Рабочая программа по Русскому языку. 1 класс УМК "Гармония"
рабочая программа по русскому языку (1 класс) на тему

Хайдукова Наталья Валериевна

Программа по УМК "Гармония"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk.docx95.93 КБ

Предварительный просмотр:

Русский языкgar1

УМК «Гармония»   1 класс.
Пояснительная записка

   Рабочая программа по курсу «Русский язык»  разработана на основе ФГОС за курс начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ,  авторской программы «Русский  язык» для учащихся 1-4 классов общеобразовательных учреждений (Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С., Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013г.) и в соответствии с Образовательной программой МБОУ СОШ №4.

 Учебники имеют гриф: «Рекомендовано Министерством образования и науки».

Общая характеристика учебного курса.

Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Курс русского языка в начальных классах – это составная часть общего лингвистического образования учащихся, поэтому назначение данного курса состоит в том, чтобы обеспечить предметную подготовку младших школьников и формирование у них универсальных учебных действий в объёме, необходимом для дальнейшего образования.

Цели начального курса русского языка:

  • создать условия для осознания ребёнком себя как языковой личности, как носителя русского языка и тем самым способствовать формированию его гражданской идентичности; для становления у него интереса к изучению русского языка, для появления сознательного отношения к своей речи;
  • заложить основы лингвистических знаний как элемент представления о научной картине мира и как базу для формирования умения осознанно пользоваться языком в процессе коммуникации;
  •  сформировать комплекс языковых и речевых умений, обеспечивающих сознательное использование средств языка, функциональную грамотность учащихся;
  • средствами предмета «Русский язык» влиять на формирование психологических новообразований младшего школьника, его интеллектуальное и эмоциональное развитие, на формирование комплекса универсальных учебных действий и в целом умения учиться;
  • обеспечить становление у младших школьников всех видов речевой деятельности в устной и письменной форме, становление их коммуникативной компетенции.

Центральная задача курса русского языка 1-го класса

– обобщить и систематизировать знания детей по фонетике и графике, приобретённые в период обучения грамоте, закрепить фонетические и графические умения.

- приобретение детьми первоначальных знаний о языке и речи, освоение основных лингвистических понятий и правил из области фонетики, графики, морфемики, грамматики, орфографии, культуры речи, теории текста (с учётом возраста учащихся и практических потребностей);

– становление  умения выполнять разнообразные действия с языковым материалом (анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение),  устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, умозаключения, подводить конкретные факты языка под понятия и на этой основе – развитие  мышления детей,  их языковой интуиции, чувства слова, накопление опыта пользования языком для понимания чужих мыслей и выражения своих;

 формирование комплекса языковых и речевых умений, необходимых для успешного общения в устной и письменной форме, для создания  высказываний и  использования в них языковых средств с учётом задач и условий общения, для  осознания и верного решения возникающих при письме вопросов правописания  и в целом для контроля за качеством своей речи.

 Для достижения курсом русского языка поставленных целей необходима особая организация работы по освоению его предметного содержания – необходима реализация системно-деятельностного подхода к процессу лингвистического образования младших школьников.

Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.

Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

1. Язык является средством общения людей, важнейшим средством коммуникации, поэтому знакомство с системой языка должно обеспечивать обучение младших школьников овладению этим средством для осуществления эффективного, результативного общения. Вот почему данному курсу придана коммуникативная направленность.

2. Русский язык является государственным языком Российской Федерации, средством межнационального общения, родным языком русского народа, явлением национальной культуры. Поэтому освоение детьми русского языка, осознание его богатых возможностей, красоты, признание его значения в жизни человека и общества важно для духовно-нравственного становления личности. Воспитание у школьника уважительного отношения к русскому языку и к себе как его носителю, обучение ответственному, бережному обращению с языком, умелому его использованию в процессе общения следует рассматривать как компонент личностного развития ребёнка, компонент становления его гражданственности.

3. Язык – это явление культуры, поэтому качество владения языком, грамотность устной и письменной речи являются показателями общей культуры человека. Помощь младшим школьникам в осознании этого факта и на его основе формирование стремления полноценно владеть языком в устной и письменной форме – второй компонент личностного развития ребёнка, компонент становления его культурного облика.

4. Русский язык в системе школьного образования является не только предметом изучения, но и средством обучения. Поэтому освоение русского языка и всех видов речевой деятельности на нём является основой успешного изучения всех других учебных предметов, в том числе основой умения получать, преобразовывать, фиксировать и передавать информацию. Этим определяется статус предмета «Русский язык» в системе начального общего образования.

Место учебного предмета в учебном плане

В Федеральном базисном учебном плане на изучение русского языка в 1 классе начальной школы отводится 5 часов в неделю, всего 165 часов (33 учебные недели): из них  (23 учебные недели) отводится урокам обучения письму в период обучения грамоте и 50 ч (10 учебных недель) — урокам русского языка, но будет проведено 46 уроков, так как в соответствие с расписанием на 2013-2014 учебный год уроки приходятся на праздничные дни, в связи с этим количество часов сокращается на 4 часа.  Программа курса в полном объёме будет реализована за счёт блоковой подачи материала.

Учебно-методический комплект.

Учебники и тетради с печатной основой для учащихся

(Изд.: Смоленск, Ассоциация ХХI век)

• Соловейчик М. С., Кузьменко Н. С. Учебник русского языка «К тайнам нашего языка» для 1 класса. – 2011 и послед.

• Соловейчик М. С., Кузьменко Н. С. Тетрадь с печатной основой к учебнику «К тайнам нашего языка» для 1 класса. – 2011 и послед.

• Сычёва М. В., Мали Л. Д. Тестовые задания по русскому языку. 1 класс. – 2013г.

Пособия для учителя

(Изд.: Смоленск, Ассоциация ХХI век)

• Соловейчик М. С., Кузьменко Н. С. Методические рекомендации к учебнику русского языка «К тайнам нашего языка» для 1 класса. – 2011 и послед.

• Мали Л. Д. и др. Работаем по учебнику «К тайнам нашего языка» . Книга для учителя. 1 класс. – 2007

• Соловейчик М. С., Кузьменко Н. С. Оценка достижений планируемых результатов обучения русскому языку по учебнику «К тайнам нашего языка». – 2012 и послед.

Содержание начального общего образования по учебному предмету  

«Русский язык»

Название раздела

Содержание

Язык, речь, практика речевой деятельности

Речь (в том числе чтение и письмо) как способ общения людей. Главные требования к речи: быть понятной и вежливой. Деловые сообщения и словесные рисунки как разновидности речи. Речь устная и письменная, особенности оформления мыслей (предложений) в устной и письменной форме. Правильное,  аккуратное и разборчивое письмо как условие понятности и вежливости письменной речи. Правильность и точность выражения мысли как важные качества хорошей речи. Понимание значения слов, правильное их использование, произношение и написание, выбор слов, интонации и других средств с учётом ситуации общения, стремление точнее передать свою мысль, своё чувство – проявление культуры человека. Родной язык и иностранные языки; речь на родном и иностранном языке. Записка, письмо, телеграмма, поздравление: особенности их содержания, структуры и письменного оформления. Способы проявления вежливости, доброго отношения к человеку в письменной речи. Правило поведения: чужие записки, письма читать нельзя.

Слово: морфология

(общее знакомство, без терминологии). Группы слов: слова-названия людей, животных, вещей и т. д., их признаков, действий, количества; слова-указатели; слова-помощники. Собственные имена. Фонетика. Звуки гласные и согласные; гласные ударные и безударные; согласные твёрдые и мягкие, парные и непарные; согласные звонкие и глухие, парные и непарные (обобщение). Элементарная транскрипция (термин не употребляется) как способ обозначения звукового состава слов. Постановка ударения, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка.

Графика.

Буквы как обозначения звуков; различение звуков и букв. Алфавит: названия букв и их последовательность; использование алфавита в словарях. Способы обозначения твёрдости-мягкости согласных буквами гласных и ь; способы обозначения звука [й’] буквами е, ё, ю, я; й (обобщение).

Правописание (графика, орфография, пунктуация).

Орфограммы («опасные при письме места»), их признаки: начало и конец каждой мысли, границы слов, собственные имена, перенос слов, ударные слоги жи–ши, ча–ща, чу–щу; безударные гласные звуки, парные по глухости-звонкости согласные на конце слов и перед другими парными по глухости-звонкости.

Способы нахождения «опасных мест» и их указание в записанном тексте. Овладение правилами правописания: прописная буква в начале предложения, в собственных именах; раздельное написание предлогов с другими словами; перенос слов; сочетания жи–ши, ча–ща, чу–щу в положении под ударением. Графические и орфографические неправильности («описки и ошибки») как препятствия для понимания письменной речи. Проверка написанного и способы исправления погрешностей. Состав и последовательность действий списывания и письма под диктовку.

Писать слова с непроверяемыми орфограммами:

Альбом, весело, воробей, девочка, карандаш, картошка, красиво, мальчик, Москва, пальто, пенал, портфель, пошёл, ребята, собака, спасибо, ученик, учительница, хорошо, щенок.

Распределение учебного времени прохождения программного  материала

№п/п

Тема раздела

Кол-во часов

Оценка планируемых результатов

Язык и речь (15 ч.)

1

Знакомство с учебником русского языка

1

2

О нашей речи

2

3

Какие бывают слова?

6

Контрольное списывание.

4

Разные языки: родной  и иностранные

2

5

Речь устная и письменная

4

Словарный диктант

Фонетика. Графика. Орфография (23 ч.)

6

Звуки русского языка

4

7

Буквы русского языка

4

8

Звуки и буквы («Как работают буквы?»)

8

Тестовая работа.

9

Что значит писать правильно?

7

Словарный диктант

Проверочная фонетико-графическая работа

Контрольный диктант с дополнительными заданиями

Язык. Речь. Практика речевой деятельности (8 ч.)

10

Записки

2

11

Как пишут письма и телеграммы?

3

12

Поздравления

2

Контрольное списывание.

13

Перелистаем учебник

1

Итого

46

7

ГРАФИК КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.

Месяц

          число

             

Способы проверки достижений уч-ся

Диктант

Тестовая  работа

Контрольное списывание

Словарный диктант

Самостоя

тельная работа

Изложение

(обучающее)

Сочинение

(обучающее)

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

20.03

Апрель

29.04

3.04

Май

13.05

22.05

7.05

8.05

Количество работ за год

1

1

2

2

1

      ПРИМЕЧАНИЕ: тексты  тестовых, самостоятельных и проверочных работ есть в наличии у каждого ученика - тетради на печатной основе   (авторы: Соловейчик М. С., Кузьменко Н. С. Тетрадь с печатной основой к учебнику «К тайнам нашего языка» для 1 класса. – 2013г.,  Сычёва М. В., Мали Л. Д. Тестовые задания по русскому языку. 1 класс. Изд-во «Ассоциация ХХΙ век», 2013г.)

Требования ФГОС

Планируемые результаты по предмету «Русский язык»

№ п/п

Содержательные линии

Базовый уровень

Ученик научится:

Повышенный уровень

Ученик получит возможность научиться:

1

В области речи, речевой деятельности:

– участвовать в диалоге, в общей беседе, соблюдать основные правила общения на уроке;

– пользоваться формулами речевого этикета в типовых ситуациях (приветствия, прощания, просьбы, извинения, благодарности);

– выявлять среди слов те, значения которых неизвестны, не совсем понятны; выяснять с помощью учителя, в том числе по толковому словарю, их значения;

– под руководством учителя читать и понимать информацию, представленную в учебнике;

– осознавать наличие в речи разных задач общения: по-деловому сообщать и словами рисовать, передавая свои мысли, чувства, впечатления;

– создавать (устно) предложения и небольшие монологические высказывания на основе различных источников;

– конструировать (из предложенных слов и сочетаний) записки, поздравления, телеграммы;

– соблюдать основные правила речевого поведения в повседневной жизни;

– замечать в речи слова, значения которых ученику неизвестны, спрашивать о них, находить в толковом словаре учебника;

– в соответствии с литературными нормами произносить слова, помещённые в словарь учебника «Как правильно говорить?»;

– использовать знание алфавита для поиска слов в словарях учебника;

– фиксировать звуковой состав слов с помощью элементарной транскрипции (звуковых значков);

– читать записи, сделанные значками звуков, и осознанно переводить их в буквенные;

– различать деловые сообщения и словесные картинки;

формулировать, о чём и что в них говорится;

– создавать устные воспоминания на заданную тему о событиях своей жизни и выразительно их рассказывать;

– использовать записки в общении со сверстниками,

с близкими, писать им короткие поздравления;

2

В области освоения языка

(грамматики, фонетики, графики):

– различать слово и предложение;

– выделять предложения, слова из потока речи (при восприятии на слух и зрительно);

– различать слова по их функции (работе): называют, указывают, помогают другим словам; ставить вопросы к словам-названиям, разграничивать слова по вопросам кто? что? какой? какая? какие? и др.;

– различать звуки и буквы;

– выделять последовательность звуков слова, характеризовать каждый (гласный/согласный, гласный ударный/безударный, согласный твёрдый/мягкий, звонкий/глухой); строить модель слогового и звукового состава слова из 5–6 звуков;

– правильно называть буквы алфавита, располагать буквы и слова в алфавитном порядке;

– правильно обозначать твёрдость и мягкость согласных звуков и звук [й’] (без случаев с разделительными знаками),

объяснять выбор способа обозначения.

– обнаруживать и исправлять графические и орфографические ошибки (обозначение твёрдости и мягкости, звука [й’],

пропуски, перестановки и замены букв; нарушения изученных орфографических правил) в специально предложенных и в собственных записях;

– соблюдать требования к каллиграфической стороне

письма, различать удачные и неудачные начертания букв и их соединение, заботиться о каллиграфической стороне своего письма.

3

В области письма

(орфографии и пунктуации, каллиграфии):

– обнаруживать орфограммы («опасные места») по освоенным признакам: начало и конец мысли, граница слова, собственное имя, ударный слог жи-ши (ча-ща, чу-щу); буква на месте безударного гласного звука, а также парного по глухости-звонкости согласного на конце слова и перед другим парным по глухости-звонкости согласным;

– правильно оформлять границы предложений: обозначать начало большой буквой, а конец точкой (вопросительным или восклицательным знаком в ясных случаях);

– обозначать пробелами границы слов;

– писать большую букву в собственных именах;

– соблюдать основное правило переноса слов (по слогам, не оставляя и не перенося одну букву);

– правильно писать ударные слоги жи-ши, ча-ща, чу-щу;

– списывать и писать под диктовку учителя (по освоенной технологии);

– под руководством учителя осуществлять проверку написанного;

– правильно писать следующие слова с непроверяемыми орфограммами: альбом, весело, воробей, девочка, карандаш, картошка, красиво, мальчик, Москва, пальто, пенал, портфель, пошёл, ребята, собака, спасибо, ученик, учительница, хорошо, щенок;

– использовать приобретённые каллиграфические умения.

• осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

• подбирать примеры с определенной орфограммой

Планируемые результаты формирования УУД

средствами предмета «Русский язык» на конец 1-го класса

В процессе изучения всех тем курса ведётся последовательное формирование знаково-символического, логического мышления (наряду с конкретно-образным), регулятивных и познавательных УУД, формируются предусмотренные программой личностные качества.

Личностные результаты:

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

Познавательные УУД:

Коммуникативные УУД:

- общее представление о русском  языке как языке своей страны; положительное отношение к учению (к урокам русского языка), наличие элементов познавательного интереса.

– понимать и принимать учебную задачу;

– использовать выделенные учителем ориентиры действия;

– осуществлять последовательность действий в соответствии с инструкцией, устной или письменной, в том числе схематичной; использовать внешнюю речь для регуляции своих действий;

– выполнять действия проверки.

– слушать учителя и понимать прочитанное, находить в речи учителя, в сообщении учебника нужные сведения;

– выявлять непонятные слова, спрашивать об их значении;

– понимать информацию учебника, представленную в модельном виде, переводить её в словесную форму (П-1);

– в ходе коллективной работы наблюдать за фактами языка и речи, выполнять действия анализа, сравнения, классификации, группировки с учётом указанных критериев, делать умозаключения, выводы, использовать освоенные условные знаки (П-2).

– участвовать в коллективной беседе, высказывать свои мысли, говорить о своих впечатлениях, слушать одноклассников, соблюдать основные правила общения на уроке.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.

№п/п

Темы курса,

тематика уроков

Кол-во ча

сов

Дата

по плану

Дата

по факту

Формируемые умения/личностные качества

(планируемые результаты обучения)

Характеристика деятельности учащихся

Способы проверки достиже

ний уч-ся

предметные умения

универсальные

учебные действия

Язык и речь (15 ч.)

1

Знакомство

с учебником

русского языка

1. Знакомство с учебником

(1 ч.)

10.03

Ориентироваться на странице учебника,

понимать его условные обозначения;

списывать, выполняя определённую последовательность действий.

- Учебно-познавательный интерес, желание учиться. (Л.)[1]

- Принимать учебную задачу; понимать предлагаемый план действий, действовать по плану. (Р.)

- Осуществлять поиск информации в учебнике. (П-1.) Выполнять анализ, сопоставление информации, представленной в разной форме. (П-2.)

- Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. (К.)

Рассматривают обложку, страницы книги, вычленяют отдельные элементы, распознают детали, несущие незнакомую информацию. Читают письмо авторов, анализируют его построение, выбор cлов, соблюдение правил речи. Просматривают учебник, находят подтверждения слов из письма авторов, определяют своё мнение. Обнаруживают в записи «опасные места». Планируют процесс списывания и действуют по плану.

2-3

О нашей речи

1. Повторение изученного о речи 

2. Роль слов в речи 

(2 ч.)

11.03

12.03

Строить высказывания на основе различных источников; осознавать признаки и качества речи, различать виды речи.

Находить орфограммы

(без термина), списывать, в т.ч. выборочно, применять известные правила письма.

- Познавательный интерес к учебному предмету (Л.)

- Планировать свои высказывания; оценивать правильность выполнения заданий, адекватно воспринимать оценку учителя (Р.)

- Понимать информацию, представленную в модельной, словесной и изобразительной форме, переводить информацию из одной формы в другую. (П-1.) Осуществлять анализ, сравнение, группировку материала по заданным критериям. (П-2.)

- Участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника), вступать в общение дома на темы, поднятые на уроке.  (К.)  

Анализируют модель речи, с опорой на неё строят сообщения. Участвуют в беседе, соблюдая правила общения. Вступают в общение с персонажами, отвечают на их вопросы. Сравнивают записи, различают правильные и неправильные, группируют их, аргументируют решение. «Озвучивают» рисунки, математические записи, используют средства выразительности устной речи. Конструируют предложения. Анализируют высказывания, квалифицируют их как  «деловое сообщение», «словесный рисунок». Вступают в беседу со взрослыми дома, задают вопросы, выслушивают ответы,  планируют свою речь с помощью опорных слов,  строят сообщения, рассказы;

4-9

Какие бывают слова?

1. Знакомство с тремя группами слов: названиями, указателями, помощниками 

2. Слова-названия, отвечающие на вопросы кто? что?

3. Знакомство с собственными именами

4. Расширение сведений о собственных именах 

5. Упражнение в выявлении и написании собственных имён

6. Обобщение по теме .

Контрольное списывание.

(6 ч.)

13.03

14.0317.03

18.03

19.03

20.03

Наблюдать за значением и назначением слов, осознавать наличие различных групп слов. Замечать слова, значение которых требует уточнения, спрашивать о них, смотреть их значение в словаре учебника. Ставить вопросы к словам, разграничивать слова по значению и вопросам, относить их к определённой группе слов (части речи). Вычленять среди слов-названий собственные имена, писать их с большой буквы. Списывать и писать под диктовку. Обращаться к словарю и правильно писать осваиваемые «словарные» слова. Составлять предложения и короткие монологи.

- Учебно-познавательный интерес, желание решить учебную задачу и готовность выполнять для этого определённые действия.

- Участвовать в постановке учебной задачи, осознавать и принимать её. Последовательно выполнять задания учителя, точно следовать инструкции, фиксировать результаты; участвовать в оценке правильности выполнения. Планировать определённые действия, в т. ч. умственные, осуществлять взаимо- и самоконтроль; использовать речь для регуляции своих действий. Оценивать трудность для себя выполненных заданий (Р.[2])

- Читать и извлекать необходимую информацию, соотносить её со своими наблюдениями; выделять новые сведения, осознавать их как новые; осознавать возникающие вопросы, задавать их, пользоваться словарями учебника для поиска ответов. С помощью приобретённой информации проверять и оценивать свои предположения, действия. Переводить информацию, представленную в табличной, модельной форме в словесную. (П-1.) Осуществлять наблюдение, анализ, сравнение, классификацию, группировку, конструирова-ние, моделирование, умозаключения, обобщения. (П-2.)

- Участвовать в коллективной беседе, отвечать на задаваемые вопросы, строить понятные для партнёра высказывания, выражать свою точку зрения, аргументировать её, соблюдать правила общения. (К.)

Анализируют предложения, выявляют причины его неясности. Читают вопрос-заголовок, ставят задачи урока. «Рассыпáют» предложения на слова, классифицируют их в зависимости от вопроса и значения. Делают вывод о наличии в языке групп слов, обобщают сведения. Анализируют значения слов, ставят вопросы к словам, классифицируют их. Конструируют предложения, находят «опасные места», списывают, действуя по алгоритму; моделируют диктуемое предложение и пишут его под самодиктовку с опорой на модель. Выявляют слова, значения которых требуют уточнения; обращаются к словарю, находят в нём нужные слова. Анализируют слова, выбирают написание. Читают сообщения, находят необходимые сведения. Отвечают на вопросы персонажей, аргументируют ответы. Находят в учебнике требуемую информацию, в том числе для проверки своих знаний, умений, объясняют свои действия; оценивают их правильность; определяют своё отношение к выполняемым заданиям, оценивают их трудность.

Контроль-

ное списыва

ние.

10-11

Разные языки: родной

и иностранные

1. Какие бывают языки?

2. Кто такие переводчики? 

(2 ч.)

21.03

1.04

Отвечать на вопросы, находить ответы на вопросы в тексте. Составлять предложения и короткие монологи. Ставить вопросы к словам, разграничивать слова по вопросам кто? что? (закрепление), выделять собственные имена и писать их с большой буквы.

Списывать, выполняя известный план действий; выяснять написание слов по словарю.

- Представление о понятии «родной язык», о русском языке как государственном («языке страны, где я живу»); осознание языка как средства общения, себя как носителя языка, своей гражданской идентичности и этнической принадлежности. (Л.)

- Действовать по инструкции, содержащейся в речи учителя, в учебнике. (Р.)

- Находить нужную информацию в учебнике, использовать её в беседе. Осознавать появление новых знаний, расширение кругозора, положительно оценивать этот факт. (П-1.) Анализировать, сравнивать, обобщать полученные сведения. (П-2.)

- Осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения; стараться проявлять терпимость по отношению к другим мнениям. Задавать вопросы, вступать в беседу, делиться приобретёнными знаниями с другими.  (К.)

Сравнивают значения слова «язык», анализируют ответ персонажа, выявляют причину неправильности. Анализируют родственные связи слов, делают умозаключение о значении слова. Задают дома вопросы по теме урока, ведут беседу, определяют свою точку зрения. Сравнивают слова, произносимые на разных языках. Читают, «добывают» ответ на вопрос учебника. Рассматривают и сравнивают обложки книг, выявляют их авторов, квалифицируют книги как знакомые и незнакомые. Списывают, действуя по освоенному алгоритму. Находят слова в словаре, выписывают их.

12-15

Речь устная и письменная

1. Устная и письменная речь, оформление границ предложения

2. Выразительность устной и письменной речи.  Словарный диктант. 

3. Раздельное написание слов в предложении. Запятая при перечислении

4. Разграничение приставок и предлогов (без терминов)

(4ч.)

2.04

3.04

4.04

7.04

Находить границы предложений. Строить предложения, правильно интонировать их в устной речи и оформлять  в письменной; читать предложения, ориентируясь на знаки препинания в конце предложений, наблюдать за знаками препинания внутри предложений. Определять количество слов в предложении, узнавать слова-помощники и  писать предложения под диктовку по введённой технологии, применять орфографические правила (написания большой буквы, предлогов, ударных сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу). Группировать слова по значению и вопросу (закрепление). Понимать содержание текста, выбирать более точный заголовок из предложенных.

- Познавательный интерес к предмету. Осознание себя носителем языка; желание умело пользоваться  устной и письменной формами речи. (Л.)

- Осознавать учебную задачу, принимать её, планировать и выполнять необходимые действия для её решения, учитывать при этом выделенные учителем ориентиры. Оценивать правильность выполнения учебных действий, адекватно воспринимать оценку учителя. (Р.)

- Понимать информацию, представленную в различной форме, соотносить её, выражать в словесной форме. Читать информацию учебника, вычленять новые сведения, использовать их при решении практических задач. Осознавать учебные затруднения, стараться преодолевать их. (П-1)  Анализировать, сравнивать, моделировать, делать умозаключения, выводы. (П-2)

- Рассказывать и слушать собеседника, участвовать в диалоге; распределять роли и выполнять совместную деятельность; проявлять доброжелательное отношение к одноклассникам. (К.)

Анализируют речевые ситуации, изображенные на рисунках, разграничивают их с точки зрения использования разновидностей речи. Читают, выявляя новые сведения. Определяют границы предложений при зрительном восприятии текста, передают их с помощью языковых средств в устной речи и при письме. Соотносят текст и его модельную запись, схематически записывают текст, воспринимаемый на слух. Создают на основе рисунков словесную картину, разыгрывают ситуацию, используя средства выразительности устной речи. Списывают и пишут под диктовку, выполняя необходимый алгоритм действия.

Сравнивают слова с одинаково звучащими приставками и предлогами, по опорной схеме формулируют способ их разграничения и применяют его при письме.

Словарный диктант

Фонетика. Графика. Орфография (23 ч.)

16-19

Звуки русского языка

1. Звуки речи. Новый способ их обозначения

2. Согласные парные и непарные по твёрдости-мягкости, глухости-звонкости

3. Освоение нового способа обозначения звукового состава слов

4. Звуковой анализ слов .Упражнение в записи под диктовку, в соотнесении звуков и букв.

(4ч.)

8.04

9.04

10.04

11.04

Разграничивать понятия «звук» и «буква». Различать звуки гласные и согласные; гласные ударные и безударные; согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие; вычленять отдельные звуки в словах и слышать всю последовательность звуков слова. Понимать записи, сделанные условными значками звуков (транскрипцию), делать такие записи в отдельных простых случаях, читать звуковые записи слов и оформлять их («расшифровывать и зашифровывать» слова).

- Учебно-познавательный интерес (к изучению русского языка, к наблюдению за его устройством), желание изучать предмет «Русский язык», положительное отношение к учению. (Л.)

- Принимать и сохранять учебную задачу, выполнять последовательность действий для её решения; выполнять действия в материализованной громкоречевой форме. Осуществлять контроль за выполнением действий и их результатом; оценивать правильность выполнения различных учебных действий.  (Р.)

- Находить необходимую информацию в учебнике и практически использовать её, применять разные способы фиксации информации; понимать информацию, представленную в модельном виде, работать с ней, вносить коррективы. (П-1.) Анализировать, моделировать, сопоставлять, группировать, обобщать. (П-2.)

- Отвечать на вопросы, задавать их; понимать затруднения другого, правильно реагировать на них; строить сообщения, понятные для партнёра; распределять роли в ситуации игры и совместных учебных действий; контролировать действия партнёра; соблюдать правила общения. (К.)

Выделяют определённый звук, последовательность звуков, характеризуют звук по известным признакам (по указанному признаку). Выявляют слово по характеристике его звуков (определённого звука); группируют слова с учётом характера звукового состава; составляют звуковые схемы слов, сравнивают их. Осознают противоречие: звуковые схемы одинаковые,  а слова и звуки в них разные. Слушают (читают) информацию для поиска способа разрешения противоречия; осознают приобретённую информацию как способ решения задачи. Применяют полученные знания, выявляют их возможную недостаточность, запрашивают и используют дополнительную информацию. Сравнивают и различают звуки по заданным характеристикам. «Читают» модельные записи слов; фиксируют звуковой состав слова значками транскрипции («значками звуков»). Разграничивают буквы и звуки в словах, соотносят буквы и скрытые за ними звуки, классифицируют, группируют слова в зависимости от характеристики указанных звуков, от их звукового состава; выполняют совместные действия.

20-23

Буквы русского языка

1. Знакомство с алфавитом

2. Освоение алфавита 

3. Продолжение освоения алфавита

4. Тренировка в расположении слов по алфавиту

(4 ч.)

14.04

15.04

16.04

17.04

Правильно называть буквы русского языка; располагать буквы и слова по алфавиту.

Пользоваться знанием алфавита для решения языковых и речевых задач. Правильно (в соответствии с нормами) произносить слова. Находить орфограммы, применять правила переноса слов, списывать и писать под диктовку. Писать освоенные «словарные» слова.

- Положительное отношение к учению, желание умело пользоваться русским языком, грамотно говорить и писать. (Л.)  

- Осознавать учебную задачу и способ её решения. Планировать свои действия,  проверять их и оценивать правильность выполнения, контролировать результат. (Р.)

- Находить нужную информацию в материалах учебника, в словарях. (П-1.) Осуществлять анализ, синтез, сравнение, умозаключения, группировку, классификацию, преобразование материала. (П-2.)

- Осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения, вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, договариваться и приходить к общему решению; строить небольшие монологи. (К.)

Различают буквы русского и иностранного языков. Слушают (читают), выявляя нужные сведения. Сравнивают значения слов, уточняют их по словарю; наблюдают за расположением слов в словаре. Делают умозаключение о необходимости знания алфавита. Выявляют алфавитный порядок слов, располагают слова по алфавиту (применительно к разным жизненным ситуациям). Анализируют порядок букв, слов, различают их последовательности как правильные или неправильные. Находят в словах «опасные места» (на слух и зрительно), выясняют (проверяют) буквы по словарю.

24-31

Звуки и буквы

(«Как работают буквы?»)        

 1. Обозначение мягкости согласных звуков буквами гласных

2. Обозначение мягкости согласных с помощью ь

3. Обозначение мягкости согласных разными способами

4. Применение изученных правил письма

5. Буквы е, ё, ю, я как способ обозначения звука [й,]

6. Два способа обозначения звука [й,] (закрепление) 

7. Обозначение звука [й,] буквами

8. Обозначение мягкости согласных и звука [й,]. (обобщение)

Упражнение в письме под диктовку и соотнесении звуков и букв. Тестовая работа.

(8ч.)

18.0421.04

22.04

23.04

24.04

25.04

28.04

29.04

Осознавать буквы как значки для обозначения звуков; обозначать звуки буквами (твёрдые и мягкие согласные звуки и звук [й,]). Определять местоположение звуков в словах и выбирать способ их обозначения; применять правила графики и орфографии, пользоваться правилами переноса слов с ь и буквой й в середине слова, списывать и писать под диктовку. Пользоваться орфографическим словарём и правильно писать освоенные «словарные» слова.

- Учебно-познавательная и социальная мотивация учебных действий. Внутренняя готовность к выполнению учебных действий. Ориентация на соблюдение моральных норм: помощь другому в случае затруднения. (Л.)

- Принимать и сохранять учебную задачу, осознавать необходимость последовательных действий, планировать их; использовать речь для их регуляции; выполнять действия в громкоречевой и частично умственной форме. Понимать и последовательно выполнять инструкции в устной и письменной форме.  Контролировать выполнение последователь-ности действий и их результат. (Р.)

- Понимать информацию, представленную в схематической форме, переводить её в словесную. Читать, выделяя нужную информацию, объяснять смысл прочитанного, выделять новые сведения, применять их в практике пользования языком. (П-1.) Анализировать, строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их; обобщать языковой материал по заданным критериям. (П-2.)

- Понимать трудности другого, учитывать их; строить понятные для партнёра высказывания. Участвовать в совместной деятельности, распределять выполняемые действия, взаимно контролировать друг друга, соблюдать правила общения. (К.)

Сравнивают естественное звучание слова и его звучание при графической ошибке; вычленяют неверно обозначенный звук, объясняют ошибку. Формулируют (с опорой на модель) способ действия при выборе буквы, выполняют нужные действия. Планируют решение задачи письма. Обобщают (с опорой на модель) правила русской графики; создают с помощью модели и ключевых слов деловые монологические высказывания. «Переводят» звуковые записи слов в буквенные, анализируют и классифицируют слоги, слова с учётом характера звука, его позиции в слове и способа обозначения буквой. Сравнивают способы обозначения мягкости согласных звуков, звука [й,]; выбирают нужный способ в зависимости от позиции звука в слове. Различают правильные написания и неверные, проверяют написанное, а также контролируют ход рассуждения персонажа (другого ученика), находят и исправляют ошибки. Применяют правила в свободном письме (под диктовку, при оформлении своих мыслей); проверяют собственные записи.

Тестовая работа.

32-38

Что значит писать правильно?

1. Правильное письмо – письмо без описок

2. Правильное письмо – письмо без ошибок

 3. Обучение проверке написанного

4. Повторение изученных правил письма. Работа со словарём. Словарный диктант

5. Проверочная фонетико-графическая работа и тренировочный диктант

6. Письмо под диктовку. Обучение самопроверке

7. Контрольный диктант с дополнительными заданиями

(7 ч.)

30.045.05

6.05

7.05

8.05

12.05

13.05

Осознавать необходимость проверки написанного для облегчения его понимания. Находить описки и ошибки, выполняя для этого специальные действия проверки; исправлять описки и ошибки, выбирая нужный способ правки. Списывать и писать под диктовку. Правильно писать освоенные «словарные» слова, пользоваться орфографическим и другими словарями  учебника.

- Положительное отношение к учению; принятие позиции ученика. Ориентация на социальные мотивы, на понимание причин успеха или неудач. Чувство уважения к себе как носителю языка и к тому, кто читает написанное. (Л.)

- Осознавать учебную задачу, принимать её, стремиться к успешному её решению. Планировать свои действия и выполнять их, соблюдая инструкцию. Различать способ и результат действия. Контролировать процесс и результаты чужой и своей деятельности, вносить коррективы, осуществлять самоконтроль. Оценивать свою и коллективную деятельность; адекватно воспринимать оценку учителя. (Р.)

 - Осуществлять поиск необходимой информации на страницах учебника, в том числе справочных, в словарях. Владеть общими способами решения конкретных учебных лингвистических задач. (П-1.) Выполнять анализ, сравнение, преобразование языкового материала, текстов. (П-2.)

- Вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, высказывать свою точку зрения, слушать чужую: оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять понимание чужих затруднений, возможных причин ошибок, доброжелательность. (К.)

Находят опечатки (описки) в тексте, выявляют их влияние на понимание мысли; делают вывод о необходимости проверки написанного. Участвуют в обсуждении «мнения» персонажа, высказывают свою точку зрения. Разграничивают описки (пропуски, замены букв) и ошибки (места на правила); осознают различия в способах действия для поиска описок и ошибок, выполняют эти действия. Находят на слух и зрительно места на изученные правила, применяют их; обнаруживают другие «опасности письма», обращаются к словарю учебника для решения задач, находят в нём нужные слова, задают вопросы о написании слов. Различают звуки и буквы, анализируют звуки на основе восприятия письменного текста; находят в тексте, группируют слова по указанным признакам; выявляют недостаточно понятные слова. Регулируют свои действия при списывании, письме под диктовку и проверке написанного. Оценивают свои действия.

Словарный диктант

Провероч

ная фонетико-графичес

кая работа

Контрольный диктант с дополнительными заданиями

Язык. Речь. Практика речевой деятельности (8 ч.)

39-40

Записки

1. Записка: её назначение и строение

2. Конструирование и самостоятельное написание записок разных видов

(2 ч.)

14.0515.05

Составлять и писать записки различного содержания; кратко выражать в них свои мысли, чувства, проявлять правила вежливости в письменной форме. Пользоваться всеми освоенными правилами письма, проверять и улучшать написанное. Использовать записки как способ письменного общения.

- Социальная мотивация учебных действий, ориентация на соблюдение морально-этических норм: внимательного отношения к близким, заботы о них, проявления к ним добрых чувств, благодарности и т.д. (Л.)

Анализируют записи, определяют цель их создания. Получают информацию из учебника о названии записей (записка, телеграмма, письмо, поздравление), их строении и правилах оформления при письме.

41-43

Как пишут письма и телеграммы?

1. Письмо, его содержание, построение и оформление

2. Написание письма учителю

3. Телеграмма и её особенности Составление телеграмм        

(3ч.)

16.0519.05

20.05

Написать короткое письмо, соблюдая правила жанра, выражая в нём свои мысли и чувства, проявляя вежливость по отношению к адресату. Использовать письмо как способ письменного общения.

Конструировать телеграмму с учётом особенностей жанра. Свёртывать предложение в телеграмму и  развёртывать телеграмму в полное предложение, соблюдая правила письменной речи.

- Осознавать и принимать учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия. Планировать свои действия, содержание и оформление высказывания  с учётом  поставленных задач и условий общения. Осуществлять контроль за результатом и вносить необходимые коррективы. Оценивать продукт своей деятельности, ориентируясь на адресата. (Р.)

Соотносят средства языка (слова) со структурными частями: обращением, приветствием, прощанием. Конструируют записки, поздравления из готовых элементов, телеграммы из предложений; «сжимают» предложение до телеграммы; развёртывают телеграмму в предложение.

44-45

Поздравления

1. Как пишут поздравления

2. Написание поздравлений друзьям, близким, учителю.

Контрольное списывание.

(2 ч.)

21.0522.05

Написать элементарное (по содержанию и форме) поздравление с учётом особенностей адресата, выбирая соответствующие слова, выражения. Пользоваться всеми освоенными правилами письма, словарём учебника; проверять и улучшать написанное. Использовать поздравление как способ письменного выражения своих чувств.

- Принимать информацию, полученную на слух или при чтении учебника, осмысливать её и применять для решения практических задач. Соотносить информацию, представленную в словесной и схематичной форме. (П-1.) Анализировать, сравнивать, делать выводы, конструировать, преобразовывать материал с учётом меняющихся условий. (П-2.)

- Строить монологические высказывания определённых жанров Использовать свойственные письменной речи различные способы проявления вежливости, а также своего доброго отношения к адресату. (К.)

Редактируют записки, телеграммы, поздравления. Пишут свои поздравления, записки, письма, выбирают обращения, пожелания и другие средства языка с учётом адресата речи. Используют освоенные речевые жанры в практике общения.

Обсуждают правила письменного общения, способы проявления вежливости.

Контроль

ное списыва

ние.

46

Перелистаем учебник

1. Перелистаем учебник

(1ч.)

23.05

Применять освоенные лингвистические знания для решения практических языковых и речевых задач.

- Осознание своих учебных достижений, свое-го отношения к изучению русского языка. (Л.)

- Оценивать свои достижения и трудности; адекватно воспринимать оценку учителя; строить позитивные планы на будущее. (Р.)

- Пользоваться справочными страницами учебника, находить на них нужную информацию и использовать её. (П-1.) Анализировать, сравнивать, группировать, классифицировать материал, проводить аналогии, делать выводы и обобщения. (П-2.)

- Участвовать в коллективной беседе, соблюдать правила общения, проявлять ко всем доброжелательность. (К.)

Повторяют и обобщают изученное,  анализируют и оценивают свои достижения и трудности; осознают и высказывают своё отношение к урокам русского языка.


[1] Для обозначения видов УУД используются следующие условные обозначения: Л. – личностные качества; Р. – регулятивные УУД; П. – познавательные (обеспечивающие умение работать с информацией – П-1, выполнять различные мыслительные действия – П-2); К. – коммуникативные УУД. Формулировки УУД адаптированы с учётом этапа обучения.

[2] Все регулятивные действия в первом классе выполняются под руководством учителя, с его помощью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и  ...

Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»

Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной  в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...

Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...