Урок- закрепление русского языка по теме: "Безударные личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

 Шабарова Ольга Владимировна

Цели урока:

·         закрепить знания о неопределенной форме глагола;

·         упражнять в написании безударных личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения;

·         учить выделять глаголы из текста, подбирать синонимы, антонимы;

·         познакомить с рядом фразеологических оборотов;

·         развивать речь учащихся;

·         обучать работать в паре и коллективом;

·         закрепить знания детей о русских народных промыслах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bezudarnye_lichnye_okonchaniya_1_i_2_spryazheniya.docx24.55 КБ

Предварительный просмотр:

Безударные личные окончания 1 и 2 спряжения

Цели урока:

  • закрепить знания о неопределенной форме глагола;
  • упражнять в написании безударных личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения;
  • учить выделять глаголы из текста, подбирать синонимы, антонимы;
  • познакомить с рядом фразеологических оборотов;
  • развивать речь учащихся;
  • обучать работать в паре и коллективом;
  • закрепить знания детей о русских народных промыслах.

Оборудование:

  • доска с записью темы урока,
  • модели русских изб, в которых “живут ремесла”,
  • набор посуды из серии “Хохлома”; самовар, расписные ложки,
  • карточки для работы в парах
  • презентации.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся УУД

1. Организационный момент

.

Сколько сказочных мест у России.
Городов у России не счесть.
Может, где-то бывает красивей,
Но не будет роднее, чем здесь!
Велика Россия наша
И талантлив наш народ.
О Руси родной, умельцах
На уроке речь пойдет.

– Чем славится земля русская? Прочтите словосочетания с доски: “Вологодские кружева, тульский самовар, палехская шкатулка,  хохломская роспись”
– Какой темой связаны данные словосочетания?
– А какие еще русские народные промыслы вы знаете?
– Сегодня мы окунемся в рукотворную сказку, т.е. в сказку, которую народ создал своими руками.
Любил русский народ украшать свою нехитрую жизнь, чтобы жить было не скучно, весело. Если ложка – так расписная, колокольчик – так звонкий, кружева – так замысловатые. Работали всегда сообща, всей семьей, целыми деревнями. В одной деревне лепили игрушки из глины, а в другой плели из соломы, в одной вязали кружева, а в третьей свистульки вырезали.

Вот и мы сегодня, ребята, путешествовать пойдем,
По деревням и по хатам мы заглянем в каждый дом.
Кто живет там, спросим, рассказать о себе попросим.
И узнаем мы, наверное, что-то новое и необыкновенное

Работают с информацией,

Познавательные УУД

-осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

-упорядочивание;

-самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового и творческого характера

Регулятивные УУД

-высказывание своих мыслей по тексту

-ученик учится работать по предложенному учителем плану.

2. Основная часть урока

Активизация мыслительной деятельности учащихся

Работа с глаголами неопределенной формы, различие глаголов 1 и 2 спряжения Слайд 1 

Перед нами, дом большой
И красивый-то какой!
Кто же в доме том живет?
Кто нам двери отопрет?

– Как вы думаете, что за ремесло живет в этом доме?

Слайд 2  “Хохлома”

– Кто знает, что это за промысел?

Хохлома, хохлома! Весь народ свела с ума!
Яркая, лучистая, узоры золотистые!

– Можно сказать: хохломская роспись по дереву, но говорят: хохлома.
Слово это известно всем на Руси.
-Вы, ребята, слушайте мой рассказ, про то, откуда пришла к нам хохлома и запоминайте, какие глаголы неопределенной формы встретятся в тексте. Но прежде ответьте на вопросы:
На какие вопросы отвечают глаголы неопределенной формы?
Что такое неопределенная форма глагола?
Искусство хохломской росписи родилось очень давно. Создатели этих предметов – крестьяне заволжских деревень, одна из которых называлась Хохлома. Это село и дало название всему промыслу. Хохломские мастера могли делать и украшать миски, ложки, чаши, ладьи, кружки, солоницы, сахарницы, табуретки. И все это красивое, яркое, расписное. Хохломские художники любят рисовать на поверхностях своих изделий земляничку, малинку, черную и красную смородинку. Одним словом, травяные орнаменты.
А какие же цвета используют мастера? Золотистый, красный и черный. Именно по этому сочетанию можно узнать хохлому. Сначала посуду вытачивали на станке или работали ножом. Затем ее покрывали тонким слоем глины, потом обмазывали олифой и втирали измельченный порошок олова или алюминия. Посуда становится серебристой. И только теперь художник может прикоснуть к ней кисть, можно наносить затейливые узоры.
Ну а как же золото? Этой тайной владел печник. Расписное изделие нужно закалить в печи. И все, что было в росписи серебряным, становилось золотым .
Слайд 3   

– Какую работу сейчас выполняли?
– Как правильно написать безударное личное окончание глагола?

– Назовите личные окончания глагола 1 и 2

Загадка.

В нем вода, но он не речка, 
Хоть и с носом, но не грач.
Он не печка; хоть и печка,
От углей он стал горяч. 
(Самовар)

-Давно на белом свете
Живет, годами стар,
Поэтами воспетый –
Пузатый самовар!   
Слайд 4 

– Хотите узнать, где появился первый самовар? Тогда прочитайте предложения на доске. Можно назвать их текстом? Почему? Как исправить ошибку? Составьте текст, опираясь на таблицу. Слайд  5,6

Его родина – Тула. 
В народе говорят: “В Тулу со своим самоваром не ездят”.
Во всем мире знают русский самовар.
Первый самовар изготовил в 1778 году мастер Назар Лисицын.
Тульский самовар проживет еще много лет.

 Упражнение в написание безударных личных окончаний глаголов. Слайд 8 

- А теперь пойдем мы дальше,
Нужно много нам успеть:
Надо, чтоб увидел каждый
Чудеса, каких не счесть.
Снова дом встречает нас,
Кто ж нас ждет на этот раз?
Как думаете, кто живет в этой избе?
Ожили краски и в душу запали,
Русским напевом заслушался мир.
Сколько кудесников вырастил Палех!
Сколько диковин красою затмил!

– Раньше палехские мастера были иконописцами. Тонко и с любовью изображали они лики святых. Но с 30-х годов прошлого века стали заниматься они лаковой миниатюрой.
Вам, наверное, приходилось любоваться лаковой шкатулкой, брошкой, картинкой. Они сделаны знаменитыми мастерами села Палеха.
Село расположено на берегу реки Палешки. Скромная и ласковая Палешка то прячется в густых лесах, то выбегает на широком поле.В своих работах они часто изображают свое знаменитое село, сцены из крестьянской жизни.

 Но чаще всего палехские мастера любят изображать героев русских народных сказок и былин. Слайд 9 
Последнее предложение записать, назвать изученные орфограммы.
Найти глаголы, определить спряжение.
Проспрягайте глагол изображать.

 -  Что нужно сделать, чтобы правильно написать окончание.

Идем с друзьями мы вперед,
Дорога нас опять зовет. 
Отгадаем мы загадку –
Попадем мы в гости в хатку.

 - Чем смогут еще удивить мастера? 
Узнать нам об этом, наверно, пора.
Кружева в стрекозиных крыльях
И в летящих сквозных облаках,
В паутине воздушной лесной,
В невесомой тени вырезной.
Кружит лист кружевной надо мной,
Заплелась кружевами трава,
Кружева … кружева… кружева.
Слайд 10

– Что такое кружева?
– Русские кружева зна.т во всем мире. Особенно славятся вологодские кружева. На них мастера изобража .т чаще всего цветы, птиц, травы, снежинки. Тонкие и нежные кружева напомина.т морозные узоры на окнах.
Слайд 11

Задание.
Записать окончания, объяснить их правописание.

  Слайд 12

-  Чем занят мастер?  Слайд 13 

 - Никто не бил баклуши?
Вот кто бил в баклуши!
Когда так говорят?

– А знаете, почему так говорят о человеке бездельнике?

– Как еще можно сказать о бездельнике? 
– Прочтите фразеологические обороты на доске.
– На какие группы можно их разделить, по какому признаку

Слайд 14,15

Лежите на печи
Плюет в потолок
Зубы заговаривает
Считаешь ворон 
Морочит голову
Сидит сложа руки

– Назовите словосочетания с глаголами I и II спряжения. Составьте предложение с одним из словосочетаний.

 Рассказ сопровождается слайдами

 Идет объяснение происхождения фразеологического оборота “бить баклуши”.  

                   

Коммуникативные УУД

-аргументирование своего мнения.

-выражение своих мыслей;

-использование критериев для обоснования суждений.

Познавательные УУД

-использование знаково-символических средств;

анализ, синтез,обобщение, аналогия, сравнение, классификация;

-структурирование знаний;

Работа у доски  Дети выписывают из текста глаголы неопределенной формы и  определяют спряжение,    образуют от них глаголы в заданном лице и числе.

украшать – 2 л.мн. ч. – украшаете
делать – 1 л.мн.ч. – делаем
рисовать – 2 л.ед.ч. – рисуешь
узнать – 3 л.ед.ч. – узнает
прикоснуть – 3 л.ед.ч. – прикоснет
наносить – 3 л.мн.ч. – наносят
закалить – 2 л.мн.ч. – закалите

Познавательные УУД

-контроль и оценка процессов результата деятельности.

Регулятивные УУД

-оценивание.

Составляют  текст, опираясь на таблицу.

Регулятивные УУД

-оценка деятельности класса.

-самоконтроль

Составляют  план рассуждения.

– Чтобы правильно написать безударное личное окончание глагола, надо знать его спряжение. В окончаниях глаголов I спряжения пишем гласную – е, в окончаниях глаголов II спряжения пишем гласную и.
– Чтобы определить спряжение глагола нужно его поставить в неопределенную форму.
– Глаголы, которые в н.ф. оканчиваются на ить, относятся ко 2 спр.
– Глаголы, которые в н.ф. оканчиваются на ать, ять, ыть, оть, уть, еть – 1 спряжения

Самопроверка

Коммуникативные УУД

-работа в паре;

-контроль оценки и действий партнёра;

-умение с достаточной точностью выражать свои мысли

 

Ответы детей  (По смыслу и по спряжению глаголов)

III. Подведение итогов

– Чем занимались на уроке?
– Как правильно написать безударное личное окончание глагола?
– С какими русскими народными промыслами познакомились?
– Нужны ли они в наше время?
– Что бы выбрали в подарок заграничному другу? 
– Каким ремеслом хотели бы вы овладеть

Личностные УУД

-подведение итога урока;

-самооценка критериев

IIV. Рефлексия

Я узнал

Мне понравилось

Было трудно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка «Тренировка в правописании личных окончаний глаголов».

урок разработан в соответствии с ФГОС НОО по системе развивающего обучения Л.В.Занкова для 4 класса...

Презентация к уроку русского языка на тему " Безударное окончание глаголов 1 и 2 спряжения"

Цели урока:·         закрепить знания о неопределенной форме глагола;·         упражнять в написании безударных личных о...

Конспект урока русского языка ТЕМА: ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ЛИЧНЫХ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛОВ (ЗАКРЕПЛЕНИЕ).

Цели: закреплять знания учащихся о правописании безударных личных окончаний глаголов, тренироваться в определении спряжения. Расширять словарный запас, развивать общеучебные умения, внимание, память. ...

Конспект урока русского языка. Тема: "Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени" (УМК "Школа России", 4 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: «Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени» Цели деятельности учителя: создание условий для формирования ум...