Проектирование урока русского языка в режиме технология обучения в сотрудничестве
статья по русскому языку (1 класс) на тему

Князева Наталья Александровна

Проектирование урока русского языка в режиме технологии обучения в сотрудничестве

Основные мировые педагогические тенденции лежат в русле гуманизации обучения, в основу положен личностно-ориентированный подход. В основе личностно-ориентированных педагогических технологий лежит идея перехода от объяснения к пониманию; от монолога к диалогу; от социального контроля к развитию; от управления к самоуправлению; основная задача педагога – общение, взаимопонимание с учеником. Эти положения личностно-ориентированного обучения полностью согласуются с ФГОС. Наиболее адекватной технологией, позволяющей максимально полно использовать воспитательные возможности того или иного предмета, служит обучение в сотрудничестве.

Обучение в сотрудничестве рассматривается в мировой педагогике как наиболее успешная альтернатива традиционным методам. Разные варианты обучения в сотрудничестве способны решать несколько разные задачи обучения, совокупность же разнообразных подходов с четким определением дидактической роли каждого из них позволяют добиваться высоких результатов.

Метод обучения в сотрудничестве имеет несколько вариантов.

I вариант «Обучение в команде»: организация обучения в сотрудничестве в малых группах, предусматривает группу учащихся, состоящих из четырех человек (мальчиков и девочек разного уровня обученности) группам дается задание, задание делится по частям, (каждый учащийся занят выполнением своей части задания), либо по «вертушке» (каждое последующие задание выполняется следующим учащимся)

Разновидностью организации групповой деятельности является командно – игровая деятельность. Педагог так же, как и в предыдущем случае, объясняет новый материал, организует групповую работу, но вместо индивидуального тестирования предлагает каждую неделю соревновательные турниры между командами.

II вариант – «пила». Учащиеся организуются в группы 4-6 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты (логические и смысловые блоки). Каждый член группы находит нужный ему материал. Затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу.

III вариант – «Учимся вместе». Дети разбиваются на разнородные группы в 3 – 5 человек. Каждая группа получает одно задание, являющееся подразделением какой – либо большой темы, над которой работает весь коллектив. В результате совместной работы отдельных групп достигается усвоение всего материала.

IV вариант – исследовательская работа учащихся в группах. В этом варианте акцент делается на самостоятельную работу. Учащиеся работают либо индивидуально, либо в группах до 6 человек. Они выбирают подтему той темы, которая подлежит изучению всем классом. Затем в малых группах эта подтема разбивается на индивидуальные задания для каждого ученика. Каждый таким образом должен внести свою лепту в общую задачу. Дискуссии, обсуждения в группах дают возможность ознакомиться с работой каждого ученика. На основе заданий, выполненных каждым учеником совместно составляется единый доклад, который и подлежит презентации на уроке перед всем классом.

Необходимо также заметить, что состав обучающихся в группе является сменным, что позволяет наиболее полно реализовать личностно – ориентированный подход в различных педагогических ситуациях.

Обучение в сотрудничестве имеет цель не только овладение знаниями, умениями и навыками каждым учеником на уровне, соответствующем его индивидуальным особенностям развития. Очень важен здесь эффект социализации, формирования коммуникативных умений. Ребята учатся работать вместе, учиться вместе, вместе творить, всегда готовы придти друг другу на помощь. Хочется отметить, что ученики становятся друзьями не только на время выполнения общих заданий на уроке, доброжелательно относятся друг к другу, проявляют симпатии и заинтересованность в успехах других.

Именно сотрудничество, а не соревнование лежит в основе обучения в группе. Индивидуальная ответственность означает, что успех всей команды (группы) зависит от вклада каждого участника, что предусматривает помощь каждого члена команды друг другу. Равные возможности означают возможность каждого ученика совершенствовать свои собственные достижения. Это означает также, что каждый ученик учится в силу собственных возможностей, способностей и потому имеет шанс оцениваться наравне с другими. Если продвинутый ученик затрачивает определенные усилия на достижения своего уровня, а слабый ученик затрачивает также максимум усилий для достижения своего уровня, то будет справедливо, если их усилия (в группе) будут оценены одинаково, при условии, что в обоих случаях каждый сделал, что мог. Психологи, изучающие данный подход к обучению, давно заметили, что, если оцениваются усилия, которые затрачивают ученики в группе для достижения общего результата, то мотивация у всех учащихся гораздо выше, чем в традиционных классах.

Учитель приобретает новую роль - роль организатора самостоятельной познавательной, исследовательской, творческой деятельности учащихся. Его задача больше не сводится к передаче суммы знаний и опыта, накопленного человечеством. Он должен помочь ученикам самостоятельно добывать нужные знания, критически осмысливать получаемую информацию, уметь делать выводы, аргументировать их, располагая необходимыми фактами, решать возникающие проблемы.

Начинать работу в группах следует с планировки классных комнат. Чтобы группы не мешали работать друг другу во время обсуждения необходимо рассаживать учеников «нос к носу». Расположение столов такое, чтобы дети могли общаться в процессе совместной деятельности (видеть лица друг друга). Класс можно разделить на группы разными способами:

- «Соседи» (парные группы);

- «Друзья» (четвёрки);

- творческое объединение «Тёзки» (класс делится на группы по начальной букве алфавита или имени).

Для продуктивной работы в группе каждый ученик должен чётко знать и придерживаться правил работы в группе. Необходимо соблюдать следующие принципы построения групповой работы на уроке:

1. Сообщение цели сотрудничества перед любой работой:

- каждый ученик внесёт собственный вклад в общее дело, выскажет свои идеи, будет внимательно выслушивать партнёров, чётко следя за тем, чтобы у всех были равные возможности на участие в работе;

- каждый член группы должен понимать, что он делает и как следует выполнять задание.

2. Отслеживание активности группы на протяжении всей работы: учитель должен по необходимости оказывать помощь.

3. Выставление оценок – одна на всю группу: при обобщении учебного материала считаю существенной не балловую оценку, а достижение группы, хотя каждый балл должен быть обоснован: оценивается группа и каждый ученик ответственен за общую (групповую) оценку; именно это является стимулом сотрудничества: все должны помогать друг другу.

Строю урок таким образом, чтобы чередовать устные и письменные задания, серьёзные и шуточные, стараюсь избежать однообразия.

Допустим, задания, ставящие целью проверить конкретные знания по теме, могут быть или в форме вопросника, или теста, или кроссворда, или двух списков, между которыми нужно установить соответствие, или загадок, которые нужно отгадать. Такие задания выполняются детьми письменно.

При этом учу детей распределять роли. Кто-то из них зачитывает другим вопрос, кто-то, после обсуждения, записывает ответ. На следующее задание роли меняются. Отчитывается группа, просто сдав учителю выполненное задание.

Обсуждения, исследования обучающиеся проводят совместно, а вот выступает от имени группы один человек. Тоже желательно, чтобы на протяжении всего урока устные ответы давал не один и тот же ребёнок, а все члены группы по очереди.

В тех случаях, когда сами задания или отчёты за них являются устными, помогаю обучающимся правильно построить свою речь. В зависимости от предполагаемой формы ответа либо выдаю им сопроводительную шпаргалочку с перечислением вступительных фраз (мы установили, мы предполагаем, мы обнаружили, мы уверены, мы думаем, мы считаем, мы пришли к выводу, мы согласны с тем). Либо предоставляю готовый план ответа. Либо даю советы, как правильно спланировать своё выступление, каких ошибок следует избежать.

Нравятся детям задания творческого характера, когда они должны сочинить стихотворение по заданным словам или вставить недостающие слова в уже готовое стихотворение, так, чтобы сохранить размер и рифму, а, главное, смысл. Или когда им после непродолжительной подготовки нужно прочитать по ролям отрывок из текста, спеть песенку, рассказать стихотворение, проинсценировать басню, исполнить танец. Тогда отчитываются за задание несколько членов группы или вся группа целиком.

Технология сотрудничества максимально направлена на развитие коммуникативных универсальных учебных действий: обучающимся прививаются навыки общения, чувство самоуважения. Каждый получает возможность обратиться за разъяснением и получить более полную информацию от своих сверстников. Ученик, рассматривая одну и ту же проблему, смотрит на неё своими глазами и глазами других ребят. У учащихся развиваются навыки общения, риторическая грамотность, возрастает самоуважение.

Дискуссии, обсуждения в группах дают возможность учащимся свободно общаться, уважительно относиться к мнению одноклассников, отстаивать свою точку зрения и подчинять её мнению товарищей, если она была ближе к истине.

Благодарю за внимание!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектирование урока русского языка в режиме технологии обучения в сотрудничестве

Основные мировые педагогические тенденции лежат в русле гуманизации обучения, в основу положен личностно-ориентированный подход. В основе личностно-ориентированных педагогических технологий лежит идея перехода от объяснения к пониманию; от монолога к диалогу; от социального контроля к развитию; от управления к самоуправлению; основная задача педагога – общение, взаимопонимание с учеником. Эти положения личностно-ориентированного обучения полностью согласуются с ФГОС. Наиболее адекватной технологией, позволяющей максимально полно использовать воспитательные возможности того или иного предмета, служит обучение в сотрудничестве.

Обучение в сотрудничестве рассматривается в мировой педагогике как наиболее успешная альтернатива традиционным методам. Разные варианты обучения в сотрудничестве способны решать несколько разные задачи обучения, совокупность же разнообразных подходов с четким определением дидактической роли каждого из них позволяют добиваться высоких результатов.

Метод обучения в сотрудничестве имеет несколько вариантов.

I вариант «Обучение в команде»: организация обучения в сотрудничестве в малых группах, предусматривает группу учащихся, состоящих из четырех человек (мальчиков и девочек разного уровня обученности) группам дается задание, задание делится по частям, (каждый учащийся занят выполнением своей части задания), либо по «вертушке» (каждое последующие задание выполняется следующим учащимся)

Разновидностью организации групповой деятельности является командно – игровая деятельность. Педагог так же, как и в предыдущем случае, объясняет новый материал, организует групповую работу, но вместо индивидуального тестирования предлагает каждую неделю соревновательные турниры между командами.

II вариант – «пила». Учащиеся организуются в группы 4-6 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты (логические и смысловые блоки). Каждый член группы находит нужный ему материал. Затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу.

III вариант – «Учимся вместе». Дети разбиваются на разнородные группы в 3 – 5 человек. Каждая группа получает одно задание, являющееся подразделением какой – либо большой темы, над которой работает весь коллектив. В результате совместной работы отдельных групп достигается усвоение всего материала.

IV вариант – исследовательская работа учащихся в группах. В этом варианте акцент делается на самостоятельную работу. Учащиеся работают либо индивидуально, либо в группах до 6 человек. Они выбирают подтему той темы, которая подлежит изучению всем классом. Затем в малых группах эта подтема разбивается на индивидуальные задания для каждого ученика. Каждый таким образом должен внести свою лепту в общую задачу. Дискуссии, обсуждения в группах дают возможность ознакомиться с работой каждого ученика. На основе заданий, выполненных каждым учеником совместно составляется единый доклад, который и подлежит презентации на уроке перед всем классом.

Необходимо также заметить, что состав обучающихся в группе является сменным, что позволяет наиболее полно реализовать личностно – ориентированный подход в различных педагогических ситуациях.

Обучение в сотрудничестве имеет цель не только овладение знаниями, умениями и навыками каждым учеником на уровне, соответствующем его индивидуальным особенностям развития. Очень важен здесь эффект социализации, формирования коммуникативных умений. Ребята учатся работать вместе, учиться вместе, вместе творить, всегда готовы придти друг другу на помощь. Хочется отметить, что ученики становятся друзьями не только на время выполнения общих заданий на уроке, доброжелательно относятся друг к другу, проявляют симпатии и заинтересованность в успехах других.

Именно сотрудничество, а не соревнование лежит в основе обучения в группе. Индивидуальная ответственность означает, что успех всей команды (группы) зависит от вклада каждого участника, что предусматривает помощь каждого члена команды друг другу. Равные возможности означают возможность каждого ученика совершенствовать свои собственные достижения. Это означает также, что каждый ученик учится в силу собственных возможностей, способностей и потому имеет шанс оцениваться наравне с другими. Если продвинутый ученик затрачивает определенные усилия на достижения своего уровня, а слабый ученик затрачивает также максимум усилий для достижения своего уровня, то будет справедливо, если их усилия (в группе) будут оценены одинаково, при условии, что в обоих случаях каждый сделал, что мог. Психологи, изучающие данный подход к обучению, давно заметили, что, если оцениваются усилия, которые затрачивают ученики в группе для достижения общего результата, то мотивация у всех учащихся гораздо выше, чем в традиционных классах.

Учитель приобретает новую роль - роль организатора самостоятельной познавательной, исследовательской, творческой деятельности учащихся. Его задача больше не сводится к передаче суммы знаний и опыта, накопленного человечеством. Он должен помочь ученикам самостоятельно добывать нужные знания, критически осмысливать получаемую информацию, уметь делать выводы, аргументировать их, располагая необходимыми фактами, решать возникающие проблемы.

Начинать работу в группах следует с планировки классных комнат. Чтобы группы не мешали работать друг другу во время обсуждения необходимо рассаживать учеников «нос к носу». Расположение столов такое, чтобы дети могли общаться в процессе совместной деятельности (видеть лица друг друга). Класс можно разделить на группы разными способами:

- «Соседи» (парные группы);

- «Друзья» (четвёрки);

- творческое объединение «Тёзки» (класс делится на группы по начальной букве алфавита или имени).

Для продуктивной работы в группе каждый ученик должен чётко знать и придерживаться правил работы в группе. Необходимо соблюдать следующие принципы построения групповой работы на уроке:

1. Сообщение цели сотрудничества перед любой работой:

- каждый ученик внесёт собственный вклад в общее дело, выскажет свои идеи, будет внимательно выслушивать партнёров, чётко следя за тем, чтобы у всех были равные возможности на участие в работе;

- каждый член группы должен понимать, что он делает и как следует выполнять задание.

2. Отслеживание активности группы на протяжении всей работы: учитель должен по необходимости оказывать помощь.

3. Выставление оценок – одна на всю группу: при обобщении учебного материала считаю существенной не балловую оценку, а достижение группы, хотя каждый балл должен быть обоснован: оценивается группа и каждый ученик ответственен за общую (групповую) оценку; именно это является стимулом сотрудничества: все должны помогать друг другу.

Строю урок таким образом, чтобы чередовать устные и письменные задания, серьёзные и шуточные, стараюсь избежать однообразия.

Допустим, задания, ставящие целью проверить конкретные знания по теме, могут быть или в форме вопросника, или теста, или кроссворда, или двух списков, между которыми нужно установить соответствие, или загадок, которые нужно отгадать. Такие задания выполняются детьми письменно.

При этом учу детей распределять роли. Кто-то из них зачитывает другим вопрос, кто-то, после обсуждения, записывает ответ. На следующее задание роли меняются. Отчитывается группа, просто сдав учителю выполненное задание.

Обсуждения, исследования обучающиеся проводят совместно, а вот выступает от имени группы один человек. Тоже желательно, чтобы на протяжении всего урока устные ответы давал не один и тот же ребёнок, а все члены группы по очереди.

В тех случаях, когда сами задания или отчёты за них являются устными, помогаю обучающимся правильно построить свою речь. В зависимости от предполагаемой формы ответа либо выдаю им сопроводительную шпаргалочку с перечислением вступительных фраз (мы установили, мы предполагаем, мы обнаружили, мы уверены, мы думаем, мы считаем, мы пришли к выводу, мы согласны с тем). Либо предоставляю готовый план ответа. Либо даю советы, как правильно спланировать своё выступление, каких ошибок следует избежать.

Нравятся детям задания творческого характера, когда они должны сочинить стихотворение по заданным словам или вставить недостающие слова в уже готовое стихотворение, так, чтобы сохранить размер и рифму, а, главное, смысл. Или когда им после непродолжительной подготовки нужно прочитать по ролям отрывок из текста, спеть песенку, рассказать стихотворение, проинсценировать басню, исполнить танец. Тогда отчитываются за задание несколько членов группы или вся группа целиком.

Технология сотрудничества максимально направлена на развитие коммуникативных универсальных учебных действий: обучающимся прививаются навыки общения, чувство самоуважения. Каждый получает возможность обратиться за разъяснением и получить более полную информацию от своих сверстников. Ученик, рассматривая одну и ту же проблему, смотрит на неё своими глазами и глазами других ребят. У учащихся развиваются навыки общения, риторическая грамотность, возрастает самоуважение.

Дискуссии, обсуждения в группах дают возможность учащимся свободно общаться, уважительно относиться к мнению одноклассников, отстаивать свою точку зрения и подчинять её мнению товарищей, если она была ближе к истине.

Благодарю за внимание!


Список литературы

  1. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в начальной школе. – М.: Просвещение, 2010. 
  2. Дьяченко В.К., Попова А.И. Организация коллективных учебных занятий // Начальная школа, 2009, №8 с. 27-28  
  3. Иванов И.П. Коммуникативная компетентность учащихся на уроке // Начальная школа, 2009,  № 3 с. 48 - 51  
  4. Кудрявцева Л.В., Тархова С.В. Организация работы в парах постоянного состава // Начальная школа 2012, №2 с. 19 - 21  
  5. Кульневич С.В. Педагогика личности от концепций до технологий: Учеб.-практ. пособие. – Ростов н/Д: ТЦ «Учитель», 2011.
  6. Новые педагогические и информационные технологии./Под ред. Е.С.Полат. Учебное пособие. М.: Академия, 2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка с применением технологии развивающего обучения III класс, УМК «Школа России» Тема: «Суффикс – значимая часть слова»

Применение технологии развивающего обучения способствует формированию представления учащихся о суффиксе как значимой части слова, развивает умение находить в словах суффиксы; обеспечивает условия для ...

Проект «Реализация системно - деятельностного подхода к обучению в соответствии с требованиями ФГОС НОО» Проектирование урока русского языка в 1 классе по теме «Парные звонкие и глухие согласные звуки» на основе проектно-творческой деятельности

В проекте представлен методический материал к уроку русского языка в 1 классе на тему «Парные звонкие и глухие согласные звуки», включающем в себя технологическую карту урока. Карта разработана на осн...

Урок русского языка с использованием технологии проблемного обучения, групповой технологии, технология здоровьесбережения. « Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?»

Урок русского языка по теме "Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?", на этом уроке используются технологии проблемного обучения, групповой работы, здоровьесбережения....

Технологическая карта урока по математике с применением технологии обучение в сотрудничестве.

Считаю, что групповая работа в начальной школе является эффективным способом обучения детей общению со сверстниками. Классный коллектив является моделью будущего взрослого общества,...