Технологическая карта урока русского языка Тема: Правописание личных окончаний глаголов Ι и ΙΙ спряжения
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Печеркина Алена Игоревна

Дата:13.04.20                                                                                                            ФИО учителя: Контробаева А.В. Школа: МБОУ «Еткульская СОШ»                                                                        ФИ студента: Печеркина А.И.

Класс: 4 «В»                                                                                                             ФИО методиста: Галиуллина Н.К.

Кабинет: 2                                                                                                                                                                                        

 

Технологическая карта урока русского языка

Тема: Правописание личных окончаний глаголов Ι и ΙΙ спряжения

 

Цели деятельности учителя: ознакомление с окончаниями глаголов I и II спряжения  настоящего времени;

 

Планируемые результаты

Предметные

знать  спряжение глаголов в настоящем времени

уметь определять спряжение глаголов в настоящем времени

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося, формировать личностный смысл учения; развивать самостоятельность и личную ответственность за поступки на основе нравственных норм; развивать внимание, память; воспитывать активность, самостоятельность, умение работать в оптимальном темпе, осуществлять самоконтроль.

Тип урока: «открытие» нового знания

Оборудование: УМК «Школа России», учебник «Русский язык», Канакина  В.П., 4 класс; презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата:13.04.20                                                                                                ФИО учителя: Контробаева А.В. Школа: МБОУ «Еткульская СОШ»                                                                ФИ студента: Печеркина А.И.

Класс: 4 «В»                                                                                                ФИО методиста: Галиуллина Н.К. 

Кабинет: 2                                                                                                                                                                                        

Технологическая карта урока русского языка

Тема: Правописание личных окончаний глаголов Ι и ΙΙ спряжения

Цели деятельности учителя: ознакомление с окончаниями глаголов I и II спряжения  настоящего времени;

Планируемые результаты

Предметные

знать  спряжение глаголов в настоящем времени

уметь определять спряжение глаголов в настоящем времени

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося, формировать личностный смысл учения; развивать самостоятельность и личную ответственность за поступки на основе нравственных норм; развивать внимание, память; воспитывать активность, самостоятельность, умение работать в оптимальном темпе, осуществлять самоконтроль.

Тип урока: «открытие» нового знания

Оборудование: УМК «Школа России», учебник «Русский язык», Канакина  В.П., 4 класс; презентация.

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя, формы деятельности учащихся

Деятельность ученика

I.Этап само

опред-ия к деятель

ности

Практический:психологический настрой

1-2 мин

Парная  форма работы

-Здравствуйте, ребята!

-Присаживайтесь.

-Повернитесь лицом друг к другу и  улыбнитесь, пожелайте хорошей дружной работы на весь урок.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя, друг друга.

Р:саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий

II.Актуализация знаний и мотивация

Словест: беседа, рассужде ние Словест: ответы на вопросы

4-5мин

Ребята посмотрите на доску. Какие слова я записала?

А к какой части речи они являются?

А что такое глагол? Продолжите высказывания на слайде.

1.Глагол – это

2. Спряжением  глагола называется

3. 1 лицо –  слова-помощники

     2 лицо -   слова-помощники

     3 лицо – слова-помощники

4.Глаголы изменяются по временам:

Настоящее время –

Будущее время –

Прошедшее время –

-Улыбнитесь,садитесь

-Глагол

1.Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета  и отвечает на вопросы: Что делать? Что сделать?

2.Изменение глаголов по лицам и числам в форме настоящего и  будущего времени называется спряжением  глагола.

3. 1 лицо –  я, мы (говорю, говорим)2 лицо -   ты, вы (говоришь, говорите)3 лицо –он, она, оно, они (говорит, говорят)

4.Глаголы изменяются по временам:

Настоящее время – показывает, что действие происходит в момент речи

Будущее время – показывает, что действие будет происходить после момента речи

Прошедшее время – показывает, что действие происходило до момента речи

Р: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

К: умение полно и точно выражать мысли

III. Постанов

ка учебной задачи

Словесный: подводящий диалог, формирующий диалог

- Прочитайте пословицу.

Наука в лес не ведет, а из леса выводит.

- Как вы ее понимаете?

-Назовите глаголы, которые встретились нам в пословице?

В каком числе и лице они употреблены?

 Одинаковые или разные окончания имеют глаголы в одном и том же лице и числе?

Сформулируйте задачи урока.

3 лицо, ед. ч.

Разные

Узнать, от чего зависят личные окончания глаголов, научиться правильно их писать

П: подведение под понятие

П: построение речевого высказывания

Р: целеполагание

П: осознание познавательной задачи;

IV. Открытие нового знания

Практич: работа с учебником

Практич:  чтение и  выполнение задания

Словест: беседа

Откройте тетради, запишите число и классная работа.

Ребята, а что значит проспрягать слова?

Сейчас будем работать в группах. Задание для всех одно, а слова, которые вы будете изменять разные.

Я вам выдам таблицу ,посмотрите на задание. Вам необходимо просклонять слово и записать как изменяется слово по лицам и как меняется окончание.

Задание 1группе Проспрягать  глагол         спасти . Заполнить таблицу, вписав в нее окончание.

Задание 2 группе  Проспрягать глагол лететь. Заполнить таблицу, вписав в нее окончание.

Задание 3 группе Проспрягать  глагол думает . Заполнить таблицу, вписав в нее окончание.

Задание 4 группе  Проспрягать  глагол стоим . Заполнить таблицу, вписав в нее окончание

Число

Лицо

Окончание

Ед. ч.

Мн. Ч.

Проверка результата

1 группа зачитывает, как проспрягали глагол, записывая окончания в таблицу

-Какая буква встречается в окончании  этого глагола? Е или И?

2 группа зачитывает, как проспрягали глагол.

-Какая буква встречается в окончании этого глагола?

3 группа зачитывает, как проспрягали глагол.

-Какая буква встречается в окончании этого глагола?

4 группа зачитывает, как проспрягали глагол.

-Какая буква встречается в окончании этого глагола?

Посмотрите ,что общего в этих таблицах.

I, если:

II, если

-у,-ю

-у,-ю

- ешь, -ёшь

- ишь

- ет, -ёт

- ит

- ем, -ём

- им

- ете, -ёте

- ите

- ут, -ют

- ат, -ят

-Проанализируйте, как изменяются окончания. Сравните окончания этих глаголов. Что заметили? 

Выводы

- Да, действительно, окончания разные. Это связано с особенностями спряжения глаголов, глаголы, в зависимости от личного окончания при спряжении делятся на две группы – глаголы I спряжения и глаголы II спряжения.

-Проверим, подчиняются ли такой же закономерности другие глаголы.

Откройте учебник на стр. 88, изучите таблицу. Сделаем вывод, чем отличаются окончания глаголов 1 и 2 спряжения?

Есть способ быстрее запомнить правило. Интересно, кто-нибудь догадается? Внимательно рассмотрите запись на экране.

Физминутка

Выделить окончание,  проанализировать, как изменяются окончания при спряжении этого глагола

спасти

Число

Лицо

Окончание

Ед. ч.

1 я

 спасу

2 ты

спасешь

3 Он,она,оно

спасет

Мн. Ч.

1 мы

спасем

2 вы

спасете

3 они

спасут

лететь

Число

Лицо

Окончание

Ед. ч.

1 я

лечу

2 ты

Летишь

3 Он,она,оно

Летит

Мн. Ч.

1 мы

летим

2 вы

летите

3 они

летят

думает

Число

Лицо

Окончание

Ед. ч.

1 я

Думаю

2 ты

Думаешь

3 Он,она,оно

Думает

Мн. Ч.

1 мы

думаем

2 вы

Думаете

3 они

думают

стоим

Число

Лицо

Окончание

Ед. ч.

1 я

стою

2 ты

стоишь

3 Он,она,оно

стоит

Мн. Ч.

1 мы

стоим

2 вы

стоите

3 они

стоят

1. В  первом лице ед. числа окончания глаголов одинаковые,  а в других формах отличаются)

2. Можем разбить на 2 группы по гласной букве, 1 столбик  - окончание Е, 2 столбик – окончание И.  

3. В личных окончаниях глаголов в одном и том же лице и числе согласные буквы одинаковые, но изменяются гласные буквы.

Глаголы одного и того же спряжения в форме настоящего времени имеют одинаковые ударные и безударные личные окончания в одном и том же лице и числе.

В букве «Е» одна палочка – напоминает римскую цифру 1, а у буквы «И» - две палочки, римская цифра 2.

П: смысловое чтение, построение речевого высказывания

К: умение полно и точно выражать мысли; выработка общей точки зрения, отстаивание собственной

П: построение рассуждения

К.: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

П: поиск и выделение информации

П.: построение речевого высказывания

К.: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

П:- получение, поиск и фиксация информации;

-понимание и преобразование информации;

-понимания и применения знаний

V. Первичное закрепле

ние

Практич:

Работают с упражнением

10м

Посмотрите на упражнение 182. Прочитайте стихотворение Агнии Барто.

Какие слова автор повторяет в предложении несколько раз? Почему? В прямом или в переносном значении употреблены глаголы?

Укажите спряжение у глаголов в настоящем времени.

1 ученик к доске с каждым словом.

Дождь

В переносном.

Проходит 3 лицо,2 спр.

Идет 3 лицо, 1 спр.

Ходит 3 лицо, 2 спр.

Хлещет 3 лицо, 1 спр

К: умение полно и точно выражать мысли; выработка общей точки зрения, отстаивание собственной

VI. Самостоятельная работа с проверкой

Практический: самостоятельная работа, взаимо-проверка

7 мин

Выполним задание самостоятельно.

1 вариант спрягает слово –верну

2 вариант спрягает слово- спешу

Обменяйтесь тетрадями и карандашом поставьте оценку

5 – без ошибок

4 – 1-2 ошибки

3 – 3-4 ошибки

! – больше 4 ошибок

Поднимите руку, кто не допустил ошибок?

Кто допустил1-2 ошибки?

Кто допустил 3-4 ошибки?

Выполняют самостоятельную работу

Проверяют работу соседа.

П:осознанное построение речевого высказывания

П: осуществление операции анализа, синтеза, сравнения, классификации

VII. Включение в систему знаний

Практический: выполняют рабаты в парах

5 мин

Сейчас каждый загадайте глагол в настоящем времени .

 Я спрашиваю, любого вы говорите слово, а кто-то другой определяет спряжение.

  Сейчас вы поработаете в парах. На экране слова

Ползет, кричишь, поет, ворчит, берете, споем, говорим, молчат, клюют, грустите, ругаются, спросишь, балуется.

Вам нужно распределить их в два столбика – 1 и 2 спряжение. Будьте внимательны. Что нужно знать для того, чтобы правильно определить спряжение?

- Приступайте к работе, можете пользоваться своими схемами-опорами.

 Проверим, правильно ли вы справились с работой

Д.З Учить таблицу стр. 88, выполнить задание на раздаточных материалах.

Ребята, загадывают слова и определяют спряжение.

выделить в глаголе окончание, по окончанию определить спряжение)

Проверяем по цепочке.

П: построение рассуждения

К: умение полно и точно выражать мысли; выработка общей точки зрения, отстаивание собственной

VIII. Рефлексия деятельности

Словесный:  формулирование выводов, обобщений.

2-3мин

- Какую учебную задачу перед собой ставили?

  • Что нового вы узнали о спряжении глаголов?
  •  Как отличить глаголы 1 и 2 спряжения?
  • Закончите предложения:

-Теперь я знаю, что глаголы бывают…….

-Чтобы определить спряжение глаголов надо…….

Узнать, от чего зависят личные окончания глаголов, научиться правильно их писать.)

П: построение речевого высказывания

П:осуществление синтеза

Р:

осуществление итогового контроля


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка. Тема: «Местоимение (личное) как часть речи»

Технологическая карта урока русского языка. Тема:  «Местоимение (личное) как часть речи»...

Технологическая карта урока русского языка "Повторяем правописание безударных окончаний имён существительных. Имя прилагательное" (3 класс), УМК "Начальная школа XXI века"

Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: создание условий для отработки написания падежных окончаний имён существительных и наблюдения за использованием имени прилагательного в п...

Технологическая карта урока русского языка "Повторение правописания безударных окончаний имён существительных" (3 класс), УМК "Начальная школа XXI века"

Тип урока: урок рефлексииЦель урока: создание условий для отработки правописания безударных падежных окончаний имён существительныхЗадачи урокаДидактические:Повторить правописание безударных падежных ...