" Корень — главная часть слова. Однокоренные (родственные) слова"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
Конспкт урока по русскому языку во 2 классе . Тема урока: "Корень — главная часть слова. Однокоренные (родственные) слова (продолжение)". УМК "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk.docx | 32.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка во 2 классе . Крылова И.К. –учитель начальных классов, I кв. категории
Тема урока: Корень — главная часть слова. Однокоренные (родственные) слова (продолжение)
Основные задачи: 1) закрепить представление детей о единообразном написании корня слова; 2) тренировать учащихся в написании букв безударных гласных звуков, парных по звонкости-глухости согласных в корне слова; 3) показать роль орфографических правил для облегчения написания и чтения слов; воспитывать осознанное уважительное отношение к орфографически верному письму; 4) развивать речь детей при подборе пословиц с заданным словом, составлении устного рассказа по опорным словам; 5) воспитывать осознанное уважительное отношение к орфографически верному письму;
Средства обучения: учебник и рабочая тетрадь: Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина Русский язык 2 класс (ч.2), компьютер, орфографические словари (по одному на парту)
Планируемые результаты:
Предметные: знают понятие однокоренные (родственные) слова и о единообразном написании корня слова, подбирать однокоренные слова для проверки изучаемой орфограммы.
Метапреметные: познавательные: способны понимать учебную задачу, выделять и формулировать познавательные цели, работать с учебником; регулятивные: умеют планировать, прогнозировать, контролировать и оценивать свою деятельность и деятельность партнеров, корректировать свою деятельность; коммуникативные: могут слушать собеседника и вести диалог, умеют достаточно полно и четко выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности; принимают и осваивают роль обучающегося, овладевают начальными навыками адаптации в обществе; стремятся совершенствовать орфографическую грамотность, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками; проявляют личную ответственность.
Ход урока:
I.Организационный этап. Мотивация учебной деятельности учащихся. (1 мин.)
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; стремятся хорошо учиться, и сориентированы на участие в делах школы, правильно идентифицируют себя с позицией школьника; формирование познавательных потребностей и учебных мотивов
-Давайте друг другу улыбнёмся и пожелаем удачи на уроке.
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
Проверяют готовность к уроку. Настраиваются на урок. Пишут число и классная работа.
- Актуализация знаний. ( 6 мин.) Словарно – орфографическая работа.
Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывают успехи с усилиями, трудолюбием.
Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.
Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.
Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, из собственного опыта; логические – осуществляют поиск необходимой информации.
-Прочитайте транскрипцию. [йагада ]. С каким словом мы сегодня познакомимся?
( Ягода)
- Какие ягоды вы знаете? ( Ягоды малины, вишни, смородины, крыжовника, земляники…) Слайд .
- Как вы понимаете слово «ягода»? (Это плод).
- Какой это плод? (сочный, небольшой …)
- Где растут ягоды? (кустарники, полукустарники, трава)
- Скажите полностью, что такое ягода? (ягода это небольшой сочный плод, который растет на кустарниках, травах)
-Найдите это слово в орфографическом словарике. Напишите, поставьте ударение, подчеркните трудное место и его написании. ( В слове ягода непроверяемая безударная гласная о.)
-Какие ассоциации для запоминания написания этого слова можно придумать? ( Ягода круглая, на о похожа.)
- Со словом ягода есть много пословиц. Прочитайте пословицы.
Гриб не хлеб, а ягода не трава. С одной ягоды сыт не будешь. Ягоду не видал сорок два года, а хоть бы и век, так нужды нет.
-Можно ли объединить данные пословицы в одну группу и по какому признаку? ( Эти пословицы можно объединить в одну группу по смыслу: ягоды – не основная пища для человека.)
- Ягоды вкусны и очень полезны. В них много витаминов и других необходимых веществ. Но для человека ягода – не самая важная пища. Одними ягодами накормить человека нельзя.
-Спишите понравившуюся пословицу , подчеркните орфограммы.
III.Самоопределение к деятельности. ( 3 мин.)
Познавательные: общеучебные - осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме о строении слова и его частях; формулируют ответы на вопросы учителя; логические: осуществляют поиск необходимой информации (из рассказа учителя, из собственного опыта, из учебника); анализируют объекты с выделением признаков (существенных и несущественных); дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о новом изучаемом предмете.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала, принимают учебную задачу; адекватно воспринимают информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа; ориентируются в карте урока.
Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; согласовывают свои действия с партнером, вступают в групповое учебное сотрудничество, принимая его правила и условия, строят понятные речевые высказывания.
Создание проблемной ситуации: - Как вы думаете, для чего надо уметь грамотно писать слова? Есть ли разница, как я напишу слово - собака или сабака? Может быть, орфографию придумали зря? Представьте себе, что вы купили красивую книжку с картинками, а там написано так
(На доске заранее написан текст без соблюдения орфографических правил):
Я хачу бижать по зиленой трафке за катом. Кот залес на дуп. Он хател поймать варабья.
( Учитель предлагает школьникам прочитать эти предложения быстро и убедиться, что сделать это непросто. Ошибки на доске исправляются, текст читается снова. Учащиеся должны прийти к выводу, что грамотная запись слов экономит время при чтении текста.)
-Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок? ( Мы будем повторить изученные орфограммы, чтобы быть грамотными и экономить время при чтении текста.)
IV. Работа по теме урока. ( 17 мин.)
Познавательные: общеучебные - осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме о способах подбора однокоренных слов дл проверки изучаемой орфограммы; формулируют ответы на вопросы учителя; логические: осуществляют поиск необходимой информации ;
Регулятивные: принимают учебную задачу; адекватно воспринимают информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа.
Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают учителя; строят понятные речевые высказывания.
- Работа по учебнику . Упр. 70 ( стр. 54).
-Списать и выделить орфограмму.
(Фронтальная проверка с комментированием.)
- Упр. 71 ( стр.54-55)
-Прочитайте пословицы . Объясните их смысл.
Береги нос в большой мороз. В зимний холод всякий молод. Зимой снег глубокий – летом хлеб высокий.
-Как вы думаете, почему некоторые слова выделены жирным шрифтом?
( Написание и произношение парных согласных в корнях выделенных слов не совпадает.)
-Какое правило нам нужно вспомнить?
-Прочитайте сообщение профессора Самоварова на стр. 55.
-Запишите пословицы по памяти.
-К выделенным словам подберите однокоренные слова.
Физминутка (1 мин.)
Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя.
Вот так ягода!
Она соку сладкого полна.
Руку протяните,
Ягоду сорвите.
Стал ветер веточку качать.
И трудно ягодку достать
Присяду, руку протяну
И быстро ягоду сорву.
Ах, какая ягода!
V.Продолжение работы по теме урока.( 12 мин.)
Познавательные: общеучебные : осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме о необходимости правильном подборе однокоренных слов для написании парных согласных в корнях и на конце слова ; формулируют ответы на вопросы учителя; логические: осуществляют поиск необходимой информации (из учебника).
Регулятивные: ориентируются в учебнике.
Коммуникативные: слушают другого ученика – партнера по коммуникации , строят понятные речевые высказывания.
1. Работа по учебнику. Упр. 72 ( стр.55)
-Прочитайте слова. Какие буквы пропущены? ( Парные согласные.)
- Читайте и подберите к каждому слову проверочное и запишите слова парами.
Физминутка
Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений по компьютеру .
2. Распределительный словарный диктант: слова записываются в два столбика в тетрадях как часть самостоятельной работы.
- Распределите слова в два столбика: а) слова с безударными гласными в корне слова; б) слова с парными по звонкости-глухости согласными в корне слова. Холодный, узкий, сладкий, молодой, соленый, ловкий, садовый, резкий, гроза, страна, грядка, репка.
VI. Рефлексия (подведение итогов занятия). (4 мин.)
Выполняют анализ и рефлексию своей деятельности на уроке.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.
Личностные: понимают значение знаний человека и принимают его.
( Задание на карточке. ) Грибы – дружный народ. Часто их можно увидеть большими семейками и стайками. Недаром грибники говорят : где один грибок, там и весь кузовок.
-Прочитайте текст. Подчеркните однокоренные слова и найдите слово с парной согласной на конце слова .
( Сверка с образцом на доске. Самооценка : «!» ; «+».)
- Над какой темой работали на уроке? Какие орфограммы мы повторили на уроке?
Выберите из списка подходящие слова и закончите это предложение.
Моя работа на уроке была…
интересная активная
познавательная неинтересная скучная
VI. Домашнее задание. ( 1 мин.)
Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.
-Подобрать и записать загадки, в которой есть слова с парной согласной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка по теме "Корень- главная часть слова. Однокоренные слова"
Конспект урока русского языка по теме " Корень - главная часть слова. Однокоренные слова". 2 класс. УМК "Перспектива". Урок закрепления знаний. презентация к уроку....
Учебно-методический комплект по русскому языку на тему "Корень - главная часть слова. Однокоренные слова"
Предмет: русский языкКласс: 2Тема урока: корень - главная часть слова. Однокоренные словаЦели урока: формировать умение выделять корень в родственных словах; научить школьников разграничивать однокоре...
Учебно-методический комплект по русскому языку на тему - "Корень - главная часть слова. Однокоренные слова"
Предмет: русский языкКласс: 2Тема урока: корень - главная часть слова. Однокоренные словаЦели урока: формировать умение подбирать родственные слова для проверки написания букв безударных гласных звуко...
Учебно-методический комплект по русскому языку на тему - Корень - главная часть слова. Однокоренные слова. Повторение изученных орфограмм
Предмет: русский языкКласс: 2Тема урока: корень - главная часть слова. Однокоренные слова. Повторение изученных орфограммЦели урока: повторить правило проверки орфограммы «Парные по звонкости - глухос...
Конспект урока по теме "Корень - главная часть слова. Однокоренные слова"
Тема: "Корень - главная часть слова. Однокоренные слова". 2 класс. УМК "Перспектива"...
Конспект урока по русскому языку на тему "Корень-главная часть слова. Однокоренные (родственные) слова" 2 класс
Корень-главная часть слова. Однокоренные (родственные) слова...
«Корень-главная часть слова. Однокоренные слова»
laquo;Корень-главная часть слова. Однокоренные слова»...