценочный лист.
Критерии оценивания: | Умею + Затрудняюсь - |
Умею выделять имя существительное | |
Умею определять вопросы, на которые отвечает имя существительное. | |
Умею изменять имя существительное по числам и падежам | |
Умею определять начальную форму имени существительного | |
Умею определять постоянные признаки имени существительного. | |
Умею определять непостоянные признаки имени существительного. | |
Умею писать безударные падежные окончания имен существительных. | |
Умею склонять (изменять по падежам) имя существительное. |
- Домашнее задание.
- синквейн «Имя существительное».
- Волшебное путешествие в страну знаний, стр. 36 – 39, внеклассное чтение.
- стр. 39, задание №2.
- повторить памятку «Имя существительное».
Предварительный просмотр:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
«Нам во владенье дан самый богатый,
Меткий, могучий и поистине волшебный язык.
Языку мы учимся и должны учиться
Непрерывно до последних дней своей жизни»
К.Паустовский.
В каждом языке своё количество падежей. В английском - 2, в немецком - 4, в венгерском - 22, а в одном из кавказских языков – табасаранском - насчитывается около 44 падежей. В русском языке их количество тесно связано с тем, каким образом выражается падеж. В русском языке падеж выражается окончанием.
Понятие «падеж» возникло в древнегреческой грамматике. В древнегреческом языке было четыре падежа: именительный, родительный, дательный, винительный.
Древнегреческая традиция оказала влияние на латинскую. В латинском языке было пять падежей: именительный, родительный, дательный, винительный, отложительный.
Когда появились грамматики славянских языков, составленные по модели греческих и латинских, отложительный падеж заменили творительным, а «лишний» предложный добавили в конце.
Упал с яблон... (_________), в сахар…(_________), шли по тропинк… (_________), вышел с огород… (_________), из морков…(_________), купались в речк... (_________), из картошк…(_________), собирай по ягодк…(_________), о картофел…(_________), на кабачк…(_________), в тыкв…(_________), к берез…(_________), в фасол…(_________), о ягод…(_________), из речк…(_________).
три «ОПАСНЫХ» падежа | |||
1 склонение | 2 склонение | 3 склонение | |
Р.п. | - Ы, - И | - | - И |
Д.п. | - Е | - | - И |
П.п. | - Е | - Е | - И |
1 склонение | 2 склонение | 3 склонение | |
Им.п. | рябина | помидор | фасоль |
Р.п. | |||
Д.п. | |||
В.п. | |||
Т.п. | |||
П.п. |
Оценочный лист.
Критерии оценивания: | Умею + Затрудняюсь - |
Умею выделять имя существительное | |
Умею определять вопросы, на которые отвечает имя существительное. | |
Умею изменять имя существительное по числам и падежам | |
Умею определять начальную форму имени существительного | |
Умею определять постоянные признаки имени существительного. | |
Умею определять непостоянные признаки имени существительного. | |
Умею писать безударные падежные окончания имен существительных. | |
Умею склонять (изменять по падежам) имя существительное. |
Домашнее задание.
- синквейн «Имя существительное».
- Волшебное путешествие в страну знаний, стр. 36 – 39, внеклассное чтение.
- стр. 39, задание №2.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 3 класс "Три склонения имени существительного"
Урок по развивающей системе Л.В. Занкова 3 класс "Три склонения имени существительного"...
Урок русского языка по теме: "Три склонения имени существительного"
Цель урока познакомить детей с тремя видами склонения существительных; выяснить роль склонений в написании безударных окончаний; научить детей определять склонение существительного; воспитывать интере...
Урок русского языка.3 класс. Тема"Склонение имен существительных".УМК "Начальная школа XXI века".
Урок русского языка составлен в соответствии с требованиями ФГОС.На этом уроке использовались элементы разноуровневой дифференциации.Тип и форма урока оптимальны для данного возраста учащихся да...
урок русского языка, 3 класс. Третье склонение имен существительных
урок русского языка в 3 классе....
Конспект урока русского языка по теме: "Три склонения имен существительных"
Урок- исследование. Урок введения нового материала. Использованы технология критического мыщления, технология проблемного диалога, технология исследования....
Урок русского языка по теме "Третье склонение имени существительного"в 3 классе
Урок проведен в 3 классе.Использованы методики формирующего оценивания, коллективные способы обучения....